Поцелуй у мэрии
В 1950 году редакция американского журнала Life обратился к фотографу Роберу Дуано (Robert Doisneau), известному своими чудесными зарисовками французской жизни (его еще называли "поэтом улиц"), сделать серию снимков целующихся людей в Париже. Закончилась война, читателям Life нужна была красивая романтическая история. Истории любви так привлекательны, а рассказ о них позволит читателям хоть на немного забыть о трудностях послевоенной жизни. Нельзя сказать, что такое задание обрадовало Робера Дуано. Как человек тонкий и деликатный, он понимал, что такие фотографии могут поставить людей в неудобное положение, — ведь влюбленные далеко не всегда связаны узами брака.
С этими мыслями он шел по седьмому округу Парижа, когда ему в голову пришла мысль сесть в кафе Le Villars, что напротив театральной студии Рене Симона и недалеко от музея Родена, в котором хранится знаменитая скульптура "Поцелуй". Робер, как и другие лучшие фотографы того времени, плохо относился к постановочным снимкам. "Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории", — говорил известный французский фотограф Анри Картье–Брессон. Так что оставалось сидеть и ждать, пока какая–нибудь парочка, впечатлившись шедевром Родена, пройдет мимо. И чудо свершилось: фотограф заметил целующихся молодых людей. Первая фотография была сделана, потом еще несколько, и журнал Life получил шесть различных снимков
Эта история на этом бы и закончилась, если бы в 1986 году директор (Victor Francès) издательства des Editions du Désastre не купил бы права на этот снимок. Идея только что открытого издательства состояла в том, чтобы делать большие постеры для продажи в музеях (типа Орсе) и библиотеках. И он не прогадал: к 1992 году было продано 410 000 экземпляров (обычный тираж составляет около 15 000 штук). Такого мир еще не знал! Журнал Télérama опубликовал фотографию на первой обложке. Казалось бы, пришла слава, и можно почивать на лаврах, но для Робера Дуано спокойная жизнь на этом и закончилась. Сразу несколько человек заявили, что на фотографии изображены именно они. Семья Лавернье не ограничилась публичным заявлением, а подала иск в суд. Они утверждали, что фото было опубликовано без их согласия и за нарушение их частной жизни потребовали компенсацию в 500 000 FF (около 100 000 долларов).
Достоверно неизвестно, эти ли снимки были в журнале. Life
Эта история на этом бы и закончилась, если бы в 1986 году директор (Victor Francès) издательства des Editions du Désastre не купил бы права на этот снимок. Идея только что открытого издательства состояла в том, чтобы делать большие постеры для продажи в музеях (типа Орсе) и библиотеках. И он не прогадал: к 1992 году было продано 410 000 экземпляров (обычный тираж составляет около 15 000 штук). Такого мир еще не знал! Журнал Télérama опубликовал фотографию на первой обложке. Казалось бы, пришла слава, и можно почивать на лаврах, но для Робера Дуано спокойная жизнь на этом и закончилась. Сразу несколько человек заявили, что на фотографии изображены именно они. Семья Лавернье не ограничилась публичным заявлением, а подала иск в суд. Они утверждали, что фото было опубликовано без их согласия и за нарушение их частной жизни потребовали компенсацию в 500 000 FF (около 100 000 долларов).
Судебный процесс заставил Робера Дуано во всем признаться. Фотограф был вынужден рассказать, как все происходило на самом деле. Он сидел в кафе, когда увидел целующихся Франсуазу Борне и Жака Карто, студентов театральной студии. Дуано предложил им 500 франков за фотосессию, молодые актеры согласились, и они сделали снимки на площади Согласия, на улице Риволи, и, наконец, у мэрии. В качестве доказательства на суде Франсуаза Борне предъявила снимок, подписанный автором и присланный ей сразу же после съемок. Иск семьи Лавернье остался неудовлетворенным. Но желание получить деньги заразительно, и вскоре Франсуаза Борне сама потребовала выплатить ей 100 000 франков и проценты с продаж. Что касается ее молодого человека, с которым они расстались через девять месяцев после той памятной съемки, то Жак Карто решил не ввязываться в эту историю. Но Франсуазе тоже не повезло: суд постановил, что на фотографии невозможно определить ее личность. Для тонкого и чуткого Робера этот суд стал большим жизненным потрясением. Фотографию он возненавидел, — она стоила ему репутации.
Когда через несколько лет Франсуазе Дельвар потребовались деньги, она выставила свой оттиск с подписью фотографа на аукционе в надежде заработать 10–15 тысяч евро. Какого же было ее удивление, когда фотография была куплена неизвестным за 155 000 евро. "Эта романтическая фотография напоминает нашу молодость", — прокомментировал свою покупку анонимный швейцарский коллекционер.
"Пусть фотография и постановочная", — сказала Франсуаза. "Но целовались мы по–настоящему!"
"Мир, который я пытался показать, был миром, где мне было бы хорошо, люди были бы приветливы, где я нашел бы успокоение, которое так долго искал. Мои фотографии были как бы доказательством того, что такой мир существует".
Робер Дуано
5 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Или (неужели)там всё тоже постановка?!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена