Внутри Петропаловского собора.
С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.
. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.
С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.
Осмотрим интерьер трёхнефного собора.
Главный вход в храм со стороны Соборной площади.
Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.
К сводам подвешены пышные люстры.
Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.
Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.
Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.
Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.
. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.
По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.
. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.
Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.
Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.
Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.
А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.
Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.
По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.
Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.
3. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.
Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.
Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).
Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.
Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.
Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.
Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.
С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.
А также вот эта старинная лебёдка.
Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.
По каменным ступеням поднимемся выше.
На балках-опорах установлен карильон собора.
Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.
Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.
Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.
Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.
Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.
Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.
. Самый большой колокол, диаметром больше метра.
Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.
Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.
Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.
Источник:
17 комментариев
11 лет назад
Какая шутка про ЕГЭ тут подойдет?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена