Четыре варианта будущего Крыма
Полуостров становится чем-то вроде вывески – вот, смотрите, супостаты, не только вернули, но и приумножили и расплодили. Крым становится полем битвы с разного рода национал-предателями, которых важно будет победить образцово-показательной витриной. Чтобы ни у кого не осталось сомнений: Россия – не Британская империя какая-то, которая в Индии всего-то и сделала, что построила железную дорогу и самосожжение вдов запретила. Полуостров в составе матушки-России – самый что ни на есть хоббичий. «А значит – благоустроенный».
Для этого мало локальных дел. Да, пенсии подымут, зарплаты проиндексируют, дороги подлатают. А дальше что? Ведь для повседневного быта обычного крымчанина все эти пункты, как аскорбинка, – приятно и полезно, но только полноценного лечения не заменит. А врачевать полуостров надо давно и серьезно. В первую очередь от бессмысленности собственного существования.
Торговый хаб
Любые разговоры об исторической справедливости у историка могут вызвать нервный тик. Хотя бы потому, что возникает неразбериха с точкой отсчета. До какой именно даты был хаос и энтропия, на смену которым пришли цивилизация и пряники?
Если заглянуть в историю полуострова глубже, чем на два с половиной столетия, то можно обнаружить, что столетиями Крым существовал в формате эдакого торгового коммуникационного узла, где шел обмен товаров средиземноморской цивилизации на товары дикого поля. Условно говоря, ювелирные изделия, амфоры, вино, ткани менялись у кочевых народов на рыбу и зерно, лошадей и рабов. Крым в лице Херсонеса и других торговых городов очень долго выполнял транзитно-коммуникационную функцию и на протяжении многих веков был своего рода большой зоной порто-франко.
Пытаться возрождать эту крымскую матрицу сегодня непросто. Хотя бы потому, что со времен прихода русских войск в конце XVIII века полуостров существовал в едином «народно-хозяйственном» комплексе с Новороссийской губернией. То есть был сведен воедино вместе с Херсонской, Екатеринославской (Днепропетровской), Бессарабской, Ставропольской губерниями как минимум, не считая территорий Кубани и Донбасса. В отрыве от материковой Украины Крым не жил вплоть до последнего референдума.
Даже если забыть про водо- и электроснабжение, то чисто логистически Крым с Россией связывает всего лишь паромная переправа. Допустим, построят два моста – автомобильный и железнодорожный – в Краснодарский край. Но будет ли этого достаточно, чтобы вернуть Крыму статус коммуникационного хаба? И не закроет ли это окно возможностей статус оккупированной территории, которым полуостров может наделить мировое сообщество и вероятная торговая блокада со стороны Украины, которая продолжает рассматривать редакции закона об оккупированных территориях?
Пока же реальность такова, что объем перевозок через Крым за 20 лет сократился в 2–5 раз. Часть функций забрала себе Одесса и Николаев, часть – Новороссийск. Если смотреть на карту международных транспортных коридоров в Черноморском регионе, становится понятно, что буквально все современные пути сообщения обходят полуостров.
Край садов и виноградников
Еще недавно 80% крымских лоточников и челноков были с советскими дипломами о высшем образовании. Крымская промышленность, построенная в советские годы, практически не пережила последних двадцати лет. Уже к 2001 году полностью исчезла крымская легкая промышленность, не выдержавшая конкуренции с дешевым турецким и китайским импортом. Почти ушли в небытие молокозаводы, производство плодоовощных консервов и соков. Сегодня найти в Крыму местные соки или компоты нереально. Огромная доля тех средств, что сегодня тратят в Крыму отдыхающие, уходит в другие регионы – производителям еды, напитков, салфеток, сувениров и т.д.
Раз потеряна молочная промышленность Крыма, соответственно, не осталось и молочного стада. Та же ситуация и с садоводством – оно было базой для пищевой промышленности: если у вас нет консервного завода – вам не нужны сады. При этом сады, в отличие от зерновых, требуют культивации – чтобы вырастить плодоносящее дерево, нужно несколько лет. В Крыму сумели сохранить виноделие именно потому, что удержались основные винзаводы. Там были потери площадей виноградников, но не столь драматичные, как в садоводстве. Ситуация с заводами усугубляется еще и тем, что если строить фабрики с нуля, то для них нужны кадры, а в Крыму остался лишь один технический вуз – и тот в Севастополе. Если везти инженеров из других областей страны, то им нужно покупать квартиры.
Орден на груди планеты Земля
Еще один вариант развития – курортно-туристический. Тем более что в сознании старшего поколения до сих пор живы воспоминания о санаторном процветании. Вспоминают забитые здравницы и переполненные пляжи, хотя все это было возможно только в условиях плановой системы, где варианты у курортника колебались между Абхазией, Краснодарским краем и территорией полуострова. Курортный потолок Крыма был достигнут в середине 1980-х (восемь с лишним миллионов отдыхающих, из которых два миллиона жили в санаториях). В постсоветское время число «понаехавших» в лучшие годы колебалось у отметки пять миллионов. К тому же порядка 70% турпотока на полуостров шло с материковой Украины, а на долю России оставалось около четверти всех приезжающих. Даже если Москва дотирует авиарейсы на полуостров, это не решит тех сложностей, которые остаются у полуострова с сервисом.
По сути, чтобы привести полуостров в формат цивилизованного курорта, придется по-большевистски сносить курортные полипы последнего двадцатилетия до основания, а затем… Да и неясный статус железнодорожного сообщения с Крымом (Киев до сих пор не принял решения о том, будет ли оно сохранено в полном объеме) сужает пространство для оптимизма. К тому же короткий курортный сезон (три месяца) ожидаемо делает его не самым дешевым – ведь на заработанные в эти 75–90 дней деньги многие жители Крыма живут весь остальной год.
Сегодня крымские туристические показатели адекватны уровню развития инфраструктуры полуострова. Продолжительность отдыха у курортников сократилась с 24 дней (длина стандартной путевки в советское время) до пары недель. Из круглогодичного курорта полуостров окончательно стал летним и пляжным. Условий для зимнего (в том числе и горнолыжного) отдыха у Крыма тоже нет.
По идее, окно возможностей в этой сфере одно-единственное – развитие (или возрождение) массового лечения. В свое время Крым и стал важнейшим центром туризма именно потому, что сюда ехали лечиться от туберкулеза элита и интеллигенция. Даже Ливадию Романовы купили только оттого, что жена императора Александра болела туберкулезом. Предпосылки для такого развития теоретически есть: население России объективно стареет, пенсионный возраст увеличивается, возникает спрос на здоровое долголетие. Не случайно соседняя Турция давно уже осваивает эту сферу, инвестируя в нее серьезные деньги.
Но у этой отрасли есть и второе дно. Любой туристический регион – даже с санаторной подоплекой – это в первую очередь территория метрдотелей, горничных, охранников, продавцов, портье и таксистов. Для честолюбивой молодежи это не самая привлекательная картинка собственного будущего. В советское время Крым не скатился в эту «обслуживающую» нишу лишь по одной причине: он никогда в полной мере курортно-туристическим регионом не был. Вся рекреация была, с одной стороны, не бизнесом, а социальной программой СССР – отдыхающий оплачивал лишь 20% путевки, а остальное покрывало государство либо профсоюзы. А с другой стороны, главной задачей Крыма было совершенно иная – чрезвычайно закрытая и не находившая в статистике отражения – отрасль.
Непотопляемый авианосец
Весь советский период полуостров был одним из самых милитаризованных регионов СССР. Он выполнял роль крупной военно-морской базы, обеспечивавшей доминирование страны в регионе. Собственно, к этому статусу региону было не привыкать – он и до этого долгое время был плацдармом в извечном стремлении Российской империи к проливам.
В 1980-е годы только численность Черноморского флота составляла около 140 тысяч человек. Добавьте сюда десяток военных аэродромов, объекты космической связи, станции управления полетами, крупнейшие системы ПВО и армейский корпус. В Крыму была даже база хранения ядерных боеголовок.
К этому военному изобилию можно приплюсовать отрасли промышленности, заточенные под ВПК. Крупнейшие предприятия в сфере приборостроения располагались в Севастополе, Евпатории, Симферополе, Феодосии. Военное судостроение и судоремонт – в Севастополе, Феодосии и Керчи.
По словам крымского экономиста Андрея Клименко, реальные показатели, связанные с оборонным ведомством и ВПК, – количество занятых в нем людей, объемы производства – никогда не отображались в открытой советской статистике. Цензура работала блестяще: даже в справочниках и энциклопедиях того времени нет упоминаний о множестве огромных предприятий оборонки с масштабными проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими институтами. Реальный вклад ВПК в экономику Крыма в советские годы еще только предстоит изучить. Поэтому любой, кто сегодня пытается перестроить крымскую экономику, должен понимать, что именно он перестраивает.
Не случайно иностранцам, приезжавшим в Крым, ограничивали выезд по большинству направлений, помимо тех, что вели на ЮБК. В Севастополь даже жители Крыма могли попасть только по пропускам, а в Балаклаву не могли попасть без пропуска даже севастопольцы. С отраслевой точки зрения полуостров прежде всего был промышленным и научным центром военного приборо- и судостроения. И лишь на третьем месте была гражданская роль Крыма – как одного из центров пищевой промышленности со специализацией на переработке рыбы, овощей, фруктов и винограда.
Сегодня этот военный кластер разрушен. Тот же Севастополь в настоящее время находится в тупике: рабочих мест мало, зарплаты низкие, молодежь ищет возможности уехать из города. Промышленности почти не осталось, население выживает за счет торговли. В сознании жителей (за исключением, быть может, старшего поколения) Севастополь воспринимается не как самый большой или как наиболее архитектурно выверенный и красивый крымский город – коим он, безусловно, является, – а как тупиковый и в железнодорожном отношении, и в вопросе перспектив. В последние годы вклад Черноморского флота в сводный бюджет Севастополя составлял лишь 11%. Даже рабочих мест флот давал городу немного – приснопамятная политика перехода «на новый облик вооруженных сил» привела к тому, что на предприятиях ЧФ работают сегодня в основном флотские пенсионеры.
Но именно возрождение этой отрасли никак не противоречит спорному статусу территории полуострова. В отличие от курортов или промышленности, здесь не придется изучать конъюнктуру спроса или объективные предпосылки. Военный сектор прекрасно вписывается в логику российской автаркии и локального крымского изоляционизма. Если Крым исключен из худо-бедно саморегулирующей логики спроса и предложения, то единственной альтернативой становится сфера, которая не нуждается в каких-либо рыночных механизмах.
Источник:
1178 комментариев
11 лет назад
Ре01
пост :Читайте националисты-если хватит способностей Итак, граждане укронационалисты. Читайте. если хватит ваших способностей. Статья, действительно Гражданина Украины. Его ник в Live journal - Alexandr Rogers Почитайте. подумайте. И если вы не трусы, выскажите свое мнение. А я уверен, что вы на этом сайте все-таки есть. Не прячьтесь за мамкины юбки.
Роль Украины в глобальной геополитике Как бы не пыжились, как бы не выпендривались и как бы не надували щёки украинские «свидомые громадяне», начиная с обычных интернет-комментаторов и заканчивая Яценюком и Турчиновым, но судьба Украины решается не ими, и не в Киеве. Она решается на встречах, подобных парижской, и даже не между Обамой и Путиным, а между Керри и Лавровым. То есть, в терминологии Бжезинского, эта второстепенная шахматная партия на глобальной «шахматной доске». И Украина – это даже не пешка (у пешки есть хоть какая-то субъектность), это клетка, за контроль над которой идёт борьба. Ну, Путин.
Почему-то все украинские «свидомые громадяне» считают модным ругать страшного Путина, который участвует в этой игре. Но почему-то никто из них не ругает не менее страшного Обаму, с подачи и ведома которого ситуация в Украине раскачивалась около десяти лет. Реакция Путина – это «ре-акция», ответное действие. Первыми «украинскую клетку» стали разыгрывать именно американцы. Они вкладывали миллиарды в создание грантоедских сетей и подготовку «бархатных революций», они присылали инструкторов по переворотам, они проводили семинары и тренинги, они обеспечивали всему этому идеологическое, организационное и материальное обеспечение. И это стопроцентный, неоспоримый, железобетонный факт. Россию вполне устраивало статус-кво – когда Украина ведёт политику «ни вашим, ни нашим» или «и вашим, и нашим» (что примерно одно и то же).
Пока Украина оставалась внеблоковым государством, фактически занимающим нейтралитет, российские танки мог видеть только Юрий Луценко во время очередных нападений «белочки». Это второй факт, подтверждаемый 22 годами мирного и успешного сосуществования. Но когда в Украине звучат призывы «Долой от Москвы», «вступаем в НАТО», «москалей на ножи» и возвеличиваются нацистские коллаборационисты – удивляться, что Россию это беспокоит, могут только полные кретины.
Ухудшение отношения со стороны России В ОТВЕТ на ухудшение отношения со стороны украинского истеблишмента – это естественно и предсказуемо. И если пекинес слишком близко лает на медведя, то медведь может его зашибить даже не со зла, а просто в силу природной неуклюжести. Это вам третий факт.
И это Турчинов, Яценюк, Пинзенык, Гриценко,Ляшко (пeдuk кстати) и прочие «панове оппозиционеры» регулярно бегали в американское посольство за инструкциями или ездили в США на смотрины и переговоры. Можете мне назвать хоть одного политика такого уровня в Украине, который был бы так же контролируем Москвой, как эти персонажи управляемы из Вашингтона? Таких не существует, и не было за все 22 года существования Украины – это вам четвёртый факт.
Все «неупередженные» СМИ любят нам рассказывать с утра до вечера, как Россия «зловеще» влияет на дела в Украине. Но в реальности это США годами нагло и беспардонно вмешиваются во внутренние дела Украины, это ЕС годами нагло и беспардонно вмешивается во внутренние дела Украины. Это вам пятый факт.
Неудобные вопросы Разве это Россия навязывала Украине преступную приватизацию? Разве это Россия загоняла Украину в долговую пропасть? Разве это Россия закредитовывала украинскую экономику и навязывала населению грабительские потребительские кредиты? Разве это Россия проводила информационную интервенцию, навязывая Украине свои «ценности», свои «стандарты», свои правила, свои «рекомендации» и даже свои гей-парады? Вы где-нибудь видели в украинских органах власти отделы по «интеграции с Россией»? А вот управления еврокапитуляции есть в каждом городском или областном совете. Народ массово не хочет никуда интегрироваться (кто хотел – давно уже там, моет ночные горшки), а его упорно пихают «в Европы».
Так кто манипулирует Украиной? Кто пытается влезть в голову её народу? Я достаточно много общался с адептами «Русского мира» (как и с западными грантоедами, для контраста). Так вот, практически все «русскомирцы» – волонтёры- энтузиасты, которые не только не получали за это денег, но и не получали никакой, даже информационной поддержки из России. Зато все участники западных грантоедских фондов осваивали жирные бюджеты, зачастую исчисляющиеся миллионами. Так кто у нас активно вмешивается во внутренние дела Украины? Путин?
Борьба трактовок истории И я в курсе, что после этой статьи меня в очередной раз запишут в «агенты Кремля». Пофиг, я привык. У нас всё, что не укладывается в скудные шаблоны «свидомых громадян», автоматически записывают в «украинофобы» и «агенты Кремля». Причём, десять лет назад, когда я только начинал заниматься политической и общественной деятельностью, было то же самое. У определённой части населения русофобия прописана на подкорке (как в 1941 году руководство Третьего Рейха прописало, так и осталось), там логика и не появлялась никогда.
Вот только с этих страшилок про Путина уже половина Украины смеётся. Та половина Украины, которая по-прежнему не признаёт Бандеру героем, не мечтает о еврокапитуляции и отказывается выполнять приказы проведшей вооружённый переворот хунты. Та Украина, которую все «неполживые» СМИ лживо называют «сепаратистской». Пора сказать правду.
Просто есть ДВЕ Украины. Одна – это Украина Богдана Хмельницкого, которая «Русская земля» и «Навеки с Россией». А вторая, галицийская, никогда и Украиной не была. И к Запорожской Сечи отношения не имела, и в освободительной войне 1648 года участия не принимала. Вы когда-нибудь слышали, чтобы хоть один уроженец Львова или Тернополя участвовал в походах Богдана Хмельницкого? Или участвовали в войнах против Турции за отвоевание южных земельФиг там! Они все эти столетия были верноподданными своих католических хозяев – сначала Речи Посполитой, затем Австро- Венгрии.
И когда вся Украина в составе СССР воевала с нацистскими захватчиками, они тоже радостно служили своим западным хозяевам, работая полицаями и карателями, а также охраняя концлагеря. Две трети охраны нацистских концлагерей составляли члены ОУН-УПА – это вам ещё один факт. И с теми, кто возвеличивает этих нелюдей, у нас должна быть одна Родина? Нет уж, моя Украина и нацисты – несовместимы.
Мой народ, украинцы, в составе СССР победил нацизм. Мой народ, украинцы, в составе СССР вывел человека в космос. А эти крысы только всю жизнь гадили исподтишка. И сейчас пытаются превратить мою Украину в свой крысятник и гадюшник. Более того, они возмущаются, как это кто-то смеет сопротивляться превращению Украины в рассадник нацизма. Они активно подвергают травле инакомыслящих, устраивают нападения толпой на одного, а также стучат-стучат-стучат. Это просто прирождённые стукачи, которые стучат не ради получения преференций, а по свойству подлой души. Стучат на инакомыслящих, на «подозрительных», на «похожих на провокаторов» и даже на своих соратников, как на «недостаточно свидомых». Весь украинский сегмент интернета забит этим национальным видом спорта. Как там спрашивал Довлатов? Кто написал четыре миллиона доносов? Кто служил вертухаями? Они и писали, они и служили. Все эти Павлычки, Яворивские, Поповичи, Бригинцы, Тягнибоки, Фарионы, Михальчишины, Илленко и прочие перекрашивающиеся приспособленцы.
Это не мы сепаратисты, это они раскалывают единый народ своими «москалей на ножи». Это не мы «агенты Кремля», а они – подстилки Запада, пятая колонна, жирующая на грантах и продвигающая еврокапитуляцию. Это они разваливают страну, набирают кредиты, вывозят музейное золото скифов и собираются продать последнее сокровище Украины – землю. Это не нас нужно изгонять с нашей земли, а эту нечисть, которая прячет лица и требует крови. Это не мы потеряли (а вернее, оттолкнули) Крым. Это не мы потеряли остатки субъектности. Каким бы ни был вороватым и жадным Янукович , а при нём судьбы Украины не решались в Парижах и Брюсселях.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена