Не которые людишки пишут, что мол это враньё и Санта это просто святые. Но они не знают, что когда церковь веля борьбу с язычниками то замещала из обычаи своими. Так же пытались делать коммунисты.
В основе образа Санта Клауса и всех прочих (Йолоупуки, Ежишка и т.д.) лежит образ православного Святого Николая Угодника реально существовавшего в Византии и помогавшего страждущим и местных древних языческих образов. Символом Нового Года эти образы стали достаточно недавно, по той простой причине что в разных регионах летоисчисление шло по разному: в католических странах новый год отмечался 1 марта (изменить дату пытался французский король Людовик не помню какой по счёту. Отчасти это ему удалось - 1 апреля теперь стал негласным праздником), В России новый год был 1 сентября (что в принципе сохранилось до сих пор в качестве учебного года).
Зимнее солнцестояние у разных народов тоже отмечалось - в древнем Риме это был день Януса - один из самых значимых праздников в Риме, почему Рождество и приурочили к этому дню - война религий...
"Всё смешалось в доме Облонских..." Санта-Клаус - это аналог нашего Святого Николая - мирликийского (Никола-зимний) - к Йоулупукки он имеет не больше отношения, чем святочный козёл к Святому Николаю. Зимний солцеворот и у нас праздновался (похоже, что это характерно у всех народов, имеющих арийские корни, а славяне к ним тоже относятся) - отголоски - святочные ряженные, где коза, кстати, тоже фигурировала - "Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу. Нашёл себе принцессу. Давай коза попрыгаем и ножками подрыгаем!" Домовые, которых нужно кашей подкармливать - и у нас водятся, ну а так же лешие.
Германия - большая, и в разных районах Рождество празднуется по-разному. Следует различать католиков и лютеран. Ёлку узаконили лютеране (а именно - сам Лютер. Он же и предложил украшать ёлку свечами, так как для него свечи олицетворяли звёзды небосвода. Вспоминаем фразу Канта - лютеранина: "две удивительные вещи - небо над головой и нравственный закон внутри нас". По заветам Лютера, его последователи отказались от поклонения другим святым, кроме Христа, убрали вертепы, но им понадобились другие символы - "звёзды над головой и нравственный закон внутри нас" - ну а Лютеру хотелось, чтобы праздник вышел из храма в дома, в семьи. А католики в Германии продолжали праздновать Рождество без ёлки до 19 века. И праздновали в декабре, так же как и мы, Николу-зимнего и у них подарки ДО Рождества приносил Святой Николай.
Лютеранам тоже хотелось, чтобы кто-то приносил детям подарки и Лютер придумал Рождественского деда.
Св. Николай почитался в Германии как покровитель мореходов, купцов, пекарей и школьников. В XIV веке в школах при католических монастырях каждый год стали отмечать 6 декабря День святого Николая Мирликийского. Праздник сопровождался пышными процессиями, в которых участвовали монахи, дети и взрослые прихожане. Уже тогда в этот день раздавали подарки.
Но в деревнях средневековой Германии простой люд предпочитал, чтобы подарки детям приносил не католический епископ, а легендарный батрак Рупрехт, внешне очень сильно смахивающий на российского Деда Мороза. Этот обычай переняла и переиначила на свой лад появившаяся в результате церковной реформации протестантская церковь. Поэтому в католических регионах ФРГ Санкт-Николаус до сих пор часто предстает перед детворой в сутане епископа, а в протестантских - в крестьянском тулупе.
Но на этом путаница с Санкт-Николаусом в Германии не заканчивается. До начала XX века в Германии у него был еще один сильный конкурент - Weihnachtsmann (Рождественский дед), точная копия русского Деда Мороза. (или наоборот - наш Дед Мороз - копия Рождественского деда, придуманного Лютером, для "замещения" Святого Николая). Он тоже приносил детям подарки, но предпочитал делать это не в первой половине декабря, а под самое Рождество. С годами фигуры этих волшебников слились в одну. Теперь Weihnachtsmann - своеобразный "псевдоним" Санкт-Николауса. Или наоборот? В общем, это один и тот же седобородый дед, который сопровождает праздники весь декабрь. Впрочем, католические священники не устают говорить о том, что Святой Николай - епископ, а Рождественский дед - непонятно кто.
Рождественскую ёлку с подарками под ней в Россию привезла дочка королевы Луизы Шарлота, ставшая Александрой, и вышедшая замуж за НиколаяI, до этого бывшая лютеранкой. С её лёгкой руки на благотворительных рождественских праздниках для детей стал появляться русский аналог Рождественского Деда - Дед Мороз. У Лютеран спутником Рождественского Деда часто является Ангел, который изображается девушкой. В России в качестве спутницы стала появляться Снегурочка. Окончательно этот тандем узаконился уже в советское время (ну не Ангела же, действительно, выпускать к советским детям)
Устранить раздвоение личности Рождественского Деда на Западе во многом помогли американцы, которые придумали собственного Деда Мороза с именем Санта-Клаус.. Говорят, что впервые его описал в 1822 году американский профессор греческой литературы Клемент Кларк Мур. В стихотворении, которое он сочинил к Рождеству для своих дочерей, ученый утверждал, что Санта-Клаус - это тучный, веселый, седобородый старик, приезжающий на санях, которые тянет за собой восьмерка шустрых северных оленей.
Вернёмся к нашим баранам, т.е. козлам - Святой Николаус, Мирликийских чудотворец, приходит не один, а с помощниками – Ангелом и Крампусом - который покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта.. У Святого Николауса есть книга, в которой записаны все добрые и нехорошие дела детишек. Ангел несет подарки, а Крампус розги и грязный мешок для провинившихся. Особенно этот персонаж характерен для южных районов Германии - в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. На Севере - Дании, Швеции, Финляндии - свои козлы - йоулупукки и т.д. ;) Вообщем, повторюсь, по-видимому козёл оставил свой след у всех потомков древних индоевропейцев. Сейчас уже мало кто отрицает генетическое единство индоевропейских языков, и наличие ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.
Главное, чтобы сказки сохранялись в семьях, радовали и детей и взрослых, а в семьях были и традиции объединяющие со всеми, и свои собственные, делающие праздник таким и всеобщим и индивидуальным.
С Рождеством и Новым Годом!
94 комментария
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Зимнее солнцестояние у разных народов тоже отмечалось - в древнем Риме это был день Януса - один из самых значимых праздников в Риме, почему Рождество и приурочили к этому дню - война религий...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Германия - большая, и в разных районах Рождество празднуется по-разному. Следует различать католиков и лютеран. Ёлку узаконили лютеране (а именно - сам Лютер. Он же и предложил украшать ёлку свечами, так как для него свечи олицетворяли звёзды небосвода. Вспоминаем фразу Канта - лютеранина: "две удивительные вещи - небо над головой и нравственный закон внутри нас". По заветам Лютера, его последователи отказались от поклонения другим святым, кроме Христа, убрали вертепы, но им понадобились другие символы - "звёзды над головой и нравственный закон внутри нас" - ну а Лютеру хотелось, чтобы праздник вышел из храма в дома, в семьи. А католики в Германии продолжали праздновать Рождество без ёлки до 19 века. И праздновали в декабре, так же как и мы, Николу-зимнего и у них подарки ДО Рождества приносил Святой Николай.
Лютеранам тоже хотелось, чтобы кто-то приносил детям подарки и Лютер придумал Рождественского деда.
Св. Николай почитался в Германии как покровитель мореходов, купцов, пекарей и школьников. В XIV веке в школах при католических монастырях каждый год стали отмечать 6 декабря День святого Николая Мирликийского. Праздник сопровождался пышными процессиями, в которых участвовали монахи, дети и взрослые прихожане. Уже тогда в этот день раздавали подарки.
Но в деревнях средневековой Германии простой люд предпочитал, чтобы подарки детям приносил не католический епископ, а легендарный батрак Рупрехт, внешне очень сильно смахивающий на российского Деда Мороза. Этот обычай переняла и переиначила на свой лад появившаяся в результате церковной реформации протестантская церковь. Поэтому в католических регионах ФРГ Санкт-Николаус до сих пор часто предстает перед детворой в сутане епископа, а в протестантских - в крестьянском тулупе.
Но на этом путаница с Санкт-Николаусом в Германии не заканчивается. До начала XX века в Германии у него был еще один сильный конкурент - Weihnachtsmann (Рождественский дед), точная копия русского Деда Мороза. (или наоборот - наш Дед Мороз - копия Рождественского деда, придуманного Лютером, для "замещения" Святого Николая). Он тоже приносил детям подарки, но предпочитал делать это не в первой половине декабря, а под самое Рождество. С годами фигуры этих волшебников слились в одну. Теперь Weihnachtsmann - своеобразный "псевдоним" Санкт-Николауса. Или наоборот? В общем, это один и тот же седобородый дед, который сопровождает праздники весь декабрь. Впрочем, католические священники не устают говорить о том, что Святой Николай - епископ, а Рождественский дед - непонятно кто.
Рождественскую ёлку с подарками под ней в Россию привезла дочка королевы Луизы Шарлота, ставшая Александрой, и вышедшая замуж за НиколаяI, до этого бывшая лютеранкой. С её лёгкой руки на благотворительных рождественских праздниках для детей стал появляться русский аналог Рождественского Деда - Дед Мороз. У Лютеран спутником Рождественского Деда часто является Ангел, который изображается девушкой. В России в качестве спутницы стала появляться Снегурочка. Окончательно этот тандем узаконился уже в советское время (ну не Ангела же, действительно, выпускать к советским детям)
Устранить раздвоение личности Рождественского Деда на Западе во многом помогли американцы, которые придумали собственного Деда Мороза с именем Санта-Клаус.. Говорят, что впервые его описал в 1822 году американский профессор греческой литературы Клемент Кларк Мур. В стихотворении, которое он сочинил к Рождеству для своих дочерей, ученый утверждал, что Санта-Клаус - это тучный, веселый, седобородый старик, приезжающий на санях, которые тянет за собой восьмерка шустрых северных оленей.
Вернёмся к нашим баранам, т.е. козлам - Святой Николаус, Мирликийских чудотворец, приходит не один, а с помощниками – Ангелом и Крампусом - который покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта.. У Святого Николауса есть книга, в которой записаны все добрые и нехорошие дела детишек. Ангел несет подарки, а Крампус розги и грязный мешок для провинившихся. Особенно этот персонаж характерен для южных районов Германии - в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. На Севере - Дании, Швеции, Финляндии - свои козлы - йоулупукки и т.д. ;) Вообщем, повторюсь, по-видимому козёл оставил свой след у всех потомков древних индоевропейцев. Сейчас уже мало кто отрицает генетическое единство индоевропейских языков, и наличие ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.
Главное, чтобы сказки сохранялись в семьях, радовали и детей и взрослых, а в семьях были и традиции объединяющие со всеми, и свои собственные, делающие праздник таким и всеобщим и индивидуальным.
С Рождеством и Новым Годом!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Йоулупукки! Йоулупукки!
ПЕРЕСТАВЬ МНЕ С ЖОПЫ РУКИ.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена