Такого дерьма никто отродясь не снимал Я открыл газеты и обомлел, вспоминает режиссер. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту... Там было написано примерно следующее: Такого дерьма, как Собачье сердце , никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста . Но я все-таки уцелел (смеется). Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через два года после выхода Собачьего сердца на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию. Профессора Преображенского могли сыграть Леонид Броневой, Михаил Ульянов или Юрий Яковлев. Все они грандиозные актеры и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, рассказывает о пробах на главную роль Бортко. Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден.
За все время съемок, по словам режиссера, он сделал актеру всего два замечания. В первый раз обратил внимание, что манерой двигаться Преображенский напоминает другого профессора в исполнении Евстигнеева Плейшнера из Семнадцати мгновений весны . Походка интеллигента была, между прочим, отчетной работой второкурсника Жени Евстигнеева в Школе-студии МХАТ. Больше Бортко Плейшнера в Собачьем сердце не видел... как не видел нетрезвым и самого Евстигнеева после одного инцидента. Евгений Александрович всегда носил с собой бутылочку коньяка. Для вдохновения, объясняет режиссер. Мы относились к этому с пониманием, тем более что, пока он употреблялся в разумных дозах, работе это не вредило. Но как-то в один из дней, а вернее, вечеров я потерял Евстигнеева, отпущенного на перерыв. Мы должны были снимать его крупный план... Кто-то подсказал заглянуть в одну из выстроенных в павильоне комнат (всего их у профессора по книге было семь): актер спал на диване. Я растолкал его и увидел, что он мертвецки пьян. В ответ на мои претензии великий, безусловно, артист дал звезду : Да я вообще сюда больше не приду! Но пришел.
И уже никогда не употреблял на площадке. Ночные исповеди в вагоне По обшарпанным стенам, на фоне которых фотограф запечатлел двух эскулапов и бедолагу-дворнягу, Бортко заключает, что снимок сделан в подворотне. В роли Шарика пес Карай, найденный через клуб служебного собаководства (умер через два года после съемок). Преданный профессору Борменталь актер Борис Плотников, еще не народный, но уже прославившийся благодаря Восхождению как белорусский партизан. Было страшно, когда сказали, что я буду в паре с Евстигнеевым, признался Плотников 26 лет спустя. Увидев меня, он крякнул, хмыкнул и сказал: Так, значит, такой Борменталь будет? Ну хорошо . И все... Думал: только реплики подаю, чтобы он солировал, и нужен ему так же, как доктор Ватсон Холмсу. Услышав это, Евгений Александрович очень сурово меня осек: Ни в коем случае! Мы с вами равны, коллега . В 1987-м, когда снимался киношедевр, Евстигнеев переживал тяжелый период. В этот год завершился раздел МХАТа и многие соратники покинули Олега Ефремова. Евстигнеев остался верен, как и всегда. Только попросил (он был после инфаркта) не давать больше новые роли, а позволить доиграть старые. И услышал в ответ: Тогда уходи на пенсию . Трудно передать внутренний стон, который раздался в труппе после этих слов Ефремова, свидетельствовал в своем цикле Мхатчики на канале Культура известный театровед Анатолий Смелянский. Это был шок! Никто не понимал ни жестокости, ни мотивов этого решения. Не было для Ефремова более близкого, более преданного артиста, чем Евстигнеев, который бы так соответствовал идеалам МХАТа... У Булгакова действие разворачивается в Москве, а Бортко снимал в Ленинграде, продолжает Плотников. Поэтому мы, актеры столичных театров, чуть не каждую ночь ездили в Красной стреле туда-сюда. Мне повезло: это дало мне возможность дополнительного общения. И какого! Евстигнеев, как только мы садились в купе, сразу ставил на столик бутылку коньяка. Выпивал рюмку и дальше следовали его монологи. Он тогда переживал очень мощное испытание, связанное с Ефремовым, МХАТом. И мне кажется, что этот узел глубоких переживаний полностью лег в Преображенского. Человека, который сам себя сделал, который владеет профессией. Который необходим людям, обществу. И вдруг из-под него уходит опора... Евгений Александрович переживал то же самое. Только был не врачом, а актером. И когда Преображенский говорит: Дайте мне такую бумагу, чтобы была, как броня!.. это Евстигнеев от своей больной души говорит! Он искал защиты и нашел спасение в этой работе. Я не выдумываю, поверьте. Потому что во время наших ночных переездов у него был такой выплеск энергии, что он мне, почти чужому человеку, рассказывал самое сокровенное. Наверное, сработал эффект попутчика, которому обычно с легкостью раскрываются. Мне кажется, наше кино сильно обогатилось благодаря тому, что Евстигнеев был в таком состоянии и это запечатлелось на пленке.
418 комментариев
7 лет назад
За все время съемок, по словам режиссера, он сделал актеру всего два замечания. В первый раз обратил внимание, что манерой двигаться Преображенский напоминает другого профессора в исполнении Евстигнеева Плейшнера из Семнадцати мгновений весны . Походка интеллигента была, между прочим, отчетной работой второкурсника Жени Евстигнеева в Школе-студии МХАТ. Больше Бортко Плейшнера в Собачьем сердце не видел... как не видел нетрезвым и самого Евстигнеева после одного инцидента. Евгений Александрович всегда носил с собой бутылочку коньяка. Для вдохновения, объясняет режиссер. Мы относились к этому с пониманием, тем более что, пока он употреблялся в разумных дозах, работе это не вредило. Но как-то в один из дней, а вернее, вечеров я потерял Евстигнеева, отпущенного на перерыв. Мы должны были снимать его крупный план... Кто-то подсказал заглянуть в одну из выстроенных в павильоне комнат (всего их у профессора по книге было семь): актер спал на диване. Я растолкал его и увидел, что он мертвецки пьян. В ответ на мои претензии великий, безусловно, артист дал звезду : Да я вообще сюда больше не приду! Но пришел.
И уже никогда не употреблял на площадке. Ночные исповеди в вагоне По обшарпанным стенам, на фоне которых фотограф запечатлел двух эскулапов и бедолагу-дворнягу, Бортко заключает, что снимок сделан в подворотне. В роли Шарика пес Карай, найденный через клуб служебного собаководства (умер через два года после съемок). Преданный профессору Борменталь актер Борис Плотников, еще не народный, но уже прославившийся благодаря Восхождению как белорусский партизан. Было страшно, когда сказали, что я буду в паре с Евстигнеевым, признался Плотников 26 лет спустя. Увидев меня, он крякнул, хмыкнул и сказал: Так, значит, такой Борменталь будет? Ну хорошо . И все... Думал: только реплики подаю, чтобы он солировал, и нужен ему так же, как доктор Ватсон Холмсу. Услышав это, Евгений Александрович очень сурово меня осек: Ни в коем случае! Мы с вами равны, коллега . В 1987-м, когда снимался киношедевр, Евстигнеев переживал тяжелый период. В этот год завершился раздел МХАТа и многие соратники покинули Олега Ефремова. Евстигнеев остался верен, как и всегда. Только попросил (он был после инфаркта) не давать больше новые роли, а позволить доиграть старые. И услышал в ответ: Тогда уходи на пенсию . Трудно передать внутренний стон, который раздался в труппе после этих слов Ефремова, свидетельствовал в своем цикле Мхатчики на канале Культура известный театровед Анатолий Смелянский. Это был шок! Никто не понимал ни жестокости, ни мотивов этого решения. Не было для Ефремова более близкого, более преданного артиста, чем Евстигнеев, который бы так соответствовал идеалам МХАТа... У Булгакова действие разворачивается в Москве, а Бортко снимал в Ленинграде, продолжает Плотников. Поэтому мы, актеры столичных театров, чуть не каждую ночь ездили в Красной стреле туда-сюда. Мне повезло: это дало мне возможность дополнительного общения. И какого! Евстигнеев, как только мы садились в купе, сразу ставил на столик бутылку коньяка. Выпивал рюмку и дальше следовали его монологи. Он тогда переживал очень мощное испытание, связанное с Ефремовым, МХАТом. И мне кажется, что этот узел глубоких переживаний полностью лег в Преображенского. Человека, который сам себя сделал, который владеет профессией. Который необходим людям, обществу. И вдруг из-под него уходит опора... Евгений Александрович переживал то же самое. Только был не врачом, а актером. И когда Преображенский говорит: Дайте мне такую бумагу, чтобы была, как броня!.. это Евстигнеев от своей больной души говорит! Он искал защиты и нашел спасение в этой работе. Я не выдумываю, поверьте. Потому что во время наших ночных переездов у него был такой выплеск энергии, что он мне, почти чужому человеку, рассказывал самое сокровенное. Наверное, сработал эффект попутчика, которому обычно с легкостью раскрываются. Мне кажется, наше кино сильно обогатилось благодаря тому, что Евстигнеев был в таком состоянии и это запечатлелось на пленке.
Источник: https://sobesednik.ru/culture/20131012-sobache-serdtse-spaslo-evstigneeva-vse-tainy-semok-legendarnogo-filma-vladimira-borhttps://sobesednik.ru/culture/20131012-sobache-serdtse-spaslo-evstigneeva-vse-tainy-semok-legendarnogo-filma-vladimira-bor
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена