Муамма́р бен Мухаммад Абу Менья́р Абде́ль Саля́м бен Хами́д аль-Кадда́
В последующем Каддафи неоднократно подчёркивался своё бедуинское происхождение: «Мы, сыны пустыни, располагали свои палатки на расстоянии не менее двадцати километров от побережья. В раннем детстве я ни разу не видел моря».
Он был последним ребёнком и единственным сыном в семье. Его дед был убит в 1911 году итальянским колонистом. Вспоминая своё детство, Каддафи говорил: «Мы, бедуины, наслаждались свободой среди природы, всё было первозданно чистым… Между нами и небом не было никаких преград». В 9 лет он пошёл в начальную школу. Следуя за отцом, постоянно кочевавшим в поиске новых, более плодородных земель, Муаммар сменил три школы: в Сирте, Себхе и Мисурате. Отец позднее вспоминал: «Я не имел денег, чтобы найти сыну угол в Сирте или поручить его знакомым. Он ночевал в мечети, приходил за 30 километров по выходным дням навещать нас, проводил в пустыне, у палатки, свои каникулы». В юности Муаммар Каддафи был поклонником египетского лидера Гамаля Абделя Насера; участвовал в антиизраильских акциях протеста во время Суэцкого кризиса в 1956 году. В 1959 году в Себхе создаётся подпольная организация, одним из активистов которой становится Каддафи. 5 октября 1961 года организация провела демонстрацию протеста против выхода Сирии из состава Объединённой Арабской Республики, завершившуюся речью возле древней стены города главного организатора мероприятия — Муаммара Каддафи. Через несколько дней он был исключён из школы-интерната Себхи. В 1962 году окончил исторический факультет университета в Бенгази.
Школьником участвовал в подпольной политической организации, проводил антиколониальные демонстрации против Италии. В 1961 году Муаммар создал подпольную организацию, ставившую своей целью свержение монархии, как в соседнем Египте. В октябре того же года в городе Себха началась молодёжная демонстрация в поддержку алжирской революции. Она сразу же переросла в массовое антимонархистское выступление. Организатором и руководителем демонстрации был Каддафи. За это его арестовали, а затем выслали из города. Продолжать учёбу пришлось в Мисурате. Там он поступил в местный лицей, который успешно закончил в 1963 году.
В 1965 году Муаммар Каддафи в чине лейтенанта окончил военный колледж в Бенгази и начал службу в войсках связи в военном лагере Гар Юнес, затем в 1966 году проходил переподготовку в Великобритании и тогда же был произведён в капитаны. Во время стажировки в Великобритании лейтенанты Каддафи и Абу Бакр Юнис Джабер выделялись в группе ливийских офицеров строгим следованием исламским обычаям, отказывались от спиртного и увеселительных поездок. До свержения в Ливии монархии осенью 1969 года служил в инженерных войсках
Революция аль-Фатех.
В 1964 году под руководством Муаммара Каддафи на берегу моря близ селения Толмейта состоялся I-й съезд организации, получившей название «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» (ОСОЮС), воспринявшая лозунги египетской революции 1952 года «Свобода, социализм, единство». В подполье ОСОЮС начала подготовку к перевороту. Каддафи впоследствии писал:
Наше политическое сознание, несомненно, начиналось с национального сознания, ни в коем случае не религиозного. И это определялось тем периодом, в котором началось формирование нашего политического сознания… периодом усиления национальной борьбы, когда вокруг нас всё полыхало в арабской отчизне: на западе — алжирская революция, на востоке — революция 23 июля (то есть в Египте), затем битвы 1958 года в Ливане, объединение Египта и Сирии, палестинская проблема, революция в Йемене, революция 14 июля (то есть в Ираке). При этом особое значение для начального становления нашего национального сознания имело впервые осуществлённое арабское единство, когда объединились Египет и Сирия. Вот те истоки или идейно-политические предпосылки, которые привели к тому, что наше сознание и наши революционные устремления были национальными.
Один из офицеров Рифи Али Шериф потом вспоминал о поведении молодых заговорщиков в военном колледже: Я поддерживал контакт только лично с М. Каддафи и моим командиром взвода Баширом Хаввади. Командование следило за каждым нашим шагом. Мы должны были докладывать, куда идём, с кем встречаемся. Меня, например, об этом спрашивали сотни раз. Конечно, я не выполнял эти требования начальства, но М. Каддафи был в курсе моей деятельности и находил возможность направлять мою нелегальную работу. На виду был и сам М. Каддафи благодаря своей популярности среди курсантов. Но он умел держать себя в руках, безупречно себя вести, что восхищало нас. Начальство считало его «светлой головой», «неисправимым мечтателем» и поэтому снисходительно относилось к нему и серьёзно ни в чём не подозревало. М. Каддафи достаточно было один раз посмотреть на нового члена организации, и он почти безошибочно определял его возможности, запоминал его, хотя тот и не подозревал, что во главе движения стоит Муаммар, общительный, вдумчивый курсант. В каждом военном лагере мы имели не менее двух офицеров-информаторов. Нас интересовало вооружение подразделений, списки офицеров, их характеристики, настроение личного состава.
В общих чертах план выступления офицеров был выработан уже в январе 1969 года, но трижды назначавшиеся сроки операции «Эль-Кудс» («Иерусалим») — 12 и 24 марта, а также 13 августа — по различным причинам переносились[14]. Ранним утром 1 сентября отряды членов ОСОЮС во главе с капитаном Каддафи одновременно начали выступления в Бенгази, Триполи и других городах страны. Они быстро установили контроль над основными государственными и военными объектами. Все подъезды к американским базам были заранее блокированы. Король Идрис I в это время находился на лечении в Турции. Каддафи вспоминал: Возможно, я и играл доминирующую роль в нашем движении, но это было до часа «икс». После этого я, пожалуй, являлся скорее одним из рядовых участников переворота. 31-го оказался тогда в Бенгази, в казармах Гар Юнее. Начало выступления было назначено на 2 часа 30 минут утра одновременно по всей стране, за исключением самых дальних гарнизонов. Всем боевым группам была поставлена задача овладеть намеченными для них объектами не позднее 4 часов 30 минут.
Могарейф и Абдель Фаттах должны были захватить радиостанцию Бенгази и оттуда руководить операциями. Я должен был также передать в эфир наше первое коммюнике, заготовленное заранее, а также принять необходимые контрмеры на случай возможных осложнений (иностранная интервенция или попытки оказать сопротивление внутри страны).
В назначенное время, взяв с собой двух солдат, я в джипе направился к радиостанции. За мной последовала в автомашинах «группа захвата». По дороге какая-то колонна машин пересекла нам путь. Я остановился, чтобы выяснить, в чём дело. Оказалось, что Харруби, захватив казармы Бирка и взяв там командование в свои руки, решил направиться в полицейскую школу, чтобы нейтрализовать её, так как там могло быть организовано сопротивление. Мы спокойно продолжали движение. И не опоздали. Радиостанция была захвачена в 4 часа утра. С высоты «своего» объекта я посмотрел на город и увидел, как от порта в сторону Бенгази идут колонны грузовиков с солдатами. Я понял, что наш план осуществляется…
В 7:00 в эфир вышло известное «Коммюнике № 1», начинавшееся словами Каддафи: Граждане Ливии! В ответ на сокровенные чаяния и мечты, переполнявшие ваши сердца. В ответ на ваши непрестанные требования перемен и духовного возрождения, вашу длительную борьбу во имя этих идеалов. Прислушиваясь к вашему призыву о восстании, преданные вам армейские силы взяли на себя эту задачу и свергли реакционный и коррумпированный режим, зловоние которого вызывало тошноту и шокировало нас всех.
Капитан Каддафи далее сказал: «Все, кто был свидетелем священной борьбы нашего героя Омара аль-Мухтара за Ливию, арабизм и ислам! Все, кто сражался на стороне Ахмеда аш-Шерифа во имя светлых идеалов… Все сыны пустыни и наших древних городов, наших зелёных нив и прекрасных деревень — вперёд!».
Одним из первых было сообщение о создании высшего органа государственной власти — Совета революционного командования (СРК). Монархия была свергнута. Страна получила новое название — Ливийская Арабская Республика. 8 сентября СРК принял решение о присвоении 27-летнему капитану Каддафи звания полковника и назначил его верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны. В этом звании он остался на всю жизнь (до 1979 года являлся единственным полковником в стране).
Убийство Муаммара Каддафи.
Утром 20 октября 2011 года отряды Национального переходного совета предприняли очередной штурм Сирта, в результате которого им удалось взять город. При попытке вырваться из осаждённого города, Муаммар Каддафи был взят повстанцами в плен.
НАТО опубликовала коммюнике с отчётом, согласно которому примерно в 08:30 (06:30 по Гринвичу) её авиация (самолёты ВВС Франции) нанесла удары по одиннадцати военным машинам армии Каддафи, составлявшим часть большой колонны (приблизительно из 75 машин), которая быстро двигалась по дороге в пригороде Сирта[1]. В коммюнике в частности говорится: «Эти машины выехали из Сирта с большой скоростью и пытались расчистить себе путь. Они везли много оружия и боеприпасов, что представляло серьезную угрозу для местных жителей». После того как удар с воздуха подбил одну из них, «группа из двух десятков транспортных средств режима Каддафи направилась с большой скоростью на юг, продолжая представлять собой серьёзную опасность. (Самолёты) НАТО сделали их своей целью, уничтожили или повредили около десятка из них». В этом коммюнике НАТО утверждает: «в момент этой бомбардировки в НАТО не знали, что в колонне находился Каддафи. Действия НАТО были продиктованы только необходимостью уменьшить опасность для мирного населения, как этого требует мандат ООН… НАТО не охотится за отдельными лицами».
Схваченный в результате взятия Сирта экс-начальник службы внутренней безопасности генерал Мансур Дао, рассказал следующее: Мы решили выбраться после того, как были окружены, и место перестало быть безопасным. Мы хотели прорваться в соседний район Джариф. Однако при выезде из города мы подверглись мощному обстрелу и были снова окружены. Все наши машины были уничтожены. Нам пришлось разделиться на группы. Мы пешком направились в сторону Джарифа. Я был с Каддафи и министром обороны. С нами была небольшая группа охраны. Потом меня ранило, и я потерял сознание. Что было дальше, я не знаю.
Находившийся до конца с Каддафи его личный водитель Хунейш Наср рассказал: «Революционеры шли за нами. Он не был напуган, но, кажется, он не знал, что делать. Это был первый и последний раз, когда я его видел в таком состоянии».
По словам Абделя Маджида, Каддафи был ранен в обе ноги[5]. Его оттащили в дренажный трубопровод, расположенный под дорогой, где он потом и был найден войсками Национального переходного совета.
Повстанцы сумели захватить Каддафи, после чего его сразу окружила толпа, которая стала издеваться над ним. Люди с криками «Аллах акбар!» принялись стрелять в воздух и тыкать автоматами в полковника. Последний безуспешно призывал повстанцев одуматься: «Харам алейкум… Харам алейкум… Позор вам! Вы не ведаете греха?!». Затем Каддафи с залитым кровью лицом повели к автомобилю, где посадили на капот.
Помимо Каддафи, был захвачен и его сын Мутаззим, впоследствии убитый при невыясненных обстоятельствах. Также был убит один из участников переворота 1969 года и членов СРК, министр обороны и главнокомандующий вооружёнными силами, бригадный генерал Абу Бакр Юнис Джабер. По некоторым данным, Муаммара Каддафи пыталась вывезти из Ливии в Нигер группа южноафриканских наёмников из 19 человек по специально заключённому контракту. Авиация НАТО открыла огонь и остановила конвой из внедорожников, иностранцам дали возможность скрыться.
Появившиеся позднее видеозаписи последних минут жизни Каддафи опровергли первоначальную официальную версию Национального переходного совета Ливии о случайной гибели полковника в ходе перестрелки. Стало ясно, что он был убит в результате самосуда захватившими его в плен повстанцами.
Подтверждением этого служат представленные правозащитной организацией Human Rights Watch видеоматериалы, на которых видно, что глава Джамахирии был захвачен живым, но с серьёзным осколочным ранением в голову. Видеозаписи свидетельствуют, что повстанцы наносили ещё живому Каддафи многочисленные штыковые ранения по ягодицам и сыпали в раны песок, одновременно поддерживая бывшего лидера за простреленные в плечах руки. Надругательства продолжались с 9 утра до 12 дня по местному времени, после чего пленного в знак унижения протащили за ноги по улицам Сирта. В момент, когда окровавленного полковника наконец погрузили в автомобиль для транспортировки в госпиталь, он уже не подавал признаков жизни.
168 комментариев
11 лет назад
Затариваться надо было оборонительным вооружением, а не копить на счетах бабло в зарубежных банках.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена