Какая старая и в корне не верная басня. Рабство - отсутствие какой-либо свободы выбора. Наемный труд как раз эту свободу предоставляет. По-моему это очевидно.
Раб всегда выбирает не свободу, а каменоломни где повкуснее кормят и поменьше бьют. Раб мечтает не о свободе личности, а о том, как самому стать надсмотрщиком.
Так и по Вашей мысли, Вы выбираете офисы где побольше платят и меньше ограничений (приходить к 11, есть кофемашинки...). А Ваша мечта - карьерный рост! Отработать 15 лет, и стать самому начальником!
Улавливаете параллели?
Параллели весьма смутные. Опять-же вы сами сказали, можно продвинуться по карьерному росту и перестать быть рабом :)
Тут разница как раз очень ощутимая. Раба бьют, кофе не наливают, кормят как попало заставляют работать по 12-14 часов в сутки, а я, выбирая работу, выбираю ее прежде всего такой, какой она мне нравится, нормального начальника. То есть на работе я работаю с удовольствием, в дружном коллективе с людьми, с которыми мне нравится проводить время. Опять-же работаю я лишь часть времени суток, а не от рассвета до заката. Ем я лучше раба, сплю в кровати, которая лучше рабской.
Улавливаете разницу?
Опять-же у вас есть другая альтернатива? Какое значение вы вкладываете в понятие свободы? Не работать и жить замечателно? Очень много потенциальных бездельников нонче про добровольное рабство говорят, не предлагая альтернатив. Грустно слушать таких крикунов...
Ну мне кажется такая свобода гораздо приятнее роли раба. Я выбираю работу, которая мне нравится и которая не напрягает меня, не отбирает все мое время.
Встречный вопрос - у вас есть альтернатива жизни в полной свободе???
Вообще мне интересно, какой смысл вы вкладываете в слово "свобода"? Лежать на диване и ничего не делать всю жизнь? Мне однажды перепало такой "свободы" на месяц (ногу сломал). К концу первой недели взвыл и дни стал считать до окончания оной...
Многие так и поступают. Например хваленый гугл. Платят по 5000 зелени, но у молодежи нет своего жилья (оно в этом городишке сильно дорогое, так как спрос сильно перегретый), поэтому все арендуют по 3 000 за угол. Остальное на житье-бытье. Теперь вопрос, а кому принадлежат сдаваемые углы?
Раб не выбирает вид своей деятельности, - что ему прикажут, то он и делает. Обменивая свой труд на деньги - человек имеет уже выбор чем именно ему заниматься, а это, согласитесь, в корне меняет отношение человека к поставленной задаче. Люди разные по составу ума: кто-то конструктор, кто-то повар, кто-то купец и при отходе от рабства (где все равны и все бесправны) у каждого человека появилась возможность стать по-настоящему свободным. Каждый может автоматизировать процесс зарабатывания денег, тратя больше своего освободившегося времени на то, что ему интересно: семья, наука, хобби... Притча очень поверхностна: ничего не изменилось лишь для тех людей кто не хочет думать сам, а привык, чтобы за него думал кто-то другой и живет от зарплаты до зарплаты.
Автор не в курсе, что в Д.Египте не было рабства в нашем понимании. И работали там свободные люди не за деньги, а за еду. Дело в том, что во время разлива Нила, который длился 4 месяца, крестьяне сидели без дела, проедая свои запасы. А на стройках гробниц и пирамид можно было работать за еду. А в неурожайные годы спастись там от голодной смерти. И кстати сказать, в Д.Египте даже военнопленный мог в результате стать визирем, т.е 2 лицом после фараона. Хорошая попытка, Госдеп, но мы тебе не верим.
Вообще-то это глава одной из книг серии "Анастасия" (или "Звенящие Кедры") В. Мегре.
Об отшельнице, якобы живущей в глухой сибирской тайге и знающей всё на свете: типа "как лететь с земли до звёзд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар..."
Её поклонники даже создали некое полусектантское движение, проповедующее уход от мирского, сближение с природой, каждому "по гектару земли", "сломать систему" и пр. нытьё вечных рабов, которые надели оковы САМИ НА СЕБЯ.
Свобода даже не в том что они могут прекратить таскать камни а в том что теперь у каждого есть выбор. Таскать камни или готовить жратву тем кто платит, или стричь бороду удачному таскальщику, или разводить лоховатого но работящего, или управлять группой таскунов, или изобретать приспособления для большей результативности, или сосать у богатого. И теперь все это дает возможность заработать монеты.
Когда реальные сроки получат воры, которые их заслуживают, то и надобности в подобных шедеврах не будет.
А так ваши слова звучат как пособничество воровства... Получается вы вор...
Возвращаемся к теме:
Для того чтобы понять несостоятельность советских исторических исследований. в частности теорий взаимоотношений людей, народов, стран, а особенно чтимого(как не странно) мной Льва Гумилева со товарищи, желательно пожить лет эдак 15-20 в странах с другим, более естественным укладом жизни, таким как феодализм, капитализм и пр. там где не строили что то что в корне отличается от природного течения жизни.
Советские историки были обеспечены кабинетом, рабочим столом, заработной платой и пр. необходимыми вещами, и были как бы изолированы от общественной жизни, а посему их труды черезчур идеалистичны и во многом надуманы! Плюс политическая составляющая!
В российской историографии:
Среди многочисленных трудов, посвящённых Л. Гумилёву, выделяется книга географа С. Лаврова Лев Гумилёв: Судьба и идеи , опубликованная в 2000 году. Её автор около 30 лет проработал вместе с Л. Н. Гумилёвым, многие приводимые им сведения имеют значение первоисточника.
Критике подверглась книга В. Дёмина, опубликованная в серии ЖЗЛ в 2007 году: Гумилёв создал собственный терминологический аппарат, но Дёмин предпочитает ему терминологию профессиональных экстрасенсов, целителей и астрологов. Гумилёвская пассионарность и ноосфера Вернадского соседствуют здесь с теллурической энергией , энергетикой сакрального места , внутренней энергетикой Матери-земли и благотворным излучением Космоса . Льва Гумилёва Дёмин причисляет к русским космистам , хотя русский космизм никогда не был ни единым философским направлением, ни, тем более, наукой. Этот космизм придумали авторы современных учебников по истории русской философии. В русские космисты записали мыслителей, имеющих мало общего друг с другом [333]. Последователем традиции русского космизма называет Гумилёва и профессор В. П. Нерознак[334].
В 2012 году вышла книга историка и литературного критика С. Белякова Гумилёв сын Гумилёва , удостоенная в следующем году второй премии Большая книга [335].
Критика пассионарной концепции этногенеза[править править вики-текст]
Пассионарная концепция этногенеза Гумилёва не получила признания среди историков и этнологов, многие из которых подвергли жёсткой критике как теоретические её положения, так и весьма вольное обращение автора с эмпирическим историческим материалом. Некоторые авторы причисляют теорию Гумилёва к псевдоисториографическому жанру фолк-хистори[336]. Как писал исследователь древнерусской литературы Яков Лурье, проверка историографического построения Гумилёва на материале источников по истории Древней Руси обнаруживает, что перед нами не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии [337]. Историк-византинист д.и.н. Сергей Иванов оценивает научный вклад Гумилёва как близкий к нулю и ставит его в один ряд с создателем Новой хронологии математиком Анатолием Фоменко[338]. Редакторы сайта российского научно-просветительского журнала Скепсис прямо именуют Гумилёва лжеучёным[339].
Американский исследователь Александр Янов в статье Учение Льва Гумилёва , опубликованной в журнале Свободная мысль в 1992 году, называя Гумилёва одним из самых талантливых и, без сомнения, самым эрудированным представителем молчаливого большинства советской интеллигенции , в то же время высказал мнение о том, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия этноса не только делает гипотезу Гумилёва несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки. По его утверждению, это было вызвано занятой Гумилёвым позицией изображения лояльности советской власти, которая в условиях посттоталитарного общества делает сохранение человеческого достоинства весьма сомнительным. В результате, по мнению Янова, Гумилёв и ему подобные до такой степени привыкли к эзопову языку, что он постепенно стал для них родным . Также, по его мнению, сыграла свою пагубную роль оторванность советского общества от мировой культуры , в результате чего, будучи погребённым под глыбами вездесущей цензуры , Гумилёв не имел возможности ознакомиться с достижениями находящейся на магистральном пути науки современной ему западной исторической мысли, а также ситуация, в которой идеи рождались, старились и умирали, так и не успев реализоваться, гипотезы провозглашались, но навсегда оставались непроверенными [336].
На схожей точке зрения стоял известный историк и археолог Лев Клейн, который дал работам Гумилёва такую оценку:
Горы фактов, факты самые разнообразные, это изумляет и подавляет, но не убеждает (или убеждает лишь легковерного). Потому что факты нагромождены именно горами, навалом, беспорядочно. Нет, это не методика естествознания. Л. Н. Гумилёв не естествоиспытатель. Он мифотворец. Причем лукавый мифотворец рядящийся в халат естествоиспытателя [340].
Историк Андрей Петров характеризует пассионарную теорию этногенеза как неординарное культурное явление, занимающее особое место как в истории науки, так и в истории квазинауки. По его мнению, в своих работах Гумилёв использовал методики, характерные для лженаучных сочинений вольная интерпретация источников, выдумки, натяжки, игнорирование данных, противоречащих его построениям[341].
Критике научного сообщества подвергались и теории химер и антисистем Гумилёва[342][343][344]. Некоторые аналитики полагают, что автор пассионарной теории несёт ответственность за придание доктрине русских националистов ореола научности[345], а Янов и Виктор Шнирельман обвинили Гумилёва в антисемитизме[336][346]. В частности, Шнирельман писал:
Хотя примеры химерных образований рассыпаны по всему тексту он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым хазарским эпизодом . Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси [346].
Янов также считал, что учение Гумилёва может стать идеальным фундаментом российской коричневой идеологии и что Гумилёву не чужды антисемитские взгляды[336]. Аналогичное мнение высказала и Генриетта Мондри в рецензии на книгу Вадима Россмана Russian intellectual antisemitism in the post-Communist era . Она пишет, что теория Гумилёва об этногенезе , в которой содержится мнение о славянской и семитской этнической несовместимости, образует прочную основу для современного русского национализма[347].
Один из корпусов Евразийского национального университета им. Л. Гумилёва в Астане. Фото 2006 года
В наиболее последовательном и систематическом виде, в широком историческом и методологическом контексте теории Гумилёва были рассмотрены в монографии Леонида Мосионжника, вышедшей в 2012 году. Исследователь целиком отнёс его творчество к популярному жанру, дающему простор для игровой фантазии читателя . Важной заслугой Л. Гумилёва является то, что он показал кочевников широкой публике не просто как дикарей, а как людей в своём праве, как создателей культуры, которой мы многим обязаны. До него такой взгляд был уделом немногих специалистов-кочевниковедов, школьникам же по инерции внушались стереотипы времён российской колониальной экспансии, призванные оправдать покорение кочевых народов. Эта заслуга Л. Н. Гумилёва должна быть признана, и не случайно в столице Казахстана его именем назван научный центр [348]. Однако вред от его антинаучных построений, которые Мосионжник называет расистскими, превосходит пользу от наследия Гумилёва-популяризатора[348].
В западной историографии[править править вики-текст]
На Западе теории Гумилёва известны мало. По мнению В. Козлова, труды Льва Николаевича не могли бы быть опубликованы в западных университетских издательствах по указанным выше причинам. Сокращённое[349] английское издание Этногенеза и биосферы Земли вышло в Москве всего через год после книжного русского издания[350] и прошло совершенно незамеченным. Первым отзывом западного учёного о теории Гумилёва была глава в книге американского специалиста по истории российской и советской науки профессора Лорена Грэхэма, при этом оригинальные тексты не использовались. Григорий Померанц ещё в 1990 году столкнулся с ситуацией, когда редактор французского журнала Diogenes прямо заявил ему, что теория этносов неинтересна западному читателю [351].
Несколько больший интерес западное научное сообщество выказало к теориям Гумилёва в 2000-е годы. По оценке британского историка советской общественной мысли Г. Тиханова[bg], в своём творчестве, особенно позднем, Гумилёв постоянно колебался между идеями империи и нации [352]. Главный его труд Этногенез и биосфера Земли был инспирирован как теориями Н. Я. Данилевского, так и переработанными идеями евразийцев-эмигрантов. По выражению Тиханова, Гумилёв флиртовал со званием последнего евразийца . С евразийцами его сближало убеждение, что Россия может существовать и развиваться только как сложный суперэтнос , прямо соотносимый с многонациональной империей довоенного евразийства. Убеждённость в положительном значении монгольского завоевания Гумилёв заимствовал у Г. Вернадского, а нападки на Запад соотносятся с критикой германо-романского мира Е. Трубецкого[353].
Этносы Гумилёва, по Тиханову, прямо соотносятся с культурно-историческими типами, хотя и дистанцированы от их определения. Замена культурных типов на этнос сигнализировало о том, что Гумилёв считал точные науки выше гуманитарных. Его мышлению был свойственен жёсткий детерминизм, в котором не было места свободной воле, совершенствованию или эволюции[354]. Из трудов Данилевского и Шпенглера Гумилёв унаследовал убеждение, что этнос имеет определённый ограниченный срок существования. Несмотря на почтение к естественнонаучным методам, объяснения Гумилёва не могут быть ни верифицированы, ни фальсифицированы[353].
Наследие Гумилёва-евразийца было рассмотрено в монографии Марлен Ларюэль Русское евразийство: идеология империи (Университет Джона Хопкинса, 2008). Оно интерпретировалось как связующее звено между эмигрантскими и постсоветскими евразийскими движениями. М. Ларюэль отметила, что Евразия для Гумилёва не имела самодовлеющего значения, а была лишь обрамлением для его теории этногенеза. Детерминизм Гумилёва признаётся физическим, а не географическим, а понятие евразийства способствует поиску общих оснований человеческой истории.
Гм... Начнём с того, что импортные историки имели значительно меньше возможностей в изучении Хазарского каганата, чем наши. Его территория находится на нашей земле. И тот же Артамонов помимо работ в архивах таки ещё и имел непосредственный контакт с культурным слоем первоисточника - раскопки Саркела таки вёл он. К тому же ниши историки имели неплохой доступ к письменным источникам как современников, так и ближайших потомков. И самое главное - наши историки имели к этому бОльший интерес, чем импортные, просто потому, что это НАША история. БОльший интерес+бОльшие возможности... а наши историки не тупее западных будут. И советская идеология не особо то на всё это влияла. Пока речь на заходила о антисемитских высказываниях. Гумилёв высказался и попал в опалу - нарвался на активную критику. Правильно! Если ты мразь, то вполне ожидаемо недолюбливаешь тех, кто тебя изобличает! А если при этом у тебя в руках власть...
В своё время мне очень нравилось его читать и перепроверять (благо был доступ к нормальной библиотеке). И знаете, я не нашёл в его выкладках явных ошибок! А ведь я не только Артамонова или Кёстлера читал. Читал даже Багрянородного и каких то там современников мусульман (блин, больше 20 лет прошло - я даже не вспомню имён!) Но, самое главное - я сам еврей! Я вырос в их среде. Я общался и общаюсь не только российскими представителями моей нации. И не хочу иметь с ними ни чего общего, ибо - заговор одного народа против всех существует и власть... вобщем, она не всем далеко принадлежит. Не рабам. Рабы работают. И играют в жизнь, прогресс, власть.
В тенечке под пальмой лежит негр, отдыхает. Идет поблизости белый и говорит негру:
- Чего ты лежишь под деревом, на котором столько бананов? Возьми палку, сбей
несколько штук, пойди на рынок и продай их.
Деньги получишь - наймешь еще десяток негров, которые будут бананы с пальм сбивать, а ты будешь продавать.
Потом наймешь сотню негров, посадишь тысячу пальм и будет у тебя огромная банановая плантация.
Заработаешь кучу денег. Другие будут работать, а ты будешь только лежать в тенечке под пальмой и отдыхать.
- А сейчас я что делаю?
413 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Так и по Вашей мысли, Вы выбираете офисы где побольше платят и меньше ограничений (приходить к 11, есть кофемашинки...). А Ваша мечта - карьерный рост! Отработать 15 лет, и стать самому начальником!
Улавливаете параллели?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Тут разница как раз очень ощутимая. Раба бьют, кофе не наливают, кормят как попало заставляют работать по 12-14 часов в сутки, а я, выбирая работу, выбираю ее прежде всего такой, какой она мне нравится, нормального начальника. То есть на работе я работаю с удовольствием, в дружном коллективе с людьми, с которыми мне нравится проводить время. Опять-же работаю я лишь часть времени суток, а не от рассвета до заката. Ем я лучше раба, сплю в кровати, которая лучше рабской.
Улавливаете разницу?
Опять-же у вас есть другая альтернатива? Какое значение вы вкладываете в понятие свободы? Не работать и жить замечателно? Очень много потенциальных бездельников нонче про добровольное рабство говорят, не предлагая альтернатив. Грустно слушать таких крикунов...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Встречный вопрос - у вас есть альтернатива жизни в полной свободе???
Вообще мне интересно, какой смысл вы вкладываете в слово "свобода"? Лежать на диване и ничего не делать всю жизнь? Мне однажды перепало такой "свободы" на месяц (ногу сломал). К концу первой недели взвыл и дни стал считать до окончания оной...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Об отшельнице, якобы живущей в глухой сибирской тайге и знающей всё на свете: типа "как лететь с земли до звёзд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар..."
Её поклонники даже создали некое полусектантское движение, проповедующее уход от мирского, сближение с природой, каждому "по гектару земли", "сломать систему" и пр. нытьё вечных рабов, которые надели оковы САМИ НА СЕБЯ.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
А так ваши слова звучат как пособничество воровства... Получается вы вор...
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Для того чтобы понять несостоятельность советских исторических исследований. в частности теорий взаимоотношений людей, народов, стран, а особенно чтимого(как не странно) мной Льва Гумилева со товарищи, желательно пожить лет эдак 15-20 в странах с другим, более естественным укладом жизни, таким как феодализм, капитализм и пр. там где не строили что то что в корне отличается от природного течения жизни.
Советские историки были обеспечены кабинетом, рабочим столом, заработной платой и пр. необходимыми вещами, и были как бы изолированы от общественной жизни, а посему их труды черезчур идеалистичны и во многом надуманы! Плюс политическая составляющая!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Среди многочисленных трудов, посвящённых Л. Гумилёву, выделяется книга географа С. Лаврова Лев Гумилёв: Судьба и идеи , опубликованная в 2000 году. Её автор около 30 лет проработал вместе с Л. Н. Гумилёвым, многие приводимые им сведения имеют значение первоисточника.
Критике подверглась книга В. Дёмина, опубликованная в серии ЖЗЛ в 2007 году: Гумилёв создал собственный терминологический аппарат, но Дёмин предпочитает ему терминологию профессиональных экстрасенсов, целителей и астрологов. Гумилёвская пассионарность и ноосфера Вернадского соседствуют здесь с теллурической энергией , энергетикой сакрального места , внутренней энергетикой Матери-земли и благотворным излучением Космоса . Льва Гумилёва Дёмин причисляет к русским космистам , хотя русский космизм никогда не был ни единым философским направлением, ни, тем более, наукой. Этот космизм придумали авторы современных учебников по истории русской философии. В русские космисты записали мыслителей, имеющих мало общего друг с другом [333]. Последователем традиции русского космизма называет Гумилёва и профессор В. П. Нерознак[334].
В 2012 году вышла книга историка и литературного критика С. Белякова Гумилёв сын Гумилёва , удостоенная в следующем году второй премии Большая книга [335].
Критика пассионарной концепции этногенеза[править править вики-текст]
Пассионарная концепция этногенеза Гумилёва не получила признания среди историков и этнологов, многие из которых подвергли жёсткой критике как теоретические её положения, так и весьма вольное обращение автора с эмпирическим историческим материалом. Некоторые авторы причисляют теорию Гумилёва к псевдоисториографическому жанру фолк-хистори[336]. Как писал исследователь древнерусской литературы Яков Лурье, проверка историографического построения Гумилёва на материале источников по истории Древней Руси обнаруживает, что перед нами не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии [337]. Историк-византинист д.и.н. Сергей Иванов оценивает научный вклад Гумилёва как близкий к нулю и ставит его в один ряд с создателем Новой хронологии математиком Анатолием Фоменко[338]. Редакторы сайта российского научно-просветительского журнала Скепсис прямо именуют Гумилёва лжеучёным[339].
Американский исследователь Александр Янов в статье Учение Льва Гумилёва , опубликованной в журнале Свободная мысль в 1992 году, называя Гумилёва одним из самых талантливых и, без сомнения, самым эрудированным представителем молчаливого большинства советской интеллигенции , в то же время высказал мнение о том, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия этноса не только делает гипотезу Гумилёва несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки. По его утверждению, это было вызвано занятой Гумилёвым позицией изображения лояльности советской власти, которая в условиях посттоталитарного общества делает сохранение человеческого достоинства весьма сомнительным. В результате, по мнению Янова, Гумилёв и ему подобные до такой степени привыкли к эзопову языку, что он постепенно стал для них родным . Также, по его мнению, сыграла свою пагубную роль оторванность советского общества от мировой культуры , в результате чего, будучи погребённым под глыбами вездесущей цензуры , Гумилёв не имел возможности ознакомиться с достижениями находящейся на магистральном пути науки современной ему западной исторической мысли, а также ситуация, в которой идеи рождались, старились и умирали, так и не успев реализоваться, гипотезы провозглашались, но навсегда оставались непроверенными [336].
На схожей точке зрения стоял известный историк и археолог Лев Клейн, который дал работам Гумилёва такую оценку:
Горы фактов, факты самые разнообразные, это изумляет и подавляет, но не убеждает (или убеждает лишь легковерного). Потому что факты нагромождены именно горами, навалом, беспорядочно. Нет, это не методика естествознания. Л. Н. Гумилёв не естествоиспытатель. Он мифотворец. Причем лукавый мифотворец рядящийся в халат естествоиспытателя [340].
Историк Андрей Петров характеризует пассионарную теорию этногенеза как неординарное культурное явление, занимающее особое место как в истории науки, так и в истории квазинауки. По его мнению, в своих работах Гумилёв использовал методики, характерные для лженаучных сочинений вольная интерпретация источников, выдумки, натяжки, игнорирование данных, противоречащих его построениям[341].
Критике научного сообщества подвергались и теории химер и антисистем Гумилёва[342][343][344]. Некоторые аналитики полагают, что автор пассионарной теории несёт ответственность за придание доктрине русских националистов ореола научности[345], а Янов и Виктор Шнирельман обвинили Гумилёва в антисемитизме[336][346]. В частности, Шнирельман писал:
Хотя примеры химерных образований рассыпаны по всему тексту он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым хазарским эпизодом . Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси [346].
Янов также считал, что учение Гумилёва может стать идеальным фундаментом российской коричневой идеологии и что Гумилёву не чужды антисемитские взгляды[336]. Аналогичное мнение высказала и Генриетта Мондри в рецензии на книгу Вадима Россмана Russian intellectual antisemitism in the post-Communist era . Она пишет, что теория Гумилёва об этногенезе , в которой содержится мнение о славянской и семитской этнической несовместимости, образует прочную основу для современного русского национализма[347].
Один из корпусов Евразийского национального университета им. Л. Гумилёва в Астане. Фото 2006 года
В наиболее последовательном и систематическом виде, в широком историческом и методологическом контексте теории Гумилёва были рассмотрены в монографии Леонида Мосионжника, вышедшей в 2012 году. Исследователь целиком отнёс его творчество к популярному жанру, дающему простор для игровой фантазии читателя . Важной заслугой Л. Гумилёва является то, что он показал кочевников широкой публике не просто как дикарей, а как людей в своём праве, как создателей культуры, которой мы многим обязаны. До него такой взгляд был уделом немногих специалистов-кочевниковедов, школьникам же по инерции внушались стереотипы времён российской колониальной экспансии, призванные оправдать покорение кочевых народов. Эта заслуга Л. Н. Гумилёва должна быть признана, и не случайно в столице Казахстана его именем назван научный центр [348]. Однако вред от его антинаучных построений, которые Мосионжник называет расистскими, превосходит пользу от наследия Гумилёва-популяризатора[348].
В западной историографии[править править вики-текст]
На Западе теории Гумилёва известны мало. По мнению В. Козлова, труды Льва Николаевича не могли бы быть опубликованы в западных университетских издательствах по указанным выше причинам. Сокращённое[349] английское издание Этногенеза и биосферы Земли вышло в Москве всего через год после книжного русского издания[350] и прошло совершенно незамеченным. Первым отзывом западного учёного о теории Гумилёва была глава в книге американского специалиста по истории российской и советской науки профессора Лорена Грэхэма, при этом оригинальные тексты не использовались. Григорий Померанц ещё в 1990 году столкнулся с ситуацией, когда редактор французского журнала Diogenes прямо заявил ему, что теория этносов неинтересна западному читателю [351].
Несколько больший интерес западное научное сообщество выказало к теориям Гумилёва в 2000-е годы. По оценке британского историка советской общественной мысли Г. Тиханова[bg], в своём творчестве, особенно позднем, Гумилёв постоянно колебался между идеями империи и нации [352]. Главный его труд Этногенез и биосфера Земли был инспирирован как теориями Н. Я. Данилевского, так и переработанными идеями евразийцев-эмигрантов. По выражению Тиханова, Гумилёв флиртовал со званием последнего евразийца . С евразийцами его сближало убеждение, что Россия может существовать и развиваться только как сложный суперэтнос , прямо соотносимый с многонациональной империей довоенного евразийства. Убеждённость в положительном значении монгольского завоевания Гумилёв заимствовал у Г. Вернадского, а нападки на Запад соотносятся с критикой германо-романского мира Е. Трубецкого[353].
Этносы Гумилёва, по Тиханову, прямо соотносятся с культурно-историческими типами, хотя и дистанцированы от их определения. Замена культурных типов на этнос сигнализировало о том, что Гумилёв считал точные науки выше гуманитарных. Его мышлению был свойственен жёсткий детерминизм, в котором не было места свободной воле, совершенствованию или эволюции[354]. Из трудов Данилевского и Шпенглера Гумилёв унаследовал убеждение, что этнос имеет определённый ограниченный срок существования. Несмотря на почтение к естественнонаучным методам, объяснения Гумилёва не могут быть ни верифицированы, ни фальсифицированы[353].
Наследие Гумилёва-евразийца было рассмотрено в монографии Марлен Ларюэль Русское евразийство: идеология империи (Университет Джона Хопкинса, 2008). Оно интерпретировалось как связующее звено между эмигрантскими и постсоветскими евразийскими движениями. М. Ларюэль отметила, что Евразия для Гумилёва не имела самодовлеющего значения, а была лишь обрамлением для его теории этногенеза. Детерминизм Гумилёва признаётся физическим, а не географическим, а понятие евразийства способствует поиску общих оснований человеческой истории.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
В своё время мне очень нравилось его читать и перепроверять (благо был доступ к нормальной библиотеке). И знаете, я не нашёл в его выкладках явных ошибок! А ведь я не только Артамонова или Кёстлера читал. Читал даже Багрянородного и каких то там современников мусульман (блин, больше 20 лет прошло - я даже не вспомню имён!) Но, самое главное - я сам еврей! Я вырос в их среде. Я общался и общаюсь не только российскими представителями моей нации. И не хочу иметь с ними ни чего общего, ибо - заговор одного народа против всех существует и власть... вобщем, она не всем далеко принадлежит. Не рабам. Рабы работают. И играют в жизнь, прогресс, власть.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
- Чего ты лежишь под деревом, на котором столько бананов? Возьми палку, сбей
несколько штук, пойди на рынок и продай их.
Деньги получишь - наймешь еще десяток негров, которые будут бананы с пальм сбивать, а ты будешь продавать.
Потом наймешь сотню негров, посадишь тысячу пальм и будет у тебя огромная банановая плантация.
Заработаешь кучу денег. Другие будут работать, а ты будешь только лежать в тенечке под пальмой и отдыхать.
- А сейчас я что делаю?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена