"Низовые казаки" и "верховые казаки" ( по течению Дона) тоже сильно отличались. Казаки верхнего Дона в любой заварушке впереди, а нижние, домовитые, с деньгами, уже "сторону" выбирают. Деньги - зло.
"Низовые казаки" и "верховые казаки" ( по течению Дона) тоже сильно отличались. Казаки верхнего Дона в любой заварушке впереди, а нижние, домовитые, с деньгами, уже "сторону" выбирают. Деньги - зло.
Первоказаки были кем-то навроде американских трапперов, фермеров и ковбоев, плюнувших на цивилизацию и строивших вольную жизнь в свободных землях на основе личной отмороженности и хорошего владения оружием.
Тогда казаком мог стать любой человек, в поисках лучшей доли рискнувший отправиться в εδеня Дикого Поля (вполне себе полноценный аналог американского Дикого Запада). Казаками становились подневольные людишки низкого звания, уходившие от нищеты, непосильного труда и феодального гнёта.
Изначально (ну, как "изначально" - в веке XII-XIII) Дикое Поле освоили татары (их западный субэтнос, так называемые "белые (западные) татары" или "каз-ак-татар"). Они уходили из родных ордынских степей от своих ханов и баев на запад, к границам осёдлой Руси, где какое-то время действительно жили вольно, почти первобытно-общинным строем, пробавляясь скотоводством и грабежами.
Когда начали формироваться централизованные государства на территории современной России (Московское государство, Польско-Литовская держава), в Дикое Поле побежали вольнолюбивые славяне, бросившие шапку под ноги своим князьям и боярам. Они неизбежно воспринимали элементы образа жизни казак-татар, образовав основу казачества. Дополнительно на просторы Дикого Поля сыпались представители других этносов - и кипчаки, и калмыки, и буряты, башкиры, эвенки, осетины и другие народности. В этом плавильном котле и сварился суп казачества.
Пока было вдосталь свободных и опасных степных просторов, казаки жили общинами ("бандами") во главе с атаманами, кошевыми и куренными ("ворами-в-законе", "блатными", "смотрящими"), решая вопросы на Круге ("сходняке"), руководствуясь стихийно сложившимися правилами ("понятиями"). Ежели казаку не нравились порядки в станице ("притоне"), он просто седлал коня, грузил своё скудное имущество в перемётные сумы и уходил глубже в Степь.
Но когда свободные земли кончились (что произошло лет через 150-200), уходить стало некуда и тут-то короли, великие князья и цари распространили свою волю, возведённую в закон, на ранее независимое казачество, подкупая богатых казаков (не деньгами - гарантиями сохранности собственности) и беря на службу казаков бедных (включая их в разного рода реестры).
Именно к этому периоду и относятся процедуры, описанные в посте (бурлаки, голутвенные, "с Дону выдачи нет" и т.д.).
Дальше - больше. Ещё через какое-то время (со второй половины 17 века) центральная власть медленно, но неуклонно стала превращать казачество из субэтноса в СОСЛОВИЕ. Казачество из вольного народа превратилось в верного слугу эксплуататорской власти. После этого войти в число казаков стало просто невозможно.
К 1917 году на землях разнообразных "Казачьих Войск" жили два разных народа: казаки, владевшие землёй, и неказаки-мужики, вынужденные работать на казачьих землях по найму или на правах аренды. Между ними тлела непреходящая вражда. Плюс само казачество расслаивалось по имущественному признаку, возрастало число малоземельных казаков. Стоило ослабнуть (а потом исчезнуть) железным обручам царской власти, как многолетняя вражда вспыхнула кровавым пожаром Гражданской войны в казачьих сообществах на Дону, на Кубани, в Забайкалье, на Дальнем Востоке...
Автор, для начала у крестьян и у казаков была совершенно разная психология, военная карьера всегда была очень тяжела, многочасовые тренировки, жизнь под открытым небом зимой и летом, постоянная опасность, или не особо напряжная жизнь крестьянина, ведь не секрет что работали тогдашние крестьяне не слишком много, лень и пьянство были постоянным бичом крестьянства, оттуда и привычка довольствования малым, крестьянин готов был отдать всё лишь бы его не отрывали от печки. И для того что бы крестьянин преодолел вековую лень, слез с печки и ушёл практически вникуда - тут должна быть веская причина. В казаки уходил из деревень только пассионарный элемент, но как воин крестьянин был никаким, по пьяни он пог оглоблей соседа треснуть, но что бы холоднокровно, на трезвую голову резать себе подобных - это было выше сил землепашца. Отголоски этой психологии слышны и сейчас, рабу военная служба тяжела и невыносима, раб не понимает зачем изнурять себя тренировками, ведь проще заплатить агрессору, работать на него(работать то всё равно надо, так почему бы и не поработать на агрессора) что бы он оставил раба в покое.
Сколько презрения к людям, которые веками кормили и кормят страну...
Словно Салтыкова-Щедрина прочёл.
"Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
Спишь, лежебок! накинулись они на него, небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!...
Полез (мужик) сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?».
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами нигде не пропадешь!».
А после Екатерины, у моей бабушки под Одессой эти казаки беглые в работниках ходили, пока им не сказали шо они теперь хозяева. Зараз все щирые украинци и хосподары. Такие хосподары шо дома поразвалились и поля в бурьянах...
В XVII веке беглый мог прибиться к засечным, в XVIII в некоторых моментах мог встать на вольное поселение - с Дону выдачи нет.
А вот стать казаком, особенно на службе государю - однозначно нет.
Мог служить на славу государю и Отечеству, а вот стать настоящими казаками, могли лишь его внуки, в лучшем случае дети. И то только в том случае, если и сам он и его дети-внуки посвятят жизнь службе Отечеству.
Казаком можно только родиться, и с самого рождения, всю свою жизнь казак будет подтверждать доброй службой, что достоин этого звания.
"Но путь из землепашца в казаки был не проще, чем путь в 90-х из провинциального ПТУшника в столичного «коммерса»."
Да, деточка, вы явно не жили в 90-х.
казак служить должен ,все равно где, но лучше по традиции - на границе.
А пенсионер всю жизнь отработавший младшим научным сотрудником по определению ряженый Даже если никогда на себя цацки не навешивает ,а просто твердо уверен, что вот он казак и все тут, по праву рождения (хотя его батя на Дон по разнарядке из Литвы в 60-х прибыл).
Или малолетний птушник выпиливший себе из рессоры "шашку" и связавший из кабельной изоляции "нагайку" никак не казак, хоть и родился в станице и дедушка Шолохова лично знавал.
Тут сколько себя не казач ,а ты простой "мужик" ,твое дело "землю пахать".
Да ладно, казак - прежде всего разбойник и казак постоянно блюдёт свой интерес, посмотрите сколько раз и с какой лёгкостью казаки меняли стороны, сколько раз казаки с Дона и Запорожья ходили походами на Русь, грабить и убивать таких же православных для казаков было нормой, нормой было для Запорожских казаков водить "людоловов" из Крыма на свои же земли. Казаки "кинули" белогвардейцев в Гражданскую, казаки массово служил у немцев в Великую Отечественную. Сейчас на юге России кавказские диаспоры практически захватили власть, вопрос: Где казаки? Где казацкая удаль и мифическая честь?
то что старые казаки это в первую очередь бандиты ,спорить не буду.
но те бандиты потому и неприкосновенны (с дону выдачи нет)
что в первую очередь они грабят соседей, ну и в случае нападения их резали в первую очередь (достали сильно). А потому хоть часть да казачки с собой заберут ,ну и предупредят, если чего, о нападении.
Но к 19 веку казаки все таки были причесаны и их статус перешел в разряд "служивых", примерно как упраздненные Петром стрельцы (полки военнообязанных людей, живущих своим хозяйством на своих землях).
Кстати казаки были не только в приграничье (как к примеру малоизвестные литовские казаки и больше известные по Пушкину яикские) существовали казачьи деревни и в центре страны ,в их обязанности входили содержание переправ и дорог, разведение лошадей для казенных войск.
Так что все равно - не служишь, не казак.
17 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Тогда казаком мог стать любой человек, в поисках лучшей доли рискнувший отправиться в εδеня Дикого Поля (вполне себе полноценный аналог американского Дикого Запада). Казаками становились подневольные людишки низкого звания, уходившие от нищеты, непосильного труда и феодального гнёта.
Изначально (ну, как "изначально" - в веке XII-XIII) Дикое Поле освоили татары (их западный субэтнос, так называемые "белые (западные) татары" или "каз-ак-татар"). Они уходили из родных ордынских степей от своих ханов и баев на запад, к границам осёдлой Руси, где какое-то время действительно жили вольно, почти первобытно-общинным строем, пробавляясь скотоводством и грабежами.
Когда начали формироваться централизованные государства на территории современной России (Московское государство, Польско-Литовская держава), в Дикое Поле побежали вольнолюбивые славяне, бросившие шапку под ноги своим князьям и боярам. Они неизбежно воспринимали элементы образа жизни казак-татар, образовав основу казачества. Дополнительно на просторы Дикого Поля сыпались представители других этносов - и кипчаки, и калмыки, и буряты, башкиры, эвенки, осетины и другие народности. В этом плавильном котле и сварился суп казачества.
Пока было вдосталь свободных и опасных степных просторов, казаки жили общинами ("бандами") во главе с атаманами, кошевыми и куренными ("ворами-в-законе", "блатными", "смотрящими"), решая вопросы на Круге ("сходняке"), руководствуясь стихийно сложившимися правилами ("понятиями"). Ежели казаку не нравились порядки в станице ("притоне"), он просто седлал коня, грузил своё скудное имущество в перемётные сумы и уходил глубже в Степь.
Но когда свободные земли кончились (что произошло лет через 150-200), уходить стало некуда и тут-то короли, великие князья и цари распространили свою волю, возведённую в закон, на ранее независимое казачество, подкупая богатых казаков (не деньгами - гарантиями сохранности собственности) и беря на службу казаков бедных (включая их в разного рода реестры).
Именно к этому периоду и относятся процедуры, описанные в посте (бурлаки, голутвенные, "с Дону выдачи нет" и т.д.).
Дальше - больше. Ещё через какое-то время (со второй половины 17 века) центральная власть медленно, но неуклонно стала превращать казачество из субэтноса в СОСЛОВИЕ. Казачество из вольного народа превратилось в верного слугу эксплуататорской власти. После этого войти в число казаков стало просто невозможно.
К 1917 году на землях разнообразных "Казачьих Войск" жили два разных народа: казаки, владевшие землёй, и неказаки-мужики, вынужденные работать на казачьих землях по найму или на правах аренды. Между ними тлела непреходящая вражда. Плюс само казачество расслаивалось по имущественному признаку, возрастало число малоземельных казаков. Стоило ослабнуть (а потом исчезнуть) железным обручам царской власти, как многолетняя вражда вспыхнула кровавым пожаром Гражданской войны в казачьих сообществах на Дону, на Кубани, в Забайкалье, на Дальнем Востоке...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Словно Салтыкова-Щедрина прочёл.
"Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
Спишь, лежебок! накинулись они на него, небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!...
Полез (мужик) сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?».
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами нигде не пропадешь!».
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Odessa, Glückstal Kassel.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
А вот стать казаком, особенно на службе государю - однозначно нет.
Мог служить на славу государю и Отечеству, а вот стать настоящими казаками, могли лишь его внуки, в лучшем случае дети. И то только в том случае, если и сам он и его дети-внуки посвятят жизнь службе Отечеству.
Казаком можно только родиться, и с самого рождения, всю свою жизнь казак будет подтверждать доброй службой, что достоин этого звания.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Да, деточка, вы явно не жили в 90-х.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
А пенсионер всю жизнь отработавший младшим научным сотрудником по определению ряженый Даже если никогда на себя цацки не навешивает ,а просто твердо уверен, что вот он казак и все тут, по праву рождения (хотя его батя на Дон по разнарядке из Литвы в 60-х прибыл).
Или малолетний птушник выпиливший себе из рессоры "шашку" и связавший из кабельной изоляции "нагайку" никак не казак, хоть и родился в станице и дедушка Шолохова лично знавал.
Тут сколько себя не казач ,а ты простой "мужик" ,твое дело "землю пахать".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
но те бандиты потому и неприкосновенны (с дону выдачи нет)
что в первую очередь они грабят соседей, ну и в случае нападения их резали в первую очередь (достали сильно). А потому хоть часть да казачки с собой заберут ,ну и предупредят, если чего, о нападении.
Но к 19 веку казаки все таки были причесаны и их статус перешел в разряд "служивых", примерно как упраздненные Петром стрельцы (полки военнообязанных людей, живущих своим хозяйством на своих землях).
Кстати казаки были не только в приграничье (как к примеру малоизвестные литовские казаки и больше известные по Пушкину яикские) существовали казачьи деревни и в центре страны ,в их обязанности входили содержание переправ и дорог, разведение лошадей для казенных войск.
Так что все равно - не служишь, не казак.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена