Советская теневая экономика
Теневая экономика существовала, существует и будет существовать во все времена. Отличия наблюдаются только в уровне вовлеченности населения страны. Она развивается по многим причинам: повышение налогового бремени, усложнение бюрократического аппарата, запрет на предпринимательскую деятельность и многое другое. Общей характеристикой является отсутствие контроля со стороны государства. Не обошла стороной эта проблема и СССР.
На протяжении всей истории СССР уровень теневой экономики не был постоянным. Считается, что он был самым низким во времена Сталина и начал постепенно увеличиваться с приходом Хрущёва, достигнув пика в конце 80-х годов, когда началось изменение законодательства.
Почти полное отсутствие теневой экономики во времена Сталина принято объяснять наличием репрессивной машины, которая пресекала развитие предпринимательства. Это было время сворачивания НЭПа и начала планового хозяйства. Но такое объяснения является неполным, антисталинисты забывают о том, что в то время существовали артели, в рамках которых развивалась предпринимательская инициатива. К моменту смерти Сталина в этом секторе экономики работало 114000 мастерских и предприятий, которые давали рабочие места 2-м млн человек и производили 6% ВВП страны. Они производили 40% мебели, более 30% всего трикотажа и почти все детские игрушки.
С приходом Хрущёва всё изменилось. В 1956 году он постановил до 1960 года передать государству все артельные предприятия. С этого момента и начинается эрозия социалистической модели: нарастание коррупции, хищения государственного имущества и получение нетрудовых доходов. Дополнительными факторами послужили рост частного автотранспорта и расширение контактов с иностранцами. Именно с 60-х годов начинает появляться такое явление, как фарцовка.
Долгое время наличие второй экономики предпочитали не замечать. Партийные работники предпочитали относиться к этому вопросу как исключению из правил, отдельным недостаткам или недоработкам. Это объясняет, почему до конца 80-х годов не было серьёзных исследований на эту тему, хотя в США они появились ещё в 70-х.
Родоначальником анализа советской теневой экономики считается Грегори Гроссман (Калифорнийский университет). Своей статьёй 1977 года “Вторая экономика” в СССР” он положил начало систематическому изучению данного вопроса. Интерес постепенно рос. Это привело к появлению периодического совместного сборника Грегори Гроссмана и Владимира Трэмля (Университета Дюкка), посвященного теневой экономике СССР. С 1985 по 1993 год было издано 51 исследование 26 авторов. Стоит отметить, что первичной информацией для таких исследований послужили анкеты семей, покинувших СССР с 1971 по 1982 годы.
Нелегальная деятельность принимала различные формы. Но самым распространённым видом была кража общенародной собственности. Воровали почти все, различия были только в масштабах, которые определялись местом работы и должностью. Цитата из работы Гроссмана:
«Крестьянин ворует фураж из колхоза с тем, чтобы кормить животных у себя на дворе. Рабочий ворует материалы и инструменты для своей собственной деятельности. Врачи воруют лекарства, водители – бензин. Общественные машины зачастую выполняют роль частного такси. К «черному рынку» направляются целые грузовики дефицитных товаров и материалов. С помощью государственных материалов и транспорта, зачастую, и в официальное рабочее время, строятся дачи или проводятся капитальные ремонты частных жилищ. За государственный счет идет поставка запчастей и ремонт частных машин и т.п.»
Из-за дефицита распространение получило и откладывание товара, который потом реализовывался по завышенной цене. Это могла быть одежда, бытовая техника и многое другое. Платить иногда приходилось даже за движение в списках на реализацию особенно ценных вещей. Например, автомобилей.
Кроме воровства или спекуляции в теневой экономике наблюдалось даже создание собственных производств. Такое производство могло быть полностью подпольным: покупка на чёрном рынке материалов, работников, машин и распределение там же продукции. Но могло быть и производство под прикрытием государственного предприятия. В таком случае вся продукция сверх плана направлялась на чёрный рынок. Часто таким образом выпускали дефицитные товары: одежду, обувь, сумки, предметы домашнего обихода, украшения и др. Но такая деятельность не была бы возможной без поддержки государственных чиновников, которую просто покупали.
Особым видом деятельности была коррупция. Она также затронула все уровни советской действительности. С одной стороны, это были обычные “чаевые” парикмахеру, “благодарность” врачу или секретарше. С другой стороны, были случаи и продажи прибыльных должностей. Например, продажа высших партийных и государственных постов в Азербайджане в 70-е годы.
По данным советского экономиста Татьяны Корягиной в последние 30 лет существования СССР наблюдался бурный рост теневой экономики, что было вызвано ростом занятого в ней населения. В начале 1960-х годов — 6 миллионов человек, в 1974 году — 17-20 миллионов человек, а в 1989 году — 30 миллионов человек, или 12% численности населения СССР. По её расчётам к концу 80-х годов объём накоплений, полученных незаконных путём, достиг 20-25% всей личной собственности в стране.
Теневая экономика усиливала критику социализма и утверждала культ всемогущества денег. Всё больше укреплял свои позиции мелкобуржуазный классовый строй. Теневая экономика становилась школой кадров, которые были заинтересованы в предстоящих рыночных реформах. Таким образом, поворот Горбачёва к рынку стал логическим завершением резвившийся в стране новой идеологии.
Источник:
2 комментария
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена