Деньги - это устройство, которое сводит желающих работать с работой и делает возможным обмен - услуги труда на деньги. Полученные деньги рабочий может теперь обменять на товар. Обменять пневматику на будильник очень и очень затруднительно. Деньги служат ныне в этом обмене в известной степени как смазка.
Какие качества должна проявлять денежная система?
Денежная масса быть точно количественно определенной и не может произвольно увеличиваться или уменьшаться.
Исключения - Значительный прирост или уменьшение населения, рост реальной экономики.
Мы можем сравнить наши деньги с кровью, так как эти обе вещи, действительно, имеют аналогичные функции. Объем крови в теле остается более или менее постоянным. Он может варьировать в зависимости от количества кислорода. Каждый, кто живет на 2000 метров выше уровня моря, имеет больше красных телец, чем тот, кто живет на нормальной высоте. Это, правда, нормализуется, если человек возвращается на нормальную высоту над уровнем моря. Также крайне важна скорость циркуляции крови: при высокой физической активности этот процесс протекает быстрее, чем при сне.
Проценты - это непродуманная попытка обеспечить скорость обращения денег. Во времена хорошей конъюнктуры мы имеем - вызванную процентами - инфляцию - цены повышаются. Чтобы избежать обесценения, деньги опять быстро инвестируются, и почти никто их не копит, поскольку в такие периоды времени существуют хорошие возможности заработать деньги. Люди используют удобный момент и инвестируют или строят; хорошая конъюнктура разгоняется сама.
Если теперь экономика теряет равновесие - что закономерно, так как ШНБ сдерживает инфляцию с помощью высоких процентов, - то цены приобретают тенденцию к понижению (особенно высокоспекулятивные ценности падают в стоимости крайне ощутимо), и появляется пугало безработицы. Вместо инвестирования происходит накапливание; оплата причитающихся счетов оттягивается до последнего момента или дольше. Не получивший оплату или получивший ее слишком поздно предприниматель может не заплатить или же заплатить весьма поздно своим поставщикам и служащим; кризис самоусиливается.
Чтобы наша новая денежная система функционировала, недостаточно просто запретить повышение процентов на заемные средства. Если при предоставлении кредитов проценты не уплачиваются, то кредиторы неохотно идут на риск. Деньги начинают скапливаться дома. Это опять чрезвычайно вредно для экономики, так как в этом случае ее деньги оттягиваются из обращения.
Если бы в печени собралось очень много крови и она бы там удерживалась, хотя в ней безотлагательно нуждались бы ноги, это могло бы подавить необходимые усилия организма. Косуля, например, может быть легко загнана волком и убита только потому, что ноги недостаточно снабжаются кровью.
Часть тела не получает никакого вознаграждения (что-то вроде процентов) за кровь, которую она передает дальше. Однако тело получает пользу от того, что кровь протекает, принося питательные вещества и выводя вредные.
Свойства денег должны, следовательно, позволить им остаться в обращении. Их неиспользование должно быть наказано. Вместо того, чтобы вытащить накопленные с процентами деньги, мы вынуждены пересмотреть весь порядок вещей. Мы требуем плату за деньги. Плата становится затем доходами общества.
Вся наличная денежная масса сокращается на 1% в месяц, т.е. месячная плата за наличные деньги составляет 1% (Как это происходит в точности, объясняется ниже). За счет этой платы деньги остаются в обращении: люди покупают, инвестируют, предоставляют их дальше в долг или даже раздаривают, когда они накоплены уже в чулке.
Эта система подобна той самой крови: кровь, которая зажата в какой-нибудь части тела, быстро теряет свою ценность из-за потребления кислорода. Она должна, следовательно, оставаться в обращении, чтобы быть полезной для организма.
Что касается социального обеспечения пенсионеров - не зависимо от типа пенсионной системы (даже если пенсионер сам скопил сбережения на банковском счете, или вложил их с акции, и т.п.)
Сегодняшнего пенсионера кормят те, кто работает сегодня, завтрашнего будут кормить те, кто будет работать завтра. Любые пенсионные системы обеспечивают лишь некоторую относительную справедливость в распределении социальной поддержки, или иллюзию таковой.
Деньги - это устройство, которое сводит желающих работать с работой и делает возможным обмен - услуги труда на деньги. Полученные деньги рабочий может теперь обменять на товар. Обменять пневматику на будильник очень и очень затруднительно. Деньги служат ныне в этом обмене в известной степени как смазка. Какие качества должна проявлять денежная система? Денежная масса быть точно количественно определенной и не может произвольно увеличиваться или уменьшаться. Исключения - Значительный прирост или уменьшение н
Золотой стандарт или отказ от него никак не связаны с с явлением инфляции. Причина в другом - в двойной функции денег как средства обмена и как средства сбережения. это легко показать на простой модели:
(в реальности все конечно намного сложнее, забегая вперед появление не только нулевых, но и даже отрицательных ставок рефинансирования не случайно, в конечном итоге мир придет к некому подобию Гезелевских денег)
"50 человек образуют закрытую рыночную экономику. Чтобы мог состояться обмен, каждый получает стартовый капитал 40 франков (подобно тому, как при денежной реформе в Германии после второй мировой войны, когда каждый немец получил 40 немецких марок). В целом теперь в обращении 2000 франков.
Один участник, назовем его Mr. X, - успешный коммерсант. Через три года он имеет 600 франков. Он скопил их. Не через банк - он не существует (пока) в нашей модели; он кладет их под подушку. Кругообороту не хватает теперь 600 франков. Деньги становятся редкими. Они даже так редки, что некоторые люди готовы платить проценты за кредит. (Не брать в долг для участников также не выход: когда поступление денег в обращение задерживается - в нашем примере 600 франков Mr. X - они имеют дефляционный кризис, все люди просто понижают свои цены на тридцать процентов и система снова начинает беспрепятственно функционировать. Только Mr. X становится теперь на тридцать процентов богаче, так как ведь он должен платить меньше. И когда он свои деньги опять пустит в оборот, цены нарушаться. Следовательно, никто, собственно, не готов добровольно понижать свои цены. Но так как денег в обращении слишком мало, продукция не покупается или покупается меньше и люди становятся безработными или понижают свои цены.) Брать в долг - это путь наименьшего сопротивления.
Mr. X не может упустить шанс и дает кредит под 10%. Он ведет свое дело дальше и выручает к концу года еще 200 франков чистой прибыли. Дополнительно он получает проценты от кредитных сделок. В следующем году он вкладывает все в свои кредитные операции.
Следовательно, через 4 года после начала функционирования нашей экономической модели Mr. X обладает состоянием из:
a) прибыль первых 3 лет 600 франков
b) 10% от его 600 франков 60 франков
c) коммерческая прибыль четвертого года 200 франков
____________________
d) состояние после четырех лет 860 франков
Проиграем нашу модель в таком роде и таким же способом дальше. Mr. X копит свои деньги, т.е. он предоставляет в распоряжение свои деньги в форме кредита под 10% и может дополнительно накапливать за счет своей коммерческой деятельности еще по 200 франков каждый год.
Состояние Mr. X растет теперь экспоненциально, как показывает кривая A на расположенном рядом графике.
(Его состояние растет также экспоненциально при процентной ставке 5% и столь же стремительно, как при уровне процента 10%, только чуть медленнее; см. кривую B на графике.)
В начале динамика кривой определяется преимущественно ежегодными двухсотфранковыми вложениями, но приблизительно через 20 лет лишь процентами и процентами на проценты, которые заставляют кривую круто идти вверх.
Уже через 27 лет наши люди должны тратить на уплату процентов больше денег, чем есть в обращении. Вскоре они даже оказываются больше не в состоянии уплачивать все проценты. (Через 50 лет они должны были бы платить в качестве процентов свыше 20 000 франков в год.) Такое положение вещей становится невозможным.
Самая нормальная и вразумительная реакция людей была бы: "Стоп, в таком случае мы не будем больше платить ему проценты, баста!"
В правовом государстве однако, каким является Швейцария, проценты являются официальным долгом. Они могут быть взысканы с помощью силы полиции. Если кто-то не платит, он может преследоваться Mr. X, а если должник не имеет денег, все его имущество распродается или по договору переписывается прямо на Mr. X. (Сопротивляться государству со стороны народа означает, таким образом, войну - гражданскую войну.)
Остается единственная возможность, если наши участники изобретут "Национальный Банк", который введет в обращение больше денег, и поможет предотвратить коллапс. Только: Для того, чтобы разразилась сильная девальвация1. Mr. X - человек состоятельный. Кредитоспособен - или не совсем? Mr. X может часть своих кредитных контрактов депонировать в Национальном Банке и получить за это наличные деньги.
И точно так возникают деньги! Сейчас в Швейцарии. Коммерческий банк депонирует в Национальном Банке ценные бумаги и получает за них наличные деньги. Из-за того, что Национальный Банк со своей стороны взимает проценты за выданные наличные деньги, он может способствовать тому, что далеко не все деньги попадут в обращение, что однако не предотвратит инфляцию.
Рассмотрим для упрощения Mr. X как коммерческий банк. (Это, правда, некорректно: коммерческий банк работает с денежными средствами многих Mr. X). Так как состояние постоянно растет дальше, наличная денежная масса также должна расти, поскольку в противном случае возникло бы значительное неравенство (как представлено выше). Таким образом, чтобы осуществить сделки, банк должен заимствовать наличные деньги у Национального Банка. Проценты, которые коммерческий банк должен отдавать Национальному Банку за заемные наличные денежные средства, уменьшают, естественно, его прибыль.
Здесь возникает дилемма:
Если Национальный Банк предоставляет наличные денежные средства дешево, т.е. он держит проценты на низком уровне, то в обращение попадает большое количество наличных денег, в соответствии с тем, как они создаются процентами, но экономика развивается хорошо, т.е. отсутствует (почти) безработица (период 1985-1990 гг.). Если же он устанавливает большие проценты, то в обращении оказывается недостаточный объем денежной массы, и мы получаем ситуацию, аналогичную примеру, где в обращении не хватает 600 франков. Мы имеем дефляционный кризис и, следовательно, безработицу.
Подведем итог: деньги возникают независимо от того, печатает ли их Национальный Банк или нет. Благодаря процентам на проценты растет денежное состояние, и то немногое, что может сделать Национальный Банк, чтобы воспрепятствовать этому, - натянуть узкий корсет на денежную массу, так чтобы она больше не увеличивалась. Только причина, почему денежная масса расширяется, не устранена.
"
13 комментариев
9 лет назад
Какие качества должна проявлять денежная система?
Денежная масса быть точно количественно определенной и не может произвольно увеличиваться или уменьшаться.
Исключения - Значительный прирост или уменьшение н
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
(в реальности все конечно намного сложнее, забегая вперед появление не только нулевых, но и даже отрицательных ставок рефинансирования не случайно, в конечном итоге мир придет к некому подобию Гезелевских денег)
"50 человек образуют закрытую рыночную экономику. Чтобы мог состояться обмен, каждый получает стартовый капитал 40 франков (подобно тому, как при денежной реформе в Германии после второй мировой войны, когда каждый немец получил 40 немецких марок). В целом теперь в обращении 2000 франков.
Один участник, назовем его Mr. X, - успешный коммерсант. Через три года он имеет 600 франков. Он скопил их. Не через банк - он не существует (пока) в нашей модели; он кладет их под подушку. Кругообороту не хватает теперь 600 франков. Деньги становятся редкими. Они даже так редки, что некоторые люди готовы платить проценты за кредит. (Не брать в долг для участников также не выход: когда поступление денег в обращение задерживается - в нашем примере 600 франков Mr. X - они имеют дефляционный кризис, все люди просто понижают свои цены на тридцать процентов и система снова начинает беспрепятственно функционировать. Только Mr. X становится теперь на тридцать процентов богаче, так как ведь он должен платить меньше. И когда он свои деньги опять пустит в оборот, цены нарушаться. Следовательно, никто, собственно, не готов добровольно понижать свои цены. Но так как денег в обращении слишком мало, продукция не покупается или покупается меньше и люди становятся безработными или понижают свои цены.) Брать в долг - это путь наименьшего сопротивления.
Mr. X не может упустить шанс и дает кредит под 10%. Он ведет свое дело дальше и выручает к концу года еще 200 франков чистой прибыли. Дополнительно он получает проценты от кредитных сделок. В следующем году он вкладывает все в свои кредитные операции.
Следовательно, через 4 года после начала функционирования нашей экономической модели Mr. X обладает состоянием из:
a) прибыль первых 3 лет 600 франков
b) 10% от его 600 франков 60 франков
c) коммерческая прибыль четвертого года 200 франков
____________________
d) состояние после четырех лет 860 франков
Проиграем нашу модель в таком роде и таким же способом дальше. Mr. X копит свои деньги, т.е. он предоставляет в распоряжение свои деньги в форме кредита под 10% и может дополнительно накапливать за счет своей коммерческой деятельности еще по 200 франков каждый год.
Состояние Mr. X растет теперь экспоненциально, как показывает кривая A на расположенном рядом графике.
(Его состояние растет также экспоненциально при процентной ставке 5% и столь же стремительно, как при уровне процента 10%, только чуть медленнее; см. кривую B на графике.)
В начале динамика кривой определяется преимущественно ежегодными двухсотфранковыми вложениями, но приблизительно через 20 лет лишь процентами и процентами на проценты, которые заставляют кривую круто идти вверх.
Уже через 27 лет наши люди должны тратить на уплату процентов больше денег, чем есть в обращении. Вскоре они даже оказываются больше не в состоянии уплачивать все проценты. (Через 50 лет они должны были бы платить в качестве процентов свыше 20 000 франков в год.) Такое положение вещей становится невозможным.
Самая нормальная и вразумительная реакция людей была бы: "Стоп, в таком случае мы не будем больше платить ему проценты, баста!"
В правовом государстве однако, каким является Швейцария, проценты являются официальным долгом. Они могут быть взысканы с помощью силы полиции. Если кто-то не платит, он может преследоваться Mr. X, а если должник не имеет денег, все его имущество распродается или по договору переписывается прямо на Mr. X. (Сопротивляться государству со стороны народа означает, таким образом, войну - гражданскую войну.)
Остается единственная возможность, если наши участники изобретут "Национальный Банк", который введет в обращение больше денег, и поможет предотвратить коллапс. Только: Для того, чтобы разразилась сильная девальвация1. Mr. X - человек состоятельный. Кредитоспособен - или не совсем? Mr. X может часть своих кредитных контрактов депонировать в Национальном Банке и получить за это наличные деньги.
И точно так возникают деньги! Сейчас в Швейцарии. Коммерческий банк депонирует в Национальном Банке ценные бумаги и получает за них наличные деньги. Из-за того, что Национальный Банк со своей стороны взимает проценты за выданные наличные деньги, он может способствовать тому, что далеко не все деньги попадут в обращение, что однако не предотвратит инфляцию.
Рассмотрим для упрощения Mr. X как коммерческий банк. (Это, правда, некорректно: коммерческий банк работает с денежными средствами многих Mr. X). Так как состояние постоянно растет дальше, наличная денежная масса также должна расти, поскольку в противном случае возникло бы значительное неравенство (как представлено выше). Таким образом, чтобы осуществить сделки, банк должен заимствовать наличные деньги у Национального Банка. Проценты, которые коммерческий банк должен отдавать Национальному Банку за заемные наличные денежные средства, уменьшают, естественно, его прибыль.
Здесь возникает дилемма:
Если Национальный Банк предоставляет наличные денежные средства дешево, т.е. он держит проценты на низком уровне, то в обращение попадает большое количество наличных денег, в соответствии с тем, как они создаются процентами, но экономика развивается хорошо, т.е. отсутствует (почти) безработица (период 1985-1990 гг.). Если же он устанавливает большие проценты, то в обращении оказывается недостаточный объем денежной массы, и мы получаем ситуацию, аналогичную примеру, где в обращении не хватает 600 франков. Мы имеем дефляционный кризис и, следовательно, безработицу.
Подведем итог: деньги возникают независимо от того, печатает ли их Национальный Банк или нет. Благодаря процентам на проценты растет денежное состояние, и то немногое, что может сделать Национальный Банк, чтобы воспрепятствовать этому, - натянуть узкий корсет на денежную массу, так чтобы она больше не увеличивалась. Только причина, почему денежная масса расширяется, не устранена.
"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена