Незамеченная правда Оливера Стоуна.
Еще не закончилась война на Балканах, когда Оливер Стоун решился показать, вопреки лицемерным взглядам, настоящую правду об уничтожении народа и его культуры, своим фильмом «Спаситель». Посмотрите, кому ещё не пришлось.
О фильме (источник altereos):
Для начала: о чем фильм. "Балканский котел". Главный герой - американский солдат, опытный военный Джошуа. В своей "прошлой" жизни он натворил много дел, не имеющих ничего общего с законом. Чтобы Джошуа не стал угрозой для мирных американских жителей, его отправили куда подальше - в горячую точку, на Балканы - там он вдоволь сможет излить свою агрессию. Но просто повоевать у него не получается. Судьба связывает его с молодой сербской девушкой. Дальнейшие события заставляют солдата с характером бездушного киллера задуматься о вопросах любви и человечности...
История, сюжет которой я здесь не расскажу, разворачивается на фоне войны в Югославии. Мы видим чрезвычайно жестокие поступки участников войны: бессмысленные убийства, геноцид и прочее в том же духе. В отличие от типичных военных драм, в "Спасителе" нет "народа-победителя" - здесь вообще нет победителей. Война, кажется, будет продолжаться до тех пор, пока вообще никого на территории бывшей Югославии в живых не останется. В фильме нет "героев-патриотов", совершающих подвиги на поле боя. Непонятна история самой борьбы между народами, кто с кем и зачем воюет. Ни одной из противоборствующих сторон мы не сопереживаем. Зато сопереживаем главному герою, который из хладнокровного убийцы превращается в прямом смысле спасителя. Но ведь, несмотря на душевное преображение, он продолжает оставаться убийцей... И мы за него переживаем и плачем вместе с ним в конце фильма.
Можно ли это назвать объективным взглядом на реальные события создателей фильма? Очевидно, что можно.
А может, показанные события вовсе не реальны? Может быть, это все выдумка, преувеличение или спекуляция на наших чувствах? А еще хуже - не политический ли это заказ? Чтобы показать, какие там все нехорошие... Что ж, я почитал отзывы о фильме разных людей, в том числе свидетелей тех событий на Балканах. Они утверждают, что реалистичность фильма - 100%.
Другой вопрос: не замешаны ли здесь американцы? Очевидно, что малоизвестный югославский режиссер Предраг Антониджевич - своего рода, "подставная фигура". Имя в графе "продюссер фильма" говорит о многом - Оливер Стоун. В своем нашумевшем фильме "Взвод" про Вьетнам он показал войну вовсе не такой легкой и победной для американцев. И в "Спасителе" американские солдаты нельзя сказать, что героически сражаются. Наоборот, бесславно погибают от ручной гранаты малолетней партизанки. Так что "заказом" тут и не пахнет.
Получается, что фильм призван показать правдивую историю борьбы за человечность в условиях анархии, опасной для жизни любого, кто находится в "горячей точке". По степени воздействия, шокируемости "Спаситель" почти не имеет себе равных. "Титаник" должен затонуть несколько раз... Эта драма пробивает слезу у самых сдержанных и черствых зрителей.
Конечно, есть те, кто пытается найти подвох. Кто-то указывает на киноляпы (например, где-то попал в кадр оператор), кто-то придирается к операторской работе, кто-то недоволен недостаточно большим количеством жертв (ведь в "Спасти рядового Райана" их было гораздо больше...") и т.д. Серьезных претензий к фильму среди кинолюбителей я так и не встретил.
И тут возникает парадокс. При всех вышеперечисленных достоинствах фильма, "Спаситель" остался абсолютно проигнорированным критиками - у нас и за рубежом. Американо-югославское творение осталось без наград и номинаций премии "Оскар"...да что там "Оскар", вообще без какого-либо внимания на кинофестивалях. Правда, IMDB сообщает о второстепенных наградах на двух заштатных фестивалях.
Ну а критика? Профессиональные критики пишут ведь обо всех фильмах - о хороших и плохих. А тут ни рецензии, ни слова. И непонятно, как это все понимать. Либо фильм настолько плох, но я в упор этого не вижу. И не только я, но и сотни посмотревших этот фильм зрителе. Либо это какое-то недоразумение. Загадка.
Если моё мнение не совсем понятно, то Оливер Стоун, может быть, заставит задуматься. Позволю добавить, в этот пост, и впечатления других ребят:
son-of-veles:
"Мне непонятно, как этот фильм мог выйти в США. Мне непонятно, как могли показать в нём ПРАВДУ. Мне непонятно, почему ЭТОЙ правды никто в Америке не увидел".
gillesde_rais:
"Спаситель слишком сильно плюнул в душу янки, слишком сильное и честное кино...и даже Стоун,В роли продюсера,не спас его от полного игнора и непонимания".
zerofour:
"Этот фильм - один из лучших, что я когда либо видел, один из двух фильмов, которые смогли вышибить из сурового взрослого меня скупую мужскую слезу (а это очень и очень, поверьте мне, непросто)".
AberAB:
"Раньше считал, что «Список Шиндлера» — самый тяжелый фильм о войне. Но после «Спасителя» я вообще какое-то время был в ступоре".
«Спаситель» — беспощадно честный фильм, который, не моргая, смотрит на то, как ненависть и предрассудки могут скрываться за маской патриотизма.
8 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена