Я тоже так думал, одно время. Потом все же понял, что как бы я не относился к этому "персонажу", все же это история. Это символ определенного периода России и пусть остается им быть. Чтоб другие поколения не забывали своей истории. Чтоб видя мавзолей, интересовались у родителей что это и зачем. А потом узнавали сами и читали историю..
В 1930-е годы А.И. Деникин нередко выступал с публичными лекциями. Во время одной из них из зала кто-то не слишком умный выкрикнул: "От большевистской петли нас спасёт только иноземное иго!". Возмущённый этой безумной репликой, Антон Иванович ответил резко: "Я не приемлю ни петли, ни ига!" В то время он вряд ли думал, как скоро ему придётся на деле отстаивать это своё жизненное кредо.
Начало Великой Отечественной войны встретило семью Деникиных в небольшом французском городке Мимизане, где они рассчитывали избежать контактов с нацистскими оккупантами. Но не могли избежать обрушившейся на их головы страшной вести. Вот запись в дневнике супруги генерала - Ксении Васильевны, сделанная 23 июня 1941 года: "О Россия! Чаша страданий ещё не испита тобою до дна! Борются два антихриста. Конечно, нападение Германии означает конец коммунизма в России. Но какую цену придётся за это платить! Сейчас же немецкие бомбы разрывают на части русские тела, проклятые немецкие танки заполнили нашу страну, льётся русская кровь".
Как видим из этой записи, Деникины с самого начала не испытывали ничего похожего на злорадство, которому многие тогда предались в эмиграции. К.В. Деникина, явно не без ведома и не без одобрения мужа, пишет о "проклятых немецких танках" и о том, что "немецкие бомбы разрывают на части русские тела" в то самое время, когда Д. Мережковский сравнивал Гитлера с ... Жанной д'Арк, а архиепископ-эмигрант Иоанн (Шаховской) уподоблял нацистское нашествие "пасхе посреди лета" и призывал добровольно "лечь под нож многоопытного германского хирурга". И даже предполагаемый (и весьма возможный по мнению многих в 1941-м году) конец коммунизма в России Деникиных не радовал, ибо они уже тогда задумывались о цене...
По мере же того, как в Мимизан проникала информация о зверствах гитлеровцев на оккупированных советских территориях, полюс надежд семьи Деникиных смещается в сторону от "конца коммунизма в России" до "русских побед". Очень скоро Антон Иванович повесил на стене карту, по которой начал флажками, как в старину, в бытность начальником штаба верховного главнокомандующего (в 1917-м году), отмечать продвижения Красной Армии, сначала на восток, потом обратно - на запад. Деникин сам говорил об этом: "Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и называется Красной, а не Российской, и радость - в дни её побед". Не питая никаких иллюзий относительно Сталина (скорее, даже преувеличивая его "кровожадность"), Деникин не мог не понимать, что нацисты несут русскому народу не освобождение от большевистской тирании, а ещё худшее порабощение.
Тем более, что его семье пришлось-таки самой столкнуться с этими "освободителями". В первые же дни Великой Отечественной была арестована жена Антона Ивановича. Немцы отнюдь не смотрели на белоэмигрантов как на достойных уважения союзников, более того - не делали никакой разницы между ними - и теми, кого они безжалостно истребляли в СССР. Деникин писал дочери: "Немцы решили отправить всех русских - как мужчин, так и женщин моложе 55 лет - в концентрационные лагеря. Сегодня немецкие солдаты увезли твою мать в Мон-де-Марсан. Русские белоэмигранты внушают им такой страх, что они дали только полчаса на сборы". Это свидетельство крайне ценно. Деникина трудно заподозрить в коммунистической пропаганде. Он пережил нацистскую оккупацию и видел политику захватчиков изнутри, причём во Франции, где немцы вели себя ещё относительно прилично. И он свидетельствует о целенаправленных репрессиях именно против русских, а не против одних жидов и коммунистов, как нас сегодня пытаются убедить.
Самого генерала спасал возраст: в 1941 году ему было 69 лет. Тяжело переживая арест жены, он уже было собирался переступить через себя и хлопотать перед немецкой комендатурой, когда Ксению Васильевну неожиданно выпустили. Вскоре после этого к Деникину наведались "гости" - высокопоставленные офицеры Гестапо предложили престарелому генералу переехать в Берлин, где, по их словам, "обнаружился" его архив времён Гражданской войны. "Вы могли бы спокойно работать в своём архиве", - сказал Деникину немецкий комендант - как будто и не было цензурного запрета на сочинения Антона Ивановича на всей территории, контролируемой "третьим рейхом". Очевидно, арест жены был попыткой сломить волю бывшего главнокомандующего ВСЮР, склонить его к сотрудничеству. Деникин, однако, и слышать об этом не хотел, и даже на вопрос гестаповцев: "Чем мы можем быть полезны для Вас в Мимизане?" - ответил: "Благодарю. Я ни в чём не нуждаюсь". Семья еле сводила концы с концами...
"Википедия", однако, сообщает, что, несмотря на материальную неустроенность и отсутствие заработка (Деникин в эмиграции зарабатывал себе на жизнь писательским трудом, а книги его нацисты запретили), Антон Иванович сумел собрать и переправить через верных людей в Россию ... целый вагон с медикаментами для Красной Армии. Чем весьма озадачил Сталина: долгие годы после революции в СССР Деникина принято было изображать в исключительно мрачных тонах. В конце концов, победил прагматизм: дар приняли, солдатам же решили не говорить, от кого медикаменты.
Чем же занимался Антон Иванович в годы немецкой оккупации? Оказывается, вопрос о том, что делать, был для него снят довольно скоро и весьма неожиданным образом. 6 октября 1943 года в Мимизане был расквартирован батальон русских коллаборационистов. Феномен власовской РОА до сих пор вызывает ожесточённые дискуссии и полярные мнения - от безоговорочной героизации до столь же безоговорочного осуждения. Безусловно, изменник Власов, подло бросивший на произвол судьбы свою 2-ю Ударную Армию, которую ему поручено было вывести из окружения, добровольно сдавшийся врагам, столь же добровольно надевший вражескую форму, ничего кроме отвращения не вызывает. Но с его солдатами вопрос гораздо более сложный. Большинство из них не было ни идейными борцами против советской власти, ни даже идейными антисталинистами. Эти люди малодушно соглашались надеть на себя немецкую форму в надежде хотя бы такой ценой вырваться из нечеловеческих условий нацистских концлагерей. Были и такие (и их, кстати, было немало) кто шёл в коллаборационистские формирования лишь для того, чтобы, выбравшись из лагеря и попав на фронт, при первом удобном случае перебежать обратно к своим. Такие перебежчики были - о них писал, со ссылкой на архивные документы, журнал "Родина". Были и специальные подпольные ячейки в концлагерях, намеренно вербовавшие "коллаборационистов", которые, попав на фронт, должны были поднять бунт и, перебив немецких офицеров, перейти к своим с оружием в руках. Предводителем самой известной такой ячейки в концлагере Моабит был татарский поэт-ветеран Муса Джалиль.
Деникин ничего не знал о Джалиле и его подполье. Но "власовцы", узнав, что в городке живут соотечественники, потянулись к Деникиным. И Антон Иванович начал вести среди них пропаганду. Он показывал им карту, на которой отмечал продвижение вперёд Красной Армии. Говорил о России, об ответственности за её будущее. С удивлением наблюдал, что эти "предатели"... гордятся успехами своих соотечественников-красноармейцев на фронте, что многие из них по-прежнему придерживаются коммунистических взглядов, что воевать за немцев они не рвутся и в геббельсовскую пропаганду о "борьбе за великую Россию" под немецкими знамёнами не верят. Вот любопытный эпизод. "Власовец", бывший черноморский матрос, глядя на карту боевых действий, спрашивает Деникина, может ли кто-нибудь победить Россию. "Нет, - отвечает генерал. - Никто не может." "Я тоже так думаю! - радостно подхватывает бывший предатель. - А как Вы думаете: разрешат нам после войны вернуться?" "Не знаю, - отвечает Деникин. - Может так получиться, что мне разрешат вернуться, а вам - нет, или наоборот". "Да быть такого не может! - кричит в ответ его собеседник. - Такая война, столько народу погибло! Как же обойтись без моих рук и без Вашей головы, папаша?!"
Нередко спорили до хрипоты - собеседники Деникина отстаивали перед ним коммунистические идеи. Другие, напротив, жаловались на тяжёлые условия быта в СССР. Ловили Москву, слушали тайком сводки Совинформбюро. Своих собеседников Деникин настоятельно уговаривал не служить немцам, а перебегать на сторону западных союзников СССР, ручаясь в этом случае за сохранение их жизней. Последовательный антикоммунист, Антон Иванович не верил в милосердие советской власти, считая, что все его подопечные обречены на расстрел...
Когда батальон был отправлен на западный фронт, распропагандированные Деникиным солдаты начали толпами перебегать к союзникам. Так что в развале германской армии на излёте войны имеется пусть маленькая, но всё же заслуга бывшего главнокомандующего ВСЮР.
Кстати, искал контактов с Деникиным и сам Власов. Немцы устроили им встречу, в ходе которой изменник пытался добиться от старого полководца хотя бы устного одобрения. Но Деникин был непреклонен. "Я русский офицер и чужой формы никогда не носил. А Вы осмелились явиться ко мне в форме, которую на Вас надели враги русского народа. Нам не о чем разговаривать".
Дай Бог, чтобы и нынешним русским патриотам и националистам не о чем было разговаривать с апологетами гитлеровской агрессии и её пособников. Чтобы образцом для подражания им служил не генерал Власов.
При написании статьи были использованы В 1930-е годы А.И. Деникин нередко выступал с публичными лекциями. Во время одной из них из зала кто-то не слишком умный выкрикнул: "От большевистской петли нас спасёт только иноземное иго!". Возмущённый этой безумной репликой, Антон Иванович ответил резко: "Я не приемлю ни петли, ни ига!" В то время он вряд ли думал, как скоро ему придётся на деле отстаивать это своё жизненное кредо.
Начало Великой Отечественной войны встретило семью Деникиных в небольшом французском городке Мимизане, где они рассчитывали избежать контактов с нацистскими оккупантами. Но не могли избежать обрушившейся на их головы страшной вести. Вот запись в дневнике супруги генерала - Ксении Васильевны, сделанная 23 июня 1941 года: "О Россия! Чаша страданий ещё не испита тобою до дна! Борются два антихриста. Конечно, нападение Германии означает конец коммунизма в России. Но какую цену придётся за это платить! Сейчас же немецкие бомбы разрывают на части русские тела, проклятые немецкие танки заполнили нашу страну, льётся русская кровь".
Как видим из этой записи, Деникины с самого начала не испытывали ничего похожего на злорадство, которому многие тогда предались в эмиграции. К.В. Деникина, явно не без ведома и не без одобрения мужа, пишет о "проклятых немецких танках" и о том, что "немецкие бомбы разрывают на части русские тела" в то самое время, когда Д. Мережковский сравнивал Гитлера с ... Жанной д'Арк, а архиепископ-эмигрант Иоанн (Шаховской) уподоблял нацистское нашествие "пасхе посреди лета" и призывал добровольно "лечь под нож многоопытного германского хирурга". И даже предполагаемый (и весьма возможный по мнению многих в 1941-м году) конец коммунизма в России Деникиных не радовал, ибо они уже тогда задумывались о цене...
По мере же того, как в Мимизан проникала информация о зверствах гитлеровцев на оккупированных советских территориях, полюс надежд семьи Деникиных смещается в сторону от "конца коммунизма в России" до "русских побед". Очень скоро Антон Иванович повесил на стене карту, по которой начал флажками, как в старину, в бытность начальником штаба верховного главнокомандующего (в 1917-м году), отмечать продвижения Красной Армии, сначала на восток, потом обратно - на запад. Деникин сам говорил об этом: "Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и называется Красной, а не Российской, и радость - в дни её побед". Не питая никаких иллюзий относительно Сталина (скорее, даже преувеличивая его "кровожадность"), Деникин не мог не понимать, что нацисты несут русскому народу не освобождение от большевистской тирании, а ещё худшее порабощение.
Тем более, что его семье пришлось-таки самой столкнуться с этими "освободителями". В первые же дни Великой Отечественной была арестована жена Антона Ивановича. Немцы отнюдь не смотрели на белоэмигрантов как на достойных уважения союзников, более того - не делали никакой разницы между ними - и теми, кого они безжалостно истребляли в СССР. Деникин писал дочери: "Немцы решили отправить всех русских - как мужчин, так и женщин моложе 55 лет - в концентрационные лагеря. Сегодня немецкие солдаты увезли твою мать в Мон-де-Марсан. Русские белоэмигранты внушают им такой страх, что они дали только полчаса на сборы". Это свидетельство крайне ценно. Деникина трудно заподозрить в коммунистической пропаганде. Он пережил нацистскую оккупацию и видел политику захватчиков изнутри, причём во Франции, где немцы вели себя ещё относительно прилично. И он свидетельствует о целенаправленных репрессиях именно против русских, а не против одних жидов и коммунистов, как нас сегодня пытаются убедить.
Самого генерала спасал возраст: в 1941 году ему было 69 лет. Тяжело переживая арест жены, он уже было собирался переступить через себя и хлопотать перед немецкой комендатурой, когда Ксению Васильевну неожиданно выпустили. Вскоре после этого к Деникину наведались "гости" - высокопоставленные офицеры Гестапо предложили престарелому генералу переехать в Берлин, где, по их словам, "обнаружился" его архив времён Гражданской войны. "Вы могли бы спокойно работать в своём архиве", - сказал Деникину немецкий комендант - как будто и не было цензурного запрета на сочинения Антона Ивановича на всей территории, контролируемой "третьим рейхом". Очевидно, арест жены был попыткой сломить волю бывшего главнокомандующего ВСЮР, склонить его к сотрудничеству. Деникин, однако, и слышать об этом не хотел, и даже на вопрос гестаповцев: "Чем мы можем быть полезны для Вас в Мимизане?" - ответил: "Благодарю. Я ни в чём не нуждаюсь". Семья еле сводила концы с концами...
"Википедия", однако, сообщает, что, несмотря на материальную неустроенность и отсутствие заработка (Деникин в эмиграции зарабатывал себе на жизнь писательским трудом, а книги его нацисты запретили), Антон Иванович сумел собрать и переправить через верных людей в Россию ... целый вагон с медикаментами для Красной Армии. Чем весьма озадачил Сталина: долгие годы после революции в СССР Деникина принято было изображать в исключительно мрачных тонах. В конце концов, победил прагматизм: дар приняли, солдатам же решили не говорить, от кого медикаменты.
Чем же занимался Антон Иванович в годы немецкой оккупации? Оказывается, вопрос о том, что делать, был для него снят довольно скоро и весьма неожиданным образом. 6 октября 1943 года в Мимизане был расквартирован батальон русских коллаборационистов. Феномен власовской РОА до сих пор вызывает ожесточённые дискуссии и полярные мнения - от безоговорочной героизации до столь же безоговорочного осуждения. Безусловно, изменник Власов, подло бросивший на произвол судьбы свою 2-ю Ударную Армию, которую ему поручено было вывести из окружения, добровольно сдавшийся врагам, столь же добровольно надевший вражескую форму, ничего кроме отвращения не вызывает. Но с его солдатами вопрос гораздо более сложный. Большинство из них не было ни идейными борцами против советской власти, ни даже идейными антисталинистами. Эти люди малодушно соглашались надеть на себя немецкую форму в надежде хотя бы такой ценой вырваться из нечеловеческих условий нацистских концлагерей. Были и такие (и их, кстати, было немало) кто шёл в коллаборационистские формирования лишь для того, чтобы, выбравшись из лагеря и попав на фронт, при первом удобном случае перебежать обратно к своим. Такие перебежчики были - о них писал, со ссылкой на архивные документы, журнал "Родина". Были и специальные подпольные ячейки в концлагерях, намеренно вербовавшие "коллаборационистов", которые, попав на фронт, должны были поднять бунт и, перебив немецких офицеров, перейти к своим с оружием в руках. Предводителем самой известной такой ячейки в концлагере Моабит был татарский поэт-ветеран Муса Джалиль.
Деникин ничего не знал о Джалиле и его подполье. Но "власовцы", узнав, что в городке живут соотечественники, потянулись к Деникиным. И Антон Иванович начал вести среди них пропаганду. Он показывал им карту, на которой отмечал продвижение вперёд Красной Армии. Говорил о России, об ответственности за её будущее. С удивлением наблюдал, что эти "предатели"... гордятся успехами своих соотечественников-красноармейцев на фронте, что многие из них по-прежнему придерживаются коммунистических взглядов, что воевать за немцев они не рвутся и в геббельсовскую пропаганду о "борьбе за великую Россию" под немецкими знамёнами не верят. Вот любопытный эпизод. "Власовец", бывший черноморский матрос, глядя на карту боевых действий, спрашивает Деникина, может ли кто-нибудь победить Россию. "Нет, - отвечает генерал. - Никто не может." "Я тоже так думаю! - радостно подхватывает бывший предатель. - А как Вы думаете: разрешат нам после войны вернуться?" "Не знаю, - отвечает Деникин. - Может так получиться, что мне разрешат вернуться, а вам - нет, или наоборот". "Да быть такого не может! - кричит в ответ его собеседник. - Такая война, столько народу погибло! Как же обойтись без моих рук и без Вашей головы, папаша?!"
Нередко спорили до хрипоты - собеседники Деникина отстаивали перед ним коммунистические идеи. Другие, напротив, жаловались на тяжёлые условия быта в СССР. Ловили Москву, слушали тайком сводки Совинформбюро. Своих собеседников Деникин настоятельно уговаривал не служить немцам, а перебегать на сторону западных союзников СССР, ручаясь в этом случае за сохранение их жизней. Последовательный антикоммунист, Антон Иванович не верил в милосердие советской власти, считая, что все его подопечные обречены на расстрел...
Когда батальон был отправлен на западный фронт, распропагандированные Деникиным солдаты начали толпами перебегать к союзникам. Так что в развале германской армии на излёте войны имеется пусть маленькая, но всё же заслуга бывшего главнокомандующего ВСЮР.
Кстати, искал контактов с Деникиным и сам Власов. Немцы устроили им встречу, в ходе которой изменник пытался добиться от старого полководца хотя бы устного одобрения. Но Деникин был непреклонен. "Я русский офицер и чужой формы никогда не носил. А Вы осмелились явиться ко мне в форме, которую на Вас надели враги русского народа. Нам не о чем разговаривать".
Дай Бог, чтобы и нынешним русским патриотам и националистам не о чем было разговаривать с апологетами гитлеровской агрессии и её пособников. Чтобы образцом для подражания им служил не генерал Власов.
При написании статьи были использованы воспоминания дочери А.И. Деникина:
Деникина-Грей М.А. Генерал Деникин. Воспоминания дочери. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005.воспоминания дочери А.И. Деникина:
Деникина-Грей М.А. Генерал Деникин. Воспоминания дочери. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005.
Бытует мнение, что флагом РОА был бело-сине-красный флаг, однако он был запрещён немцами (от войск под этим флагом немцы не хило отгребли в первую мировую). К разработке символики РОА был привлечён русский художник А. Н. Родзевич. Он сделал девять эскизов, на всех из которых преобладали цвета старого русского флага — белый, синий и красный. Эскизы поступили на одобрение в Имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий. Розенберг лично перечеркнул все девять, после чего эскизы вернулись обратно, вызвав горькую ремарку Власова: «Я бы так и оставил — русский флаг, перечеркнутый немцами из страха перед ним». Тогда Малышкин предложил использовать Андреевский крест, и эскиз, в итоге получивший одобрение Розенберга, представлял собой синий Андреевский крест на белом поле.
Прикол в том что, национальный русский триколор в рейхе был официально запрещён. Его использовали только белогвардейцы и то ограниченно.
Власовской эмблемой был андреевский крест и то не чистый, а с красной каймой.
"Имперский" же флаг был символом русской партии фашиков... Как впрочем и сейчас.
А власовцы использовали бесик только раз. Когда под этим флагом присоединились к пражскому восстанию. На фото восставшие власовцы в Праге 5-8.05.45.
Но помните это те же каратели, кто был в РОНА, в "Локотне", те же кто был в бригаде Каминского в Варшаве в августе-сентябре 1944. И кого из СС за "черезмерную жестокость" выгнали в РОА.
В качестве флага РОА использовался флаг с Андреевским крестом, а также российский триколор. Использование российского триколора, в частности, документально зафиксировано в кадрах съёмки парада 1-й Гвардейской бригады РОА в Пскове 22 июня 1943 г. и на фотохронике построения власовцев в Мюнзингене.
Использование российского триколора в частях РОА косвенно подтверждает одна из их строевых песен — так называемый «Марш Русской Освободительной Армии»:
Мы идем, над нами флаг трехцветный.
Мы шагаем по родным полям.
Наш мотив подхватывают ветры
И несут к московским куполам
Да ты что, ну историк... Нельзя же так людей смешить. А такая обревиатура как РННА тебе о чём то говорит? А 700-й добровольческий полк о чём то говорит? А это как раз они. И согласись офигительниший парад и бригада.
И тогда уж так надо.
"Парад" состоялся 22 июня 1943 года. А с апреля 1943 года немцы перевели всех русских предателей, включая и контру недобитую, в РОА. Заставив всех носить эти шевроны взамен бывших ранее. А так на этих мразях форма 633-637 полицейских батальонов. Которые после того как весной 1943 года сразу 600 из них перебежало были сведены в 700 полицайский полк. Кстати странно что эти три придурка в старой форме и со старыми знаками различия РННА. С апреля 1943 года немцы всех предателей стали переодевать в немецкую форму.
23 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Начало Великой Отечественной войны встретило семью Деникиных в небольшом французском городке Мимизане, где они рассчитывали избежать контактов с нацистскими оккупантами. Но не могли избежать обрушившейся на их головы страшной вести. Вот запись в дневнике супруги генерала - Ксении Васильевны, сделанная 23 июня 1941 года: "О Россия! Чаша страданий ещё не испита тобою до дна! Борются два антихриста. Конечно, нападение Германии означает конец коммунизма в России. Но какую цену придётся за это платить! Сейчас же немецкие бомбы разрывают на части русские тела, проклятые немецкие танки заполнили нашу страну, льётся русская кровь".
Как видим из этой записи, Деникины с самого начала не испытывали ничего похожего на злорадство, которому многие тогда предались в эмиграции. К.В. Деникина, явно не без ведома и не без одобрения мужа, пишет о "проклятых немецких танках" и о том, что "немецкие бомбы разрывают на части русские тела" в то самое время, когда Д. Мережковский сравнивал Гитлера с ... Жанной д'Арк, а архиепископ-эмигрант Иоанн (Шаховской) уподоблял нацистское нашествие "пасхе посреди лета" и призывал добровольно "лечь под нож многоопытного германского хирурга". И даже предполагаемый (и весьма возможный по мнению многих в 1941-м году) конец коммунизма в России Деникиных не радовал, ибо они уже тогда задумывались о цене...
По мере же того, как в Мимизан проникала информация о зверствах гитлеровцев на оккупированных советских территориях, полюс надежд семьи Деникиных смещается в сторону от "конца коммунизма в России" до "русских побед". Очень скоро Антон Иванович повесил на стене карту, по которой начал флажками, как в старину, в бытность начальником штаба верховного главнокомандующего (в 1917-м году), отмечать продвижения Красной Армии, сначала на восток, потом обратно - на запад. Деникин сам говорил об этом: "Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и называется Красной, а не Российской, и радость - в дни её побед". Не питая никаких иллюзий относительно Сталина (скорее, даже преувеличивая его "кровожадность"), Деникин не мог не понимать, что нацисты несут русскому народу не освобождение от большевистской тирании, а ещё худшее порабощение.
Тем более, что его семье пришлось-таки самой столкнуться с этими "освободителями". В первые же дни Великой Отечественной была арестована жена Антона Ивановича. Немцы отнюдь не смотрели на белоэмигрантов как на достойных уважения союзников, более того - не делали никакой разницы между ними - и теми, кого они безжалостно истребляли в СССР. Деникин писал дочери: "Немцы решили отправить всех русских - как мужчин, так и женщин моложе 55 лет - в концентрационные лагеря. Сегодня немецкие солдаты увезли твою мать в Мон-де-Марсан. Русские белоэмигранты внушают им такой страх, что они дали только полчаса на сборы". Это свидетельство крайне ценно. Деникина трудно заподозрить в коммунистической пропаганде. Он пережил нацистскую оккупацию и видел политику захватчиков изнутри, причём во Франции, где немцы вели себя ещё относительно прилично. И он свидетельствует о целенаправленных репрессиях именно против русских, а не против одних жидов и коммунистов, как нас сегодня пытаются убедить.
Самого генерала спасал возраст: в 1941 году ему было 69 лет. Тяжело переживая арест жены, он уже было собирался переступить через себя и хлопотать перед немецкой комендатурой, когда Ксению Васильевну неожиданно выпустили. Вскоре после этого к Деникину наведались "гости" - высокопоставленные офицеры Гестапо предложили престарелому генералу переехать в Берлин, где, по их словам, "обнаружился" его архив времён Гражданской войны. "Вы могли бы спокойно работать в своём архиве", - сказал Деникину немецкий комендант - как будто и не было цензурного запрета на сочинения Антона Ивановича на всей территории, контролируемой "третьим рейхом". Очевидно, арест жены был попыткой сломить волю бывшего главнокомандующего ВСЮР, склонить его к сотрудничеству. Деникин, однако, и слышать об этом не хотел, и даже на вопрос гестаповцев: "Чем мы можем быть полезны для Вас в Мимизане?" - ответил: "Благодарю. Я ни в чём не нуждаюсь". Семья еле сводила концы с концами...
"Википедия", однако, сообщает, что, несмотря на материальную неустроенность и отсутствие заработка (Деникин в эмиграции зарабатывал себе на жизнь писательским трудом, а книги его нацисты запретили), Антон Иванович сумел собрать и переправить через верных людей в Россию ... целый вагон с медикаментами для Красной Армии. Чем весьма озадачил Сталина: долгие годы после революции в СССР Деникина принято было изображать в исключительно мрачных тонах. В конце концов, победил прагматизм: дар приняли, солдатам же решили не говорить, от кого медикаменты.
Чем же занимался Антон Иванович в годы немецкой оккупации? Оказывается, вопрос о том, что делать, был для него снят довольно скоро и весьма неожиданным образом. 6 октября 1943 года в Мимизане был расквартирован батальон русских коллаборационистов. Феномен власовской РОА до сих пор вызывает ожесточённые дискуссии и полярные мнения - от безоговорочной героизации до столь же безоговорочного осуждения. Безусловно, изменник Власов, подло бросивший на произвол судьбы свою 2-ю Ударную Армию, которую ему поручено было вывести из окружения, добровольно сдавшийся врагам, столь же добровольно надевший вражескую форму, ничего кроме отвращения не вызывает. Но с его солдатами вопрос гораздо более сложный. Большинство из них не было ни идейными борцами против советской власти, ни даже идейными антисталинистами. Эти люди малодушно соглашались надеть на себя немецкую форму в надежде хотя бы такой ценой вырваться из нечеловеческих условий нацистских концлагерей. Были и такие (и их, кстати, было немало) кто шёл в коллаборационистские формирования лишь для того, чтобы, выбравшись из лагеря и попав на фронт, при первом удобном случае перебежать обратно к своим. Такие перебежчики были - о них писал, со ссылкой на архивные документы, журнал "Родина". Были и специальные подпольные ячейки в концлагерях, намеренно вербовавшие "коллаборационистов", которые, попав на фронт, должны были поднять бунт и, перебив немецких офицеров, перейти к своим с оружием в руках. Предводителем самой известной такой ячейки в концлагере Моабит был татарский поэт-ветеран Муса Джалиль.
Деникин ничего не знал о Джалиле и его подполье. Но "власовцы", узнав, что в городке живут соотечественники, потянулись к Деникиным. И Антон Иванович начал вести среди них пропаганду. Он показывал им карту, на которой отмечал продвижение вперёд Красной Армии. Говорил о России, об ответственности за её будущее. С удивлением наблюдал, что эти "предатели"... гордятся успехами своих соотечественников-красноармейцев на фронте, что многие из них по-прежнему придерживаются коммунистических взглядов, что воевать за немцев они не рвутся и в геббельсовскую пропаганду о "борьбе за великую Россию" под немецкими знамёнами не верят. Вот любопытный эпизод. "Власовец", бывший черноморский матрос, глядя на карту боевых действий, спрашивает Деникина, может ли кто-нибудь победить Россию. "Нет, - отвечает генерал. - Никто не может." "Я тоже так думаю! - радостно подхватывает бывший предатель. - А как Вы думаете: разрешат нам после войны вернуться?" "Не знаю, - отвечает Деникин. - Может так получиться, что мне разрешат вернуться, а вам - нет, или наоборот". "Да быть такого не может! - кричит в ответ его собеседник. - Такая война, столько народу погибло! Как же обойтись без моих рук и без Вашей головы, папаша?!"
Нередко спорили до хрипоты - собеседники Деникина отстаивали перед ним коммунистические идеи. Другие, напротив, жаловались на тяжёлые условия быта в СССР. Ловили Москву, слушали тайком сводки Совинформбюро. Своих собеседников Деникин настоятельно уговаривал не служить немцам, а перебегать на сторону западных союзников СССР, ручаясь в этом случае за сохранение их жизней. Последовательный антикоммунист, Антон Иванович не верил в милосердие советской власти, считая, что все его подопечные обречены на расстрел...
Когда батальон был отправлен на западный фронт, распропагандированные Деникиным солдаты начали толпами перебегать к союзникам. Так что в развале германской армии на излёте войны имеется пусть маленькая, но всё же заслуга бывшего главнокомандующего ВСЮР.
Кстати, искал контактов с Деникиным и сам Власов. Немцы устроили им встречу, в ходе которой изменник пытался добиться от старого полководца хотя бы устного одобрения. Но Деникин был непреклонен. "Я русский офицер и чужой формы никогда не носил. А Вы осмелились явиться ко мне в форме, которую на Вас надели враги русского народа. Нам не о чем разговаривать".
Дай Бог, чтобы и нынешним русским патриотам и националистам не о чем было разговаривать с апологетами гитлеровской агрессии и её пособников. Чтобы образцом для подражания им служил не генерал Власов.
При написании статьи были использованы В 1930-е годы А.И. Деникин нередко выступал с публичными лекциями. Во время одной из них из зала кто-то не слишком умный выкрикнул: "От большевистской петли нас спасёт только иноземное иго!". Возмущённый этой безумной репликой, Антон Иванович ответил резко: "Я не приемлю ни петли, ни ига!" В то время он вряд ли думал, как скоро ему придётся на деле отстаивать это своё жизненное кредо.
Начало Великой Отечественной войны встретило семью Деникиных в небольшом французском городке Мимизане, где они рассчитывали избежать контактов с нацистскими оккупантами. Но не могли избежать обрушившейся на их головы страшной вести. Вот запись в дневнике супруги генерала - Ксении Васильевны, сделанная 23 июня 1941 года: "О Россия! Чаша страданий ещё не испита тобою до дна! Борются два антихриста. Конечно, нападение Германии означает конец коммунизма в России. Но какую цену придётся за это платить! Сейчас же немецкие бомбы разрывают на части русские тела, проклятые немецкие танки заполнили нашу страну, льётся русская кровь".
Как видим из этой записи, Деникины с самого начала не испытывали ничего похожего на злорадство, которому многие тогда предались в эмиграции. К.В. Деникина, явно не без ведома и не без одобрения мужа, пишет о "проклятых немецких танках" и о том, что "немецкие бомбы разрывают на части русские тела" в то самое время, когда Д. Мережковский сравнивал Гитлера с ... Жанной д'Арк, а архиепископ-эмигрант Иоанн (Шаховской) уподоблял нацистское нашествие "пасхе посреди лета" и призывал добровольно "лечь под нож многоопытного германского хирурга". И даже предполагаемый (и весьма возможный по мнению многих в 1941-м году) конец коммунизма в России Деникиных не радовал, ибо они уже тогда задумывались о цене...
По мере же того, как в Мимизан проникала информация о зверствах гитлеровцев на оккупированных советских территориях, полюс надежд семьи Деникиных смещается в сторону от "конца коммунизма в России" до "русских побед". Очень скоро Антон Иванович повесил на стене карту, по которой начал флажками, как в старину, в бытность начальником штаба верховного главнокомандующего (в 1917-м году), отмечать продвижения Красной Армии, сначала на восток, потом обратно - на запад. Деникин сам говорил об этом: "Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и называется Красной, а не Российской, и радость - в дни её побед". Не питая никаких иллюзий относительно Сталина (скорее, даже преувеличивая его "кровожадность"), Деникин не мог не понимать, что нацисты несут русскому народу не освобождение от большевистской тирании, а ещё худшее порабощение.
Тем более, что его семье пришлось-таки самой столкнуться с этими "освободителями". В первые же дни Великой Отечественной была арестована жена Антона Ивановича. Немцы отнюдь не смотрели на белоэмигрантов как на достойных уважения союзников, более того - не делали никакой разницы между ними - и теми, кого они безжалостно истребляли в СССР. Деникин писал дочери: "Немцы решили отправить всех русских - как мужчин, так и женщин моложе 55 лет - в концентрационные лагеря. Сегодня немецкие солдаты увезли твою мать в Мон-де-Марсан. Русские белоэмигранты внушают им такой страх, что они дали только полчаса на сборы". Это свидетельство крайне ценно. Деникина трудно заподозрить в коммунистической пропаганде. Он пережил нацистскую оккупацию и видел политику захватчиков изнутри, причём во Франции, где немцы вели себя ещё относительно прилично. И он свидетельствует о целенаправленных репрессиях именно против русских, а не против одних жидов и коммунистов, как нас сегодня пытаются убедить.
Самого генерала спасал возраст: в 1941 году ему было 69 лет. Тяжело переживая арест жены, он уже было собирался переступить через себя и хлопотать перед немецкой комендатурой, когда Ксению Васильевну неожиданно выпустили. Вскоре после этого к Деникину наведались "гости" - высокопоставленные офицеры Гестапо предложили престарелому генералу переехать в Берлин, где, по их словам, "обнаружился" его архив времён Гражданской войны. "Вы могли бы спокойно работать в своём архиве", - сказал Деникину немецкий комендант - как будто и не было цензурного запрета на сочинения Антона Ивановича на всей территории, контролируемой "третьим рейхом". Очевидно, арест жены был попыткой сломить волю бывшего главнокомандующего ВСЮР, склонить его к сотрудничеству. Деникин, однако, и слышать об этом не хотел, и даже на вопрос гестаповцев: "Чем мы можем быть полезны для Вас в Мимизане?" - ответил: "Благодарю. Я ни в чём не нуждаюсь". Семья еле сводила концы с концами...
"Википедия", однако, сообщает, что, несмотря на материальную неустроенность и отсутствие заработка (Деникин в эмиграции зарабатывал себе на жизнь писательским трудом, а книги его нацисты запретили), Антон Иванович сумел собрать и переправить через верных людей в Россию ... целый вагон с медикаментами для Красной Армии. Чем весьма озадачил Сталина: долгие годы после революции в СССР Деникина принято было изображать в исключительно мрачных тонах. В конце концов, победил прагматизм: дар приняли, солдатам же решили не говорить, от кого медикаменты.
Чем же занимался Антон Иванович в годы немецкой оккупации? Оказывается, вопрос о том, что делать, был для него снят довольно скоро и весьма неожиданным образом. 6 октября 1943 года в Мимизане был расквартирован батальон русских коллаборационистов. Феномен власовской РОА до сих пор вызывает ожесточённые дискуссии и полярные мнения - от безоговорочной героизации до столь же безоговорочного осуждения. Безусловно, изменник Власов, подло бросивший на произвол судьбы свою 2-ю Ударную Армию, которую ему поручено было вывести из окружения, добровольно сдавшийся врагам, столь же добровольно надевший вражескую форму, ничего кроме отвращения не вызывает. Но с его солдатами вопрос гораздо более сложный. Большинство из них не было ни идейными борцами против советской власти, ни даже идейными антисталинистами. Эти люди малодушно соглашались надеть на себя немецкую форму в надежде хотя бы такой ценой вырваться из нечеловеческих условий нацистских концлагерей. Были и такие (и их, кстати, было немало) кто шёл в коллаборационистские формирования лишь для того, чтобы, выбравшись из лагеря и попав на фронт, при первом удобном случае перебежать обратно к своим. Такие перебежчики были - о них писал, со ссылкой на архивные документы, журнал "Родина". Были и специальные подпольные ячейки в концлагерях, намеренно вербовавшие "коллаборационистов", которые, попав на фронт, должны были поднять бунт и, перебив немецких офицеров, перейти к своим с оружием в руках. Предводителем самой известной такой ячейки в концлагере Моабит был татарский поэт-ветеран Муса Джалиль.
Деникин ничего не знал о Джалиле и его подполье. Но "власовцы", узнав, что в городке живут соотечественники, потянулись к Деникиным. И Антон Иванович начал вести среди них пропаганду. Он показывал им карту, на которой отмечал продвижение вперёд Красной Армии. Говорил о России, об ответственности за её будущее. С удивлением наблюдал, что эти "предатели"... гордятся успехами своих соотечественников-красноармейцев на фронте, что многие из них по-прежнему придерживаются коммунистических взглядов, что воевать за немцев они не рвутся и в геббельсовскую пропаганду о "борьбе за великую Россию" под немецкими знамёнами не верят. Вот любопытный эпизод. "Власовец", бывший черноморский матрос, глядя на карту боевых действий, спрашивает Деникина, может ли кто-нибудь победить Россию. "Нет, - отвечает генерал. - Никто не может." "Я тоже так думаю! - радостно подхватывает бывший предатель. - А как Вы думаете: разрешат нам после войны вернуться?" "Не знаю, - отвечает Деникин. - Может так получиться, что мне разрешат вернуться, а вам - нет, или наоборот". "Да быть такого не может! - кричит в ответ его собеседник. - Такая война, столько народу погибло! Как же обойтись без моих рук и без Вашей головы, папаша?!"
Нередко спорили до хрипоты - собеседники Деникина отстаивали перед ним коммунистические идеи. Другие, напротив, жаловались на тяжёлые условия быта в СССР. Ловили Москву, слушали тайком сводки Совинформбюро. Своих собеседников Деникин настоятельно уговаривал не служить немцам, а перебегать на сторону западных союзников СССР, ручаясь в этом случае за сохранение их жизней. Последовательный антикоммунист, Антон Иванович не верил в милосердие советской власти, считая, что все его подопечные обречены на расстрел...
Когда батальон был отправлен на западный фронт, распропагандированные Деникиным солдаты начали толпами перебегать к союзникам. Так что в развале германской армии на излёте войны имеется пусть маленькая, но всё же заслуга бывшего главнокомандующего ВСЮР.
Кстати, искал контактов с Деникиным и сам Власов. Немцы устроили им встречу, в ходе которой изменник пытался добиться от старого полководца хотя бы устного одобрения. Но Деникин был непреклонен. "Я русский офицер и чужой формы никогда не носил. А Вы осмелились явиться ко мне в форме, которую на Вас надели враги русского народа. Нам не о чем разговаривать".
Дай Бог, чтобы и нынешним русским патриотам и националистам не о чем было разговаривать с апологетами гитлеровской агрессии и её пособников. Чтобы образцом для подражания им служил не генерал Власов.
При написании статьи были использованы воспоминания дочери А.И. Деникина:
Деникина-Грей М.А. Генерал Деникин. Воспоминания дочери. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005.воспоминания дочери А.И. Деникина:
Деникина-Грей М.А. Генерал Деникин. Воспоминания дочери. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
А вот под бесиком с Гитлером воевали. Пусть всего три дня. Но воевали.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Власовской эмблемой был андреевский крест и то не чистый, а с красной каймой.
"Имперский" же флаг был символом русской партии фашиков... Как впрочем и сейчас.
А власовцы использовали бесик только раз. Когда под этим флагом присоединились к пражскому восстанию. На фото восставшие власовцы в Праге 5-8.05.45.
Но помните это те же каратели, кто был в РОНА, в "Локотне", те же кто был в бригаде Каминского в Варшаве в августе-сентябре 1944. И кого из СС за "черезмерную жестокость" выгнали в РОА.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Использование российского триколора в частях РОА косвенно подтверждает одна из их строевых песен — так называемый «Марш Русской Освободительной Армии»:
Мы идем, над нами флаг трехцветный.
Мы шагаем по родным полям.
Наш мотив подхватывают ветры
И несут к московским куполам
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
И тогда уж так надо.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена