Очередной набор чепухи...
Разбираем:
2. В средневековые времена было трудно получить достойное образование, поэтому, если женщины хотели получить высшее образование, они должны были уйти в монастырь. Поэтому многие из первых женщин-интеллектуалов были монахинями. Например, первой женщиной в западном мире, получившей университетскую степень, считается доминиканская монахиня Хулиана Морель.
Нет. Это слишком примитивный взгляд на вещи. Давайте начнем с того, что в Средневековье было в принципе сложно получить образование - было мало университетов. Это прежде всего.
Зато было много монастырей, где образование зачастую можно было получить не хуже, чем в университете.
То есть прежде всего вопрос в том, что образование было гораздо проще получить в монастыре, чем в университете.
Затем, было мало людей, которые в принципе могли и хотели получать образование. Слой состоятельных людей был чрезвычайно мал и даже многие из них были необразованными. Чтобы учиться в университете, нужны были деньги - хотя бы на проживание, еду и одежду (теоретически на лекции можно было пройти и не будучи студентом). Т.е. человек должен был не работать, иметь средства на жизнь и потратить много лет на обучение. Очевидно, что это человек с деньгами.
А что же бедные студенты? А большинство бедных студентов в университет не поступало - никакой умный крестьянский сын из Оверни не приезжал в Париж с рыбным обозом и не поступал в университет - у его отца не было ни гроша на такие излишества и никто бы этого самородка не принял на учебу в том числе в силу его крестьянского происхождения.
Все или почти все студенты университетов - изначально принадлежат к дворянству, пусть даже обедневшему. Мало того, чаще всего туда шли учиться люди, которые уже умели читать, писать и были хоть мало-мальски сведущи в науках.
Таким образом, если человек хотел получить образование в университете, он должен был быть дворянином и иметь деньги.
Альтернативный путь - получить образование в монастыре бесплатно, но при этом ты поступаешь в распоряжение монастыря.
Теперь о женщинах. Если это были дочери богатых родителей, проблем с образованием для них не было - родители без проблем могли нанять учителя и купить книги. Если это дочери бедных родителей, то вариантов у них нет: родители ничем помочь не могут.. В монастыре, по понятным причинам, они тоже обучаться не могли: женские монастыри никогда не были центрами образования, в отличие от мужских. То есть там было просто невозможно заниматься никакой наукой и нельзя было получить никакого образования - монахиням всего этого не полагалось. Даже многочисленные книги, переписанные в средневековье, на 99% переписаны мужчинами - женщин к ним просто не допускали.
Весь опус автора - ложь.
Так что же произошло с Хулианой Морель? Достаточно прочитать ее биографию, чтобы убедиться в убожестве автора поста:
Родилась в Барселоне, рано осталась без матери. Начальное образование получила у доминиканских монахинь в Барселоне. В возрасте четырёх лет начала изучать латынь, греческий и иврит на дому, где с ней занимались квалифицированные учителя. Когда ей ещё не было семи лет, написала отсутствующему дома отцу письмо на латыни.
Обвиненный в причастности к убийству, отец бежал вместе с восьмилетней дочерью в Лион. Там Хулиана продолжила учёбу, ежедневно уделяя по девять часов риторике, диалектике, этике и музыке. В 12 лет публично защитила работу по этике и диалектике, оцененную латинской наградой summa cum laude («с наибольшим почетом»), отражающей второй после наивысшего уровень отличия. Затем изучала физику, метафизику, а также каноническое и гражданское право. Её отец, который тем временем обосновался в Авиньоне, хотел, чтобы Хулиана получила степень доктора права. И в 1608 году 14-летняя девочка её получила после публичной защиты своей работы по праву в папском дворце вице-легата перед уважаемой аудиторией, среди которой была принцесса де Конде. Неясно, однако, какой орган предоставил юной соискательнице степень.
Морель стала первой женщиной, получившей университетскую степень. В новое время первый случай присвоения докторской степени женщине имел место в Цюрихском университете в 1875 году этой чести удостоилась Стефания Волицкая, польский историк.
Хулиана, получив степень, отвергла мирские соблазны, в частности выгодное предложение брака, и в том же году поступила послушницей в доминиканский монастырь Святой Пракседы (Sainte-Praxède) в Авиньоне, намереваясь посвятить себя научной работе и написанию книг. В 1609 году была принята в орден (reception of the habit), 20 июня 1610 года приняла обет. Трижды становилась настоятельницей. В течение двух последних лет своего земного пути прошла через тяжкие телесные страдания. На смертном одре агония длилась пять дней. Умерла в Авиньоне на 60-м году жизни.
Коротко: у монахинь получила начальное образование (это было в возрасте ДО 4 лет, т.е. ее научили по минимуму читать и писать). Латынь, греческий, иврит изучала на дому с квалифицированными учителями! В Лионе занималась также на дому (риторика, диалектика, этика и музыка, которые никто не преподает в монастырях). Затем также сама изучала физику, метафизику, каноническое и гражданское право (в монастырях можно в лучшем случае изучить метафизику). Получила степень доктора права. А вот уже ПОСЛЕ этого ушла в монастырь.
Ну и где здесь "ушла в монастырь, чтобы получить образование"? Она его получила ДО монастыря и стала доктором права ДО монастыря. Вот так-то.
Зачем ушла в монастырь? Потому что оставаться незамужней в ее годы было неприлично, а в брак она не хотела. Поэтому, уже являясь доктором права, она ушла в монастырь, чтобы без помех заниматься там наукой - не учиться (потому что в женском монастыре ей учиться было совершенно нечему, там на нее смотрели как на гения, сошедшего с небес), а чтобы заниматься тем, чему она научилась до монастыря. Там она, само собой, стала аббатиссой - а вы сомневались? - Хулиана была знатной дамой и в монастырь шла отнюдь не простой монашкой.
Таким образом, все ровно наоборот - Хулиана, будучи дочерью знатных и богатых родителей, сначала с самых юных лет проявляла большие способности, которые с четырех лет развивала дома с помощью учителей и занималась вплоть до 14 лет СВЕТСКИМ путем - на домашнем обучении с дорогими педагогами. Потом она получила степень доктора права. А уж потом решила, что замужество не для нее и ушла в монастырь, но не монашкой, а аббатиссой, т.е. начальницей монастыря, чтобы без помех заниматься своей научной работой в стенах монастыря, а не снаружи, где ее деятельность вызывала неприятные последствия.
Итог: вся чепуха про то, как женщины уходили в монастырь, чтобы получить образование - полная ересь и чушь. В женских монастырях того времени нельзя было получить полноценного образования, только базовое (счет, чтение, письмо). Кроме того, даже это базовое образование давали только за деньги деткам богатых родителей. Бедным не доставалось и этого. А кроме того, детки богатых родителей, в том числе девочки, могли прекрасно получать это образование на дому, только денежки отсчитывай - что они и делали, если так уж хотели быть образованными. И монастыри тут совершенно не при чем.
Очередной набор чепухи... Разбираем: 2. В средневековые времена было трудно получить достойное образование, поэтому, если женщины хотели получить высшее образование, они должны были уйти в монастырь. Поэтому многие из первых женщин-интеллектуалов были монахинями. Например, первой женщиной в западном мире, получившей университетскую степень, считается доминиканская монахиня Хулиана Морель.
Нет. Это слишком примитивный взгляд на вещи. Давайте начнем с того, что в Средневековье было в принципе сложно получить
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
28. В средневековые времена зеркала не были такими отражающими, как сейчас, поэтому люди проживали свою жизнь, имея лишь смутное представление о том, как они выглядят. Кроме того, зеркала считались предметом роскоши и принадлежали в основном представительницам высшего сословия.
Полная чушь. Любому крестьянину достаточно было подойти в безветренный день к бочке с водой, озеру или пруду и заглянуть туда - и он тут же получил бы полное представление о своей внешности.
Так что люди имели полное представление о том. как они выглядят, и не заглядывая в зеркала.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
18. Средневековые писатели не записывали свои тексты сами, поскольку в то время письмо или работа писца считались занятием для людей со средними способностями (не выдающихся, скажем так). Поэтому писатели надиктовывали свои мысли писцам.
Не поэтому. Причина кроется в другом. Точнее, это целый ряд причин.
- У многих знатных людей был чудовищный почерк, в этом легко убедиться, найдя написанные ими лично документы. Многие писали "как курица лапой". Это часто вызывало проблемы у адресатов писем - писульки знатных особо просто не могли прочитать или понимали превратно.
- Учиться писать красиво многие считали скучным и неинтересным занятием. То ли дело рубка на мечах или охота! Поэтому, кое-как научившись писать, многие знатные люди сохраняли ужасный почерк. А то сиди тут, выписывая прописи...
- Некоторые представители знати нарочно писали как попало - показывали свое пренебрежение. Мол, я такой могущественный господин, что могу накалякать что попало, а вы разбирайте, меня это не волнует.
В противовес этому писцы - специально обученные люди, которые пишут так, чтобы было понятно всем, да еще и красиво, с загогульками.
Поэтому, когда нужно было личное письмо, знать накидывала от руки свои корявки, не задумываясь о красоте и читабельности.
А вот как только нужно было донести все красиво, читабельно и так, чтобы все поняли - вот тут диктовали писцу.
Поэтому вопрос не в том, что писатель в средние века свысока смотрит на писца и не желает шевельнуть рукой - это, дескать, неблагородно. Вопрос в том, что он хочет, чтобы его мысли были понятны всем и не возникало ошибок в прочтении. Его почерк, скорее всего, индивидуален и далек от совершенства, вот почему он диктует писцу, который напишет так, чтобы могли прочитать все.
Но вот что забавно - даже при таком подходе автор поста умудряется провалиться дважды. Потому что именно в средневековье многие авторы писали именно сами. Часть авторов принадлежала к церкви и многие их записи записаны собственноручно - там было так принято. Первые светские писатели, появившиеся в те времена, были бедны и на писцов у них не хватало. А образованные люди из знати, которые решали заняться писательством, сами прекрасно умели писать красиво и разборчиво, уж если они занимались именно писательством, и все писали сами, не желая посвящать в свои дела никаких посторонних писцов. То есть использование писцов при писательстве в средние века - не более чем миф. В связи с критически малой востребованностью такого рода услуг таких писцов высокого уровня просто не было. А те, кто реально мог бы этим заняться - сидели по монастырям.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
15. Из-за неправильного перевода средневековые люди считали, что Библия уподобляет Иисуса единорогу, поэтому единорог неоднократно появлялся в религиозном средневековом искусстве.
- "Из-за неправильного перевода" - не совсем точно. А точнее, совсем неточно. Дело в том, что под единорогом изначально подразумевались два разных животных - дикий бык или буйвол, и носорог. Оба они очень далеки от концепции единорога - массивные, уродливые, приземленные, агрессивные.
Вопрос был не в переводе, а в том, откуда вообще появился единорог в его теперь уже традиционном виде. Он появился как символ, а не как ошибка. Во-первых, он обычно белый - это цвет чистоты. Во-вторых, это конь и конь всегда красивый, породистый, а не какая-то коряга на пашне - а конь в средневековье является неотъемлемой частью рыцарского образа. В третьих, один рог резко отличается его и от обычных лошадей, и от остальных двурогих животных. Все указывает на то, что перед нами - животное-символ, а вовсе не ошибка перевода. Т.е. это некий очень редкий, благородный, красивый зверь, которого просто так не встретить, его нелегко приручить, он чуть ли не разумное существо и так далее. Этот зверь постепенно появляется в европейской мифологии как противопоставление обычным животным - которые почти все признаются злыми, жестокими, агрессивными, тупыми и так далее. Единорог в этом случае выступает практически как единственный представитель животного мира, который несет в себе божественное начало. Можно сказать, что это животное, облагороженное Святым духом или образом Христа. Короче говоря, представитель животного мира, который чуть ли не молится в церкви. Постепенно этот образ стал все больше отделяться от животных и все ближе трансформироваться в "святое животное", которое, в свою очередь, стало ассоциироваться с Иисусом именно потому, что это единственное животное (пусть и выдуманное), которое по легендам и мифам кажется не равнодушным или агрессивным к людям, а разумным, божественным и просветленным. Ну а с кем же такое животное должно ассоциироваться, как не с Иисусом?
Опять же: никто не считал, что библия уподобляет Иисуса единорогу. Это бред. Единорог был символом Иисуса - а это, согласитесь, нечто совсем другое, это всего лишь некий знак, вроде герба в те времена. Это было понятно людям. Вот сидит герцог, у него символ башня, а у короля волк, а у Иисуса - единорог. Все знакомо, все на своих местах.
Еще один момент: в то время существовали Символы евангелистов символические изображения четырёх евангелистов в образе существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. На этом фоне Иисус, у которого не было своего символа, смотрелся как-то странно.
И последнее: в средневековье вообще обожали символы. Поэтому было бы странно, если у символа не было у Христа - уж он-то был известен всем и каждому.
Поэтому никакие ошибки в библии тут не при чем - единорог стал символом Христа по целому ряду объективным причин, а не из-за ошибок в тексте. И стал он именно таким, каким мы его знаем, в процессе подгонки под некий образ благородного и священного животного, благословленное богом - а не сам по себе и случайным образом.
Итог: опять автор искажает все, что можно исказить.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
12. В 1314 году футбол был официально запрещен в Англии более чем 30 королевскими и местными законами. Причиной тому послужили жалобы лондонских купцов английскому королю Эдуарду II на «большой шум в городе, вызванный суетой вокруг больших мячей, от которых может произойти много зла, запрещенного Богом».
Причиной послужило вовсе не это. Реальных причин было две:
Первая. Футбол в те времена - это совсем не то, что сейчас. Вы представляете себе зеленое поле, две команды равной численности, строгие правила, судей и так далее. Но в средневековой Англии это даже не игра - это бандитизм и хулиганство в чистом виде. Правил нет. Судей - нет. В "игре" принимает участие кто хочет. В одной команде 50 человек, а в другой - 120? Нормально, никакой строгой численности у команд нет. Часть игроков перебежали из одной команды в другую? Так еще интересней! Мяч один? Ну почему же, даже хоть десять.
Теперь представьте себе - толпы возбужденных людей, кто с палками, кто с ножами на всякий случай, орут, бегают по городу, бьют окна, дерутся насмерть, обчищают зазевавшихся прохожих, устраивают потасовки... Мятеж? Бунт? Нет - невинная игра.
То есть под видом игры в мяч люди просто бесновались, от души раздавая тумаки, якобы случайно пуляя мячом по окнам, шаря по карманам, а то и убивая кого-нибудь под шумок. Ясное дело, нравилось все это только игрокам, остальные были в ужасе.
Обращение купцов тут не при чем - король и сам был не прочь наложить запрет. Почему?
Вторая причина - королю нужны были лучники. А футбол отвлекал людей от упражнений в стрельбе. Вот почему королю футбол бы совершенно ненужен. На людей, страдающих от футбола, ему было наплевать, а вот на подготовку лучников - нет. Жалобы купцов были только удобным предлогом для запрета.
Итог: запрет футбола был вызван двумя серьезными причинами. Король считал, что это занятие отрывает его подданных от упражнений в стрельбе, а ему позарез нужны были лучники. И еще футболисты действительно вели себя безобразно, используя футбол как повод для бесчинств на улицах, за что и получили запрет. Купцы тут не при чем. Скорее всего, им просто намекнули - напишите жалобу "от обиженного населения", а мы ее быстренько рассмотрим.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
5. Во время Чёрной смерти погибло так много овец, что в Европе возник дефицит шерсти. Чёрная смерть вторая в истории пандемия чумы, пик которой пришёлся на 1346 1353 годы.
И снова неправда.
- Чума 14 века, согласно всем исследованиям, была "мозаичной" - т.е. она не накрыла Европу сплошь от края до края и не убила половину населения, как это утверждали историки, не опираясь ни на какие данные, кроме воплей о конце света в хрониках того времени. Да, умирали много, и поэтому потрясенные очевидцы писали, что умерли чуть ли не все. Но это неправда. Никакой половины населения не умерло. Кроме того, было много мест, которые чума поразила незначительно или пощадила вовсе - например, Польша, Чехия или Милан. Словом, карта Чумы в Европе - это мозаика, а не сплошь черное покрывало.
- Большинство проблем того периода связаны не только с чумой, а еще и с целым рядом катастроф, которые чума только усугубила. Например, возьмем Англию. Там было подряд несколько неурожайных годов. Люди прекрасно умирали от голода и до чумы. А многие отравились зерном со спорыньей из старых запасов, за которые приняли, когда нового урожая почти не было. А зерно, пролежавшее в амбарах, уже было заражено спорыньей. Вот вам и массовые смерти - но не от чумы.
- Проблемы со скотом появились тоже до чумы - так, большое количество скота в Англии умерло до чумы, а не во время ее, и причины тоже были довольно прозаичны - зараженное зерно, которое после того, как умирали люди, стали скармливать скоту - не пропадать же добру! Выяснилось, что скот от него тоже прекрасно дохнет.
- Что касается конкретно поголовья овец, то их либо съели из-за неурожая, либо они умерли до чумы из-за бескормицы, либо сдохли, когда их кормили зараженным зерном. Поэтому валить овец на чуму - бессмысленно, большая их часть была съедена или умерла до чумы.
- Главной страной, которая опиралась на овцеводство, была Англия, которая поставляла шерсть на континент. Что ж - она потеряла много овец, но как только чума закончилась, их поголовье было быстро восстановлено. Т.е. никаких особых проблем с восстановлением овец не было и Англия стала производить шерсти еще больше. Дефицита шерсти тоже не наблюдалось по одной простой причине - из-за проблем, неурожаев и чумы спрос на шерсть упал. А когда он поднялся, то и в Англии уже развели овец снова.
Итог: чума повлияла на все, что происходило тогда в Европе - и на овец тоже. Впрочем, овцы в больших количествах исчезли прежде всего до чумы - из-за голода, бескормицы и зараженного зерна. Но к дефициту шерсти это не привело, потому что в связи с этими же событиями резко упал и спрос на эту самую шерсть - не до нее людям было, они свои жизни спасали.
Так что снова мимо.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
4. Средневековые книги делались из пергамента материала для письма, который изготавливался из специально выделанных шкур животных. Подготовкой одной шкуры занимался профессиональный пергаментщик, и на это уходили недели, что было одной из причин дороговизны книг того времени.
И тоже вроде похоже на правду, но нет - правдой тут и не пахнет.
Проблема опять же в том, что автор поста совсем не разбирается в теме. Он где-то слышал, что пергамент дорогой и на этом строит свои предположения, что стоимость книг была высокой именно из-за пергамента. Это не так - а вернее, не совсем так.
Правда в том, что пергамент действительно был недешевым. Но не он играл главную роль в стоимости книг.
Книги были чрезвычайно дороги потому, что каждая из них создавалась вручную, очень медленно, индивидуально, кропотливо и долго. Автор книги изначально выпускал рукопись, а затем ее тщательно переписывали - обычно монахи, хотя было довольно много и не церковных переписчиков. Но монахи переписывали лучше - они сидели в монастыре, не отвлекались и могли хоть целый день скрипеть пером.
Так вот, чтобы переписывать книгу, монах должен был в совершенстве знать язык, как пишутся все буквы, как надо оформлять текст, какие есть распространенные ошибки при таком письме и так далее. Т.е. это высококвалифицированный переписчик, умеющий читать и писать, и понимающий, о чем книга. Он не просто перерисовывает буковки - он внимательно пишет книгу заново, вникая к каждое слово. Ему важно, чтобы лист был заполнен равномерно, чтобы книгу было удобно читать, чтобы буквы были максимально четкие, ясные, хорошо различимые, а также на нем зачастую лежала обязанность украшать страницы (посмотрите на большинство средневековых книг, это не просто текст, там еще куча всего нарисована - и нарисована довольно неплохо). Т.е. зачастую это еще и художник. Почему все так сложно? Как раз потому, что книга в те времена - это драгоценность, очень дорогой предмет и очень редкий. Поэтому тот, кто ее заказывает и покупает, желает видеть шедевр искусства, а не просто строчки кое-как накарябанных букв. При этом следует помнить, что монах - тоже человек, и он не может работать на износ - начнутся ошибки и неточности. А из-за одной ошибки придется выбрасывать целую страницу и писать ее заново! В итоге переписчик каждый день по несколько часов сидит над книгой, максимально аккуратно переписывая каждую страницу. Любое слово он трижды сверяет с оригиналом, заранее продумывает, как разместить текст на странице и как украсить новую книгу получше. В итоге за день он может написать страницу. А может и не написать. На сложную страницу с буквицами, виньетками и рисунками у него может уйти и неделя.
Возьмем один из самых известных примеров - часослов герцога Беррийского. Герцог, безусловно, располагал огромными деньгами - т.е. в средствах недостатка не было. Он нанял трех братьев Лимбургов (разумеется, у них еще были помощники). Братья Лимбурги делали часослов несколько лет, но он так и остался незаконченным. В нем 412 страниц. Даже если посчитать, что они потратили на него втроем 3 года, это около 1000 дней. В итоге - по 2,5 дня на страницу. Если учесть, что это делает не один человек, а три - то цифра умножается на 3, т.е. каждый брат тратил на страницу 7,5 дней! И это при том, что братьев трое, а еще у них есть помощники, полный доступ к краскам, хорошее помещение для работы, богатое содержание и так далее. И даже в таком шоколадном положении братья три года делают часослов, но так и не успевают его закончить (дальше там грустно, и герцог, и Лимбурги умирают, а часослов заканчивают совсем другие люди).
Вот вам типичный пример, как создавалась качественная книга в то время. При всех мыслимых и немыслимых возможностях, деньгах, положении, власти герцог Беррийский не мог щелкнуть пальцами и потребовать книгу завтра или через месяц - это было просто невозможно. И даже предоставляя мастерам все, что им было нужно и создавая идеальные условия для работы, он мог только надеяться, что часослов будет когда-то закончен - может, лет через пять. А даст бог - так и пораньше.
Что это значит? А это значит, что никакими деньгами никакой король или герцог не мог ускорить создание книг - это был чрезвычайно медленный процесс, и создавать или переписывать книги могли только немногие люди. Да, в монастырях переписывали и книги попроще, без украшений, но в основном это были книги утилитарного предназначения - например, церковные. Остальные заказчики книг хотели, чтобы это чрезвычайно дорогое удовольствие было как можно лучше. Никто не стал бы покупать книгу, написанную неразборчиво или не украшенную ничем (такие покупали только люди самых пуританских нравов, чтобы подчеркнуть свою простоту и близость к аскезе).
Так что книги в средневековье создавались очень медленно, а стоили очень дорого и причины этому были следующие:
- очень кропотливый процесс создания или переписки, требующий невероятной аккуратности,каллиграфического почерка, немыслимой выносливости и усидчивости
- особые качества переписчика (выносливость, внимание, хорошее зрение, твердая рука), что приводило к тому, что далеко не все умеющие писать могли быть переписчиками - никому не нужен был переписчик, который может пистаь от силы два часа в день, делает массу ошибок и пишет как курица лапой
- требования к книгам - заказчики хотели, чтобы книги были как можно лучше, плохую книгу никто не купли бы
- книги не выпускались тиражами, как сейчас и никто не делал их просто на продажу, не имея конкретного заказа - это было слишком дорогое удовольствие, чтобы переписывать книгу без заказа на нее. Поэтому большинство книг того времени - заказные, т.е. приходит богатый человек и просит ему сделать такую-то книгу. Соответственно, работа под заказ всегда очень дорогая и индивидуальная
На фоне всего этого стоимость пергамента для книги - просто гроши по сравнению со стоимостью работы. На выделку пергамента уходили недели? Да - недели труда пергаментщика и стоимость грошовый шкуры. Никаких проблем посадить сто пергаментщиков и выделать сто шкур за раз не было. Так что с пергаментом не было никаких проблем и стоимость его в процентах от книги была совсем невелика. Это как стоимость бензина в сравнении со стоимостью заправляемого им автомобиля. А вот на книгу уходили порой годы - годы труда высококвалифицированного переписчика, который один такого уровня в монастыре, а второй такой же - миль за 300 отсюда в другом монастыре, а чтобы найти третьего, нужно вообще ехать в другое государство.
Конечно, со временем переписчиков становилось больше, но труд их от этого не стоил дешевле.
Так что всерьез говорить о том, что дороговизна книг была хоть в какой-то степени обусловлена дороговизной пергамента - это просто смешно.
Обычный кусок выделанной кожи для книг мало чем отличается от хорошо выделанной кожи для любых других нужд.
Другое дело, что в обычной жизни простым людям было непонятно, почему кусок кожи стоит так дорого - отсюда и изумление перед ценой куска пергамента в сравнении с куском кожи для сапог. Как так? Вроде одна кожа, а цена отличается в разы! Но если вы понимаете, что этот кусок пергамента предназначен для книги, которая может стоить как целая деревенька - все сразу становится на свои места.
Пергамент дорог по сравнению с обычными вещами. А в составе книги это самая несущественная затрата, которая на конечную цену влияет очень мало.
Итог: никакой "дорогой" пергамент на цену книг не влиял - потому что при баснословных ценах на книги он в этой цене практически ничего не стоил. Основные затраты на книгу - это труд редкого, квалифицированного и опытного специалиста-переписчика, а вовсе не пергаментщика. А дорогим считали пергамент простые люди - для них это было непонятное излишество, предназначенное для немыслимых штук, которые знатный господин листает и оттуда вычитывает что-то очень вумное, аж жуть... Поскольку грамотность населения тогда была на нуле, то любая книга вызывала оторопь - в том числе потому, что люди привыкли: если книга, то Библия. И герцог, небрежно листающий часослов, а потом называющий оттуда, когда какой праздник, в какие часы восходит солнце и что будет в аду с грешниками, воспринимался ими с благоговением не меньшим, чем епископ, который по библии шпарит на латыни молитвы. Все это было из разряда чудес для толпы. Поэтому и на кусок пергамента они разевали рты - поди ж ты, кусок кожи, а стоит как две пары сапог! Затем оказывается, что из этого куска кожи делают те самые книги для герцога, которые стоят немерянных денег... Так вот почему они такие дорогие! Из-за куска кожи! Ну и ну!
Поздравляю автора: жалкие умственные усилия черни периода средневековья дошли до него без изменений. Он слово в слово повторяет то, что говорили в пятнадцатом веке за кружкой пива в тавернах полупьяные горожане: "А книги, они от того такие дорогие, что пергамент несусветно стоит!".
Словом, полнейшая глупость - как в 15 веке, так и сейчас.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
3. В Средние века соль очень ценилась, и иногда ее называли «белым золотом». А поскольку она была настолько ценной, то специально для ее транспортировки строились дороги. Одной из самых известных таких дорог был Старый соляной путь в Северной Германии.
Да, соль очень ценилась, и что того? Если бы для ее перемещения строились целые дороги, это бы значило, что соль перевозили в огромных количествах - и тогда цены на нее точно были бы низкие, если уж ее завались и ее возят так, что для этого нужны отдельные дороги.
Но в том-то и проблема, что соль действительно была дорогой, а дорогой она была потому, что добывали ее куда меньше, чем нужно было - этот процесс в средние века был долгим, муторным и не позволял получать много соли дешево. Вот сейчас, казалось бы, соль та же, а стоит копейки. Почему? Потому что ее научились добывать в больших количествах и дешево.
Поэтому в средние века соли не хватало - отсюда и ее высокая цена. Поскольку ее было мало, то очевидно, что прокладывать для ее перевозки целые дороги было бы глупо.
Так что с дорогами? А с дорогами все просто - их прокладывали для перемещения любых товаров, а не только соли. И соль в этих перевозках занимала дай бог 1% от общего груза. Но поскольку это был действительно дорогой товар, то многие дороги называли соляными, подчеркивая, что это путь перемещения соли от добытчика к покупателям. Это не значит, что дороги прокладывали для перемещения соли. Это значит, что соль была важным товаром, что и отложилось в названии некоторых дорог.
Таких примеров множество. Например, во время войны Испании в Нидерландах дорогу, по которой шли солдаты из Испании на север, называли Испанской дорогой. Это не значит, что ее построили специально для испанцев - она существовала и до них. Это не значит, что ее построили испанцы - они просто воспользовались готовой дорогой. И это даже не значит, что такая дорога вообще существовала и как-то называлась в принципе. Это просто был тот путь, которым испанцы шли в Нидерланды. Поскольку шли они по ней постоянно многие годы - и туда, и обратно, - дорогу постепенно стали называть Испанской. Только и всего.
Итог: никто не строил дороги специально для перемещения соли. Ее возили вместе с другими товарами. А поскольку соль была в те времена дорогим товаром, некоторым дорогам давали связанные с ней названия. Но никто их специально для одной только соли не строил!
27 комментариев
6 месяцев назад
Разбираем:
2. В средневековые времена было трудно получить достойное образование, поэтому, если женщины хотели получить высшее образование, они должны были уйти в монастырь. Поэтому многие из первых женщин-интеллектуалов были монахинями. Например, первой женщиной в западном мире, получившей университетскую степень, считается доминиканская монахиня Хулиана Морель.
Нет. Это слишком примитивный взгляд на вещи. Давайте начнем с того, что в Средневековье было в принципе сложно получить
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
"Суммы сделок варьировались от нескольких цифр до десятков тысяч угрей."
Это что за несколько цифр? Автор русский?
23
"Поэтому, чтобы удлинить обувь, некоторые мужчины использовали такие материалы, как китовая кость."
Может быть все же китовый ус?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
28. В средневековые времена зеркала не были такими отражающими, как сейчас, поэтому люди проживали свою жизнь, имея лишь смутное представление о том, как они выглядят. Кроме того, зеркала считались предметом роскоши и принадлежали в основном представительницам высшего сословия.
Полная чушь. Любому крестьянину достаточно было подойти в безветренный день к бочке с водой, озеру или пруду и заглянуть туда - и он тут же получил бы полное представление о своей внешности.
Так что люди имели полное представление о том. как они выглядят, и не заглядывая в зеркала.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
18. Средневековые писатели не записывали свои тексты сами, поскольку в то время письмо или работа писца считались занятием для людей со средними способностями (не выдающихся, скажем так). Поэтому писатели надиктовывали свои мысли писцам.
Не поэтому. Причина кроется в другом. Точнее, это целый ряд причин.
- У многих знатных людей был чудовищный почерк, в этом легко убедиться, найдя написанные ими лично документы. Многие писали "как курица лапой". Это часто вызывало проблемы у адресатов писем - писульки знатных особо просто не могли прочитать или понимали превратно.
- Учиться писать красиво многие считали скучным и неинтересным занятием. То ли дело рубка на мечах или охота! Поэтому, кое-как научившись писать, многие знатные люди сохраняли ужасный почерк. А то сиди тут, выписывая прописи...
- Некоторые представители знати нарочно писали как попало - показывали свое пренебрежение. Мол, я такой могущественный господин, что могу накалякать что попало, а вы разбирайте, меня это не волнует.
В противовес этому писцы - специально обученные люди, которые пишут так, чтобы было понятно всем, да еще и красиво, с загогульками.
Поэтому, когда нужно было личное письмо, знать накидывала от руки свои корявки, не задумываясь о красоте и читабельности.
А вот как только нужно было донести все красиво, читабельно и так, чтобы все поняли - вот тут диктовали писцу.
Поэтому вопрос не в том, что писатель в средние века свысока смотрит на писца и не желает шевельнуть рукой - это, дескать, неблагородно. Вопрос в том, что он хочет, чтобы его мысли были понятны всем и не возникало ошибок в прочтении. Его почерк, скорее всего, индивидуален и далек от совершенства, вот почему он диктует писцу, который напишет так, чтобы могли прочитать все.
Но вот что забавно - даже при таком подходе автор поста умудряется провалиться дважды. Потому что именно в средневековье многие авторы писали именно сами. Часть авторов принадлежала к церкви и многие их записи записаны собственноручно - там было так принято. Первые светские писатели, появившиеся в те времена, были бедны и на писцов у них не хватало. А образованные люди из знати, которые решали заняться писательством, сами прекрасно умели писать красиво и разборчиво, уж если они занимались именно писательством, и все писали сами, не желая посвящать в свои дела никаких посторонних писцов. То есть использование писцов при писательстве в средние века - не более чем миф. В связи с критически малой востребованностью такого рода услуг таких писцов высокого уровня просто не было. А те, кто реально мог бы этим заняться - сидели по монастырям.
Итог: как всегда, автор поста врет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
15. Из-за неправильного перевода средневековые люди считали, что Библия уподобляет Иисуса единорогу, поэтому единорог неоднократно появлялся в религиозном средневековом искусстве.
- "Из-за неправильного перевода" - не совсем точно. А точнее, совсем неточно. Дело в том, что под единорогом изначально подразумевались два разных животных - дикий бык или буйвол, и носорог. Оба они очень далеки от концепции единорога - массивные, уродливые, приземленные, агрессивные.
Вопрос был не в переводе, а в том, откуда вообще появился единорог в его теперь уже традиционном виде. Он появился как символ, а не как ошибка. Во-первых, он обычно белый - это цвет чистоты. Во-вторых, это конь и конь всегда красивый, породистый, а не какая-то коряга на пашне - а конь в средневековье является неотъемлемой частью рыцарского образа. В третьих, один рог резко отличается его и от обычных лошадей, и от остальных двурогих животных. Все указывает на то, что перед нами - животное-символ, а вовсе не ошибка перевода. Т.е. это некий очень редкий, благородный, красивый зверь, которого просто так не встретить, его нелегко приручить, он чуть ли не разумное существо и так далее. Этот зверь постепенно появляется в европейской мифологии как противопоставление обычным животным - которые почти все признаются злыми, жестокими, агрессивными, тупыми и так далее. Единорог в этом случае выступает практически как единственный представитель животного мира, который несет в себе божественное начало. Можно сказать, что это животное, облагороженное Святым духом или образом Христа. Короче говоря, представитель животного мира, который чуть ли не молится в церкви. Постепенно этот образ стал все больше отделяться от животных и все ближе трансформироваться в "святое животное", которое, в свою очередь, стало ассоциироваться с Иисусом именно потому, что это единственное животное (пусть и выдуманное), которое по легендам и мифам кажется не равнодушным или агрессивным к людям, а разумным, божественным и просветленным. Ну а с кем же такое животное должно ассоциироваться, как не с Иисусом?
Опять же: никто не считал, что библия уподобляет Иисуса единорогу. Это бред. Единорог был символом Иисуса - а это, согласитесь, нечто совсем другое, это всего лишь некий знак, вроде герба в те времена. Это было понятно людям. Вот сидит герцог, у него символ башня, а у короля волк, а у Иисуса - единорог. Все знакомо, все на своих местах.
Еще один момент: в то время существовали Символы евангелистов символические изображения четырёх евангелистов в образе существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. На этом фоне Иисус, у которого не было своего символа, смотрелся как-то странно.
И последнее: в средневековье вообще обожали символы. Поэтому было бы странно, если у символа не было у Христа - уж он-то был известен всем и каждому.
Поэтому никакие ошибки в библии тут не при чем - единорог стал символом Христа по целому ряду объективным причин, а не из-за ошибок в тексте. И стал он именно таким, каким мы его знаем, в процессе подгонки под некий образ благородного и священного животного, благословленное богом - а не сам по себе и случайным образом.
Итог: опять автор искажает все, что можно исказить.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
12. В 1314 году футбол был официально запрещен в Англии более чем 30 королевскими и местными законами. Причиной тому послужили жалобы лондонских купцов английскому королю Эдуарду II на «большой шум в городе, вызванный суетой вокруг больших мячей, от которых может произойти много зла, запрещенного Богом».
Причиной послужило вовсе не это. Реальных причин было две:
Первая. Футбол в те времена - это совсем не то, что сейчас. Вы представляете себе зеленое поле, две команды равной численности, строгие правила, судей и так далее. Но в средневековой Англии это даже не игра - это бандитизм и хулиганство в чистом виде. Правил нет. Судей - нет. В "игре" принимает участие кто хочет. В одной команде 50 человек, а в другой - 120? Нормально, никакой строгой численности у команд нет. Часть игроков перебежали из одной команды в другую? Так еще интересней! Мяч один? Ну почему же, даже хоть десять.
Теперь представьте себе - толпы возбужденных людей, кто с палками, кто с ножами на всякий случай, орут, бегают по городу, бьют окна, дерутся насмерть, обчищают зазевавшихся прохожих, устраивают потасовки... Мятеж? Бунт? Нет - невинная игра.
То есть под видом игры в мяч люди просто бесновались, от души раздавая тумаки, якобы случайно пуляя мячом по окнам, шаря по карманам, а то и убивая кого-нибудь под шумок. Ясное дело, нравилось все это только игрокам, остальные были в ужасе.
Обращение купцов тут не при чем - король и сам был не прочь наложить запрет. Почему?
Вторая причина - королю нужны были лучники. А футбол отвлекал людей от упражнений в стрельбе. Вот почему королю футбол бы совершенно ненужен. На людей, страдающих от футбола, ему было наплевать, а вот на подготовку лучников - нет. Жалобы купцов были только удобным предлогом для запрета.
Итог: запрет футбола был вызван двумя серьезными причинами. Король считал, что это занятие отрывает его подданных от упражнений в стрельбе, а ему позарез нужны были лучники. И еще футболисты действительно вели себя безобразно, используя футбол как повод для бесчинств на улицах, за что и получили запрет. Купцы тут не при чем. Скорее всего, им просто намекнули - напишите жалобу "от обиженного населения", а мы ее быстренько рассмотрим.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Такой футбол нам не нужен! (С) Король.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
5. Во время Чёрной смерти погибло так много овец, что в Европе возник дефицит шерсти. Чёрная смерть вторая в истории пандемия чумы, пик которой пришёлся на 1346 1353 годы.
И снова неправда.
- Чума 14 века, согласно всем исследованиям, была "мозаичной" - т.е. она не накрыла Европу сплошь от края до края и не убила половину населения, как это утверждали историки, не опираясь ни на какие данные, кроме воплей о конце света в хрониках того времени. Да, умирали много, и поэтому потрясенные очевидцы писали, что умерли чуть ли не все. Но это неправда. Никакой половины населения не умерло. Кроме того, было много мест, которые чума поразила незначительно или пощадила вовсе - например, Польша, Чехия или Милан. Словом, карта Чумы в Европе - это мозаика, а не сплошь черное покрывало.
- Большинство проблем того периода связаны не только с чумой, а еще и с целым рядом катастроф, которые чума только усугубила. Например, возьмем Англию. Там было подряд несколько неурожайных годов. Люди прекрасно умирали от голода и до чумы. А многие отравились зерном со спорыньей из старых запасов, за которые приняли, когда нового урожая почти не было. А зерно, пролежавшее в амбарах, уже было заражено спорыньей. Вот вам и массовые смерти - но не от чумы.
- Проблемы со скотом появились тоже до чумы - так, большое количество скота в Англии умерло до чумы, а не во время ее, и причины тоже были довольно прозаичны - зараженное зерно, которое после того, как умирали люди, стали скармливать скоту - не пропадать же добру! Выяснилось, что скот от него тоже прекрасно дохнет.
- Что касается конкретно поголовья овец, то их либо съели из-за неурожая, либо они умерли до чумы из-за бескормицы, либо сдохли, когда их кормили зараженным зерном. Поэтому валить овец на чуму - бессмысленно, большая их часть была съедена или умерла до чумы.
- Главной страной, которая опиралась на овцеводство, была Англия, которая поставляла шерсть на континент. Что ж - она потеряла много овец, но как только чума закончилась, их поголовье было быстро восстановлено. Т.е. никаких особых проблем с восстановлением овец не было и Англия стала производить шерсти еще больше. Дефицита шерсти тоже не наблюдалось по одной простой причине - из-за проблем, неурожаев и чумы спрос на шерсть упал. А когда он поднялся, то и в Англии уже развели овец снова.
Итог: чума повлияла на все, что происходило тогда в Европе - и на овец тоже. Впрочем, овцы в больших количествах исчезли прежде всего до чумы - из-за голода, бескормицы и зараженного зерна. Но к дефициту шерсти это не привело, потому что в связи с этими же событиями резко упал и спрос на эту самую шерсть - не до нее людям было, они свои жизни спасали.
Так что снова мимо.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
4. Средневековые книги делались из пергамента материала для письма, который изготавливался из специально выделанных шкур животных. Подготовкой одной шкуры занимался профессиональный пергаментщик, и на это уходили недели, что было одной из причин дороговизны книг того времени.
И тоже вроде похоже на правду, но нет - правдой тут и не пахнет.
Проблема опять же в том, что автор поста совсем не разбирается в теме. Он где-то слышал, что пергамент дорогой и на этом строит свои предположения, что стоимость книг была высокой именно из-за пергамента. Это не так - а вернее, не совсем так.
Правда в том, что пергамент действительно был недешевым. Но не он играл главную роль в стоимости книг.
Книги были чрезвычайно дороги потому, что каждая из них создавалась вручную, очень медленно, индивидуально, кропотливо и долго. Автор книги изначально выпускал рукопись, а затем ее тщательно переписывали - обычно монахи, хотя было довольно много и не церковных переписчиков. Но монахи переписывали лучше - они сидели в монастыре, не отвлекались и могли хоть целый день скрипеть пером.
Так вот, чтобы переписывать книгу, монах должен был в совершенстве знать язык, как пишутся все буквы, как надо оформлять текст, какие есть распространенные ошибки при таком письме и так далее. Т.е. это высококвалифицированный переписчик, умеющий читать и писать, и понимающий, о чем книга. Он не просто перерисовывает буковки - он внимательно пишет книгу заново, вникая к каждое слово. Ему важно, чтобы лист был заполнен равномерно, чтобы книгу было удобно читать, чтобы буквы были максимально четкие, ясные, хорошо различимые, а также на нем зачастую лежала обязанность украшать страницы (посмотрите на большинство средневековых книг, это не просто текст, там еще куча всего нарисована - и нарисована довольно неплохо). Т.е. зачастую это еще и художник. Почему все так сложно? Как раз потому, что книга в те времена - это драгоценность, очень дорогой предмет и очень редкий. Поэтому тот, кто ее заказывает и покупает, желает видеть шедевр искусства, а не просто строчки кое-как накарябанных букв. При этом следует помнить, что монах - тоже человек, и он не может работать на износ - начнутся ошибки и неточности. А из-за одной ошибки придется выбрасывать целую страницу и писать ее заново! В итоге переписчик каждый день по несколько часов сидит над книгой, максимально аккуратно переписывая каждую страницу. Любое слово он трижды сверяет с оригиналом, заранее продумывает, как разместить текст на странице и как украсить новую книгу получше. В итоге за день он может написать страницу. А может и не написать. На сложную страницу с буквицами, виньетками и рисунками у него может уйти и неделя.
Возьмем один из самых известных примеров - часослов герцога Беррийского. Герцог, безусловно, располагал огромными деньгами - т.е. в средствах недостатка не было. Он нанял трех братьев Лимбургов (разумеется, у них еще были помощники). Братья Лимбурги делали часослов несколько лет, но он так и остался незаконченным. В нем 412 страниц. Даже если посчитать, что они потратили на него втроем 3 года, это около 1000 дней. В итоге - по 2,5 дня на страницу. Если учесть, что это делает не один человек, а три - то цифра умножается на 3, т.е. каждый брат тратил на страницу 7,5 дней! И это при том, что братьев трое, а еще у них есть помощники, полный доступ к краскам, хорошее помещение для работы, богатое содержание и так далее. И даже в таком шоколадном положении братья три года делают часослов, но так и не успевают его закончить (дальше там грустно, и герцог, и Лимбурги умирают, а часослов заканчивают совсем другие люди).
Вот вам типичный пример, как создавалась качественная книга в то время. При всех мыслимых и немыслимых возможностях, деньгах, положении, власти герцог Беррийский не мог щелкнуть пальцами и потребовать книгу завтра или через месяц - это было просто невозможно. И даже предоставляя мастерам все, что им было нужно и создавая идеальные условия для работы, он мог только надеяться, что часослов будет когда-то закончен - может, лет через пять. А даст бог - так и пораньше.
Что это значит? А это значит, что никакими деньгами никакой король или герцог не мог ускорить создание книг - это был чрезвычайно медленный процесс, и создавать или переписывать книги могли только немногие люди. Да, в монастырях переписывали и книги попроще, без украшений, но в основном это были книги утилитарного предназначения - например, церковные. Остальные заказчики книг хотели, чтобы это чрезвычайно дорогое удовольствие было как можно лучше. Никто не стал бы покупать книгу, написанную неразборчиво или не украшенную ничем (такие покупали только люди самых пуританских нравов, чтобы подчеркнуть свою простоту и близость к аскезе).
Так что книги в средневековье создавались очень медленно, а стоили очень дорого и причины этому были следующие:
- очень кропотливый процесс создания или переписки, требующий невероятной аккуратности,каллиграфического почерка, немыслимой выносливости и усидчивости
- особые качества переписчика (выносливость, внимание, хорошее зрение, твердая рука), что приводило к тому, что далеко не все умеющие писать могли быть переписчиками - никому не нужен был переписчик, который может пистаь от силы два часа в день, делает массу ошибок и пишет как курица лапой
- требования к книгам - заказчики хотели, чтобы книги были как можно лучше, плохую книгу никто не купли бы
- книги не выпускались тиражами, как сейчас и никто не делал их просто на продажу, не имея конкретного заказа - это было слишком дорогое удовольствие, чтобы переписывать книгу без заказа на нее. Поэтому большинство книг того времени - заказные, т.е. приходит богатый человек и просит ему сделать такую-то книгу. Соответственно, работа под заказ всегда очень дорогая и индивидуальная
На фоне всего этого стоимость пергамента для книги - просто гроши по сравнению со стоимостью работы. На выделку пергамента уходили недели? Да - недели труда пергаментщика и стоимость грошовый шкуры. Никаких проблем посадить сто пергаментщиков и выделать сто шкур за раз не было. Так что с пергаментом не было никаких проблем и стоимость его в процентах от книги была совсем невелика. Это как стоимость бензина в сравнении со стоимостью заправляемого им автомобиля. А вот на книгу уходили порой годы - годы труда высококвалифицированного переписчика, который один такого уровня в монастыре, а второй такой же - миль за 300 отсюда в другом монастыре, а чтобы найти третьего, нужно вообще ехать в другое государство.
Конечно, со временем переписчиков становилось больше, но труд их от этого не стоил дешевле.
Так что всерьез говорить о том, что дороговизна книг была хоть в какой-то степени обусловлена дороговизной пергамента - это просто смешно.
Обычный кусок выделанной кожи для книг мало чем отличается от хорошо выделанной кожи для любых других нужд.
Другое дело, что в обычной жизни простым людям было непонятно, почему кусок кожи стоит так дорого - отсюда и изумление перед ценой куска пергамента в сравнении с куском кожи для сапог. Как так? Вроде одна кожа, а цена отличается в разы! Но если вы понимаете, что этот кусок пергамента предназначен для книги, которая может стоить как целая деревенька - все сразу становится на свои места.
Пергамент дорог по сравнению с обычными вещами. А в составе книги это самая несущественная затрата, которая на конечную цену влияет очень мало.
Итог: никакой "дорогой" пергамент на цену книг не влиял - потому что при баснословных ценах на книги он в этой цене практически ничего не стоил. Основные затраты на книгу - это труд редкого, квалифицированного и опытного специалиста-переписчика, а вовсе не пергаментщика. А дорогим считали пергамент простые люди - для них это было непонятное излишество, предназначенное для немыслимых штук, которые знатный господин листает и оттуда вычитывает что-то очень вумное, аж жуть... Поскольку грамотность населения тогда была на нуле, то любая книга вызывала оторопь - в том числе потому, что люди привыкли: если книга, то Библия. И герцог, небрежно листающий часослов, а потом называющий оттуда, когда какой праздник, в какие часы восходит солнце и что будет в аду с грешниками, воспринимался ими с благоговением не меньшим, чем епископ, который по библии шпарит на латыни молитвы. Все это было из разряда чудес для толпы. Поэтому и на кусок пергамента они разевали рты - поди ж ты, кусок кожи, а стоит как две пары сапог! Затем оказывается, что из этого куска кожи делают те самые книги для герцога, которые стоят немерянных денег... Так вот почему они такие дорогие! Из-за куска кожи! Ну и ну!
Поздравляю автора: жалкие умственные усилия черни периода средневековья дошли до него без изменений. Он слово в слово повторяет то, что говорили в пятнадцатом веке за кружкой пива в тавернах полупьяные горожане: "А книги, они от того такие дорогие, что пергамент несусветно стоит!".
Словом, полнейшая глупость - как в 15 веке, так и сейчас.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
3. В Средние века соль очень ценилась, и иногда ее называли «белым золотом». А поскольку она была настолько ценной, то специально для ее транспортировки строились дороги. Одной из самых известных таких дорог был Старый соляной путь в Северной Германии.
Да, соль очень ценилась, и что того? Если бы для ее перемещения строились целые дороги, это бы значило, что соль перевозили в огромных количествах - и тогда цены на нее точно были бы низкие, если уж ее завались и ее возят так, что для этого нужны отдельные дороги.
Но в том-то и проблема, что соль действительно была дорогой, а дорогой она была потому, что добывали ее куда меньше, чем нужно было - этот процесс в средние века был долгим, муторным и не позволял получать много соли дешево. Вот сейчас, казалось бы, соль та же, а стоит копейки. Почему? Потому что ее научились добывать в больших количествах и дешево.
Поэтому в средние века соли не хватало - отсюда и ее высокая цена. Поскольку ее было мало, то очевидно, что прокладывать для ее перевозки целые дороги было бы глупо.
Так что с дорогами? А с дорогами все просто - их прокладывали для перемещения любых товаров, а не только соли. И соль в этих перевозках занимала дай бог 1% от общего груза. Но поскольку это был действительно дорогой товар, то многие дороги называли соляными, подчеркивая, что это путь перемещения соли от добытчика к покупателям. Это не значит, что дороги прокладывали для перемещения соли. Это значит, что соль была важным товаром, что и отложилось в названии некоторых дорог.
Таких примеров множество. Например, во время войны Испании в Нидерландах дорогу, по которой шли солдаты из Испании на север, называли Испанской дорогой. Это не значит, что ее построили специально для испанцев - она существовала и до них. Это не значит, что ее построили испанцы - они просто воспользовались готовой дорогой. И это даже не значит, что такая дорога вообще существовала и как-то называлась в принципе. Это просто был тот путь, которым испанцы шли в Нидерланды. Поскольку шли они по ней постоянно многие годы - и туда, и обратно, - дорогу постепенно стали называть Испанской. Только и всего.
Итог: никто не строил дороги специально для перемещения соли. Ее возили вместе с другими товарами. А поскольку соль была в те времена дорогим товаром, некоторым дорогам давали связанные с ней названия. Но никто их специально для одной только соли не строил!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена