Беспристрастная статистика свидетельствует, что к 1 апреля 1971 г., кроме двух машин подо Львовом, гражданская авиация потеряла еще 6 "десяток". 27 января 1962 г. из-за ошибки слушателя Ульяновской ШВЛП произошло отключение на взлете всех двигателей, Ан-10 (сер. No.08-01, борт СССР-11148) вошел в крен и затем столкнулся с землей. 28 июля 1962 г. Ан-ЮА (сер. No. 20-03, борт СССР-11186) при посадке в сложных метеоусловиях в аэропорту Адлер столкнулся с горой. 27 февраля 1963 г. во время тренировочного полета в районе аэропорта Сыктывкар потерпел катастрофу из-за остановки трех двигателей самолет сер. No. 21-04 (борт СССР-11193). В марте 1970 г. под Кишиневом из-за пожара четвертого двигателя совершил в сумерках неудачную вынужденную посадку на поле Ан-ЮА (сер. No. 20-05, борт СССР-11188). В мае того же года в аэропорту Кишинев разбилась машина сер. No. 08-02 (борт СССР-11149). Причиной трагедии стала ошибка экипажа во время отработки захода на посадку с имитацией двух отказавших двигателей. 31 марта 1971 г. при заходе на посадку в аэропорту Ворошиловград (ныне Луганск) разбился Ан-10 (сер. No.07-01, борт СССР-11145). Причину катастрофы установить не удалось, наиболее вероятной версией считали взрыв паров керосина, накопившихся в концевой части крыла.
По современным представлениям, потеря 8 новых самолетов за 13 лет (почти 10% парка, находившегося в эксплуатации) кажется совершенно невероятной. Однако 4-5 десятилетий тому назад такая картина не выглядела чем-то из ряда вон выходящим на общем фоне безопасности полетов в Аэрофлоте. Например, согласно имеющемуся в распоряжении авторов докладу инженера Омельяна, по состоянию на 1961 г. с Ил-18 произошло 10 тяжелых летных происшествий, в которых погибли 344 человека. А ситуация с аварийностью Ту-104 в первые годы его эксплуатации выглядела столь угрожающе, что в 1958 г. Совмину СССР и ЦК КПСС пришлось принять секретное постановление "О катастрофах самолетов Ту-104 и мерах повышения безопасности полетов на этих самолетах".
К началу 1972 г. на Ан-10 было перевезено уже свыше 38,7 млн. пассажиров и 1,25 млн. т грузов. Большинство "детских болезней" машины остались позади, и ее дальнейшая судьба казалась безоблачной. Однако 18 мая 1972 г. произошло событие, поставившее крест на карьере Ан-10. Утром того дня в 12 км от харьковского аэропорта Основа, уже на посадочном курсе разрушился в воздухе Ан-10А (сер. No. 25-02, борт СССР-11215), летевший из Москвы.
Впервые этот фактор проявил себя в 1952-54 гг., когда загадочным образом разбились 4 турбореактивных лайнера "Комета" английской фирмы "Де Хэвиленд". Причину катастроф удалось выяснить только после тщательных исследований, длившихся более года. Ею оказалась недостаточная усталостная прочность фюзеляжа при повторяющихся нагружениях в результате его наддува при подъеме на высоту. Исследование парка этих лайнеров показало, что трещины уже есть на всех самолетах, и эксплуатация "Комет" вариантов 1, 1А и 2 была запрещена.
Вопрос о запрете эксплуатации Ан-10 встал на первом же заседании госкомиссии. Поскольку разбившийся Ан-10А имел один из самых больших налетов среди всего парка - 15 485 ч (к тому моменту лидером по налету был Ан-10А сер. No. 24-02, борт СССР-11209, имевший 16456 ч), а характер разрушения самолета явно был связан с его длительной эксплуатацией, представители Аэрофлота предлагали остановить полеты только тех тридцати "десяток", чей налет превысил 10000 ч.
В итоге Заключение комиссии по расследованию происшествия было дополнено констатацией, что разбившийся Ан-10А подвергся воздействию большой перегрузки, возникшей из-за неблагоприятного сочетания атмосферной болтанки и управляемого маневра. Параллельно с испытаниями шла большая работа по осмотру парка Ан-10. Трещины в стрингерах были найдены практически на всех самолетах. В июне группа специалистов ВИАМ и ГосНИИ ГА обследовала "десятку", которая стояла в куйбышевском аэропорту Курумыч с 1970 г. И на этом самолете в районе нулевой нервюры на стрингерах также были трещины. Эксплуатацию этой машины прекратили после инцидента, произошедшего в рейсе Ленинград-Горький-Куйбышев. При подходе к Горькому командир экипажа Макагон услышал треск, и машину встряхнуло. После посадки самолет осмотрели, но ничего особенного не обнаружили, Однако когда по прилете в Куйбышев сняли облицовку потолка в салоне, на нижних панелях центроплана увидели трещину длиной 1,5 м! Данный самолет в воздух больше не поднимался, его стали использовать как учебный объект.
В конце лета 1972 г. Государственная комиссия, еще раз рассмотрев все материалы расследования катастрофы, а также приняв во внимание результаты испытаний и осмотра парка, постановила снять все Ан-10 с эксплуатации на линиях Аэрофлота. По состоянию на 1 января 1973 г. в МГА числилось 67 Ан-10, в ВВС - 11, на различных испытаниях - 3.
Необходимо отметить, что Ан-10 оставил заметный след в советском авиастроении, ознаменовав собой переход от прежней философии создания и эксплуатации пассажирских самолетов к новой, характерной для реактивной эпохи. "Десятка" принесла на авиалинии малой и средней протяженности новый уровень культуры организации перевозок и сама же пала жертвой уже отживших методов эксплуатации. Ведь эту машину, особенно в начальный период, нещадно гоняли по грунтовым и галечным аэродромам, допускали руления по грунту с повышенными скоростями, заставляли совершать гораздо большее количество взлетов и посадок, чем предусматривалось при ее создании. Вероятно, никто даже не задумывался, что этого делать нельзя, ибо именно так поступали со всеми самолетами предыдущих поколений.
Беспристрастная статистика свидетельствует, что к 1 апреля 1971 г., кроме двух машин подо Львовом, гражданская авиация потеряла еще 6 "десяток". 27 января 1962 г. из-за ошибки слушателя Ульяновской ШВЛП произошло отключение на взлете всех двигателей, Ан-10 (сер. No.08-01, борт СССР-11148) вошел в крен и затем столкнулся с землей. 28 июля 1962 г. Ан-ЮА (сер. No. 20-03, борт СССР-11186) при посадке в сложных метеоусловиях в аэропорту Адлер столкнулся с горой. 27 февраля 1963 г. во время тренировочно
Звёзды по-разному относились к тому, что показывал Чистяков. Николай Сличенко, например, обижался на Виктора, Зыкина тоже не очень любила его, а вот Клавдия Шульженко, как правило, им восхищалась. Рассказывают, что однажды она, услышав по трансляции "Синий платочек", сказала: "Да ведь это я пою... Но слова какие-то странные." А это была пародия на неё в исполнении Чистякова. А как-то на радиостанции "Юность" поставили в эфир запись куплета в исполнении Майи Кристалинской, а затем - в исполнении Виктора Чистякова и предложили слушателям определить - какой куплет поёт певица, а какой - Чистяков? Слушатели так и не смогли определить, кто какой куплет исполнил, настолько были схожи голоса. А Илья Резник как-то сказал, что Чистяков пел лучше тех, кого он пародировал - его голос звучал чище, интонации были точнее, образ более выверенный.
Виктор гениально пел чужими голосами. Особенно ему удавалось пародировать женские голоса. Он "один в один" исполнял песни Анны Герман, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи. Но он блестяще копировал и певцов-теноров Ивана Козловского, Николая Сличенко, Полада Бюль-Бюль оглы. При этом он успешно воспроизводил и баритоновые голоса Эдуарда Хиля, Владимира Трошина. Есть легенда, что во время съёмок документального фильма о Сергее Лемешеве нужно было, чтобы в кадре Лемешев спел отрывок из арии. Но Сергей Яковлевич был уже в том возрасте, что некоторые ноты в этой арии были ему уже неподвластны. Создатели фильма попросили Чистякова помочь. И тот перепел арию, голосом "один в один" великого советского тенора.
А когда Иван Семёнович Козловский услышал пародию на себя и Лемешева в исполнении Чистякова, то был так поражён, что долго не мог прийти в себя. В конце концов, великий Козловский попросил найти телефон Чистякова, позвонил ему и попросил о встрече.
Чистяков быстро стал очень популярным. Его постоянно приглашали на радио, ни одного праздничного телевизионного "Голубого огонька" не обходилось без его участия. Те четыре года, что он находился в зените своей славы, он работал практически на износ. С середины 1968-го по май 1972 года он дал более тысячи концертов. Иногда их было по шесть в день. Причем, ни о каких фонограммах тогда и речи не было. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что у Чистякова не было ни одной сольной программы, продолжительностью более получаса. Поэтому он участвовал исключительно в сборных концертах. Но одно его имя на афише обеспечивало аншлаг.
При всей свой дикой популярности и известности, Виктор Чистяков был очень ранимым человеком. Однажды он сказал Юрию Энтину:
"Вы не представляете, как мне страшно перед началом концерта! Потому, что у меня нет ни малейшей техники, у меня голос не поставлен, и каждый раз волнуюсь: получится не получится? Мне всё время кажется, что в один момент я выйду, объявят пародию на Козловского, а у меня и близко не получится, и потому что вызываю дух Козловского, представляю, что я Козловский, и тогда у меня получается, но, я думаю, если вдруг в один ужасный момент этого не случится, то меня просто освистают, побьют..."
Утром того дня в 12 км от харьковского аэропорта Основа, уже на посадочном курсе разрушился в воздухе Ан-10А (сер. № 25-02, борт СССР-11215), летевший из Москвы. Левое и правое полукрылья самолета внезапно поднялись вверх, сомкнулись над фюзеляжем, а затем полностью отвалились. Фюзеляж тоже стал разваливаться на куски, из которых выпадали несчастные жертвы происшествия. Погибли все находившееся на борту: и пассажиры, и лучший экипаж 87-го авиаотряда во главе с В.А. Васильцовым, в общей сложности 122 человека. Среди них - спецкор "Комсомольской правды" Н. Александрова, популярный артист-пародист В. Чистяков, иностранцы, дети..
Был на Фишках пост о этом самолете.
в 1957 году впервые поднялся в воздух самолет Ан-10. Являясь первенцем среди пассажирских машин ОКБ O.K. Антонова, он стал первым в СССР лайнером с ТВД, первым среди таких машин был запущен в серийное производство, первым вышел на линии Аэрофлота, но и первым был снят с эксплуатации.
Фюзеляж столь большого объема имел свои недостатки, главный из которых заключался в трудности обеспечения его герметичности. Здесь основную проблему создавали многочисленные вырезы для входных дверей и всевозможных люков. . Проблему усугубляло то обстоятельство, что этот перепад должен был изменяться с высокой цикличностью, обусловленной сравнительно короткими маршрутами, для которых предназначался Ан-10. Это создавало опасность быстрой усталости конструкции фюзеляжа и соответственно снижения ее прочности.
Вот почему он мог "развалится" - из боевого самолета неудачно переделали...
14 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Виктор гениально пел чужими голосами. Особенно ему удавалось пародировать женские голоса. Он "один в один" исполнял песни Анны Герман, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи. Но он блестяще копировал и певцов-теноров Ивана Козловского, Николая Сличенко, Полада Бюль-Бюль оглы. При этом он успешно воспроизводил и баритоновые голоса Эдуарда Хиля, Владимира Трошина. Есть легенда, что во время съёмок документального фильма о Сергее Лемешеве нужно было, чтобы в кадре Лемешев спел отрывок из арии. Но Сергей Яковлевич был уже в том возрасте, что некоторые ноты в этой арии были ему уже неподвластны. Создатели фильма попросили Чистякова помочь. И тот перепел арию, голосом "один в один" великого советского тенора.
А когда Иван Семёнович Козловский услышал пародию на себя и Лемешева в исполнении Чистякова, то был так поражён, что долго не мог прийти в себя. В конце концов, великий Козловский попросил найти телефон Чистякова, позвонил ему и попросил о встрече.
Чистяков быстро стал очень популярным. Его постоянно приглашали на радио, ни одного праздничного телевизионного "Голубого огонька" не обходилось без его участия. Те четыре года, что он находился в зените своей славы, он работал практически на износ. С середины 1968-го по май 1972 года он дал более тысячи концертов. Иногда их было по шесть в день. Причем, ни о каких фонограммах тогда и речи не было. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что у Чистякова не было ни одной сольной программы, продолжительностью более получаса. Поэтому он участвовал исключительно в сборных концертах. Но одно его имя на афише обеспечивало аншлаг.
При всей свой дикой популярности и известности, Виктор Чистяков был очень ранимым человеком. Однажды он сказал Юрию Энтину:
"Вы не представляете, как мне страшно перед началом концерта! Потому, что у меня нет ни малейшей техники, у меня голос не поставлен, и каждый раз волнуюсь: получится не получится? Мне всё время кажется, что в один момент я выйду, объявят пародию на Козловского, а у меня и близко не получится, и потому что вызываю дух Козловского, представляю, что я Козловский, и тогда у меня получается, но, я думаю, если вдруг в один ужасный момент этого не случится, то меня просто освистают, побьют..."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
в 1957 году впервые поднялся в воздух самолет Ан-10. Являясь первенцем среди пассажирских машин ОКБ O.K. Антонова, он стал первым в СССР лайнером с ТВД, первым среди таких машин был запущен в серийное производство, первым вышел на линии Аэрофлота, но и первым был снят с эксплуатации.
Фюзеляж столь большого объема имел свои недостатки, главный из которых заключался в трудности обеспечения его герметичности. Здесь основную проблему создавали многочисленные вырезы для входных дверей и всевозможных люков. . Проблему усугубляло то обстоятельство, что этот перепад должен был изменяться с высокой цикличностью, обусловленной сравнительно короткими маршрутами, для которых предназначался Ан-10. Это создавало опасность быстрой усталости конструкции фюзеляжа и соответственно снижения ее прочности.
Вот почему он мог "развалится" - из боевого самолета неудачно переделали...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена