Павшая смертью храбрых
В городе Чхонджине КНДР, на месте бывших жестоких боев, на высоте, названной Сопкой героев, Марии Цукановой поставлен памятник, за которым бережно ухаживают корейские пионеры.
Обычная советская девчонка.
Биография девочки из деревни Смоленка Омской (теперь Тюменской) области была обычной для того времени. Мария Цуканова родилась в 1924 году в семье сельского учителя, но ее отец умер за несколько месяцев до появления дочери на свет. Воспитывали Машу мать и отчим – бывший партизан, много рассказывавший девочке о своем боевом прошлом. В 1930 году переехали в Хакасию, в таежную деревню Тыштым (ныне районный центр). Там Цуканова отучилась в начальной школе. Затем семья перебралась в поселок Орджоникидзевский, где Маша в 1941 году окончила семилетку. Выпускной вечер, как случилось у многих, выпал на последний мирный день. Мечта Марии поехать в Абакан, чтобы поступить в педагогическое училище, не сбылась…
Сначала вчерашняя школьница работала телефонисткой в поселке Орджоникидзевском. С декабря 1941 года, в 17¬летнем возрасте, стала санитаркой в тыловом госпитале, эвакуированном из Ростова. Ее отчим и брат ушли на фронт, брат вскоре погиб. Работа, порой без сна и отдыха, была очень трудной – многие раненые умирали буквально на руках у юной санитарки… В январе 1942 года, когда госпиталь перевели в другое место, Мария вместе с подругами уехала в Иркутск и стала работать на Иркутском машиностроительном (теперь авиационном) заводе: в литейном цехе, выпускавшем мины, она была учеником обрубщика. Работа очень тяжелая, но Цуканова, внешне хрупкая девушка, стала выполнять даже две нормы военного времени.
Старание девушки начальство отметило почетным вымпелом «Гвардеец тыла», затем она стала приемщиком, а позже и контролером в своем цехе. Вступила в комсомол, сдала все нормы ГТО, научилась метко стрелять, окончила курсы санинструкторов. Как и многим в те годы, ей хотелось попасть на фронт, чтобы приблизить долгожданную победу.
В мае 1942 года был объявлен указ Государственного комитета обороны СССР о призыве на военно-морской флот 25 тысяч девушек-добровольцев. Мария, приписав себе год в свидетельстве о рождении, вступила в один из отрядов «флотских двадцатипятитысячниц» и 3 июня 1942¬го была направлена для прохождения военной службы. Но не на фронт, как она надеялась, а далеко от продолжающей громыхать войны, на Дальний Восток.
Тяготы воинской службы
Во Владивостоке девушек разместили в военно-морском экипаже, где они за месяц прошли курс молодого бойца. Потом передислоцировали на остров Русский, где учили на связисток. После прохождения ускоренной (в мирное время – два года, в военное – пять месяцев) программы обучения Цуканову направили в 51-й артиллерийский дивизион Шкотовского сектора береговой обороны в Приморском крае. Служила телефонисткой, потом дальномерщицей на 100-й и 419-й артбатареях.
Воинская дисциплина, жесткий распорядок дня, мужское окружение, по-армейски циничное, – все это, конечно, было непросто для 19-летней девушки. Но воспитанная с детства твердость духа и, как вспоминали сослуживцы, веселый характер помогали Марии переносить тяготы службы.
В 1944 году Цуканову, учитывая уже имеющийся у нее опыт по уходу за ранеными, направили в школу младших медицинских специалистов при военно-морском госпитале № 8 (теперь Главный госпиталь ТОФ во Владивостоке). Там Мария освоила фронтовые навыки санитарных инструкторов, пополнила медицинские познания, укрепила физподготовку – ведь ей предстояло оказывать первую помощь и затем выносить раненых бойцов непосредственно с поля боя. А делать это нередко приходилось ползком, под огнем противника… Окончив медшколу, Мария стала санинструктором 3-й роты 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота. Но война с фашистской Германией закончилась победой, и рвавшаяся в бой девушка так и не попала на фронт…
После окончания военных действий в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония. К тому времени войну ей объявили около 60 государств, но японцы, несмотря на сложившуюся реальную обстановку, не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. Как известно, Советский Союз по итогам Ялтинской конференции обязался в течение трех месяцев после капитуляции Германии, то есть к 8 августа 1945 года, начать военные действия на Дальнем Востоке. Это обещание было выполнено: 8 августа СССР объявил войну Японии, 9-го начались наступательные операции в Маньчжурии, а чуть позже советские десанты высадились в занятых японцами портах Северной Кореи.
Она очень хотела жить
14 августа 1945 года 335-му батальону морской пехоты было приказано высадиться на корейский берег и захватить плацдарм для дальнейшего наступления на портовый город Сейсин (теперь Чхонджин, КНДР) – крупную японскую военно-морскую базу. В составе батальона была и старший матрос Мария Цуканова. Накануне десантной операции она написала родным из Владивостока: «Я очень люблю жизнь! Я очень хочу жить!.. Может быть, мне уже не доведется вернуться на родную советскую землю. Но если б у меня было две жизни, я, не задумываясь, отдала бы обе за счастье нашего народа!» Наверное, в наше время эти слова звучат отчасти высокопарно, но так девушка была воспитана. Это письмо оказалось последним в ее короткой жизни.
После успешной высадки десанта завязался ожесточенный бой с японцами, появились первые раненые и убитые. Санинструктор Цуканова была на передовой, оказывала пострадавшим первую помощь и с помощью других бойцов оттаскивала их в укрытия. Японцы пытались всеми силами опрокинуть десант в море. Особенно усилился их натиск с наступлением темноты, когда противник подтянул резервы, которых не было у наших десантников. Пять крупных вражеских атак сумел отбить батальон, и лишь перед рассветом наступило некоторое затишье. В этот день десантники смогли закрепиться в Сейсине, а утром следующего дня им предстояло выполнить еще более сложную задачу, поставленную командованием: выбить японцев с сопок, окружавших город.
15 августа бои возобновились, и положение десантников значительно осложнилось. За два дня непрерывных боев Мария Цуканова вынесла с поля боя 51 раненого моряка. Спасая 52-го, она сама была ранена в ноги, но не покинула поле боя. Перевязав себя, Мария продолжала ползти вперед, чтобы оказать помощь другим. В этот момент японцы пошли в атаку. Девушка взяла автомат убитого моряка и дала несколько очередей по врагу, но потеряла сознание.
Японцы захватили ее в плен и зверски замучили: изрезали штыками тело, выкололи глаза. По другим сведениям, японский офицер-самурай выместил на Марии злобу, изрубив ее своим палашом…
На следующий день, отбив у японцев сопку, моряки нашли останки геройски погибшей Цукановой и похоронили ее на вершине, поставив на братской могиле камень.
Память не умирает
14 сентября 1945 года, в день, когда Марии Цукановой исполнился бы 21 год, Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с японскими милитаристами» ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
Старший матрос Мария Цуканова навечно зачислена в списки своей войсковой части. На ежедневной вечерней поверке самой первой называют фамилию Цукановой и правофланговый отвечает: «Погибла смертью храбрых в боях за свободу и независимость советской Родины». Имя Цукановой золотыми буквами занесено на доску Славы Советского флота в зале Победы Центрального музея Вооруженных Сил в Москве – в числе имен 365 воинов-героев, совершивших особо выдающийся подвиг во имя Родины.
В городе Чхонджине, на месте бывших жестоких боев, на высоте, названной Сопкой героев, Марии Цукановой поставлен памятник, за которым бережно ухаживают корейские пионеры.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 декабря 1972 года село Нижнее Янчихе Хасанского района Приморского края переименовано в село Цуканово, а река Янчихе – в Цукановку. Ее именем названы улицы в городах Омске, Иркутске, Барнауле, Красноярске, Абакане и Фокино, бухта в Японском море, рыболовецкое судно, средняя школа в поселке Орджоникидзевском в Хакасии и средняя школа № 34 города Иркутска. В память Марии Цукановой установлены мемориальные доски в Иркутске, Фокино и Владивостоке.
Памятники ей (кроме уже упомянутого в КНДР) поставлены только в Приморском крае: в Фокино и во Владивостоке, на территории военно-морского госпиталя ТОФ. Фокинский установлен в центре города и является там одной из самых известных достопримечательностей: к нему приносят цветы молодожены, в дни праздников приходят горожане, возлагают венки ветераны. К сожалению, памятник во Владивостоке не столь популярен – в основном из-за расположения, ведь госпиталь ТОФ – это воинская часть, туда не так просто попасть. А вот в КНДР из имен четырех Героев Советского Союза, погибших и похороненных на корейской земле, наиболее известно имя Марии Цукановой. О ней и ее подвиге снят корейско-советский художественный фильм «От весны к лету».
Источник:
0 комментариев