Примерно на 90% совпадают все последние годы и сегодняшняя ситуация на Украине и в России произведения этого автора:
Фомичев, "Пусть бог не вмешивается", со второй книги. Это боевая фантастика. Нереально совпадает с текущей и предыдущей ситуацией, хотя написана много лет назад.
Ну и довольно любопытно, применительно к внутрироссийской и международной ситуации две книги Злотникова из серии "Империя", 1 и 2-я. "Виват император" и "Армагеддон".
1984
Уровень жизни: почти весь мир живёт в бедности: голод, болезни и грязь это норма. Действует жёсткая социальная иерархия. Высшей общественной кастой является Внутренняя партия, в которую входят высшие чины министерств и остальное высшее руководство. В руках Внутренней партии сосредоточена вся власть и богатства Океании. Низшей кастой является беспартийный пролетариат (на новоязе пролы), который, так же, как и Внешняя партия, нищенствует, но, в отличие от Внешней Партии, пролы предоставлены сами себе, в их домах почти отсутствуют телеэкраны и распространяются преступность и спекуляция. Пролы составляют около 85 % всего населения Океании и являются основным источником доходов. Пролы живут в бедности, и их держат в спокойствии с помощью алкоголя, порнографии и национальной лотереи, выигрыши в которой на самом деле никогда не выплачиваются; это скрывается за пропагандой и отсутствием связи в Океании. Уровень жизни населения в целом очень низок. Бытовые товары редки, а те, что доступны через официальные пути, низкого качества; например, несмотря на то, что Партия регулярно заявляет об увеличении производства обуви, более чем половина населения Океании ходит босиком. Партия заявляет, что бедность это необходимая жертва во имя войны
Вездесущий Большой Брат олицетворяет партию, его портреты постоянно изображаются на плакатах и телекранах. Ангсоц требует полного подчинения народа умственного, нравственного и физического.
Новояз - язык тоталитарного общества, изуродованного партийной идеологией и партийно-бюрократическими лексическими оборотами, в котором слова теряют свой изначальный смысл и означают нечто противоположное (например, «Война это мир»).
Двоемыслие - процесс идеологической обработки, при котором ожидается, что субъект одновременно примет два взаимно противоречащих убеждения как правильные, часто противоречащие его собственным воспоминаниям или ощущению реальности.
Мыслепреступление самое тяжкое из возможных преступлений, каралось смертью. Под это понятие попадает любая неосторожная мысль члена ангсоца, любой неосторожный жест или слово.
Министерство мира отвечает за проведение военных действий
Министерство правды - занимается непрерывной фальсификацией различной исторической информации (статистических данных, исторических фактов) на всех уровнях информирования населения: СМИ, книгах, образовании, искусстве, спорте
Министерство изобилия - нормирует и контролирует поставки еды, товаров и предметов быта. Каждый квартал Минизо публикует ложные заявления об улучшении уровня жизни, в то время как в действительности оно, как правило, сокращает и уменьшает наименования, доступность и количество товаров народного потребления. Министерство правды подкрепляет заявления министерства изобилия путём исправления экономической информации для подтверждения текущего, «улучшенного» уровня жизни.
Цензура - изменяют фотографии и переписывают публичные архивы, чтобы избавиться от «нелиц» (людей, которые стираются из истории силами Партии). На телекранах все статьи производства крайне преувеличиваются или даже просто придумываются, чтобы указать на постоянно растущую экономику. Небольшой пример бесконечной цензуры состоит в том, что Уинстону дали задание устранения отсылки к «нелицу» в газетной статье. Он приступает к написанию статьи о Товарище Огилви, выдуманном члене Партии, который показал великий героизм, прыгнув в океан с вертолёта, чтобы посылки, которые он нёс, не попали в руки врага.
Национализм - бесконечная, публично демонстрируемая ненависть врагам партии. враг меняется и оратор меняется на полуслове. Толпа мгновенно передаёт свою ненависть новому врагу. Перенесённый национализм быстро перенаправляет эмоции от одного энергоблока к другому
«Потребовался весь мой опыт и вся моя, скажу не хвастаясь, сноровка в обращении с информационными каналами, чтобы получить те сведения, которые я получил», сообщает герой романа «Жук в муравейнике», который ищет информацию о неком Щекне. Книга написана в 1979 году. Упоминается, что об этой технологии неизвестно большинству жителей прогрессивной планеты, поэтому пользование всемирной информационной базой Большим Всепланетным Информаторием доступно лишь избранным.
Существует несколько уровней автономности машины, где нулевой это автомобиль, полностью контролируемый водителем. Последний пятый подразумевает, что транспорт может ехать без пассажира или с ним, но без участия человека. Машина функционирует благодаря программному обеспечению и сенсорам (радары, камеры). Борис и Аркадий Стругацкие не стали новаторами в этой области, тогда еще фантастической. До их романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году, самоуправляемая машина упоминалась, например, в рассказе Рэя Брэдбери «Пешеход» 1951 года. Тем не менее Стругацкие дали очень реалистичное описание современных беспилотных автомобилей: «Я смотрел, как он подошел к своему длинному автомобилю, рухнул на сиденье, поковырялся в пульте автоводителя, откинулся на спинку и, кажется, задремал. Автомобиль осторожно покатился по площади и, набирая скорость, исчез в тени и зелени боковой улицы».
Многие современные продукты были немыслимы еще в XX веке. В будущем мы тоже, вероятно, сможем попробовать много странных вещей от водорослей из воздуха до омлета, распечатанного с помощью 3D-принтера. Сложно предсказать, насколько это будет вкусно, но космические путешественники из «Далекой радуги», написанной в 1963 году, уже тогда столкнулись с искусственным мясом.
Писатели предвидели пластическую хирургию в 1964 году они придумали «артиков», людей, которые восхищены возможностью что-то в себе исправить. При этом персонажи вели особый образ жизни: если синтетическую еду и носили одежду из искусственных материалов, дышали дымом. В романе «Хищные вещи века» они старались максимально отдалить свой физический облик от естественного. Один из представителей артиков описан как «длинный худой человек, с ног до шеи затянутый в какую-то серую чешую, с громоздким кубическим шлемом на голове». Персонажа сначала приняли за пришельца или курортника, «которому прописаны особые процедуры».
4D-кинотеатры, по сути, это те же трехмерные фильмы, но с материальными спецэффектами: под зрителями вибрируют кресла, зал наполняется запахами и дымом, а в лицо летят брызги воды в соответствии с происходящим на экране. Стругацкие мечтали о таких развлечениях еще в 1961 году, когда трудились над повестью «Какими вы будете» из цикла «Мир Полудня». Один из героев задумывается над тем, что «было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты получаешь удар по морде…». Собеседник ответил, что представляет, потому что у него такое было безо всякого кино.
Во многих фантастических рассказах есть описание связи, при которой можно видеть людей на мониторе. Одно из самых ярких от лица варвара с малокультурной планеты в книге «Парень из преисподней». Повесть написана в 1973 году. «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране по рылу, а то и по два, и он со всеми рылами разговаривает», так персонаж Стругацких описывает впервые увиденную, совершенно невероятную технологию.
Сегодня нейросети умеют даже определять характер по фото, но самое интересное, что они способны к обучению за пределами встроенных кодов. О подобном говорили многие фантасты; у Стругацких есть схожее описание робота из романа «Спонтанный рефлекс» 1958 года: «Поведение Урма определяется его "мозгом", необычайно сложным и тонким аппаратом». В роботе функционировали «около 18 млн логических ячеек», которые отвечали за его реакции на происходящее и предусматривали несколько вариантов поведения. Любознательный робот вышел из-под контроля в попытках изучить окружающий мир.
Станислав Лем
Предсказал конец бумажных книг. Это произошло еще в 1961 году в романе «Возвращение со звезд», за 40 лет до первых попыток создать электронные книги. Лем представлял их как небольшие кристаллики с памятью, которые можно было загрузить в устройство, представляющее собой нечто вроде современного планшета. Он называл его «оптоном».
В том же произведении Лем предсказал популярность аудиокниг, которые он называл «лектонами»:
Но оптоны употреблялись редко, как сообщил мне продавец-робот. Люди предпочитали лектоны те читали вслух, их можно было отрегулировать на любой тембр голоса, произвольный темп и модуляцию.
В своих «Диалогах» (1957) постепенное накопление «информационных машин» и «банков памяти» привело бы к появлению «государственных, континентальных, а потом и межпланетных компьютерных сетей».
Лем стал свидетелем того, как сбылись многие его предсказания. И это его удивляло. Известно высказывание, которое он произнес якобы сразу после того, как впервые воспользовался интернетом: «Пока я не воспользовался интернетом, я не знал, что на свете есть столько идиотов».
Быстрый доступ к гигантской виртуальной базе данных «трионовой библиотеке». Трионы представляли собой крохотные кварцевые кристаллики, «структура которых может изменяться». Трионы работали как современные флешки, однако были соединены радиоволнами, формирующими гигантскую базу знаний. Вот как писатель изобразил этот процесс в романе «Магелланово облако» (1955): В трионе можно закрепить не только световые изображения, вызывающие изменения в его кристаллической структуре, страницы книг, фотографии, всякого рода карты, рисунки, чертежи и таблицы: в нем так же легко можно увековечить звуки, в том числе человеческий голос и музыку; существует способ записи запахов.
Версия смартфона: маленькие переносные устройства, имеющие постоянный доступ к трионовой библиотеке. Этот отрывок из «Магелланова облака» тоже звучит как рассказ о нашем времени: Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное чему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора.
В «Магеллановом облаке» Лем также упомянул интересную модель производства, которая напоминает нынешнюю технологию печати 3D. Любопытно, что и логика процесса, о которой говорит Лем, не устарела.
Наконец, трион может содержать записи «конструкторских разработок» или «образцов продукции». Автомат, соединенный с трионом по радио, изготовит нужное абоненту изделие и таким образом сможет удовлетворить самые затейливые прихоти фантазеров,пожелавших иметь мебель старинных образцов или оригинальные одеяния. (…)Если бы роль трионов свелась только к вытеснению изжившей себя древней формы накопления знаний, к тому, чтобы каждый желающий мог пользоваться всеми сокровищницами мировой культуры, наконец, к упрощению системы распределения потребительских благ, и тогда она была бы исключительно велика.
В «Кибериаде» 1979 есть и другие инновационные, иногда достаточно странные идеи. Например, «умная пыль» самоорганизующиеся микроскопические компьютеры, размеры которых не превышают крупицу песка, работающие как единая система. Идея умной пыли вполне отвечает последним достижениям нанотехнологии.
Сегодня может показаться, что писатель предвидел многие феномены современных СМИ, связанные с концептом постправды. В романе «Глас Господа» (1968) Лем писал:
Запрещенные мысли могут обращаться втайне, но что прикажете делать, если значимый факт тонет в половодье фальсификатов, а голос истины в оглушительном гаме и, хотя звучит он свободно, услышать его нельзя? Развитие информационной техники привело лишь к тому, что лучше всех слышен самый трескучий голос, пусть даже и самый лживый.
В короткой пьесе «Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955). В произведении, которое легло в основу фильма Анджея Вайды «Слоеный пирог», Лем рассуждал на тему (тогда только гипотетическую) правового статуса человека, чье тело и органы (включая мозг) в результате многочисленных операций практически полностью состоят из протезов. Финансировавшая лечение компания подает на него в суд, поскольку считает его своей собственностью. Пьеса затрагивает вопросы, которые становятся актуальными только сегодня, и исследует явления, получившие свое название лишь недавно: например, трансгуманизм или…
В «Путешествии двадцать первом» из «Звездных дневников Ийона Тихого» главный герой приземляется на планете Дихтонии. Жители этой планеты настолько продвинулись в науке, что способны изменять свое тело любыми способами бесчисленное количество раз. Эрза Глинтер объясняет:
Сначала эта технология используется согласно предназначению: чтобы достичь идеала здоровья, гармонии, духовной и физической красоты. Однако вскоре женщины начинают злоупотреблять «кожной биобижутерией (уши сердечком, жемчуговые ногти)», появляются «сзадибородые юноши», которые «щеголяют наголовными гребешками, челюстями двойной зубатости и т.п.». Некоторое время спустя жители Дихтонии полностью отказались от гуманоидной формы, что привело к попыткам реформ и стандартизации, а дальше к репрессиям, бунту и социальному кризису. Из истории следует, что неограниченный выбор может стать тяжелым бременем.
Много лет спустя, в конце ХХ века, Лем, рассуждая об опасности, которую влечет за собой клонирование человеческих организмов (он считал это явление началом новой эпохи рабства), вспоминал о своих рассказах:
Мои написанные 40 лет назад сатирические рассказы, в которых кора головного мозга используется как украшение для обоев, начинают принимать форму ужасающей реальности.
Ужасающая или нет, наша реальность все равно нас завораживает и провидческие способности Станислава Лема играют здесь не последнюю роль.
Про будущее, если победит толерастия и тиктокерство:
Абрамов. Рай без памяти-
Четверо друзей оказались заброшены в странный мир, где люди не помнят историю и где запрещена география. Там протекает просто Река, а люди живут в Городе.
В "Последнем извозчике" Виктора Сапарина смартфон (именуемый "блок-универсалом") описан с такими подробностями, будто автор держал его в своих руках. А рассказ написан, на минуточку, в конце пятидесятых.
15 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Фомичев, "Пусть бог не вмешивается", со второй книги. Это боевая фантастика. Нереально совпадает с текущей и предыдущей ситуацией, хотя написана много лет назад.
Ну и довольно любопытно, применительно к внутрироссийской и международной ситуации две книги Злотникова из серии "Империя", 1 и 2-я. "Виват император" и "Армагеддон".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Уровень жизни: почти весь мир живёт в бедности: голод, болезни и грязь это норма. Действует жёсткая социальная иерархия. Высшей общественной кастой является Внутренняя партия, в которую входят высшие чины министерств и остальное высшее руководство. В руках Внутренней партии сосредоточена вся власть и богатства Океании. Низшей кастой является беспартийный пролетариат (на новоязе пролы), который, так же, как и Внешняя партия, нищенствует, но, в отличие от Внешней Партии, пролы предоставлены сами себе, в их домах почти отсутствуют телеэкраны и распространяются преступность и спекуляция. Пролы составляют около 85 % всего населения Океании и являются основным источником доходов. Пролы живут в бедности, и их держат в спокойствии с помощью алкоголя, порнографии и национальной лотереи, выигрыши в которой на самом деле никогда не выплачиваются; это скрывается за пропагандой и отсутствием связи в Океании. Уровень жизни населения в целом очень низок. Бытовые товары редки, а те, что доступны через официальные пути, низкого качества; например, несмотря на то, что Партия регулярно заявляет об увеличении производства обуви, более чем половина населения Океании ходит босиком. Партия заявляет, что бедность это необходимая жертва во имя войны
Вездесущий Большой Брат олицетворяет партию, его портреты постоянно изображаются на плакатах и телекранах. Ангсоц требует полного подчинения народа умственного, нравственного и физического.
Новояз - язык тоталитарного общества, изуродованного партийной идеологией и партийно-бюрократическими лексическими оборотами, в котором слова теряют свой изначальный смысл и означают нечто противоположное (например, «Война это мир»).
Двоемыслие - процесс идеологической обработки, при котором ожидается, что субъект одновременно примет два взаимно противоречащих убеждения как правильные, часто противоречащие его собственным воспоминаниям или ощущению реальности.
Мыслепреступление самое тяжкое из возможных преступлений, каралось смертью. Под это понятие попадает любая неосторожная мысль члена ангсоца, любой неосторожный жест или слово.
Министерство мира отвечает за проведение военных действий
Министерство правды - занимается непрерывной фальсификацией различной исторической информации (статистических данных, исторических фактов) на всех уровнях информирования населения: СМИ, книгах, образовании, искусстве, спорте
Министерство изобилия - нормирует и контролирует поставки еды, товаров и предметов быта. Каждый квартал Минизо публикует ложные заявления об улучшении уровня жизни, в то время как в действительности оно, как правило, сокращает и уменьшает наименования, доступность и количество товаров народного потребления. Министерство правды подкрепляет заявления министерства изобилия путём исправления экономической информации для подтверждения текущего, «улучшенного» уровня жизни.
Цензура - изменяют фотографии и переписывают публичные архивы, чтобы избавиться от «нелиц» (людей, которые стираются из истории силами Партии). На телекранах все статьи производства крайне преувеличиваются или даже просто придумываются, чтобы указать на постоянно растущую экономику. Небольшой пример бесконечной цензуры состоит в том, что Уинстону дали задание устранения отсылки к «нелицу» в газетной статье. Он приступает к написанию статьи о Товарище Огилви, выдуманном члене Партии, который показал великий героизм, прыгнув в океан с вертолёта, чтобы посылки, которые он нёс, не попали в руки врага.
Национализм - бесконечная, публично демонстрируемая ненависть врагам партии. враг меняется и оратор меняется на полуслове. Толпа мгновенно передаёт свою ненависть новому врагу. Перенесённый национализм быстро перенаправляет эмоции от одного энергоблока к другому
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
«Потребовался весь мой опыт и вся моя, скажу не хвастаясь, сноровка в обращении с информационными каналами, чтобы получить те сведения, которые я получил», сообщает герой романа «Жук в муравейнике», который ищет информацию о неком Щекне. Книга написана в 1979 году. Упоминается, что об этой технологии неизвестно большинству жителей прогрессивной планеты, поэтому пользование всемирной информационной базой Большим Всепланетным Информаторием доступно лишь избранным.
Существует несколько уровней автономности машины, где нулевой это автомобиль, полностью контролируемый водителем. Последний пятый подразумевает, что транспорт может ехать без пассажира или с ним, но без участия человека. Машина функционирует благодаря программному обеспечению и сенсорам (радары, камеры). Борис и Аркадий Стругацкие не стали новаторами в этой области, тогда еще фантастической. До их романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году, самоуправляемая машина упоминалась, например, в рассказе Рэя Брэдбери «Пешеход» 1951 года. Тем не менее Стругацкие дали очень реалистичное описание современных беспилотных автомобилей: «Я смотрел, как он подошел к своему длинному автомобилю, рухнул на сиденье, поковырялся в пульте автоводителя, откинулся на спинку и, кажется, задремал. Автомобиль осторожно покатился по площади и, набирая скорость, исчез в тени и зелени боковой улицы».
Многие современные продукты были немыслимы еще в XX веке. В будущем мы тоже, вероятно, сможем попробовать много странных вещей от водорослей из воздуха до омлета, распечатанного с помощью 3D-принтера. Сложно предсказать, насколько это будет вкусно, но космические путешественники из «Далекой радуги», написанной в 1963 году, уже тогда столкнулись с искусственным мясом.
Писатели предвидели пластическую хирургию в 1964 году они придумали «артиков», людей, которые восхищены возможностью что-то в себе исправить. При этом персонажи вели особый образ жизни: если синтетическую еду и носили одежду из искусственных материалов, дышали дымом. В романе «Хищные вещи века» они старались максимально отдалить свой физический облик от естественного. Один из представителей артиков описан как «длинный худой человек, с ног до шеи затянутый в какую-то серую чешую, с громоздким кубическим шлемом на голове». Персонажа сначала приняли за пришельца или курортника, «которому прописаны особые процедуры».
4D-кинотеатры, по сути, это те же трехмерные фильмы, но с материальными спецэффектами: под зрителями вибрируют кресла, зал наполняется запахами и дымом, а в лицо летят брызги воды в соответствии с происходящим на экране. Стругацкие мечтали о таких развлечениях еще в 1961 году, когда трудились над повестью «Какими вы будете» из цикла «Мир Полудня». Один из героев задумывается над тем, что «было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты получаешь удар по морде…». Собеседник ответил, что представляет, потому что у него такое было безо всякого кино.
Во многих фантастических рассказах есть описание связи, при которой можно видеть людей на мониторе. Одно из самых ярких от лица варвара с малокультурной планеты в книге «Парень из преисподней». Повесть написана в 1973 году. «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране по рылу, а то и по два, и он со всеми рылами разговаривает», так персонаж Стругацких описывает впервые увиденную, совершенно невероятную технологию.
Сегодня нейросети умеют даже определять характер по фото, но самое интересное, что они способны к обучению за пределами встроенных кодов. О подобном говорили многие фантасты; у Стругацких есть схожее описание робота из романа «Спонтанный рефлекс» 1958 года: «Поведение Урма определяется его "мозгом", необычайно сложным и тонким аппаратом». В роботе функционировали «около 18 млн логических ячеек», которые отвечали за его реакции на происходящее и предусматривали несколько вариантов поведения. Любознательный робот вышел из-под контроля в попытках изучить окружающий мир.
Станислав Лем
Предсказал конец бумажных книг. Это произошло еще в 1961 году в романе «Возвращение со звезд», за 40 лет до первых попыток создать электронные книги. Лем представлял их как небольшие кристаллики с памятью, которые можно было загрузить в устройство, представляющее собой нечто вроде современного планшета. Он называл его «оптоном».
В том же произведении Лем предсказал популярность аудиокниг, которые он называл «лектонами»:
Но оптоны употреблялись редко, как сообщил мне продавец-робот. Люди предпочитали лектоны те читали вслух, их можно было отрегулировать на любой тембр голоса, произвольный темп и модуляцию.
В своих «Диалогах» (1957) постепенное накопление «информационных машин» и «банков памяти» привело бы к появлению «государственных, континентальных, а потом и межпланетных компьютерных сетей».
Лем стал свидетелем того, как сбылись многие его предсказания. И это его удивляло. Известно высказывание, которое он произнес якобы сразу после того, как впервые воспользовался интернетом: «Пока я не воспользовался интернетом, я не знал, что на свете есть столько идиотов».
Быстрый доступ к гигантской виртуальной базе данных «трионовой библиотеке». Трионы представляли собой крохотные кварцевые кристаллики, «структура которых может изменяться». Трионы работали как современные флешки, однако были соединены радиоволнами, формирующими гигантскую базу знаний. Вот как писатель изобразил этот процесс в романе «Магелланово облако» (1955): В трионе можно закрепить не только световые изображения, вызывающие изменения в его кристаллической структуре, страницы книг, фотографии, всякого рода карты, рисунки, чертежи и таблицы: в нем так же легко можно увековечить звуки, в том числе человеческий голос и музыку; существует способ записи запахов.
Версия смартфона: маленькие переносные устройства, имеющие постоянный доступ к трионовой библиотеке. Этот отрывок из «Магелланова облака» тоже звучит как рассказ о нашем времени: Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное чему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора.
В «Магеллановом облаке» Лем также упомянул интересную модель производства, которая напоминает нынешнюю технологию печати 3D. Любопытно, что и логика процесса, о которой говорит Лем, не устарела.
Наконец, трион может содержать записи «конструкторских разработок» или «образцов продукции». Автомат, соединенный с трионом по радио, изготовит нужное абоненту изделие и таким образом сможет удовлетворить самые затейливые прихоти фантазеров,пожелавших иметь мебель старинных образцов или оригинальные одеяния. (…)Если бы роль трионов свелась только к вытеснению изжившей себя древней формы накопления знаний, к тому, чтобы каждый желающий мог пользоваться всеми сокровищницами мировой культуры, наконец, к упрощению системы распределения потребительских благ, и тогда она была бы исключительно велика.
В «Кибериаде» 1979 есть и другие инновационные, иногда достаточно странные идеи. Например, «умная пыль» самоорганизующиеся микроскопические компьютеры, размеры которых не превышают крупицу песка, работающие как единая система. Идея умной пыли вполне отвечает последним достижениям нанотехнологии.
Сегодня может показаться, что писатель предвидел многие феномены современных СМИ, связанные с концептом постправды. В романе «Глас Господа» (1968) Лем писал:
Запрещенные мысли могут обращаться втайне, но что прикажете делать, если значимый факт тонет в половодье фальсификатов, а голос истины в оглушительном гаме и, хотя звучит он свободно, услышать его нельзя? Развитие информационной техники привело лишь к тому, что лучше всех слышен самый трескучий голос, пусть даже и самый лживый.
В короткой пьесе «Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955). В произведении, которое легло в основу фильма Анджея Вайды «Слоеный пирог», Лем рассуждал на тему (тогда только гипотетическую) правового статуса человека, чье тело и органы (включая мозг) в результате многочисленных операций практически полностью состоят из протезов. Финансировавшая лечение компания подает на него в суд, поскольку считает его своей собственностью. Пьеса затрагивает вопросы, которые становятся актуальными только сегодня, и исследует явления, получившие свое название лишь недавно: например, трансгуманизм или…
В «Путешествии двадцать первом» из «Звездных дневников Ийона Тихого» главный герой приземляется на планете Дихтонии. Жители этой планеты настолько продвинулись в науке, что способны изменять свое тело любыми способами бесчисленное количество раз. Эрза Глинтер объясняет:
Сначала эта технология используется согласно предназначению: чтобы достичь идеала здоровья, гармонии, духовной и физической красоты. Однако вскоре женщины начинают злоупотреблять «кожной биобижутерией (уши сердечком, жемчуговые ногти)», появляются «сзадибородые юноши», которые «щеголяют наголовными гребешками, челюстями двойной зубатости и т.п.». Некоторое время спустя жители Дихтонии полностью отказались от гуманоидной формы, что привело к попыткам реформ и стандартизации, а дальше к репрессиям, бунту и социальному кризису. Из истории следует, что неограниченный выбор может стать тяжелым бременем.
Много лет спустя, в конце ХХ века, Лем, рассуждая об опасности, которую влечет за собой клонирование человеческих организмов (он считал это явление началом новой эпохи рабства), вспоминал о своих рассказах:
Мои написанные 40 лет назад сатирические рассказы, в которых кора головного мозга используется как украшение для обоев, начинают принимать форму ужасающей реальности.
Ужасающая или нет, наша реальность все равно нас завораживает и провидческие способности Станислава Лема играют здесь не последнюю роль.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Абрамов. Рай без памяти-
Четверо друзей оказались заброшены в странный мир, где люди не помнят историю и где запрещена география. Там протекает просто Река, а люди живут в Городе.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена