Очередной набор чепухи...
Разбираем:
4. Средневековые книги делались из пергамента материала для письма, который изготавливался из специально выделанных шкур животных. Подготовкой одной шкуры занимался профессиональный пергаментщик, и на это уходили недели, что было одной из причин дороговизны книг того времени.
И тоже вроде похоже на правду, но нет - правдой тут и не пахнет.
Проблема опять же в том, что автор поста совсем не разбирается в теме. Он где-то слышал, что пергамент дорогой и на этом строит свои предположения, что стоимость книг была высокой именно из-за пергамента. Это не так - а вернее, не совсем так.
Правда в том, что пергамент действительно был недешевым. Но не он играл главную роль в стоимости книг.
Книги были чрезвычайно дороги потому, что каждая из них создавалась вручную, очень медленно, индивидуально, кропотливо и долго. Автор книги изначально выпускал рукопись, а затем ее тщательно переписывали - обычно монахи, хотя было довольно много и не церковных переписчиков. Но монахи переписывали лучше - они сидели в монастыре, не отвлекались и могли хоть целый день скрипеть пером.
Так вот, чтобы переписывать книгу, монах должен был в совершенстве знать язык, как пишутся все буквы, как надо оформлять текст, какие есть распространенные ошибки при таком письме и так далее. Т.е. это высококвалифицированный переписчик, умеющий читать и писать, и понимающий, о чем книга. Он не просто перерисовывает буковки - он внимательно пишет книгу заново, вникая к каждое слово. Ему важно, чтобы лист был заполнен равномерно, чтобы книгу было удобно читать, чтобы буквы были максимально четкие, ясные, хорошо различимые, а также на нем зачастую лежала обязанность украшать страницы (посмотрите на большинство средневековых книг, это не просто текст, там еще куча всего нарисована - и нарисована довольно неплохо). Т.е. зачастую это еще и художник. Почему все так сложно? Как раз потому, что книга в те времена - это драгоценность, очень дорогой предмет и очень редкий. Поэтому тот, кто ее заказывает и покупает, желает видеть шедевр искусства, а не просто строчки кое-как накарябанных букв. При этом следует помнить, что монах - тоже человек, и он не может работать на износ - начнутся ошибки и неточности. А из-за одной ошибки придется выбрасывать целую страницу и писать ее заново! В итоге переписчик каждый день по несколько часов сидит над книгой, максимально аккуратно переписывая каждую страницу. Любое слово он трижды сверяет с оригиналом, заранее продумывает, как разместить текст на странице и как украсить новую книгу получше. В итоге за день он может написать страницу. А может и не написать. На сложную страницу с буквицами, виньетками и рисунками у него может уйти и неделя.
Возьмем один из самых известных примеров - часослов герцога Беррийского. Герцог, безусловно, располагал огромными деньгами - т.е. в средствах недостатка не было. Он нанял трех братьев Лимбургов (разумеется, у них еще были помощники). Братья Лимбурги делали часослов несколько лет, но он так и остался незаконченным. В нем 412 страниц. Даже если посчитать, что они потратили на него втроем 3 года, это около 1000 дней. В итоге - по 2,5 дня на страницу. Если учесть, что это делает не один человек, а три - то цифра умножается на 3, т.е. каждый брат тратил на страницу 7,5 дней! И это при том, что братьев трое, а еще у них есть помощники, полный доступ к краскам, хорошее помещение для работы, богатое содержание и так далее. И даже в таком шоколадном положении братья три года делают часослов, но так и не успевают его закончить (дальше там грустно, и герцог, и Лимбурги умирают, а часослов заканчивают совсем другие люди).
Вот вам типичный пример, как создавалась качественная книга в то время. При всех мыслимых и немыслимых возможностях, деньгах, положении, власти герцог Беррийский не мог щелкнуть пальцами и потребовать книгу завтра или через месяц - это было просто невозможно. И даже предоставляя мастерам все, что им было нужно и создавая идеальные условия для работы, он мог только надеяться, что часослов будет когда-то закончен - может, лет через пять. А даст бог - так и пораньше.
Что это значит? А это значит, что никакими деньгами никакой король или герцог не мог ускорить создание книг - это был чрезвычайно медленный процесс, и создавать или переписывать книги могли только немногие люди. Да, в монастырях переписывали и книги попроще, без украшений, но в основном это были книги утилитарного предназначения - например, церковные. Остальные заказчики книг хотели, чтобы это чрезвычайно дорогое удовольствие было как можно лучше. Никто не стал бы покупать книгу, написанную неразборчиво или не украшенную ничем (такие покупали только люди самых пуританских нравов, чтобы подчеркнуть свою простоту и близость к аскезе).
Так что книги в средневековье создавались очень медленно, а стоили очень дорого и причины этому были следующие:
- очень кропотливый процесс создания или переписки, требующий невероятной аккуратности,каллиграфического почерка, немыслимой выносливости и усидчивости
- особые качества переписчика (выносливость, внимание, хорошее зрение, твердая рука), что приводило к тому, что далеко не все умеющие писать могли быть переписчиками - никому не нужен был переписчик, который может пистаь от силы два часа в день, делает массу ошибок и пишет как курица лапой
- требования к книгам - заказчики хотели, чтобы книги были как можно лучше, плохую книгу никто не купли бы
- книги не выпускались тиражами, как сейчас и никто не делал их просто на продажу, не имея конкретного заказа - это было слишком дорогое удовольствие, чтобы переписывать книгу без заказа на нее. Поэтому большинство книг того времени - заказные, т.е. приходит богатый человек и просит ему сделать такую-то книгу. Соответственно, работа под заказ всегда очень дорогая и индивидуальная
На фоне всего этого стоимость пергамента для книги - просто гроши по сравнению со стоимостью работы. На выделку пергамента уходили недели? Да - недели труда пергаментщика и стоимость грошовый шкуры. Никаких проблем посадить сто пергаментщиков и выделать сто шкур за раз не было. Так что с пергаментом не было никаких проблем и стоимость его в процентах от книги была совсем невелика. Это как стоимость бензина в сравнении со стоимостью заправляемого им автомобиля. А вот на книгу уходили порой годы - годы труда высококвалифицированного переписчика, который один такого уровня в монастыре, а второй такой же - миль за 300 отсюда в другом монастыре, а чтобы найти третьего, нужно вообще ехать в другое государство.
Конечно, со временем переписчиков становилось больше, но труд их от этого не стоил дешевле.
Так что всерьез говорить о том, что дороговизна книг была хоть в какой-то степени обусловлена дороговизной пергамента - это просто смешно.
Обычный кусок выделанной кожи для книг мало чем отличается от хорошо выделанной кожи для любых других нужд.
Другое дело, что в обычной жизни простым людям было непонятно, почему кусок кожи стоит так дорого - отсюда и изумление перед ценой куска пергамента в сравнении с куском кожи для сапог. Как так? Вроде одна кожа, а цена отличается в разы! Но если вы понимаете, что этот кусок пергамента предназначен для книги, которая может стоить как целая деревенька - все сразу становится на свои места.
Пергамент дорог по сравнению с обычными вещами. А в составе книги это самая несущественная затрата, которая на конечную цену влияет очень мало.
Итог: никакой "дорогой" пергамент на цену книг не влиял - потому что при баснословных ценах на книги он в этой цене практически ничего не стоил. Основные затраты на книгу - это труд редкого, квалифицированного и опытного специалиста-переписчика, а вовсе не пергаментщика. А дорогим считали пергамент простые люди - для них это было непонятное излишество, предназначенное для немыслимых штук, которые знатный господин листает и оттуда вычитывает что-то очень вумное, аж жуть... Поскольку грамотность населения тогда была на нуле, то любая книга вызывала оторопь - в том числе потому, что люди привыкли: если книга, то Библия. И герцог, небрежно листающий часослов, а потом называющий оттуда, когда какой праздник, в какие часы восходит солнце и что будет в аду с грешниками, воспринимался ими с благоговением не меньшим, чем епископ, который по библии шпарит на латыни молитвы. Все это было из разряда чудес для толпы. Поэтому и на кусок пергамента они разевали рты - поди ж ты, кусок кожи, а стоит как две пары сапог! Затем оказывается, что из этого куска кожи делают те самые книги для герцога, которые стоят немерянных денег... Так вот почему они такие дорогие! Из-за куска кожи! Ну и ну!
Поздравляю автора: жалкие умственные усилия черни периода средневековья дошли до него без изменений. Он слово в слово повторяет то, что говорили в пятнадцатом веке за кружкой пива в тавернах полупьяные горожане: "А книги, они от того такие дорогие, что пергамент несусветно стоит!".
Словом, полнейшая глупость - как в 15 веке, так и сейчас.
Очередной набор чепухи...
Разбираем:
3. В Средние века соль очень ценилась, и иногда ее называли «белым золотом». А поскольку она была настолько ценной, то специально для ее транспортировки строились дороги. Одной из самых известных таких дорог был Старый соляной путь в Северной Германии.
Да, соль очень ценилась, и что того? Если бы для ее перемещения строились целые дороги, это бы значило, что соль перевозили в огромных количествах - и тогда цены на нее точно были бы низкие, если уж ее завались и ее возят так, что для этого нужны отдельные дороги.
Но в том-то и проблема, что соль действительно была дорогой, а дорогой она была потому, что добывали ее куда меньше, чем нужно было - этот процесс в средние века был долгим, муторным и не позволял получать много соли дешево. Вот сейчас, казалось бы, соль та же, а стоит копейки. Почему? Потому что ее научились добывать в больших количествах и дешево.
Поэтому в средние века соли не хватало - отсюда и ее высокая цена. Поскольку ее было мало, то очевидно, что прокладывать для ее перевозки целые дороги было бы глупо.
Так что с дорогами? А с дорогами все просто - их прокладывали для перемещения любых товаров, а не только соли. И соль в этих перевозках занимала дай бог 1% от общего груза. Но поскольку это был действительно дорогой товар, то многие дороги называли соляными, подчеркивая, что это путь перемещения соли от добытчика к покупателям. Это не значит, что дороги прокладывали для перемещения соли. Это значит, что соль была важным товаром, что и отложилось в названии некоторых дорог.
Таких примеров множество. Например, во время войны Испании в Нидерландах дорогу, по которой шли солдаты из Испании на север, называли Испанской дорогой. Это не значит, что ее построили специально для испанцев - она существовала и до них. Это не значит, что ее построили испанцы - они просто воспользовались готовой дорогой. И это даже не значит, что такая дорога вообще существовала и как-то называлась в принципе. Это просто был тот путь, которым испанцы шли в Нидерланды. Поскольку шли они по ней постоянно многие годы - и туда, и обратно, - дорогу постепенно стали называть Испанской. Только и всего.
Итог: никто не строил дороги специально для перемещения соли. Ее возили вместе с другими товарами. А поскольку соль была в те времена дорогим товаром, некоторым дорогам давали связанные с ней названия. Но никто их специально для одной только соли не строил!
27 комментариев
6 месяцев назад
Разбираем:
4. Средневековые книги делались из пергамента материала для письма, который изготавливался из специально выделанных шкур животных. Подготовкой одной шкуры занимался профессиональный пергаментщик, и на это уходили недели, что было одной из причин дороговизны книг того времени.
И тоже вроде похоже на правду, но нет - правдой тут и не пахнет.
Проблема опять же в том, что автор поста совсем не разбирается в теме. Он где-то слышал, что пергамент дорогой и на этом строит свои предположения, что стоимость книг была высокой именно из-за пергамента. Это не так - а вернее, не совсем так.
Правда в том, что пергамент действительно был недешевым. Но не он играл главную роль в стоимости книг.
Книги были чрезвычайно дороги потому, что каждая из них создавалась вручную, очень медленно, индивидуально, кропотливо и долго. Автор книги изначально выпускал рукопись, а затем ее тщательно переписывали - обычно монахи, хотя было довольно много и не церковных переписчиков. Но монахи переписывали лучше - они сидели в монастыре, не отвлекались и могли хоть целый день скрипеть пером.
Так вот, чтобы переписывать книгу, монах должен был в совершенстве знать язык, как пишутся все буквы, как надо оформлять текст, какие есть распространенные ошибки при таком письме и так далее. Т.е. это высококвалифицированный переписчик, умеющий читать и писать, и понимающий, о чем книга. Он не просто перерисовывает буковки - он внимательно пишет книгу заново, вникая к каждое слово. Ему важно, чтобы лист был заполнен равномерно, чтобы книгу было удобно читать, чтобы буквы были максимально четкие, ясные, хорошо различимые, а также на нем зачастую лежала обязанность украшать страницы (посмотрите на большинство средневековых книг, это не просто текст, там еще куча всего нарисована - и нарисована довольно неплохо). Т.е. зачастую это еще и художник. Почему все так сложно? Как раз потому, что книга в те времена - это драгоценность, очень дорогой предмет и очень редкий. Поэтому тот, кто ее заказывает и покупает, желает видеть шедевр искусства, а не просто строчки кое-как накарябанных букв. При этом следует помнить, что монах - тоже человек, и он не может работать на износ - начнутся ошибки и неточности. А из-за одной ошибки придется выбрасывать целую страницу и писать ее заново! В итоге переписчик каждый день по несколько часов сидит над книгой, максимально аккуратно переписывая каждую страницу. Любое слово он трижды сверяет с оригиналом, заранее продумывает, как разместить текст на странице и как украсить новую книгу получше. В итоге за день он может написать страницу. А может и не написать. На сложную страницу с буквицами, виньетками и рисунками у него может уйти и неделя.
Возьмем один из самых известных примеров - часослов герцога Беррийского. Герцог, безусловно, располагал огромными деньгами - т.е. в средствах недостатка не было. Он нанял трех братьев Лимбургов (разумеется, у них еще были помощники). Братья Лимбурги делали часослов несколько лет, но он так и остался незаконченным. В нем 412 страниц. Даже если посчитать, что они потратили на него втроем 3 года, это около 1000 дней. В итоге - по 2,5 дня на страницу. Если учесть, что это делает не один человек, а три - то цифра умножается на 3, т.е. каждый брат тратил на страницу 7,5 дней! И это при том, что братьев трое, а еще у них есть помощники, полный доступ к краскам, хорошее помещение для работы, богатое содержание и так далее. И даже в таком шоколадном положении братья три года делают часослов, но так и не успевают его закончить (дальше там грустно, и герцог, и Лимбурги умирают, а часослов заканчивают совсем другие люди).
Вот вам типичный пример, как создавалась качественная книга в то время. При всех мыслимых и немыслимых возможностях, деньгах, положении, власти герцог Беррийский не мог щелкнуть пальцами и потребовать книгу завтра или через месяц - это было просто невозможно. И даже предоставляя мастерам все, что им было нужно и создавая идеальные условия для работы, он мог только надеяться, что часослов будет когда-то закончен - может, лет через пять. А даст бог - так и пораньше.
Что это значит? А это значит, что никакими деньгами никакой король или герцог не мог ускорить создание книг - это был чрезвычайно медленный процесс, и создавать или переписывать книги могли только немногие люди. Да, в монастырях переписывали и книги попроще, без украшений, но в основном это были книги утилитарного предназначения - например, церковные. Остальные заказчики книг хотели, чтобы это чрезвычайно дорогое удовольствие было как можно лучше. Никто не стал бы покупать книгу, написанную неразборчиво или не украшенную ничем (такие покупали только люди самых пуританских нравов, чтобы подчеркнуть свою простоту и близость к аскезе).
Так что книги в средневековье создавались очень медленно, а стоили очень дорого и причины этому были следующие:
- очень кропотливый процесс создания или переписки, требующий невероятной аккуратности,каллиграфического почерка, немыслимой выносливости и усидчивости
- особые качества переписчика (выносливость, внимание, хорошее зрение, твердая рука), что приводило к тому, что далеко не все умеющие писать могли быть переписчиками - никому не нужен был переписчик, который может пистаь от силы два часа в день, делает массу ошибок и пишет как курица лапой
- требования к книгам - заказчики хотели, чтобы книги были как можно лучше, плохую книгу никто не купли бы
- книги не выпускались тиражами, как сейчас и никто не делал их просто на продажу, не имея конкретного заказа - это было слишком дорогое удовольствие, чтобы переписывать книгу без заказа на нее. Поэтому большинство книг того времени - заказные, т.е. приходит богатый человек и просит ему сделать такую-то книгу. Соответственно, работа под заказ всегда очень дорогая и индивидуальная
На фоне всего этого стоимость пергамента для книги - просто гроши по сравнению со стоимостью работы. На выделку пергамента уходили недели? Да - недели труда пергаментщика и стоимость грошовый шкуры. Никаких проблем посадить сто пергаментщиков и выделать сто шкур за раз не было. Так что с пергаментом не было никаких проблем и стоимость его в процентах от книги была совсем невелика. Это как стоимость бензина в сравнении со стоимостью заправляемого им автомобиля. А вот на книгу уходили порой годы - годы труда высококвалифицированного переписчика, который один такого уровня в монастыре, а второй такой же - миль за 300 отсюда в другом монастыре, а чтобы найти третьего, нужно вообще ехать в другое государство.
Конечно, со временем переписчиков становилось больше, но труд их от этого не стоил дешевле.
Так что всерьез говорить о том, что дороговизна книг была хоть в какой-то степени обусловлена дороговизной пергамента - это просто смешно.
Обычный кусок выделанной кожи для книг мало чем отличается от хорошо выделанной кожи для любых других нужд.
Другое дело, что в обычной жизни простым людям было непонятно, почему кусок кожи стоит так дорого - отсюда и изумление перед ценой куска пергамента в сравнении с куском кожи для сапог. Как так? Вроде одна кожа, а цена отличается в разы! Но если вы понимаете, что этот кусок пергамента предназначен для книги, которая может стоить как целая деревенька - все сразу становится на свои места.
Пергамент дорог по сравнению с обычными вещами. А в составе книги это самая несущественная затрата, которая на конечную цену влияет очень мало.
Итог: никакой "дорогой" пергамент на цену книг не влиял - потому что при баснословных ценах на книги он в этой цене практически ничего не стоил. Основные затраты на книгу - это труд редкого, квалифицированного и опытного специалиста-переписчика, а вовсе не пергаментщика. А дорогим считали пергамент простые люди - для них это было непонятное излишество, предназначенное для немыслимых штук, которые знатный господин листает и оттуда вычитывает что-то очень вумное, аж жуть... Поскольку грамотность населения тогда была на нуле, то любая книга вызывала оторопь - в том числе потому, что люди привыкли: если книга, то Библия. И герцог, небрежно листающий часослов, а потом называющий оттуда, когда какой праздник, в какие часы восходит солнце и что будет в аду с грешниками, воспринимался ими с благоговением не меньшим, чем епископ, который по библии шпарит на латыни молитвы. Все это было из разряда чудес для толпы. Поэтому и на кусок пергамента они разевали рты - поди ж ты, кусок кожи, а стоит как две пары сапог! Затем оказывается, что из этого куска кожи делают те самые книги для герцога, которые стоят немерянных денег... Так вот почему они такие дорогие! Из-за куска кожи! Ну и ну!
Поздравляю автора: жалкие умственные усилия черни периода средневековья дошли до него без изменений. Он слово в слово повторяет то, что говорили в пятнадцатом веке за кружкой пива в тавернах полупьяные горожане: "А книги, они от того такие дорогие, что пергамент несусветно стоит!".
Словом, полнейшая глупость - как в 15 веке, так и сейчас.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Разбираем:
3. В Средние века соль очень ценилась, и иногда ее называли «белым золотом». А поскольку она была настолько ценной, то специально для ее транспортировки строились дороги. Одной из самых известных таких дорог был Старый соляной путь в Северной Германии.
Да, соль очень ценилась, и что того? Если бы для ее перемещения строились целые дороги, это бы значило, что соль перевозили в огромных количествах - и тогда цены на нее точно были бы низкие, если уж ее завались и ее возят так, что для этого нужны отдельные дороги.
Но в том-то и проблема, что соль действительно была дорогой, а дорогой она была потому, что добывали ее куда меньше, чем нужно было - этот процесс в средние века был долгим, муторным и не позволял получать много соли дешево. Вот сейчас, казалось бы, соль та же, а стоит копейки. Почему? Потому что ее научились добывать в больших количествах и дешево.
Поэтому в средние века соли не хватало - отсюда и ее высокая цена. Поскольку ее было мало, то очевидно, что прокладывать для ее перевозки целые дороги было бы глупо.
Так что с дорогами? А с дорогами все просто - их прокладывали для перемещения любых товаров, а не только соли. И соль в этих перевозках занимала дай бог 1% от общего груза. Но поскольку это был действительно дорогой товар, то многие дороги называли соляными, подчеркивая, что это путь перемещения соли от добытчика к покупателям. Это не значит, что дороги прокладывали для перемещения соли. Это значит, что соль была важным товаром, что и отложилось в названии некоторых дорог.
Таких примеров множество. Например, во время войны Испании в Нидерландах дорогу, по которой шли солдаты из Испании на север, называли Испанской дорогой. Это не значит, что ее построили специально для испанцев - она существовала и до них. Это не значит, что ее построили испанцы - они просто воспользовались готовой дорогой. И это даже не значит, что такая дорога вообще существовала и как-то называлась в принципе. Это просто был тот путь, которым испанцы шли в Нидерланды. Поскольку шли они по ней постоянно многие годы - и туда, и обратно, - дорогу постепенно стали называть Испанской. Только и всего.
Итог: никто не строил дороги специально для перемещения соли. Ее возили вместе с другими товарами. А поскольку соль была в те времена дорогим товаром, некоторым дорогам давали связанные с ней названия. Но никто их специально для одной только соли не строил!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена