Недавно неизвестные вандалы осквернили памятник Ивану Сусанину.
На правую руку памятника хулиганы одели компас, в левую -- вложили карту. А весь постамент был испещрён нецензурными надписями на польском языке.
Видимо Иван сильно поимел поляков, если они через 400 лет обиду помнят.
Красава и Герой.
поляки стопудово лоханулись дав компас и карту на польском. А потом репу бы чесали с куя их опять завели не туда.
"Это стыдно, не знать своих корней, и позор, перевирать факты." А грамматику и орфографию родного языка не знать не стыдно? Не могу читать, глаза режет.
Я там никогда не была, так как живу не в России.
А в школе никто не учился? Правильно писать простых обывателей не научили? И это не аргумент: "Пушкин и Гоголь писали с ошибками, значит, и всем можно"
(Кстати, перед "что" ставится запятая и "вы" с большой буквы, ибо "вы" = обращение к группе людей, а "Вы" = уважительное обращение к человеку)
Вы не царь батюшка и не царица матушка ,что-б я к вам с большой буквы обращалась Или вы возомнили себя выше простых смертных ?
Пушкин и Гоголь тоже в гимназии учились и ещё куча учителей в гувернёрах было . Идите в школу учительствовать ,а то ученики с 9 по 11 классы кроме как галочки вставлять в квадратики, больше ни чего не умеют . Хотя- с вашим " ВЫ " ,вы тоже тот ещё грамотей .
Да пишите безграмотно, мне до Вас (не буду опускаться до Вашего бескультурья) нет никакого дела. Только не делайте из безграмотности норму. Дальше спорить не вижу смысла. Приятного вечера!
Как же достали такие радетели чистоты языка. Информация принята к сведению? Ошибок не слишком много. Если сидеть и вычитывать каждую запятую, то постов будет намного меньше, а кругозор значительно уже. Вы бы сами пост какой-нибудь сделали познавательный что ли.
"...Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания в 1830—1831 гг., когда стал востребован образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя....
....Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин»[7], вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом..."
Если уж так судить, то и Иисус личность загадочная. Ведь первые письменные упоминания о нем датируются 50м годом. Так что стоит верить только себе. И то не всегда.
Фигура Ивана Сусанина мифологическая, как впрочем, многие фигуры русской истории Вот что пишет о нём и о его "подвиге» Н.И Костомаровизвлечения из «Исторического исследования «Иван Сусанин» "...Когда мы захотим обратится к первоначальным известиям о таком безмерно важном событии, то прежде всего поразит нас то, что ни в русских, ни в иностранных тогдашних сочинениях, несмотря на множество подробностей, хорошо очерчивающих ту эпоху, нет ни слова об этом происшествии…»; «…легенда эта появилась благодаря грамоте, данной по прошению матери Михаила Романова1619 года ноября 30 крестьянину села Домнино Богдашке Собинину, зятю Ивана Сусанина, в которой говорится о том, что «… тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, его пытали великими немерными муками, а пытали его, где в те поры мы великий государь князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван ведая про нас терпя от тех польских литовских людей немерные пытки про нас, великого государя, тем польским литовским людям, про то где мы в ту пору были, не сказал и польские литовские люди замучили его до смерти (Собр.Г.Грамот III. 214).Богдашка Собинин,0 как и Иван, был этнический мордвин и челобитную свою просил перевести дьяка местной епархии
Можно предположить, что те «польские-литовские люди» пытали не одного Ивашку Сусанина, с целью узнать, где молодой царь но среди всех пытуемых костромичан, у одного Сусанина оказался расторопный зять, получивший помимо грамоты: « половину деревни Деревнишь, полторы чети выти земли велели обелить; с тоя полудеревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах никаких податей и кормов, и подводы намётных всяких столовых…ни в какие подати имать с них не имели.…» Подобные грамоты впоследствии добивались потомки Богдана и Ивана. Н.А. Костомаров далее пишет: «…Кострома, г (где находился М.Ф.Р.) город был укреплённый, Михаил Федорович был в нём в безопасности; если Михаил Федорович был безопасен в Костроме(собственно он находился в Ипатьевском монастыре), то Сусанину незачем было подвергать себя мучениям и не объявлять полякам, где царь».
Легенда о подвиге Сусанина, якобы заведшего поляков в болото, впервые появилась в «Географическом словаре Щекатова»в 1804 году «…Уже выше мы заметили, пишет Костомаров, что об этом происшествии нет ни слова у современных повествователей, как русских, так и иностранных
Даже Никоновская летопись, составленная в своём последнем виде при царе Алексее Михайловиче, когда потомки Сусанина уже имели грамоты, не внесла ни имени Сусанина ни подвига его на свои страницы…» . «…А между тем в ней описывалось, как реальный Никанор Шульгин противодействовал избранию Михаила и пытался возмутить Арзамас и Казань (Никанов 204)».
Ещё Соловьев с свойственным ему беспристрастием, справедливо заметил, что в то время в краю Костромском не было ни поляков ни литовцев и что Сусанина поймали свои воровские люди, казацкие шайки, бродившие тогда по Руси…»
В речи, произнесённой митрополитов при венчании Михаила Федоровича, исчисляются все неправды и разорения, нанесённые поляками России. Кажется как бы здесь не упомянуть о таком важном злодействе и о явном небесном покровительстве над царём- однако нет ничего.
«…Таким образом , заканчивает своё историческое исследование Н.И. Костомаров, в истории Сусанина достоверно только то что этот крестьянин был одною из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в смутное время»
. Из студенческого фольклора:
«…Куда ты завёл нас не видно ни зги?
-Идите за мной, не …… мозги
susanin.kostromka.ru
Итак, Иван Сусанин, стараясь отвести угрозу от Марфы Ивановны и Михаила Романовых (а может быть, и в самом деле отведя её, ценой собственной жизни), был убит “польскими и литовскими людьми” в селе Исупове поздней осенью 1612 года. Через какое-то время его тело, конечно, было привезено в вотчину, отпет Сусанин мог быть или в Воскресенской церкви Домнина, или в зимнем храме Михаила-Архангела в Спас-Хрипелях, а предали его земле, вероятнее всего, как и положено, на приходском кладбище в Спас-Хрипелях.
Через несколько месяцев жители домнинской вотчины узнали поразительную новость о том, что новым царём “всея Руси” избран сын их хозяйки, что из Москвы в Кострому, в Ипатьевский монастырь, прибыло большое посольство, с которым Михаил Романов и его мать уехали в столицу. О жизни Богдана Собинина, Антониды и их сыновей в это время нам ничего не известно. Они продолжали жить в Деревеньках, разумеется, как и было заведено, в дни поминовения посещая могилу Сусанина.
И после гибели Сусанина домнинская округа, как и весь костромской край, ещё, по крайней мере, несколько лет не знала мира и покоя. Не знала их и вся Россия. Иногда в популярной литературе изображается так, что после избрания на царский престол Михаила кошмары Смутного времени чуть ли не окончились; но это не так. Поляки, не признавая Михаила Федоровича царём, продолжали войну, и России ещё несколько лет приходилось напрягать все свои силы в борьбе с иноземцами.
И пока продолжалась война, ни о каком возвращении из польского плена отца русского царя, Филарета Никитича, конечно, не могло быть и речи. Лишь после того, как 1 декабря 1618 года в деревне Деулино под Троице-Сергиевым монастырём между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет было заключено перемирие, решилась и судьба Филарета. 14 июня 1619 года торжественно встреченный Филарет въехал в Москву, 22 июня на церковном соборе произошло его наречение, а 24 июня – поставление в патриархи. 24 августа, как мы помним, Михаил Федорович и Марфа Ивановна отправились с благодарственным паломничеством на Унжу; 10 сентября они прибыли в Кострому, а вечером 17 сентября – в Домнино. Только здесь царь и его мать узнали о судьбе Сусанина, после чего, по-видимому, было дано указание перезахоронить прах Сусанина с приходского кладбища в Спас-Хрипелях в подклет Успенской церкви Домнина (подробнее об этом в следующей главе), а по возвращении в Москву “по совету и прошению” Марфы Ивановны Михаил Федорович выдал потомству Сусанина жалованную грамоту от 30 ноября 1619 года.
Грамотой, выданной “Богдашке Собинину”, царь жаловал сусанинскому зятю “в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ”. Согласно грамоте, на Богдана “ и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах, наших никаких податей, и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какия подати имати с них не велели, велели им тое полдеревни во всём обелить” (т.е. освободить от всех видов повинностей и налогов – Н.З.). Грамота особо оговаривала: “А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ <…> ни в который монастырь с тем селом отдавати не велели, велели по нашему царскому жалованию владеть ему Богдашке Собинину, и детям его и внучатам, и правнучатам, и род их во веки неподвижно”.1
Судя по всему, грамота узаконила освобождение (“обеление”) от всех повинностей той земли, которой фактически владел Собинин к 1619 году. Учитывая, что в 1631 году в Деревеньках было три крестьянских двора, можно предположить, что в 1619 году их было только два, один из них – собининский, почему зять Сусанина и получил “полдеревни”.
Таким образом, Романовы почтили память Сусанина истинно “по- царски” – его останки были похоронены в церкви (по понятиям того времени такое погребение считалось наиболее престижным – в стенах храмов хоронили, как правило, только представителей высших слоёв тогдашнего общества – царей, князей, церковных иерархов и т.д.), его потомки были “обелены” от всех видов налогов и повинностей (что также было для того времени – как и для любого другого – наградой необычайно высокой). Упомянем и ещё об одном значимом факте: в грамоте от 30 ноября 1619 года Сусанин назван полным именем “Иван”, а не уничижительным “Ивашкой”, как было положено (в то время как Богдан Собинин там же назван в соответствии с принятыми нормами “Богдашкой”). Всё это говорит о том, что Романовыми двигала не только память о старом слуге, тем более понятная и объяснимая во время благодарственного паломничества к “цельбоносному гробу” преподобного Макария, но и о том, что подвиг Сусанина был ими оценён необычайно высоко.
Переселение потомков Сусанина в Коробово
С 1619 года Богдан Собинин и его семья стали так называемыми “белопашцами” – т.е. свободными крестьянами, не несущими никаких повинностей в чью-либо пользу. Однако свобода их длилась недолго – чуть более десяти лет. 26 января 1631 года, находясь при смерти, Марфа Ивановна, как это было принято тогда, пожаловала на помин своей души московский Новоспасский монастырь – место упокоения почти всех Романовых – “селом Домниным и сельцом Хрипели и Водожским ямом з деревнями, и с починками, и с лесы, и с луги, и з болоты, со всеми угодьи, что к тем селам и деревням, и к Водожскому яму, и к починкам, и к пустошам истари потягло куда ходил плуг, и соха, и коса, и топор”.2 27 января 1631 года “великая государыня инока Марфа Ивановна” скончалась, и, согласно её духовной грамоте, вместе со всей домнинской вотчиной “в дом ко Всемилостивому Спасу на новое, что на Москве возле Крутиц” перешла и деревня Деревеньки.3 Настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Тихон, в соответствии с духовной грамотой царской матери, естественно, “очернил” потомков Сусанина, т.е. возложил на них, как и на всех остальных крестьян бывшей вотчины инокини Марфы, различные повинности в пользу монастыря.
Как могло случиться, что потомков Сусанина, обелённых царской грамотой, вновь обратили в зависимое состояние, да ещё и вопреки прямому запрету той же грамоты отдали монастырю? Как могла Марфа Ивановна, богомольная женщина, монахиня, пойти на пороге могилы на такое, вне всякого сомнения, не слишком богоугодное дело, как передача свободных людей – потомков человека, отдавшего жизнь, спасая её единственного сына, – в собственность монастыря? Тем более, что этим перечёркивалась грамота, появившаяся в результате благодарственного паломничества к мощам преподобного Макария Унженского.
Может, причиной этого был властный характер Марфы Ивановны, поступающей по своему выбору, не считаясь ни с чем? Конечно, нет. Вероятно, делая вклад в монастырь, в стенах которого ей предстояло обрести вечный покой, и находясь при смерти, о половине Деревенек Марфа Ивановна просто забыла. Или же – что ещё вероятнее – напутали, не проверив всё, как следует, те, кому было поручено составить её духовную грамоту. Но как бы там ни было, получилось нехорошо, и вольно или невольно Марфа Ивановна взяла на свою душу немалый грех, а ошибка с Деревеньками имела большие последствия.
деревня Коробово
Деревня Коробово - селение потомков Ивана Сусанина.
Фото Г.П. Белякова. 1997 г.
К январю 1631 года Богдан Собинин уже умер, и овдовевшей Антониде пришлось защищать свои права и своих детей самой. Согласно преданию, бытовавшему среди потомков Сусанина, Антонида после смерти мужа ездила в Москву и даже будто бы жила в царском дворце.4 Вполне возможно, что это предание – над которым очень смеялся Н.И Костомаров – отражает реальные события. Судя по всему, Антонида действительно отправилась в Москву, где и подала на имя царя не дошедшую до нас челобитную, в которой было указано на свершённую с семьёй Сусанина несправедливость и на нарушение царской грамоты 1619 года. Н.Н. Виноградовым был опубликован документ, датированный 6 февраля 1632 года, свидетельствующий о том, что по указу царя началось разбирательство обстоятельств передачи Новоспасскому монастырю половины деревни Деревеньки. а Результатом этого разбирательства была новая жалованная грамота от 30 января 1633 года, которой “вдову Антонидку и с детьми ея с Данилкой да Костькою” царь пожаловал “вместо тое деревни Деревнищ <…> в Костромском уезде, села Красного, приселка Подольского пустошь Коробово в отчину и в род их во веки не подвижно”.6 Этой грамотой Михаил Федорович, не смея нарушать предсмертную волю матери, взамен половины их родной деревни возле Домнина пожаловал дочери Сусанина и её сыновьям пустошь Коробово, находившуюся в противоположном конце тогдашнего огромного Костроского уезда (ныне это деревня Коробово Красносельского района Костромской области).
Всё, казалось бы, кончилось хорошо, и справедливость была восстановлена, если не считать того, сколько довелось пережить близким Сусанина, и того, что им в результате ошибки какого-то чиновника пришлось переселяться из родных мест и от родных могил. Переселение потомков Сусанина из-под Домнина, безусловно, явилось и одной из главных причин последующего забвения его могилы (об этом подробнее будет в следующей главе). Ясно, что останься они на родине, этого бы не произошло – известно, как потомки Сусанина берегли память о своём знаменитом предке в Коробове. Таковы последствия ошибки, ответственность за которую, так или иначе, лежит на Марфе Ивановне.
И спустя много лет, во время совсем другой войны подвиг повторялся не раз.
Далее почитайте по ссылке. Вечная память героям! http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=1051606736http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=1051606736
155 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
На правую руку памятника хулиганы одели компас, в левую -- вложили карту. А весь постамент был испещрён нецензурными надписями на польском языке.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Красава и Герой.
поляки стопудово лоханулись дав компас и карту на польском. А потом репу бы чесали с куя их опять завели не туда.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
А в школе никто не учился? Правильно писать простых обывателей не научили? И это не аргумент: "Пушкин и Гоголь писали с ошибками, значит, и всем можно"
(Кстати, перед "что" ставится запятая и "вы" с большой буквы, ибо "вы" = обращение к группе людей, а "Вы" = уважительное обращение к человеку)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Пушкин и Гоголь тоже в гимназии учились и ещё куча учителей в гувернёрах было . Идите в школу учительствовать ,а то ученики с 9 по 11 классы кроме как галочки вставлять в квадратики, больше ни чего не умеют . Хотя- с вашим " ВЫ " ,вы тоже тот ещё грамотей .
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Там написано и про то,что ты говоришь.
Я знаю для себя одно - пустой человек не остался бы в истории.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
"...Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания в 1830—1831 гг., когда стал востребован образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя....
....Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин»[7], вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом..."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Можно предположить, что те «польские-литовские люди» пытали не одного Ивашку Сусанина, с целью узнать, где молодой царь но среди всех пытуемых костромичан, у одного Сусанина оказался расторопный зять, получивший помимо грамоты: « половину деревни Деревнишь, полторы чети выти земли велели обелить; с тоя полудеревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах никаких податей и кормов, и подводы намётных всяких столовых…ни в какие подати имать с них не имели.…» Подобные грамоты впоследствии добивались потомки Богдана и Ивана. Н.А. Костомаров далее пишет: «…Кострома, г (где находился М.Ф.Р.) город был укреплённый, Михаил Федорович был в нём в безопасности; если Михаил Федорович был безопасен в Костроме(собственно он находился в Ипатьевском монастыре), то Сусанину незачем было подвергать себя мучениям и не объявлять полякам, где царь».
Легенда о подвиге Сусанина, якобы заведшего поляков в болото, впервые появилась в «Географическом словаре Щекатова»в 1804 году «…Уже выше мы заметили, пишет Костомаров, что об этом происшествии нет ни слова у современных повествователей, как русских, так и иностранных
Даже Никоновская летопись, составленная в своём последнем виде при царе Алексее Михайловиче, когда потомки Сусанина уже имели грамоты, не внесла ни имени Сусанина ни подвига его на свои страницы…» . «…А между тем в ней описывалось, как реальный Никанор Шульгин противодействовал избранию Михаила и пытался возмутить Арзамас и Казань (Никанов 204)».
Ещё Соловьев с свойственным ему беспристрастием, справедливо заметил, что в то время в краю Костромском не было ни поляков ни литовцев и что Сусанина поймали свои воровские люди, казацкие шайки, бродившие тогда по Руси…»
В речи, произнесённой митрополитов при венчании Михаила Федоровича, исчисляются все неправды и разорения, нанесённые поляками России. Кажется как бы здесь не упомянуть о таком важном злодействе и о явном небесном покровительстве над царём- однако нет ничего.
«…Таким образом , заканчивает своё историческое исследование Н.И. Костомаров, в истории Сусанина достоверно только то что этот крестьянин был одною из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в смутное время»
. Из студенческого фольклора:
«…Куда ты завёл нас не видно ни зги?
-Идите за мной, не …… мозги
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Итак, Иван Сусанин, стараясь отвести угрозу от Марфы Ивановны и Михаила Романовых (а может быть, и в самом деле отведя её, ценой собственной жизни), был убит “польскими и литовскими людьми” в селе Исупове поздней осенью 1612 года. Через какое-то время его тело, конечно, было привезено в вотчину, отпет Сусанин мог быть или в Воскресенской церкви Домнина, или в зимнем храме Михаила-Архангела в Спас-Хрипелях, а предали его земле, вероятнее всего, как и положено, на приходском кладбище в Спас-Хрипелях.
Через несколько месяцев жители домнинской вотчины узнали поразительную новость о том, что новым царём “всея Руси” избран сын их хозяйки, что из Москвы в Кострому, в Ипатьевский монастырь, прибыло большое посольство, с которым Михаил Романов и его мать уехали в столицу. О жизни Богдана Собинина, Антониды и их сыновей в это время нам ничего не известно. Они продолжали жить в Деревеньках, разумеется, как и было заведено, в дни поминовения посещая могилу Сусанина.
И после гибели Сусанина домнинская округа, как и весь костромской край, ещё, по крайней мере, несколько лет не знала мира и покоя. Не знала их и вся Россия. Иногда в популярной литературе изображается так, что после избрания на царский престол Михаила кошмары Смутного времени чуть ли не окончились; но это не так. Поляки, не признавая Михаила Федоровича царём, продолжали войну, и России ещё несколько лет приходилось напрягать все свои силы в борьбе с иноземцами.
И пока продолжалась война, ни о каком возвращении из польского плена отца русского царя, Филарета Никитича, конечно, не могло быть и речи. Лишь после того, как 1 декабря 1618 года в деревне Деулино под Троице-Сергиевым монастырём между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет было заключено перемирие, решилась и судьба Филарета. 14 июня 1619 года торжественно встреченный Филарет въехал в Москву, 22 июня на церковном соборе произошло его наречение, а 24 июня – поставление в патриархи. 24 августа, как мы помним, Михаил Федорович и Марфа Ивановна отправились с благодарственным паломничеством на Унжу; 10 сентября они прибыли в Кострому, а вечером 17 сентября – в Домнино. Только здесь царь и его мать узнали о судьбе Сусанина, после чего, по-видимому, было дано указание перезахоронить прах Сусанина с приходского кладбища в Спас-Хрипелях в подклет Успенской церкви Домнина (подробнее об этом в следующей главе), а по возвращении в Москву “по совету и прошению” Марфы Ивановны Михаил Федорович выдал потомству Сусанина жалованную грамоту от 30 ноября 1619 года.
Грамотой, выданной “Богдашке Собинину”, царь жаловал сусанинскому зятю “в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ”. Согласно грамоте, на Богдана “ и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах, наших никаких податей, и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какия подати имати с них не велели, велели им тое полдеревни во всём обелить” (т.е. освободить от всех видов повинностей и налогов – Н.З.). Грамота особо оговаривала: “А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ <…> ни в который монастырь с тем селом отдавати не велели, велели по нашему царскому жалованию владеть ему Богдашке Собинину, и детям его и внучатам, и правнучатам, и род их во веки неподвижно”.1
Судя по всему, грамота узаконила освобождение (“обеление”) от всех повинностей той земли, которой фактически владел Собинин к 1619 году. Учитывая, что в 1631 году в Деревеньках было три крестьянских двора, можно предположить, что в 1619 году их было только два, один из них – собининский, почему зять Сусанина и получил “полдеревни”.
Таким образом, Романовы почтили память Сусанина истинно “по- царски” – его останки были похоронены в церкви (по понятиям того времени такое погребение считалось наиболее престижным – в стенах храмов хоронили, как правило, только представителей высших слоёв тогдашнего общества – царей, князей, церковных иерархов и т.д.), его потомки были “обелены” от всех видов налогов и повинностей (что также было для того времени – как и для любого другого – наградой необычайно высокой). Упомянем и ещё об одном значимом факте: в грамоте от 30 ноября 1619 года Сусанин назван полным именем “Иван”, а не уничижительным “Ивашкой”, как было положено (в то время как Богдан Собинин там же назван в соответствии с принятыми нормами “Богдашкой”). Всё это говорит о том, что Романовыми двигала не только память о старом слуге, тем более понятная и объяснимая во время благодарственного паломничества к “цельбоносному гробу” преподобного Макария, но и о том, что подвиг Сусанина был ими оценён необычайно высоко.
Переселение потомков Сусанина в Коробово
С 1619 года Богдан Собинин и его семья стали так называемыми “белопашцами” – т.е. свободными крестьянами, не несущими никаких повинностей в чью-либо пользу. Однако свобода их длилась недолго – чуть более десяти лет. 26 января 1631 года, находясь при смерти, Марфа Ивановна, как это было принято тогда, пожаловала на помин своей души московский Новоспасский монастырь – место упокоения почти всех Романовых – “селом Домниным и сельцом Хрипели и Водожским ямом з деревнями, и с починками, и с лесы, и с луги, и з болоты, со всеми угодьи, что к тем селам и деревням, и к Водожскому яму, и к починкам, и к пустошам истари потягло куда ходил плуг, и соха, и коса, и топор”.2 27 января 1631 года “великая государыня инока Марфа Ивановна” скончалась, и, согласно её духовной грамоте, вместе со всей домнинской вотчиной “в дом ко Всемилостивому Спасу на новое, что на Москве возле Крутиц” перешла и деревня Деревеньки.3 Настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Тихон, в соответствии с духовной грамотой царской матери, естественно, “очернил” потомков Сусанина, т.е. возложил на них, как и на всех остальных крестьян бывшей вотчины инокини Марфы, различные повинности в пользу монастыря.
Как могло случиться, что потомков Сусанина, обелённых царской грамотой, вновь обратили в зависимое состояние, да ещё и вопреки прямому запрету той же грамоты отдали монастырю? Как могла Марфа Ивановна, богомольная женщина, монахиня, пойти на пороге могилы на такое, вне всякого сомнения, не слишком богоугодное дело, как передача свободных людей – потомков человека, отдавшего жизнь, спасая её единственного сына, – в собственность монастыря? Тем более, что этим перечёркивалась грамота, появившаяся в результате благодарственного паломничества к мощам преподобного Макария Унженского.
Может, причиной этого был властный характер Марфы Ивановны, поступающей по своему выбору, не считаясь ни с чем? Конечно, нет. Вероятно, делая вклад в монастырь, в стенах которого ей предстояло обрести вечный покой, и находясь при смерти, о половине Деревенек Марфа Ивановна просто забыла. Или же – что ещё вероятнее – напутали, не проверив всё, как следует, те, кому было поручено составить её духовную грамоту. Но как бы там ни было, получилось нехорошо, и вольно или невольно Марфа Ивановна взяла на свою душу немалый грех, а ошибка с Деревеньками имела большие последствия.
деревня Коробово
Деревня Коробово - селение потомков Ивана Сусанина.
Фото Г.П. Белякова. 1997 г.
К январю 1631 года Богдан Собинин уже умер, и овдовевшей Антониде пришлось защищать свои права и своих детей самой. Согласно преданию, бытовавшему среди потомков Сусанина, Антонида после смерти мужа ездила в Москву и даже будто бы жила в царском дворце.4 Вполне возможно, что это предание – над которым очень смеялся Н.И Костомаров – отражает реальные события. Судя по всему, Антонида действительно отправилась в Москву, где и подала на имя царя не дошедшую до нас челобитную, в которой было указано на свершённую с семьёй Сусанина несправедливость и на нарушение царской грамоты 1619 года. Н.Н. Виноградовым был опубликован документ, датированный 6 февраля 1632 года, свидетельствующий о том, что по указу царя началось разбирательство обстоятельств передачи Новоспасскому монастырю половины деревни Деревеньки. а Результатом этого разбирательства была новая жалованная грамота от 30 января 1633 года, которой “вдову Антонидку и с детьми ея с Данилкой да Костькою” царь пожаловал “вместо тое деревни Деревнищ <…> в Костромском уезде, села Красного, приселка Подольского пустошь Коробово в отчину и в род их во веки не подвижно”.6 Этой грамотой Михаил Федорович, не смея нарушать предсмертную волю матери, взамен половины их родной деревни возле Домнина пожаловал дочери Сусанина и её сыновьям пустошь Коробово, находившуюся в противоположном конце тогдашнего огромного Костроского уезда (ныне это деревня Коробово Красносельского района Костромской области).
Всё, казалось бы, кончилось хорошо, и справедливость была восстановлена, если не считать того, сколько довелось пережить близким Сусанина, и того, что им в результате ошибки какого-то чиновника пришлось переселяться из родных мест и от родных могил. Переселение потомков Сусанина из-под Домнина, безусловно, явилось и одной из главных причин последующего забвения его могилы (об этом подробнее будет в следующей главе). Ясно, что останься они на родине, этого бы не произошло – известно, как потомки Сусанина берегли память о своём знаменитом предке в Коробове. Таковы последствия ошибки, ответственность за которую, так или иначе, лежит на Марфе Ивановне.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Далее почитайте по ссылке. Вечная память героям!
http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=1051606736http://pobeda.oper.ru/news/read.php?t=1051606736
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена