Смотрю вы с Андреевым подняли очень интересную тему. Если он не приведет другие доводы, я приведу те, что активно обсуждаются, если что не так - дополните.
Откуда мы знаем об описании Святослава Игоревича - это нам поведал Лев Диакон, причем он не видел его лично, а сделал это по рассказам, начнем:
Комментарий М.Я. Сюзюмова и С.А. Иванова: Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно – по рассказам очевидцев – рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе, описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы. (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 214.)
В самом деле, сравним описание Аттилы у Иордана и Приска Панийского и описание Святослава у Льва Диакона:
Иордан об Аттиле: Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил На все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения.
Приск Панийский об Аттиле: Для прочих варваров и для нас были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах, а Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он выказывал умеренность: так, например, гостям подавались чаши золотые и серебряные, а его кубок был деревянный. Одежда его также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным.
Лев Диакон о Святославе: Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.)
Сходство поразительное. Но речь идет не просто о сходстве. Как Аттила у Иордана и Приска, Святослав у Льва Диакона представлен как человек невысокого роста, с широкой грудью и курносым носом. А почти дословное повторение Львом слов Приска про одежду, которая ничем не отличалась от одежды приближенных, кроме чистоты, не оставляет сомнений в том, что Лев просто приписал Святославу внешность другого известного врага Римской империи - Аттилы, описанную его предшественниками, лишь добавив к ней известные ему черты физического облика руси (светло-синие глаза). Подобный вывод подтверждается всеми доступными нам историческими данными. До появления на Украине тюрко-монгольских племен «оселедец» был там неизвестен. Изображения скифов и сарматов свидетельствуют о том, что они носили длинные волосы и бороды.
Дополнительное доказательство того, что «оселедец» был впервые занесен на Украину гуннами, находим в Именнике болгарских ханов, где перечисляются древние правители Булгарского государства, в том числе те из них, которые правили на землях нынешней Украины:
Авитохолъ жытъ летъ 300, родъ емоу Дуло, а летъ ем(у) диломъ твиремъ.
Ирник житъ летъ 100 и 8 леть, род ему Дуло, а леть ему диломъ твиремъ.
Гостунъ наместникъ сый 2 лет(а), родъ ему Ерми, а летъ ему дохсъ твиремъ.
Куртъ 60 леть, дръжа, родъ ему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ.
Безмеръ 3 лет(а), а родъ сему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ.
Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная летъ 500 и 15 остриженами главами.
И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселе.
Булгарская орда образовалась из остатков гуннов, откочевавших из Подунавья на восток вследствие поражения, которое нанесли гуннам готы после смерти Аттилы. Предполагается, что Авитохол Списка болгарских ханов – это и есть сам Аттила, а Ирник – его сын Эрнах. Для нас в вышеприведенном тексте особо примечательно указание на то, что гунно-булгарские ханы правили «обону страну Дуная» (т.е. на Украине) «остриженами главами».
Из болгарской Википедии:
Ернак (гръцки: Ήρνάχ "Hernach") е третият син на Атила.
След смъртта на Атила през 453 г., неговата империя се бързо разпада и останките и минават под властта на Ернак. Смята се, че той е царувал от 453 г. до 503 г. над българите утигури, племе което представлявало значителна част от бившата Хунска империя и населявало източната и част (дн.Украйна).
Според Именник на българските ханове, владетел на име Ирник е бил начело на прабългарите в продължение на 150 години и началото на неговото царуване се отнася прибилизително към 453 г. Някои историци смятат, че Ернак и Ирнак са били една и съща личност. http://bg.wikipedia.org/wiki/Ернакhttp://bg.wikipedia.org/wiki/Ернак
Европейским народам, включая славян, обычай бритья головы был совершенно чужд, в то время как на востоке он был распространен издавна очень широко, в том числе у тюрко-монгольских племен.
Германцы, в том числе викинги, отпускали длинные волосы. Это особенно касалось благородных людей, а зависимые люди зачастую были обязаны стричься коротко (что называется по-русски «в кружок»). Но это также относится и к славянам. Ученые согласны в том, что обычай брить голову был привнесен с Востока, где он был распространен с древних времен. Хеттский воин на рельефе в гробнице Херемхеба изображен с бритой головой, исключая клок волос, который с одной стороны достигает его плеча. В ирано-арабском мусульманском мире брадобрей всегда играл важную роль, и обычай брить голову, оставляя длинный клок волос с одной стороны (или с обеих сторон) хорошо задокументирован на протяжении столетий. У мусульман была особая причина оставлять один (или два) клока волос, обривая остальную голову. Согласно книге Thomas Herbert’s Travels in Persia, 1627-1629. ed. Sir William Foster (New York, 1929), p. 230, «Персы бреют волосы по всему телу, исключая верхнюю губу, на которой они отпускают длинные густые вислые усы, а также клок волос на макушке, за который, как они верят, их пророк после воскрешения вознесет их в рай. В остальных местах они бреют свою голову или трижды втирают в нее масло daway, после чего волосы на ней более не растут. Это вошло в обычай у восточных народов со времени провозглашения Корана арабами». Те же сведения можно найти и в работах других авторов, например: Samuel K. Nweeya, Persia, the Land of the Magi (6th ed.; Philadelphia, 1916), pp. 164-165.
(Victor Terras. Leo Diaconus and the Ethnology of Kievan Rus’ // Slavic Review, 1965. Vol. 24, No. 3. P. 403.)
Чешский славист Любор Нидерле: Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию. (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.)
Дмитрий Зеленин: Прическа с оселедцем была заимствована [украинцами] у восточных народов. В 1253 г. ее описал Рубрук в Золотой Орде Бату на Волге; в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе. (Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.) (Последнее сообщение особенно важно ввиду того, что в России украинских козаков называли черкасами, т.е. черкесами.)
Рубрук о прическе монголов: Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. (Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука. Глава 8. О бритье мужчин и наряде женщин.) http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htmhttp://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm
Итак, можно с уверенностью утверждать, что обычай бритья головы славянам и руси был совершенно чужд. На Украину он был впервые занесен гуннами, столетиями бытовал у обитавших на украинских землях тюрко-монгольских племен – аваров, хазар, печенегов, половцев, монголов, турков и пр., пока не был наконец заимствован запорожскими козаками вместе со всеми остальными тюрко-монгольскими традициями Сечи. Внешность, которую Лев Диакон приписывает русскому князю Святославу Игоревичу, на самом деле является внешностью гуннского правителя Аттилы. Подлинную же внешность Святослава – с длинными волосами и бородой – донесли до нас миниатюры греческих и русских летописей.
Своей внешностью Святослав ничем не отличался от других русских князей, чьи изображения сохранились до нашего дня.
"Стоит добавить, ч то в летописях руссов-варягов и славян разделяют, но подчёркивают, что обычаи у них были одни и язык был у них ЕДИН.
Под руссами-варягами следует понимать западных славян: русов-ругов-руян, лютичей-вильцев, бодричей-ободритов, ратарей-доленчан, полабов-дрезданей, чрезспреван, поморян-штетинцев, вендов-венедов, варягов-вагров, лужицких сербов. Следует помнить, что эти племена брили бороды и стригли волосы. Есть только сведения об усатых, но волосатых лютичах. Что было причиной такого обычая? Следование облику богов, отражённых в изваяниях кумиров-идолов? Или вынужденная необходимость быстро отличать в бою своих от чужых германцев, кои антропологически и внешне схожи со славянами? Ведь германцы имели такие светлые волосы, но были бородатыми и длинноволосыми. А может сначала возникла необходимость стричься, как отличительный обычай, а затем этот облик “переняли” изваяния богов?
В таком случае, восточные славяне ещё до христианизации могли иметь и имели бороды и длинные волосы, поскольку в соседях у славян были финно-угры и позднее тюрки. Однако, не совсем представляется какой облик имели балты-голинды (голядь). Может быть, голинды и ятвяги были с бритыми лицами? Тогда, безусловно, восточные славяне должны были носить бороды, поскольку у финнов и тюрков бородки редкие, да и одеждой они были отличны. Вспомните поговорку: «Встречают по одёжке…». И на фоне таких соседей возникало лучше опознание по представлению «свой-чужой».
И разумно складываются обстоятельства в те утверждения летописей, что восточные славяне и западные славяне-венеды отличались обликом, но были схожи по одежде, обычаям и языку.
Другой вопрос - скифы (скиты) и сарматы. Очевидно, что эти ираноязычные (в официальной историографии) племена были с длинными распущенными прямыми волосами и с длинной бородой. Отличались сарматы от скифов и славян более тёмным цветом волос. Очень важно, что на изображениях греческих амфор и фресок скифы и сарматы изображены с длинными прямыми волосами и европеоидной внешностью. Это их отличает от курчавых и кудрявых представителей народов каказско-иберийского типа. Стоит заметить, что сарматы имели существенное отличие от скифов. Если скифы были преимущественно долихоцефалами, то сарматы высокими брахицефалами с длинной шеей. То есть сарматы больше походили на представителей динарского или альпийского типа европеоидной расы. А насколько мы помним, Святослав был среднего роста. А Атилла – вождь гуннов имел плотное телосложение, но был мал ростом.
Очень важно отметить, что у Святослава были сине-голубые очи, как, пожалуй, у большинства представителей восточных и западных славян. Но цвет очей в древних рисунках обычно не передавался и мы не можем с уверенностью сказать, сколько среди славян в ТО время было людей не с серо-голубым, зелёным, светло-карим цветом очей, но с тёмно-карим или чёрным.
Кроме, того я обратил внимание, что такие обычаи в стрижке и бритье бород наблюдались на стыках кельтской и германской культур. Так баварцы, жители Тироля были, скорее всего, смешанным франко-швабо-гельтветским (германо-кельтским) населением и имели обычай отращивать пышные усы и стричь волосы. До сих пор в Баварии франконцы в сёлах носят бороды, а южные баварцы - пышные усы. Тоже можно наблюдать в Галисии, где кельты и кельтиберы смешались с вестготами и вандалами. Это можно подметить и в славянских землях. По одному из преданий Лех со своим родом пришёл на Вислу и Одру с берегов Дуная, откуда их вытеснили то ли скифы, то ли гунны(?) и поляки отняли эти земли у кельтов. Поляки (особенно поляне) во множестве носят усы, в отличие от восточных поляков-мазуров. А венеды-венды, чехи-мораване (вытеснившие кельтов-бойев из Богемии), белые хорваты и дулёбы (и их потомки в Галиции – вот ещё один реликт кельтов в названии современной украинской провинции!) известны как усачи.
Читаем описание изваяние главного и самого почитаемого бога Южной Балтики - Свентовита - со слов очевидца, участника захвата Арконы Саксона Грамматика, подручного клерка епископа Абсалона:
"В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. "
Таким образом руяне были и волосаты, и бородаты. Носить такие волосы и такую бороду означало уподобляться Световиту.
«Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы “Древний Вит”. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом» (История Каменской епархии, XVII в.).
Посмотрим на изображения богов балтов в Ромове, странно было бы, чтобы у балто-славян Перкунас был бы с бородой, а у полян с чубом и золотыми усами :)) : святилище выглядело следующим образом: посреди просторной равнины стоял огромный дуб. В нём находились три ниши, в которых стояли изваяния Перкунаса, Потримпса и Патолса. Статуя Перкунаса имела вьющуюся чёрную бороду, огненно-красный лик и такого же цвета сноп лучей вокруг головы. Перед нею пылал неугасимый костёр. Справа от Перкунаса стояло изваяние приветливого безбородого юноши в венке из колосьев – Потримпса, бога рек и источников, подателя плодородия и хорошего урожая. Главным символом его была змея, обитавшая в глиняной урне, укрытой сеном. По левую сторону от Перкунаса находилась статуя Патолса – бога преисподней и ночных призраков, воплощения ужаса. Он имел вид бледнолицего, седобородого старика с белым платком на голове (вар.: в рогатом шлеме).
Чешский славист Любор Нидерле: Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию. (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.)"
Ну в принципе это я и встречал, есть еще пару моментов про разность переводов))
"В статье английской Википедии о Святославе отмечены оба варианта перевода:
Sviatoslav was noted by Leo the Deacon to be of average height and build. He shaved his head and his beard (or possibly just had a wispy beard) but wore a bushy mustache and a one or two sidelocks as a sign of his nobility. He preferred to dress in white, and it was noted that his garments were much cleaner than those of his men. He wore a single large gold earring bearing a ruby and two pearls.[7] [8]
1. ^ Vernadsky 276–277. The sidelock is reminiscent of Turkic hairstyles and practices and was later mimicked by Cossacks.
2. ^ For the alternative translations of the same passage of the Greek original that say that Sviatoslav may have not shaven but wispy beard and not one but two sidelocks on each side of his head, see eg. Ian Heath "The Vikings (Elite 3)", Osprey Publishing 1985; ISBN: 9780850455656, p.60 or David Nicolle "Armies of Medieval Russia 750–1250 (Men-at-Arms 333)" Osprey Publishing 1999; ISBN: 9781855328488, p.44 http://en.wikipedia.org/wiki/Sviatoslav_I_of_Kiev"http://en.wikipedia.org/wiki/Sviatoslav_I_of_Kiev"
Плюс находка, говорящая что береговые жители варяжского моря, в том числе славянские балты (западные славяне на берегу балтики в районе Германии) собирали волосы в пучок, как на картине выше у Карла!
"Человек из Остерби (нем. Mann von Osterby) — такое название получила интересная археологическая находка — череп мужчины, умершего в середине первого столетия н.э. и обнаруженного в торфяном болоте к юго-востоку от немецкого поселка Остерби.
26 мая 1948 года братья Отто и Макс Мюллеры добывали торф в болоте в окрестностях Остерби и на глубине около 70 см обнаружили человеческую голову, отделенную от тела и завернутую в наплечную накидку из шкурок косули.
Исследования показали, что череп принадлежал мужчине, умершему в возрасте 50 − 60 лет. Наиболее интересная деталь находки — прекрасно сохранившаяся прическа. Волосы древнего человека были заложены над правым виском и завязаны так называемым «швабским узлом». Точно такую же прическу, согласно древнеримскому историку Тациту, носили мужчины племени свевов. Под влиянием окисления его волосы стали ярко-рыжего цвета, однако микроскопическое исследование показало, что на момент смерти мужчина из Остерби был седым. Кожные покровы на его лице полностью истлели, обнажив кости черепа.
По следам на втором позвонке ученые выявили, что голова была отсечена от тела каким-то острым орудием. Слева на черепе остался след (12 см в диаметре) от проломившего кость тупого предмета. Вероятно повреждение черепа и привело к смерти. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что человек из Остерби был убит примерно в середине первого столетия н.э.
В настоящее время череп находится в экспозиции археологического музея замка Готторф в Шлезвиге.
Тацит: А теперь следует рассказать о свебах, которые не
представляют собою однородного племени, как хатты или тенктеры,
но, занимая большую часть Германии, и посейчас еще расчленяются
на много отдельных народностей, носящих свои наименования, хотя
все вместе они и именуются свебами. Своеобразная особенность
этого племени — подбирать волосы наверх и стягивать их узлом;
этим свебы отличаются от остальных германцев, а свободнорожденные
свебы — от своих рабов. Либо вследствие родственных связей со
свебами, либо из подражания им, что имеет довольно широкое
распространение, такая прическа встречается и у других племен, но
изредка и только у молодежи, тогда как свебы вплоть до седин не
прекращают следить за тем, чтобы их стоящие торчком волосы были
собраны сзади, и часто связывают их на самой макушке; а у вождей
они убраны еще тщательнее и искуснее. В этом забота свебов о
своей внешности, но вполне невинная: ведь они прихорашиваются не
из любострастия и желания нравиться, но стараясь придать себе
этим убором более величественный и грозны"
671 комментарий
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Откуда мы знаем об описании Святослава Игоревича - это нам поведал Лев Диакон, причем он не видел его лично, а сделал это по рассказам, начнем:
Комментарий М.Я. Сюзюмова и С.А. Иванова: Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно – по рассказам очевидцев – рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе, описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы. (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 214.)
В самом деле, сравним описание Аттилы у Иордана и Приска Панийского и описание Святослава у Льва Диакона:
Иордан об Аттиле: Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил На все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения.
Приск Панийский об Аттиле: Для прочих варваров и для нас были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах, а Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он выказывал умеренность: так, например, гостям подавались чаши золотые и серебряные, а его кубок был деревянный. Одежда его также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным.
Лев Диакон о Святославе: Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.)
Сходство поразительное. Но речь идет не просто о сходстве. Как Аттила у Иордана и Приска, Святослав у Льва Диакона представлен как человек невысокого роста, с широкой грудью и курносым носом. А почти дословное повторение Львом слов Приска про одежду, которая ничем не отличалась от одежды приближенных, кроме чистоты, не оставляет сомнений в том, что Лев просто приписал Святославу внешность другого известного врага Римской империи - Аттилы, описанную его предшественниками, лишь добавив к ней известные ему черты физического облика руси (светло-синие глаза). Подобный вывод подтверждается всеми доступными нам историческими данными. До появления на Украине тюрко-монгольских племен «оселедец» был там неизвестен. Изображения скифов и сарматов свидетельствуют о том, что они носили длинные волосы и бороды.
Дополнительное доказательство того, что «оселедец» был впервые занесен на Украину гуннами, находим в Именнике болгарских ханов, где перечисляются древние правители Булгарского государства, в том числе те из них, которые правили на землях нынешней Украины:
Авитохолъ жытъ летъ 300, родъ емоу Дуло, а летъ ем(у) диломъ твиремъ.
Ирник житъ летъ 100 и 8 леть, род ему Дуло, а леть ему диломъ твиремъ.
Гостунъ наместникъ сый 2 лет(а), родъ ему Ерми, а летъ ему дохсъ твиремъ.
Куртъ 60 леть, дръжа, родъ ему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ.
Безмеръ 3 лет(а), а родъ сему Дуло, а летъ ему шегоръ вечемъ.
Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная летъ 500 и 15 остриженами главами.
И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселе.
Булгарская орда образовалась из остатков гуннов, откочевавших из Подунавья на восток вследствие поражения, которое нанесли гуннам готы после смерти Аттилы. Предполагается, что Авитохол Списка болгарских ханов – это и есть сам Аттила, а Ирник – его сын Эрнах. Для нас в вышеприведенном тексте особо примечательно указание на то, что гунно-булгарские ханы правили «обону страну Дуная» (т.е. на Украине) «остриженами главами».
Из болгарской Википедии:
Ернак (гръцки: Ήρνάχ "Hernach") е третият син на Атила.
След смъртта на Атила през 453 г., неговата империя се бързо разпада и останките и минават под властта на Ернак. Смята се, че той е царувал от 453 г. до 503 г. над българите утигури, племе което представлявало значителна част от бившата Хунска империя и населявало източната и част (дн.Украйна).
Според Именник на българските ханове, владетел на име Ирник е бил начело на прабългарите в продължение на 150 години и началото на неговото царуване се отнася прибилизително към 453 г. Някои историци смятат, че Ернак и Ирнак са били една и съща личност.
http://bg.wikipedia.org/wiki/Ернакhttp://bg.wikipedia.org/wiki/Ернак
Европейским народам, включая славян, обычай бритья головы был совершенно чужд, в то время как на востоке он был распространен издавна очень широко, в том числе у тюрко-монгольских племен.
Германцы, в том числе викинги, отпускали длинные волосы. Это особенно касалось благородных людей, а зависимые люди зачастую были обязаны стричься коротко (что называется по-русски «в кружок»). Но это также относится и к славянам. Ученые согласны в том, что обычай брить голову был привнесен с Востока, где он был распространен с древних времен. Хеттский воин на рельефе в гробнице Херемхеба изображен с бритой головой, исключая клок волос, который с одной стороны достигает его плеча. В ирано-арабском мусульманском мире брадобрей всегда играл важную роль, и обычай брить голову, оставляя длинный клок волос с одной стороны (или с обеих сторон) хорошо задокументирован на протяжении столетий. У мусульман была особая причина оставлять один (или два) клока волос, обривая остальную голову. Согласно книге Thomas Herbert’s Travels in Persia, 1627-1629. ed. Sir William Foster (New York, 1929), p. 230, «Персы бреют волосы по всему телу, исключая верхнюю губу, на которой они отпускают длинные густые вислые усы, а также клок волос на макушке, за который, как они верят, их пророк после воскрешения вознесет их в рай. В остальных местах они бреют свою голову или трижды втирают в нее масло daway, после чего волосы на ней более не растут. Это вошло в обычай у восточных народов со времени провозглашения Корана арабами». Те же сведения можно найти и в работах других авторов, например: Samuel K. Nweeya, Persia, the Land of the Magi (6th ed.; Philadelphia, 1916), pp. 164-165.
(Victor Terras. Leo Diaconus and the Ethnology of Kievan Rus’ // Slavic Review, 1965. Vol. 24, No. 3. P. 403.)
Чешский славист Любор Нидерле: Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию. (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.)
Дмитрий Зеленин: Прическа с оселедцем была заимствована [украинцами] у восточных народов. В 1253 г. ее описал Рубрук в Золотой Орде Бату на Волге; в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе. (Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.) (Последнее сообщение особенно важно ввиду того, что в России украинских козаков называли черкасами, т.е. черкесами.)
Рубрук о прическе монголов: Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. (Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука. Глава 8. О бритье мужчин и наряде женщин.)
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htmhttp://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm
Итак, можно с уверенностью утверждать, что обычай бритья головы славянам и руси был совершенно чужд. На Украину он был впервые занесен гуннами, столетиями бытовал у обитавших на украинских землях тюрко-монгольских племен – аваров, хазар, печенегов, половцев, монголов, турков и пр., пока не был наконец заимствован запорожскими козаками вместе со всеми остальными тюрко-монгольскими традициями Сечи. Внешность, которую Лев Диакон приписывает русскому князю Святославу Игоревичу, на самом деле является внешностью гуннского правителя Аттилы. Подлинную же внешность Святослава – с длинными волосами и бородой – донесли до нас миниатюры греческих и русских летописей.
Своей внешностью Святослав ничем не отличался от других русских князей, чьи изображения сохранились до нашего дня.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Под руссами-варягами следует понимать западных славян: русов-ругов-руян, лютичей-вильцев, бодричей-ободритов, ратарей-доленчан, полабов-дрезданей, чрезспреван, поморян-штетинцев, вендов-венедов, варягов-вагров, лужицких сербов. Следует помнить, что эти племена брили бороды и стригли волосы. Есть только сведения об усатых, но волосатых лютичах. Что было причиной такого обычая? Следование облику богов, отражённых в изваяниях кумиров-идолов? Или вынужденная необходимость быстро отличать в бою своих от чужых германцев, кои антропологически и внешне схожи со славянами? Ведь германцы имели такие светлые волосы, но были бородатыми и длинноволосыми. А может сначала возникла необходимость стричься, как отличительный обычай, а затем этот облик “переняли” изваяния богов?
В таком случае, восточные славяне ещё до христианизации могли иметь и имели бороды и длинные волосы, поскольку в соседях у славян были финно-угры и позднее тюрки. Однако, не совсем представляется какой облик имели балты-голинды (голядь). Может быть, голинды и ятвяги были с бритыми лицами? Тогда, безусловно, восточные славяне должны были носить бороды, поскольку у финнов и тюрков бородки редкие, да и одеждой они были отличны. Вспомните поговорку: «Встречают по одёжке…». И на фоне таких соседей возникало лучше опознание по представлению «свой-чужой».
И разумно складываются обстоятельства в те утверждения летописей, что восточные славяне и западные славяне-венеды отличались обликом, но были схожи по одежде, обычаям и языку.
Другой вопрос - скифы (скиты) и сарматы. Очевидно, что эти ираноязычные (в официальной историографии) племена были с длинными распущенными прямыми волосами и с длинной бородой. Отличались сарматы от скифов и славян более тёмным цветом волос. Очень важно, что на изображениях греческих амфор и фресок скифы и сарматы изображены с длинными прямыми волосами и европеоидной внешностью. Это их отличает от курчавых и кудрявых представителей народов каказско-иберийского типа. Стоит заметить, что сарматы имели существенное отличие от скифов. Если скифы были преимущественно долихоцефалами, то сарматы высокими брахицефалами с длинной шеей. То есть сарматы больше походили на представителей динарского или альпийского типа европеоидной расы. А насколько мы помним, Святослав был среднего роста. А Атилла – вождь гуннов имел плотное телосложение, но был мал ростом.
Очень важно отметить, что у Святослава были сине-голубые очи, как, пожалуй, у большинства представителей восточных и западных славян. Но цвет очей в древних рисунках обычно не передавался и мы не можем с уверенностью сказать, сколько среди славян в ТО время было людей не с серо-голубым, зелёным, светло-карим цветом очей, но с тёмно-карим или чёрным.
Кроме, того я обратил внимание, что такие обычаи в стрижке и бритье бород наблюдались на стыках кельтской и германской культур. Так баварцы, жители Тироля были, скорее всего, смешанным франко-швабо-гельтветским (германо-кельтским) населением и имели обычай отращивать пышные усы и стричь волосы. До сих пор в Баварии франконцы в сёлах носят бороды, а южные баварцы - пышные усы. Тоже можно наблюдать в Галисии, где кельты и кельтиберы смешались с вестготами и вандалами. Это можно подметить и в славянских землях. По одному из преданий Лех со своим родом пришёл на Вислу и Одру с берегов Дуная, откуда их вытеснили то ли скифы, то ли гунны(?) и поляки отняли эти земли у кельтов. Поляки (особенно поляне) во множестве носят усы, в отличие от восточных поляков-мазуров. А венеды-венды, чехи-мораване (вытеснившие кельтов-бойев из Богемии), белые хорваты и дулёбы (и их потомки в Галиции – вот ещё один реликт кельтов в названии современной украинской провинции!) известны как усачи.
Читаем описание изваяние главного и самого почитаемого бога Южной Балтики - Свентовита - со слов очевидца, участника захвата Арконы Саксона Грамматика, подручного клерка епископа Абсалона:
"В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. "
Таким образом руяне были и волосаты, и бородаты. Носить такие волосы и такую бороду означало уподобляться Световиту.
«Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы “Древний Вит”. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом» (История Каменской епархии, XVII в.).
Посмотрим на изображения богов балтов в Ромове, странно было бы, чтобы у балто-славян Перкунас был бы с бородой, а у полян с чубом и золотыми усами :)) : святилище выглядело следующим образом: посреди просторной равнины стоял огромный дуб. В нём находились три ниши, в которых стояли изваяния Перкунаса, Потримпса и Патолса. Статуя Перкунаса имела вьющуюся чёрную бороду, огненно-красный лик и такого же цвета сноп лучей вокруг головы. Перед нею пылал неугасимый костёр. Справа от Перкунаса стояло изваяние приветливого безбородого юноши в венке из колосьев – Потримпса, бога рек и источников, подателя плодородия и хорошего урожая. Главным символом его была змея, обитавшая в глиняной урне, укрытой сеном. По левую сторону от Перкунаса находилась статуя Патолса – бога преисподней и ночных призраков, воплощения ужаса. Он имел вид бледнолицего, седобородого старика с белым платком на голове (вар.: в рогатом шлеме).
Чешский славист Любор Нидерле: Что касается прически и бороды, то у славян для неженатых, несомненно, существовал древний обычай носить длинные, нестриженные волосы, зачесанные на висках, какие мы видим, например, на изображениях Вольфенбюттельского кодекса или на фресках часовни в Зноймо. Если же в источниках конца языческого периода мы читаем о славянах на Руяне и о мораванах нечто иное, то это лишь результат чужеземного влияния. Руяне в XII веке брили бороду, а волосы стригли, мораване же, как об этом ясно говорят источники, по примеру мадьяр бороду и усы брили, а голову коротко остригали. Вообще же у славян коротко остриженные волосы были признаком рабства, и тот, кто свободному человеку остригал волосы или бороду, подвергался наказанию. (Л. Нидерле. Славянские древности. М., 2001. С. 258-259.)"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
"В статье английской Википедии о Святославе отмечены оба варианта перевода:
Sviatoslav was noted by Leo the Deacon to be of average height and build. He shaved his head and his beard (or possibly just had a wispy beard) but wore a bushy mustache and a one or two sidelocks as a sign of his nobility. He preferred to dress in white, and it was noted that his garments were much cleaner than those of his men. He wore a single large gold earring bearing a ruby and two pearls.[7] [8]
1. ^ Vernadsky 276–277. The sidelock is reminiscent of Turkic hairstyles and practices and was later mimicked by Cossacks.
2. ^ For the alternative translations of the same passage of the Greek original that say that Sviatoslav may have not shaven but wispy beard and not one but two sidelocks on each side of his head, see eg. Ian Heath "The Vikings (Elite 3)", Osprey Publishing 1985; ISBN: 9780850455656, p.60 or David Nicolle "Armies of Medieval Russia 750–1250 (Men-at-Arms 333)" Osprey Publishing 1999; ISBN: 9781855328488, p.44
http://en.wikipedia.org/wiki/Sviatoslav_I_of_Kiev"http://en.wikipedia.org/wiki/Sviatoslav_I_of_Kiev"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
"Человек из Остерби (нем. Mann von Osterby) — такое название получила интересная археологическая находка — череп мужчины, умершего в середине первого столетия н.э. и обнаруженного в торфяном болоте к юго-востоку от немецкого поселка Остерби.
26 мая 1948 года братья Отто и Макс Мюллеры добывали торф в болоте в окрестностях Остерби и на глубине около 70 см обнаружили человеческую голову, отделенную от тела и завернутую в наплечную накидку из шкурок косули.
Исследования показали, что череп принадлежал мужчине, умершему в возрасте 50 − 60 лет. Наиболее интересная деталь находки — прекрасно сохранившаяся прическа. Волосы древнего человека были заложены над правым виском и завязаны так называемым «швабским узлом». Точно такую же прическу, согласно древнеримскому историку Тациту, носили мужчины племени свевов. Под влиянием окисления его волосы стали ярко-рыжего цвета, однако микроскопическое исследование показало, что на момент смерти мужчина из Остерби был седым. Кожные покровы на его лице полностью истлели, обнажив кости черепа.
По следам на втором позвонке ученые выявили, что голова была отсечена от тела каким-то острым орудием. Слева на черепе остался след (12 см в диаметре) от проломившего кость тупого предмета. Вероятно повреждение черепа и привело к смерти. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что человек из Остерби был убит примерно в середине первого столетия н.э.
В настоящее время череп находится в экспозиции археологического музея замка Готторф в Шлезвиге.
Тацит: А теперь следует рассказать о свебах, которые не
представляют собою однородного племени, как хатты или тенктеры,
но, занимая большую часть Германии, и посейчас еще расчленяются
на много отдельных народностей, носящих свои наименования, хотя
все вместе они и именуются свебами. Своеобразная особенность
этого племени — подбирать волосы наверх и стягивать их узлом;
этим свебы отличаются от остальных германцев, а свободнорожденные
свебы — от своих рабов. Либо вследствие родственных связей со
свебами, либо из подражания им, что имеет довольно широкое
распространение, такая прическа встречается и у других племен, но
изредка и только у молодежи, тогда как свебы вплоть до седин не
прекращают следить за тем, чтобы их стоящие торчком волосы были
собраны сзади, и часто связывают их на самой макушке; а у вождей
они убраны еще тщательнее и искуснее. В этом забота свебов о
своей внешности, но вполне невинная: ведь они прихорашиваются не
из любострастия и желания нравиться, но стараясь придать себе
этим убором более величественный и грозны"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена