10 легендарных советских фотоаппаратов
Смена-8М
С этого примитивного фотоаппарата (на иллюстрации выше) начался творческий путь многих советских и постсоветских фотолюбитей. Шкальная фокусировка (то есть «на глазок»), минимальный набор выдержек и диафрагм, отсутствие экспонометра — всё это при должной сноровке не могло помешать получению неплохих снимков, тем более что «Смена-8М» оснащалась неплохим и довольно резким объективом типа триплет с фокусным расстоянием 43 мм и светосилой f/4.
Ленинград
В Советском Союзе производилось немало клонов немецких дальномерных камер. Однако помимо «ФЭДов» (которые являлись плохими копиями Leica) и «Зорких» (представлявших собой дальнейшее развитие «ФЭДов»), в СССР производился и по-настоящему уникальный аппарат под названием «Ленинград» (1953-1954 годы). Интересен он в первую очередь тем, что в нём использовался пружинный механизм, позволявший производить серийную съёмку со скоростью до 3 к/с, причём завода хватало на 12 кадров. Остальные характеристики также были хороши для своего времени: ламельный затвор с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды, база дальномера 57 мм, необычный видоискатель с коррекцией параллакса и «зеркальной зоной» вместо обычного для традиционных дальномеров «двойного пятна». В камере используется сменная оптика с резьбой М39х1 и рабочим отрезком 28.8 мм (такие же, как «ФЭДы» и «Зоркие»).
Зоркий-4
Фотоаппараты семейства «Зоркий» были, наверное, в каждой советской семье. Самым массовым из них был «Зоркий-4», который производился практически без изменений с 1956 по 1973 годы, его совокупный тираж составил более 1 млн 700 тыс. штук. Как и предыдущие варианты «Зорких», четвёртая модель оснащается шторным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды и использует объективы с соединительной резьбой M39x1. Кстати, встроенного экспонометра в «Зорком-4» нет, поэтому для создания фотошедевров необходимо было или прикидывать экспозицию на глазок, или пользоваться ручным экспонометром.
Киев-2
Ещё одна легендарная советская дальномерка, легендарность которой в основном сводится к тому, что она представляет собой точную копию Contax II, а ранние партии камер даже собирались из деталей Contax, большой запас которых (вместе с оборудованием для производства) был вывезен из Восточной Германии в счёт репараций. За счёт удачной конструкции дальномерные фотоаппараты «Киев» производились практически без изменений до 80-х годов. По сравнению с другими советскими дальномерками имели очень большой и светлый видоискатель, оснащались ламельным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 (в ранних моделях — до 1/1250) секунды, для присоединения объективов использовался байонет Киев/Contax.
Киев-10 и Киев-15
На киевском заводе «Арсенал» производились не только дальномерные, но и зеркальные камеры. Самыми интересными моделями, на мой взгляд, были «Киев-10» и «Киев-15», причём выпущенный в 1965 году «Киев-10» стал не только первой советской камерой с автоматической установкой экспозиции, но и первой в мире (!) камерой с режимом приоритета выдержки. К сожалению, в нём применялся устаревший селеновый экспонометр, который к тому же располагался снаружи на корпусе камеры. Этот недостаток был исправлен в «Киеве-15» (производившемся с 1976 года), который уже оснащался TTL-экспонометром на базе сернисто-кадмиевых фоторезисторов (CdS). Главным недостатком камер был уникальный и ни с чем не совместимый байонет. Советские объективы для «Киева-10» и «Киева-15» имели обозначение «Автомат» (например, «Гелиос-81 Автомат»).
ЛОМО Компакт-Автомат
Наверное, самый знаменитая советская камера, которая дала начало целому движению — так называемой «ломографии». Представляет собой «мыльницу» с фокусировкой шкального типа (т.е. «на глазок») и автоматической установкой экспозиции. Камера оснащалась довольно резким объективом Минитар-1 с фокусным расстоянием 32 мм и светосилой f/2.8. Наверное, единственный советский фотоаппарат, который производится до сих пор (по заказу Ломографического общества).
Салют
Фотоаппарат, который называли «советским Хассельбладом» — собственно, за его образец при конструировании и был принят Hasselblad 1600F. Предназначен для съёмки кадров размером 56х56 мм на среднеформатную плёнку типа 120 или 220. Все аксессуары для «Салюта» полностью совместимы с ранними «Хассельбладами», включая плёночные задники, сменные аксессуары и объективы. Камера оснащалась фокальным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды. Всего в СССР производилось 13 объективов с байонетом В, предназначенных для использования с «Салютом» и «Салютом-С».
Горизонт
Это сейчас мы, избалованные цифровыми технологиями, воспринимаем панорамы как нечто само собой разумеющееся. А в плёночные времена съёмка панорамных кадров была связана с гигантским количеством сложностей. Как ни странно, в Советском Союзе производилась одна из лучших в мире панорамных камер — «Горизонт». Объектив и затвор в этой камере были установлены на вращающемся барабане, размер кадра на стандартной 35-миллиметровой плёнке составлял 24х58 мм. Одним из секретов успеха «Горизонта» был объектив — очень резкий четырёхлинзовый анастигмат «МС ОФ-28П», который изначально разрабатывался для военных применений. В советские времена купить «Горизонт» было очень сложно, поскольку подавляющая часть камер шла на экспорт.
Зенит-19
Различных моделей фотоаппаратов «Зенит», выпускаемых Красногорским механическим заводом, было немало, но «Зенит-19» по праву считается одной из лучших. Этот аппарат имеет зеркальный видоискатель с отображением более 90% кадра (у более ранних моделей — лишь чуть больше 60%) и электронно-управляемый ламельный затвор, отрабатывающий выдержки от 1 до 1/1000 с (у более ранних «Зенитов» диапазон выдержек составлял от 1/30 до 1/500 с). Аппарат производился до 1988 года, самыми надёжными считаются модели, выпущенные в 1984 году или позже — они оснащались переработанным затвором (отличить такие камеры можно по выдержке синхронизации, которая составляет 1/125 с вместо 1/60 у моделей со старым затвором).
Алмаз-103 и Алмаз-102
Камеры «Алмаз» стали первой и последней попыткой советских инженеров создать профессиональную репортёрскую малоформатную камеру. За образец был взят Nikon F2 — очень надёжная профессиональная камера со сменными видоискателями и фокусировочными экранами. Специально для камеры были разработан принципиально новый механизм зеркала и металлический ламельный затвор с вертикальным ходом, способный отрабатывать выдержки от 10 до 1/1000 с. Для присоединения объективов использовался байонет К (как на зеркальных камерах Pentax). Модель «Алмаз-103» считалась базовой и не оснащалась встроенным экспонометром, а вот «Алмаз-102» уже имел TTL-экспонометр с цифровой индикацией экспозиции в диапазоне +/- 2 ступени.
К сожалению, «Алмазы» стали легендарными по совсем другой причине — как самые ненадёжные советские камеры. На заводе-производителе (ЛОМО) не было оборудования для изготовления деталей с необходимой точностью. Из-за проблем с обработкой детали кулачкового механизма в затворе делали не из стали, а из латуни, которая быстро давала стружку, попадающую в механизмы камеры и заклинивающую их. В результате «Алмазов-103» было выпущено чуть менее 10 тыс. экземпляров, а «Алмаз-102» — всего порядка 80 (не тысяч, а экземпляров) из-за проблем с поставками необходимой электроники.
Источник:
34 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Шикарный аппарат, простой как пробка. Ему бы вспышку компактную на 1-2 пальчиковых батарейках - вообще можно было бы о других пленочных забыть.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена