Пост интересный. Отличные фото. Подписи к фото, понятное дело, пришли с сайта, откуда пост был позаимствован. И большинство из них - какой-то бред от нечего сказать.
Вот и диссонанс - фотографии профессиональные, а подписи - школьника, не журналиста. Почему??? Жалко, хотелось бы побольше узнать. И про начинки (джемы), и про то, что еще "восстановили и приумножили" с 80-х годов того века. А так вроде только про новые формы, температуру, производительность мастерицы и узнал. Я помню те, "советские" пряники с каким-то сливовым джемом, и что они хранились вроде как две-три недели, не превращаясь в камень. А что теперь?
Пост интересный. Отличные фото. Подписи к фото, понятное дело, пришли с сайта, откуда пост был позаимствован. И большинство из них - какой-то бред от нечего сказать. Вот и диссонанс - фотографии профессиональные, а подписи - школьника, не журналиста. Почему??? Жалко, хотелось бы побольше узнать. И про начинки (джемы), и про то, что еще "восстановили и приумножили" с 80-х годов того века. А так вроде только про новые формы, температуру, производительность мастерицы и узнал. Я помню те, "советс
А теперь развелось н-ное количество полу- и полностью подпольных недопроизводств, где и мастерицы какие-то странные, больше с азиатской внешностью, и сырье сомнительного производства.
Хотите настоящий тульский пряник - езжайте в Тулу самостоятельно, в фирменный магазин фабрики "Старая Тула" - старейшее на данный момент в городе производство (основано в 1881 году)
Заезд со стороны федералки М2 "Крым" на Тулу, далее по прямой (не забыть принять правее у бывшего поста ДПС, иначе уедете на Белгород). По городу прямо до начала трамвайных путей. Метров через 300 по левую руку ищем здание как на фото. Разворот через трамвайку. паркуемся в кармане у здания.
И будет вам счастье: внутри фирменный магаз фабрики, с ценниками, способными приятно удивить. Так, например, кило стандартных 180-граммовых будет стоить примерно столько же, сколько в Москве стоит одна штучка.
От разнообразия форм, весов, начинок голова кругом!
Точный адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, 45
PS НИКОГДА не покупайте пряники на трассе. Производителем окажется скорее всего некое ИП, а пряники окажутся безвкусными, суховатыми и возможно даже черствыми.
А теперь развелось н-ное количество полу- и полностью подпольных недопроизводств, где и мастерицы какие-то странные, больше с азиатской внешностью, и сырье сомнительного производства.
Хотите настоящий тульский пряник - езжайте в Тулу самостоятельно, в фирменный магазин фабрики "Старая Тула" - старейшее на данный момент в городе производство (основано в 1881 году)
Заезд со стороны федералки М2 "Крым" на Тулу, далее по прямой (не забыть принять правее у бывшего поста ДПС, иначе уедете на Белгород). По городу прямо до начала трамвайных путей. Метров через 300 по левую руку ищем здание как на фото. Разворот через трамвайку. паркуемся в кармане у здания.
И будет вам счастье: внутри фирменный магаз фабрики, с ценниками, способными приятно удивить. Так, например, кило стандартных 180-граммовых будет стоить примерно столько же, сколько в Москве стоит одна штучка.
От разнообразия форм, весов, начинок голова кругом!
Точный адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, 45
PS НИКОГДА не покупайте пряники на трассе. Производителем окажется скорее всего некое ИП, а пряники окажутся безвкусными, суховатыми и возможно даже черствыми.
О том, когда и как появился пряник на Руси, дискуссии ведутся до сих пор. Так же как и о том, что же означает само слово, в котором словно застыла память о временах, когда корабли отправлялись за тридевять морей в тридесятое царство за пряностями «едкими». Бытовало мнение, что пряник известен на Руси еще с былинных времен. Так считал, например, известный собиратель и знаток русских древностей XIX века И. Голышев, который в подтверждение этого мнения ссылается, в частности, на текст одной русской сказки: «Учали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими».
Пряничные доски и пряники русского Севера и центральных областей XIX — начала XX века.
История русского пряника действительно уходит в языческие времена раннего средневековья.
В связи с развитием на Руси земледелия в языческих ритуальных жертвоприношениях мясо животных и птиц стало постепенно заменяться изделиями из зерна. В X—XII веках обычай выпекать из теста изображения домашнего скота для ритуального пиршества был, по-видимому, повсеместно распространен среди восточных славян, и в сочинениях «отцов церкви» можно часто встретить негодующие строки об этом обычае. Но уже к XVI веку каких-либо сведений о борьбе христианской церкви с этим пережитком язычества в летописях не встречается. И, судя по всему, именно к этому времени и следует отнести появление на Руси пряника в полном, привычном нам смысле этого слова. «Красно украшенное» печенье уже не имело того культового значения, как встарь, но осталось неким символом небудничности, праздничности.
Начиная с XVI века пряник быстро завоевывает рынок в русских стольных и дальних городах и селах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. А спустя век мастера пряничного дела появились и в иных городах, а таможенные книги Вологды, Великого Устюга, Тотьмы упоминают о них среди другого ввозимого товара. И, видимо, не случайно появление и начало повсеместного распространения пряника на Руси связано именно с XVI—XVII веками — веками Великих географических открытий, когда на рынках Европы появилось большое количество пряностей — душистого перца, корицы, имбиря, гвоздики, которые вошли неотъемлемыми компонентами в русский пряник.
Историю пряника можно сравнить с историей книги. Как вначале каждая книга изготовлялась вручную, в одном-единственном экземпляре, так и пряник на заре своего существования каждый раз был произведением оригинальным. И как в связи с ростом спроса стали книги печатать с досок, сериями, так и пряники стали серийными, «тиражными», «печатными», — их тоже стали печатать со специальных досок.
Постепенно пряник становился ветвью массового профессионального декоративно-прикладного искусства — как изразцы, прялки, узорные набойчатые ткани, резьба на избах. Пряничные доски-штампы заселили образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневного быта.
И как всякое искусство, пряничное мастерство обрело свои школы.
На «почетных», или «подносных», пряниках Вологодчины (их создавали специально для подношения почетным гостям) излюбленным мотивом были диковинные здания с башнями и развевающимися флагами, кони, птицы, корабли.
Собранная в 1907 году этнографом И. Абрамовым коллекция старообрядческих пряников села Ветка Могилевской губернии позволяет проследить культурно-бытовые связи древнерусских, уходящих в славянскую языческую старину, традиций с национальным искусством белорусов и поляков.
Городецкие пряничные доски отличаются разнообразными сюжетными рельефами, которые обязательно сопровождают разъяснительные тексты. А вот саратовцы предпочитали пряники, покрытые мелким геометрическим орнаментом. Пряничные мастера лесного Верхнего Поволжья, особенно четко разделяя свои изделия по «целевому назначению» — для подарков, для детей, для именин, для свадеб и т. д., — использовали в качестве орнамента замысловатую вязь нравоучительных и поздравительных текстов.
Архангельские пряничники, учитывая тягу горожан к экзотическим сюжетам, создали удивительную по своей этнографической точности серию, повествующую о жизни ненцев («самоедов» — как их тогда называли), точно подметив детали одежды, конструкции нарт, оленьей упряжки, северных русских деревень и городов.
Пряничное производство со временем было поставлено на серьезные «промышленные» рельсы. В ряде городов имелись специальные заведения, снабжавшие своими изделиями не только округу и соседние области, но и вывозившие их даже за границу. В XIX веке владелец тверской пряничной фабрики Иван Баранов имел «специализированные» магазины русского пряника в Берлине, Париже, Лондоне. Пряничное производство нередко было наследственным — в Твери были известны семьи, занимавшиеся пряничным искусством в течение полутора веков. Получить звание мастера-пряничника или подмастерья было делом почетным и трудным. Надо было изготовить партию пряников и представить на строгий суд комиссии из трех мастеров-пряничников, дававших официальный патент на звание мастера или подмастерья.
Но, несмотря на многообразие жанров, форм, направлений, в истории пряничного искусства можно выделить некие основные этапы, связанные с общей историей русского декоративно-прикладного народного творчества.
Первый этап — от XVI—XVII веков до XVIII века, когда на основе ритуального языческого печенья появляются на Руси пряники в виде рыб, птиц, женских фигур. Впоследствии эти формы переносятся на пряничные доски. Тогда же излюбленными мотивами становятся изображения льва, единорога, двуглавого орла, птицы-сирин. Появившись, пряничное искусство, как губка, начинает вбирать в себя традиции и образы других видов народного творчества: вышивки, резьбы по дереву.
В XVIII веке на пряничных досках появляются сложные жанровые сюжеты, корабли, семейные и любовные пары, здания, корзины с цветами, столы с самоварами и снедью и т. д.
Примерно с 70-х годов XIX века пряничные мастера начинают в круг привычных, традиционных сюжетов включать элементы нового городского быта. Связано это с появлением нового потребителя — городского мещанства. Пряничные мастера пытаются совместить устойчивые традиции народного искусства с быстрыми изменениями уклада жизни, ее темпов и потребностей.
Процесс этот идет и в наши дни. Бытующие сегодня тульские, московские, вяземские, городецкие и другие виды русского пряника свидетельствуют о том, что современность, отбирая и перерабатывая старые традиционные формы, ищет в них принципы, отражающие характерные особенности народного восприятия — чувство пропорции и меры. Ибо народное творчество, его многовековые традиции — те корни, без которых невозможно существование современного древа искусств. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4964/http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4964/
Тульские пряники в Туле можно купить в пекарне Поляковой на ул. Калинина д.26, корп.1, очень вкусные. Сейчас они начали готовить пряники с обезьяной к новому году, так что советую)))
В советские времена тульский пряник был "сладкой валютой". К примеру если в гостинице не было мест, то за пряник они (места) всегда находились :)
Помню надо было отстоять не хилую очередь в (фирменном) магазине на проспекте Ленина (в Туле), что бы купить пряники в красивых коробках. Именно эти большие пряники в красивых коробках имели достаточно презентабельный вид и могли служить достойным подарком.
Я помню в детстве сокрушался, что мы, туляки, едим пряников меньше чем наши далекие родственники... Себе мы их редко покупали - давиться в очереди ради того что бы поесть не было желания, а вот что бы положить в посылочку родственникам - самое оно... Вот так и жили: мы им слали пряники, они нам копченую рыбу... Сейчас страшно вспомнить, а тогда это была норма
Ооо, отличный пост! Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем кто называет жителей Тулы(Тульчанами),Житель Тулы (Мн-ТулЯк,Ж-ТулЯчка!!!)
Обращаемся к викепедии.
Этнохоро́ним (от греч. ἔθνος, «народ» + χῶρος, «местность» + όνυμα, «название, имя»), этникон — название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом (хоронимом)[источник не указан 54 дня]. Например, Омск — омич, Москва — москвич, Новгород — новгородец, Псков — псковичи (ж — псковитя́нка, м — псковитя́нин), Тула — туля́к (ж — туля́чка, мн — туляки́).
У нас в Автограде раньше в 90-х очень любил пряники местного производителя с названием "Тульский". Затем в двухтысячных они так усовершенствовали рецептуру, что современные высокотехнологичные ингредиенты напрочь отбивают желание его употреблять... Жаль Тула далековата...
74 комментария
9 лет назад
Вот и диссонанс - фотографии профессиональные, а подписи - школьника, не журналиста. Почему??? Жалко, хотелось бы побольше узнать. И про начинки (джемы), и про то, что еще "восстановили и приумножили" с 80-х годов того века. А так вроде только про новые формы, температуру, производительность мастерицы и узнал. Я помню те, "советс
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Пряничные доски и пряники русского Севера и центральных областей XIX — начала XX века.
История русского пряника действительно уходит в языческие времена раннего средневековья.
В связи с развитием на Руси земледелия в языческих ритуальных жертвоприношениях мясо животных и птиц стало постепенно заменяться изделиями из зерна. В X—XII веках обычай выпекать из теста изображения домашнего скота для ритуального пиршества был, по-видимому, повсеместно распространен среди восточных славян, и в сочинениях «отцов церкви» можно часто встретить негодующие строки об этом обычае. Но уже к XVI веку каких-либо сведений о борьбе христианской церкви с этим пережитком язычества в летописях не встречается. И, судя по всему, именно к этому времени и следует отнести появление на Руси пряника в полном, привычном нам смысле этого слова. «Красно украшенное» печенье уже не имело того культового значения, как встарь, но осталось неким символом небудничности, праздничности.
Начиная с XVI века пряник быстро завоевывает рынок в русских стольных и дальних городах и селах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. А спустя век мастера пряничного дела появились и в иных городах, а таможенные книги Вологды, Великого Устюга, Тотьмы упоминают о них среди другого ввозимого товара. И, видимо, не случайно появление и начало повсеместного распространения пряника на Руси связано именно с XVI—XVII веками — веками Великих географических открытий, когда на рынках Европы появилось большое количество пряностей — душистого перца, корицы, имбиря, гвоздики, которые вошли неотъемлемыми компонентами в русский пряник.
Историю пряника можно сравнить с историей книги. Как вначале каждая книга изготовлялась вручную, в одном-единственном экземпляре, так и пряник на заре своего существования каждый раз был произведением оригинальным. И как в связи с ростом спроса стали книги печатать с досок, сериями, так и пряники стали серийными, «тиражными», «печатными», — их тоже стали печатать со специальных досок.
Постепенно пряник становился ветвью массового профессионального декоративно-прикладного искусства — как изразцы, прялки, узорные набойчатые ткани, резьба на избах. Пряничные доски-штампы заселили образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневного быта.
И как всякое искусство, пряничное мастерство обрело свои школы.
На «почетных», или «подносных», пряниках Вологодчины (их создавали специально для подношения почетным гостям) излюбленным мотивом были диковинные здания с башнями и развевающимися флагами, кони, птицы, корабли.
Собранная в 1907 году этнографом И. Абрамовым коллекция старообрядческих пряников села Ветка Могилевской губернии позволяет проследить культурно-бытовые связи древнерусских, уходящих в славянскую языческую старину, традиций с национальным искусством белорусов и поляков.
Городецкие пряничные доски отличаются разнообразными сюжетными рельефами, которые обязательно сопровождают разъяснительные тексты. А вот саратовцы предпочитали пряники, покрытые мелким геометрическим орнаментом. Пряничные мастера лесного Верхнего Поволжья, особенно четко разделяя свои изделия по «целевому назначению» — для подарков, для детей, для именин, для свадеб и т. д., — использовали в качестве орнамента замысловатую вязь нравоучительных и поздравительных текстов.
Архангельские пряничники, учитывая тягу горожан к экзотическим сюжетам, создали удивительную по своей этнографической точности серию, повествующую о жизни ненцев («самоедов» — как их тогда называли), точно подметив детали одежды, конструкции нарт, оленьей упряжки, северных русских деревень и городов.
Пряничное производство со временем было поставлено на серьезные «промышленные» рельсы. В ряде городов имелись специальные заведения, снабжавшие своими изделиями не только округу и соседние области, но и вывозившие их даже за границу. В XIX веке владелец тверской пряничной фабрики Иван Баранов имел «специализированные» магазины русского пряника в Берлине, Париже, Лондоне. Пряничное производство нередко было наследственным — в Твери были известны семьи, занимавшиеся пряничным искусством в течение полутора веков. Получить звание мастера-пряничника или подмастерья было делом почетным и трудным. Надо было изготовить партию пряников и представить на строгий суд комиссии из трех мастеров-пряничников, дававших официальный патент на звание мастера или подмастерья.
Но, несмотря на многообразие жанров, форм, направлений, в истории пряничного искусства можно выделить некие основные этапы, связанные с общей историей русского декоративно-прикладного народного творчества.
Первый этап — от XVI—XVII веков до XVIII века, когда на основе ритуального языческого печенья появляются на Руси пряники в виде рыб, птиц, женских фигур. Впоследствии эти формы переносятся на пряничные доски. Тогда же излюбленными мотивами становятся изображения льва, единорога, двуглавого орла, птицы-сирин. Появившись, пряничное искусство, как губка, начинает вбирать в себя традиции и образы других видов народного творчества: вышивки, резьбы по дереву.
В XVIII веке на пряничных досках появляются сложные жанровые сюжеты, корабли, семейные и любовные пары, здания, корзины с цветами, столы с самоварами и снедью и т. д.
Примерно с 70-х годов XIX века пряничные мастера начинают в круг привычных, традиционных сюжетов включать элементы нового городского быта. Связано это с появлением нового потребителя — городского мещанства. Пряничные мастера пытаются совместить устойчивые традиции народного искусства с быстрыми изменениями уклада жизни, ее темпов и потребностей.
Процесс этот идет и в наши дни. Бытующие сегодня тульские, московские, вяземские, городецкие и другие виды русского пряника свидетельствуют о том, что современность, отбирая и перерабатывая старые традиционные формы, ищет в них принципы, отражающие характерные особенности народного восприятия — чувство пропорции и меры. Ибо народное творчество, его многовековые традиции — те корни, без которых невозможно существование современного древа искусств.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4964/http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4964/
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Помню надо было отстоять не хилую очередь в (фирменном) магазине на проспекте Ленина (в Туле), что бы купить пряники в красивых коробках. Именно эти большие пряники в красивых коробках имели достаточно презентабельный вид и могли служить достойным подарком.
Я помню в детстве сокрушался, что мы, туляки, едим пряников меньше чем наши далекие родственники... Себе мы их редко покупали - давиться в очереди ради того что бы поесть не было желания, а вот что бы положить в посылочку родственникам - самое оно... Вот так и жили: мы им слали пряники, они нам копченую рыбу... Сейчас страшно вспомнить, а тогда это была норма
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Обращаемся к викепедии.
Этнохоро́ним (от греч. ἔθνος, «народ» + χῶρος, «местность» + όνυμα, «название, имя»), этникон — название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом (хоронимом)[источник не указан 54 дня]. Например, Омск — омич, Москва — москвич, Новгород — новгородец, Псков — псковичи (ж — псковитя́нка, м — псковитя́нин), Тула — туля́к (ж — туля́чка, мн — туляки́).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена