Защитники Брестской крепости: свидетели первого удара войны
Бессонов Анатолий Петрович сражался в северо-западной части цитадели крепости до 15 июля.
«Каждый квадратный сантиметр земли, каждый камень, уступ, траншея, амбразура крепости таят в себе то, о чем можно многое рассказать».
Ткачева Прасковья Леонтьевна работала старшей медсестрой в брестском госпитале. Находилась на Волынском укреплении до 25 июня.
«Очень запомнился мне сын врача Григорьева, смышленый четырехлетний мальчик. Он все время повторял: «Пусть уж добивают»».
«Во время наступления на Цитадель враги прикрывались женщинами и детьми. Женщины кричали нашим бойцам, чтобы они стреляли, не считаясь с тем, что их гнали впереди вражеской цепи...».
Мясников Михаил Иванович был курсантом пограничных войск. Защищал Тереспольское укрепление, а затем цитадель Брестской крепости до 5 июля.
«Обстановка была тяжелой: не хватало боеприпасов, продовольствия и воды, но бойцы были полны решимости сражаться, пока их руки в состоянии сжимать оружие».
Костякова Елизавета Сергеевна была женой заместителя командира по политической части 98-го Отдельного противотанкового артиллерийского дивизиона Алексея Александровича Костякова, погибшего при обороне крепости.
«28 июня нас повели в Брест. Никто не знал, что гитлеровцы намерены с нами делать. Стиснув зубы, по-прежнему молча продолжали мы свой путь навстречу неизвестности. Из крепости, не умолкая, доносились звуки боя: грохотали взрывы, раздавалась ожесточенная стрельба, изредка до нас докатывалось родное мощное «ура!». Значит, крепость еще была жива, еще сражалась!».
Гаврилов Петр Михайлович – руководитель обороны Восточного форта. Защищал крепость до 23 июля 1941 года.
«Нет, не смерть меня страшила тогда. С мыслью о ней как о неизбежной все мы, защитники крепости, давно примирились. Тяжело было умереть безвестным, вдали от своих, окруженным и затравленным врагами».
Анатолий Петрович Бессонов попал в немецкий плен, откуда со второй попытки ему удалось бежать. Боролся с нацистами в партизанских отрядах, а затем и в рядах Советской армии.
Прасковья Леонтьевна Ткачева летом 1942 года стала связной в партизанском отряде имени Черпака.
Михаил Иванович Мясников с группой пограничников сумел прорвать вражеское кольцо и, пробираясь лесами и болотами, соединиться с частями Советской армии. В марте 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Елизавета Сергеевна Костякова с 1943 года до освобождения Брестской области служила в партизанском отряде.
Петр Михайлович Гаврилов получил серьезные ранения и попал в плен. До мая 1945 года содержался в концлагерях Хаммельбург и Равенсбрюк. За образцовое исполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1957 ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Источник:
167 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
На территории Беларуси оккупанты сожгли и разрушили 209 городов и районных центров, более 8 млн.кв.м жилого фонда, 9200 сел, без жилья остались около 3 млн. человек.
Под видом борьбы с партизанами за годы оккупации Беларуси немецко-фашистские захватчики провели более 140 карательных операций, в результате которых уничтожено более 5295 населенных пунктов, из них 628 в 1941-1944 годах уничтожены вместе с населением (186 из них не возродились), 4667 частично с населением (325 из них не возродились).
Фашисты уничтожили более 10 тыс. промышленных предприятий, практически все электростанции, разграбили 10 тыс. колхозов, 92 совхоза, 316 МТС, вывезли в Германию 90% станочного и технологического оборудования, 18,4 тыс. автомашин, более 9 тыс. тракторов, 1,1 тыс. комбайнов, 2,8 млн. голов крупного рогатого скота, высекли 104 тыс.га леса, 33 тыс.га садов.
За 1941-1944 годы оккупанты уничтожили в Беларуси свыше 500 крупных памятников культурного и научного характера. Ими было разрушено 5300 клубов и красных уголков, более 200 библиотек, 26 музеев. Ущерб, причиненный захватчиками учреждениям сферы искусства, исчислялся в 163,4 млн. рублей в ценах того времени. Оккупанты полностью уничтожили в Беларуси 6177 школ, повредили 2648, уничтожили в школах республики 20-миллионный книжный фонд, разорили свыше 2600 детских заведений.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена