Удивительные легенды о ниндзя
Несмотря на то, что в этом списке мы постараемся рассказать о «реально существовавших» ниндзя, вопрос о том, были ли некоторые из них настоящими ниндзя или нет, остаётся спорным и в некоторых случаях довольно сложно с полной уверенностью сказать, действительно ли они существовали.
Язаемон Кидо (Kido Yazaemon)
Язаемон Кидо был ниндзя из провинции Ига (Iga), родившимся приблизительно в 1539 году. По всей вероятности, он прекрасно владел танэгасимской аркебузой (Tanegashima arquebus), разновидностью винтовки с фитильным замком. Исходя из того, что именно аркебуза была его излюбленным оружием, можно предположить, что Язаемон мастерски разбирался во взрывчатых веществах и специализировался в теппо-джутсу (teppo-jutsu), подкатегории катон но джутсу (katon-nojutsu), или способах ведения огня. Вопреки распространенному представлению, огнестрельное оружие, такое как аркебуза, было любимым оружием ниндзя и на самом деле регулярно использовались ими в их покушениях на убийство.
Однако, прославился Язаемон именно тем, как он попытался убить военно-политического лидера Ода Нобунагу (Oda Nobunaga) в 1579 году. Это покушение, которое, несмотря на то, что окончилось провалом, всё же было достаточно примечательным для того, чтобы его записали в Иранки (Iranki), исторический документ, повествующий историю ниндзя провинции Ига. В ходе покушения, Язаемон и два других ниндзя выстрелили в Нобунагу в то время как он проводил осмотр последствий своего вторжения. Они промахнулись, но, в конце концов, им удалось убить семерых людей из его сопровождения.
Киригакурэ Сайзо (Kirigakure Saizo)
Киригакурэ Сайзо лучше всего известен как источник вдохновения для создания вымышленного ниндзя: Киригакурэ Сайзо, заместителя командующего из группы ниндзя, известной как «Десять храбрецов Санады» (Sanada Ten Braves), где он находился под руководством соперника и друга Сарутоби Сасукэ (Sarutobi Sasuke). Что касается реального Киригакурэ из истории, то согласно историческим записям, ниндзя из провинции Ига по имени «Киригакурэ Сайзо» (считается, что это имя является псевдонимом, используемым мужчиной по имени Киригакурэ Шикаемон (Kirigakure Shikaemon)), однажды совершил покушение на убийство военного и политического деятеля Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), вонзив копьё через пол, прямо под Хидэёси.
Покушение окончилось неудачей, и Киригакурэ был оставлен в живых при условии, что он принесёт клятву верности клану Тоётоми. На самом деле, существуют некоторые источники, свидетельствующие о том, что Сайзо был «небрежным ниндзя», который просто шпионил за Хидэёси, когда его поймали. Тем не менее, в результате того, что его поймали, он в конечном итоге предотвратил реальное покушение на Хидэёси, которое пытался совершить двойной агент Юсуке Такигучи (Yusuke Takiguchi). Это было истинной причиной того, почему его оставили в живых при условии, что он принесёт клятву верности Хидэёси.
Томо Сукесада (Tomo Sukesada)
Томо Сукесада был джонином (jonin) (мастером ниндзя) Кога (Koga), а также главой традиции школы Томо-рю (Tomo Ryu). В 1562 году Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu), работавший на Ода Нобунагу, уничтожал остатки рода Имагава (Imagawa) после их поражения в Битве при Окэхадзаме (Battle of Okehazama), случившейся двумя годами ранее. Не желавшие сдаваться без боя представители рода Имагава под командованием генерала Имагава по имени Удоно Нагамочи (Udono Nagamochi) окопались в замке Каминогоу (Kaminogou), расположенном в исключительно стратегически благоприятном месте, над обрывом.
Взятие замка представлялось довольно сложным для Токугава Иэясу, особенно исходя из того, что Имагава взяли в заложники несколько членов его семьи. Поэтому, Иэясу нанял 80 ниндзя школы Кога, во главе с Сукесада для того, чтобы прокрасться в замок к Имагава. Работая вместе с Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo), Сукесада и 80 ведомых им ниндзя Кога прокрались в замок, подожгли башни и убили 200 человек, составлявших гарнизон, включая генерала. Это событие детально описано в фудоках о провинции Микава (Mikawa Go Fudoki).
Фудзибаяси Нагато (Fujibayashi Nagato)
Согласно легенде, Фудзибаяси Нагато был одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Момочи Сандаю (Momochi Sandayu) и Хаттори Хандзо. Он также был одним из руководителей ниндзя Ига, наряду с Момочи Сандаю. Помимо этого, о нём известно совсем не многое. В 1581 году Ода Нобунага начал яростное нападение на провинцию Ига, которое получило название Война Тэнсё Ига (Tensho Iga War). В результате этого нападения, кланы ниндзя Ига и Кога были почти полностью истреблены. Выжившим ниндзя пришлось перейти на службу Токугава Иэясу, а Нагато был убит во время нападения.
Тем не менее, несмотря на то, как мало мы знаем о его жизни, Нагато, на самом деле оставил после себя важное наследие: его потомки в конечном итоге собрали знания о Ниндзюцу (ninjutsu), которые он оставил после себя, и создали руководство по Ниндзюцу под названием Бансэнсюкай (Bansenshukai). Бансэнсюкай это многотомный сборник «секретов» и приемов ниндзя, написанных родом Фудзибаяси. Большая часть информации о ниндзя, имеющейся у нас на сегодняшний день, была получена из этого сборника.
Чийоме Мочизуки (Mochizuki Chiyome)
Чийоме Мочизуки вполне возможно является самой широко известной куноити (kunoichi) (женщиной-ниндзя) из всех. Она была аристократкой, женой самурая военачальника Мочизуки Нобумаса (Mochizuki Nobumasa), и, по слухам, была родом из рода ниндзя Кога. В какой-то момент в течение 16-го века, её муж был на войне, и Чийоме осталась на попечении дяди мужа, известного даймё Такэда Сингэна (Takeda Shingen). Сингэн вызвал Чийоме и дал ей задание завербовать женщин и начать их тренировать, чтобы они образовали подпольную сеть шпионок.
Чийоме основала штаб в деревне Нацу (Nazu) в регионе Синсю (Shinshu) и завербовала порядка 300 молодых женщин, которые в основном были сиротами, бывшими проститутками, и жертвами войны. В то время как большинство местных жителей считали, что Чийоме содержала неофициальный приют для пострадавших девушек, Чийоме на самом деле обучала их, для того, чтобы они стали частью её сложной шпионской сети. Обученные в использовании таких приёмов маскировки как мико (жрица синтоистского храма), проститутка, или гейша в целях шпионажа или убийства, сеть куноити Чийоме служила Сингэну в течение многих лет, вплоть до его загадочной смерти в 1573 году.
Исикава Гоэмон (Ishikawa Goemon)
Несмотря на то, что ниндзя Ига и Кога не желали принимать его в свои ряды, ни один список настоящих ниндзя не был бы полным без упоминания Исикава Гоэмона. Родившийся в 1558 году Исикава Гоэмон был изгоем, который крал у богатых и отдавал бедным – он был японской версией Робин Гуда. Несмотря на отсутствие фактического подтверждения этих данных, согласно легенде, Гоэмон изначально был дженином (genin) (учеником ниндзя) Ига, и до того, как он стал нукенином (nukenin) (беглым ниндзя), обучал его Сандаю Мочизуки (Sandayu Mochizuki).
Он стал лидером группы бандитов в регионе Кансай (Kansai) и постоянно грабил богатых феодалов, священнослужителей и купцов и делился этим богатством с угнетёнными крестьянами. Предположительно, его поймали после неудавшейся попытки покушения на убийство Тоётоми Хидэёси и публично заживо сварили в 1594 году. Легенда рассказывает о том, как он держал своего маленького сына над головой стоя в кипящей воде, хотя существуют противоречащие друг другу рассказы о том, выжил ли его сын или нет.
Момочи Сандаю (Momochi Sandayu)
Исикава Гоэмон из предыдущего пункта, предположительно был учеником Момочи Сандаю до того, как он стал нукенином. Момочи Сандаю был одним из основателей Ига-рю ниндзюцу (Iga Ryu Ninjutsu), и считается одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Хаттори Хандзо и Фудзибаяси Нагато. Настоящим именем Сандаю было Момчи Танбе Ясумицу (Momchi Tanbe Yasumitsu), хотя согласно некоторым источникам это были разные люди. Более того, существует ряд источников, предполагающих, что Сандаю и Фудзибаяси Нагато на самом деле были одним и тем же человеком.
Однако независимо от того, кем Момочи был на самом деле, считается, что он был убит в 1581 году, когда Ода Нобунага напал на провинцию Ига в ходе Война Тэнсё Ига, в результате которой ниндзя Ига и Кога были почти полностью уничтожены. Один из способов, по которым действовал Сандаю, было содержание трёх разных домов, с тремя разными жёнами и семьями. Когда ситуация становилась неблагоприятной для него, он просто переезжал в один из двух других домов и принимал другую личность.
Фума Котаро (Fuma Kotaro)
Род Фума уникален среди ниндзя тем, что он образовался независимо от Ига и Кога и служил роду самураев Ходзё (Hojo clan) в Одаваре (Odawara). Джонин Фума Котаро был лидером рода в пятом колене, а также самым известным из них. На тот момент, род Фума представлял собой банду из 200 раппа (rappa) (саботажников) работавших в качестве разбойников, пиратов и воров для рода самураев Ходзё. В 1580 году сын Такэда Сингэна по имени Кацуёри (Katsuyori) напал на Ходзё в замке Одавары (Odawara Castle).
Ночью Котаро и его люди тайно проникли в лагерь Такэда и вызвали столько раскола и хаоса, что люди Такэды в суматохе начали убивать друг друга. В 1590 году Ходзё были разгромлены Тоётоми Хидэёси и Фума стали обычными бандитами. Популярная (хотя, скорее всего, выдуманная) история состоит в том, что в 1596 году Котаро убил Хаттори Хандзо, но потом был предан бывшим ниндзя Такэды по имени Косака Джиннай (Kosaka Jinnai), и, наконец, обезглавлен по приказу Токугавы Иэясу в 1603 году.
Като Данзо (Kato Danzo)
Като Данзо во многих отношениях был тем ниндзя, который популяризировал мнение о том, что ниндзя обладают сверхъестественными способностями. Данзо был иллюзионистом, который, как считали многие, был настоящим колдуном. Его трюки включали в себя глотание быка перед толпой, вызывание мгновенного прорастания семян и их цветение в тот момент, когда они были брошены в землю, и даже полёты, из-за чего у него появилось прозвище Тоби Като (летающий Като). На сегодняшний день исследователи полагают, что он, должно быть, был мастером гипноза, хотя нет никакой возможности в этом убедиться.
В любом случае, репутация Като, в конце концов, привлекла внимание Уэсуги Кэнсина (Uesugi Kenshin), который решил проверить способности ниндзя. Он предложил Данзо выкрасть высоко ценимую нагинату (naginata) (длинный меч) у одного из его вассалов по имени Наоэ Канецугу (Naoe Kanetsugu). Данзо не только успешно проник в замок, находившийся под усиленной охраной, и выкрал нагинату, но также забрал с собой девушку, работавшую в замке служанкой. Впечатлённый его умениями Кэнсин предложил Данзо работу, однако Данзо, в конце концов, оказался в немилости, то ли потому что Канецугу плёл против него интриги, а может и из-за того, что он начал вызывать подозрения у Кэнсина. В конечном счёте, Данзо перешёл к противнику Кэнсина, Такэда Сингэну, однако это решение оказалось фатальным, когда Сингэн заподозрил его в том, что он был двойным агентом и приказал его убить. Данзо был обезглавлен в 1569 году.
Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo)
Хаттори Хандзо, скорее всего, является самым знаменитым ниндзя всех времён. Он был вассалом и самураем на службе Токугавы Иэясу, и являлся основной движущей силой, благодаря которой Иэясу стал сёгуном (shogun) и правителем всей Японии. Хандзо, выросший в провинции Ига, впервые проявил себя в битвах 1570-ых годов. Его самый известный момент произошёл в 1582 году: Когда Ода Нобунага был убит после предательства одного из его вассалов, Акэти Мицухидэ (Akechi Mitsuhide), Токугава Иэясу вдруг оказался в весьма опасном положении в непосредственной близости от Мицухидэ. Чтобы содействовать быстрому прохождению Иэясу по провинции Ига до безопасной для него провинции Микава, Хандзо собрал своих товарищей ниндзя Ига, а также их бывших соперников из рода Кога, для сопровождения Иэясу в безопасное место.
Существуют также некоторые источники, которые свидетельствуют о том, что Хандзо помог спасти захваченную в плен семью Иэясу. Хадзо, искусный борец с копьём и отличный стратег, преданно служил роду Токугава всю свою жизнь. Под его руководством ниндзя Ига стали дворцовой стражей сёгуната Токугавы в замке Эдо (Edo), и в конечном итоге стали тайным агентством сёгуната под названием Онивабан (Oniwabanshu). После смерти Хандзо в 1596 году, его преемник взял себе имя «Хаттори Хандзо», и эта практика стала традицией для руководителей ниндзя Ига и увековечила миф о том, что Хаттори Хандзо был бессмертным
Источник:
44 комментария
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Зачастую большое внимание уделяется истории европейских социальных движений, а азиатские обходят стороной. Хотя именно в Азии существовало социальное явление, интересное нам близостью по своей сути с нашей действительностью. Техническая оснащенность, глобальность индустриализма, интернациональность бюрократизма — условия, в которых мы сейчас существуем. Мы можем сравнить их с теми, в которых жили ниндзя. Технологии, индустриализм, урбанизм загнали наши жизни в такие же тесные рамки, в какие крестьян средневековой Японии условия жизни на изолированных от мира островах.
Вольность казаков в Российской империи определялась не неким сильным духом и этническими особенностями, а тем, что крепостные крестьяне могли обрести свободу, бежав из империи на юг по Волге или на восток – за Урал. За счет просторов, окружавших царскую Россию, на которых не действовало крепостное право, и развилось вольное казачество. Так в Европе из-за всеобщегоморского рекрутства развилось сопротивление в океанах вольных моряков – пиратов. Но все это далеко от современных реалий. Множество методов и практик ниндзя приемлемы и в наше время. Что делает феномен ниндзя интересным для изучения.
Ниндзя, прежде всего, явление, социальное, и только во вторую очередь — военное. Именно о последнем написано множество книг и статей. Первое же значение предано забвению – так происходит с любым примером социального сопротивления. Но если рассмотреть внимательнее, то боевое мастерство ниндзя – это следствие социальной войны крестьян. То что это боевое мастерство выработалось крестьянами, можно проследить на следующих примерах:
Ниндзя в отличие от самураев, чей кодекса воина призывал к открытому столкновению, действуют ночью: скрытно и анонимно. Причина такого поведения кроется в том, что крестьянину, чтобы сопротивляться, необходимо было оставаться неизвестным. Если бы он действовал открыто, его казнили вместе с его семьей.
Ниндзя действует без всяких правил и кодекса воина. Это также объясняется желанием остаться непойманным. Конечно, остаться непойманным мог и обученный воин, действующий в соответствии с кодексом. Однако в условиях, где враг всегда лучше обучен и тренирован, сама сложилась методика ведения боя без правил. То есть крестьянину и ремесленнику днем приходилось вести обычную повседневную жизнь и, в отличие от самураев, посвящать много времени тренировкам они не могли. Чтобы победить сильного противника, приходилось сражаться ночью и без правил. Это схоже с крав-магой, в которой не существует никаких правил, кроме одного — выжить. Система крав-маги развилась в похожей ситуации: во времена Второй мировой войны, когда врагу: тренированному и сильному нацисту, должен был противостоять заведомо более слабый противник: еврей.
Ниндзя используют в качестве оружия подручные средства: мотыгу, цепь, серп и все то, что есть у крестьян в свободном доступе. Мечи или специальное военное оружие — привилегия военного сословия, представители которого имели право носить его. Использование военного оружия крестьянами было опасно уже тем, что его надо было прятать, а его обнаружение было чревато последствиями.
Ниндзя часто называют "черными дьяволами". Таким образом власть имущие хотели дискредитировать ниндзя в глазах общества.
Ниндзя, кстати, использовали разные цвета одежды: темно-зеленый, коричнево-красный, темно-синий — в зависимости от местности, сезона и других внешних условий. Можно найти объяснение тому, почему ниндзя традиционно изображают в черной одежде, если проследить какую роль которую играет черный цвет в традиционном японском искусстве, в частности театре. В японском театре человек, одетый в черное, считался несуществующим персонажем, не-героем, на нем не концентрировали внимание зрители. То есть человек в черной одежде на сцене мог изображать стихию, как пример ветер, и другие вспомогательные действия. На японских гравюрах и в легендах ниндзя представлялись одетыми в черное, целью чего было не передать достоверное изображение внешнего облика ниндзя, а с помощью этого художественного приема подчеркнуть их невидимость, не существование, секретность. В реальности черный цвет одежды сильно контрастирует с окружением, в то время как лучше слиться с ним позволяются многие другие цвета.
Ниндзя тренируются и живут в горах. В местах труднодоступных для бюрократического аппарата с его военизированными силами. Вообще в мире люди очень часто уходили в труднодоступные места от государства: даже те же пираты, захватывая корабль, уходили в свободное плавание, где их тяжело было обнаружить. Те же старообрядцы на Руси от гонения официальной церкви (РПЦ) уходили в труднопроходимую тайгу. Наиболее вероятно, что многие жители гор селились там не из-за хороших условий для жизни, а по причине желания жить в том месте, где их не достанет государственный аппарат со своими повинностями. А из государства бежали чаще всего менее защищенные слои общества — это всегда были крестьяне. Многие аскетические, духовные практики и методы партизанской войны ниндзя переняли у "яма буси", горных синтоистских отшельников-воинов, которые ещё в 10-12 века воевали с правительственными чиновниками и сборщиками налогов.
Ниндзя — это повстанческое сопротивление крестьян в средневековой Японии со своим богатым боевым опытом ведения боя. Так что, когда ниндзя рассматривается только как адепты боевого мастерства, затрагивается только следствие более крупного социального явления.
Но не удивительно то, что ниндзя проиграли свою борьбу (в общем-то так же, как и казаки, пираты, профсоюзы). Против ниндзя в горы, где они, как предполагалось, жили, посылались карательные силы — вырезались деревни, которые подозревались в соучастии с повстанцами. Как пример, Ода Нобунага в 1851 году разорил провинцию Ига, один из оплотов ниндзя, население тогда в нем было почти поголовно истреблено. Но все эти карательные операции в итоге не увенчались успехом (как и в подавление социальных движений: казаков, пиратов, профсоюзов). Ниндзя проиграли, когда полностью интегрировали в систему, с которой они несколько веков боролись, став частной охраной и личными шпионами императора, сначала в феодальных войнах, а потом как военная разведка Японии. Эта история напоминает и ситуацию казаков, ставших «пограничниками» царской России, и пиратов, начавших служить Короне. Современные же профсоюзы интегрированы в систему капитализма еще лучше, чем мелкий бизнес.
Компромисс с системой разрушит даже самое эффективное и сильное социальное движение. Теперь ниндзя — это ряженые актеры, демонстрирующие боевое мастерство ниндзюцу. Так же сейчас на парадах ряженые казаки фальшиво машут своими саблями, пытаются демонстрировать свою силу. А ведь их сила была не в мастерстве тихо прокрадываться ночью или на скаку махать двумя саблями, а в той социальной мощи, идее, общем желании свободы и справедливости.
Современным социальным движениям можно многое почерпнуть из истории ниндзя. Но нужно помнить о том, что уничтожает социальные сопротивления.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена