Владимир Никитович Кайда
Этот случай произошёл на Малой Земле. В состав десантного отряда Цезаря Кунникова входил матрос Владимир Никитович Кайда. До войны он служил мотористом в Днепровской флотилии, во время обороны Одессы участвовал в десанте под Григорьевкой, где получил тяжёлое ранение, а после излечения был направлен в морскую пехоту.
Однажды Кайда оказался под немецкой бомбёжкой.
В.Н.Кайда. 1940 Одесса
Пикирующие бомбардировщики один за другим целенаправленно бомбили окоп, в котором он находился. И тогда Кайда решил, что самым безопасным местом, где можно пересидеть бомбёжку, будет немецкий окоп, поскольку свои позиции немецкие бомбардировщики бомбить не будут. То, что в окопе могут быть немцы, а все магазины к его автомату давно опустели, наш матрос посчитал малозначимым обстоятельством.
В молодости, а молодостью 22-летний Кайда считал годы до службы на флоте, ему доводилось на спор убивать быка кулачным ударом. Бык же был куда здоровее среднестатистического немца.
Группа морских пехотинцев из отряда Кунникова. Кайда второй справа в верхнем ряду. Из этой группы остались в живых всего три человека, включая самого Кайду.
Вражеский окоп не был пустым. В нём оказались двое корректировщиков. Это они по рации наводили Юнкерсы. Один из них от удивления ничего сделать не успел. Кайда ударил его кулаком прямо по каске, и стальной шлем раскроил ему череп. Другой немец потянулся за автоматом и уже успел снять его с предохранителя и оттянуть затвор, но тут получил удар под подбородок. Шейные позвонки хрустнули, и второй немец замертво упал на дно окопа.
Кайда почувствовал себя хозяином окопа. Вынул из карманов убитых документы. Может, пригодятся в штабе. У одного гитлеровца на груди были приколоты железный крест и медаль, у другого только одна медаль. Снял их и сунул в карман.
У обоих гитлеровцев на поясах висели фляги. Кайда отстегнул одну, отвинтил крышку и попробовал. Оказалось вино. Он осушил всю флягу. Вторую, в которой тоже было вино, прицепил к своему ремню.
Бомбёжка стихла. Прекратив получать коррективы по рации, лётчики ушли на аэродром. За окопом послышался топот шагов – наши матросы, воспользовавшись перерывом в бомбёжке, решили уничтожить корректировщиков. Надев бескозырку на ствол автомата, Кайда замахал её над бруствером и закричал: «Здесь свои!».
Трое оставшихся в живых бойцов из той самой группы. Кайда – крайний справа. Фото сделано на фоне памятника неизвестному матросу в Новороссийске, для которого скульптору позировал сам Кайда.
Об участии Владимира Никитовича в первом десанте поведал в своей статье знавший его лично дружковский журналист и поэт В.Б.Литовцев: «В сентябре сорок первого с кораблей Черноморского флота у села Григорьевка, что под Одессой, был высажен десант моряков-добровольцев. Девятнадцатилетний моторист Кайда со станковым пулеметом. Немало гитлеровцев полегло от смертоносного огня «максима», но осколки вражеского снаряда поразили матроса, и он потерял сознание. Товарищи посчитали Владимира убитым, взяли и передали командиру его документы. Родителям в Дружковку было послано извещение о его героической гибели. Но богатырский организм не поддался смерти. Придя в сознание, краснофлотец всю ночь ползком добирался к своим. Утром его подобрали солдаты, которые подошли на помощь десанту. Полгода лечился в госпитале» [12].
А «смелые и стремительные действия Владимира Кайды в куниковском десанте на Малую землю» описал журналист-фронтовик, Герой Советского Союза С.Борзенко: «Он первым вломился в траншею. Фашистский офицер выстрелил. Кайда не слышал звука, но видел желтую вспышку. Он заколол врага плоским штыком и бросил через плечо, как копну ячменя. На втором гитлеровце сломался штык. О третього он раздробил приклад винтовки и затем, наслаждаясь силой, бил, кропил направо и налево» [13].
Среди бойцов В.Н.Кайда выделялся огромным ростом, крепким телосложением, недюжей силой, в ближнем бою предпочитал крушить противника просто кулаками. Народ слагал о нем легенды, немцы называли Владимира Кайду за храбрость «красным дьяволом».
Умер Владимир Никитович 4 марта 1984 года и похоронен в Новороссийске.
15 комментариев
11 лет назад
Владимир Никитович Кайда (14.09.1920 – 04.03.1984), родился в крестьянской семье в селе Крючки Купянского района Харьковской области. Учился в Харьковском ФЗУ, затем работал токарем на электромеханическом заводе в Харькове, одновременно учился на рабфаке. В 1937 году его семья переехала в Дружковку – так Владимир оказался в нашем городе.
В 1939 году Владимира Никитовича призвали в ряды Красной Армии. Перед войной он окончил училище Днепропетровской военной флотилии. Восемь лет прос
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена