Пошли за «Лидером»
Российское министерство обороны поручило Северному проектно-конструкторскому бюро (Северное ПКБ) начать техническое проектирование эсминца нового поколения. «Подготовленное главкоматом ВМФ техническое задание на «Лидер» руководством Минобороны подписано. Оно дает добро техническому проектированию эсминца нового поколения в двух вариантах - с ядерной и газотурбинной двигательной установкой» - сообщил ТАСС высокопоставленный источник в российском оборонно-промышленном комплексе. По его словам, российское военное ведомство рассчитывает получить от отечественных корабелов 12 новых эсминцев, первый из которых должен приступить к несению службы в 2023-2025 годах.
Это очень важная новость, касающаяся укрепления способности России эффективно противостоять внешним угрозам и проводить самостоятельную внешнюю политику. Потому что с помощью именно таких больших военных кораблей океанской зоны, какими являются современные эсминцы, США, например, обеспечивают свое военное, политическое, экономическое присутствие во всех углах земного шара, кроме России, и пытаются разложить «противоракетный зонтик» над нашей страной. Американский эсминец класса Arleigh Burk, например, оснащенный многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis, способен нести на борту до 96 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk (наступательное оружие с дальностью выстрела свыше 1,5 тыс км) или зенитных ракет SM-2\SM-3 (по мнению компании-разработчика, SM-3 способна эффективно перехватывать ракеты потенциального противника на высоте до 250 км). И таких эсминцев у США сейчас 62. Строится еще 12. Плюс эсминцы класса Zumwalt водоизмещением почти 15 тыс тонн, которые хоть и оказались дороговаты, по мнению американских военных, для массового строительства, тем не менее все же будут строиться малыми сериями. Плюс два десятка ракетных крейсеров класса Ticonderoga, которые тоже являются активной частью морских наступательных операций США, и создаваемой этой страной системы упреждающей противоракетной обороны (упреждающей – это означает, что американцы хотят сбивать баллистические ракеты вероятного противника сразу после их старта еще над территорией противника). Плюс дюжина ударных авианосцев, которые составляют основу авианосных ударных групп ВМС США.
Понятно, что принцип Суворова «воевать не числом, а уменьем» никто не отменял. Однако, для поддержания и развития своих интересов на океанских просторах Россия сейчас, по факту, имеет лишь тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр. 1143.5 «Кречет», атомный ракетный крейсер «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан», три ракетных крейсера проекта 1164 «Атлант» и восемь больших противолодочных корабля проекта 1155 «Фрегат». Плюс девять эсминцев проекта 956, шесть из которых находятся либо в резерве, либо на ремонте. Причем, все эти корабли – и эсминцы, и крейсера, были построены еще в советское время и, естественно, к настоящему моменту устарели и физически, и морально. Столь же естественно, что в последние годы началась модернизация этого «большого флота». ТАКР «Адмирал Нахимов», простоявший «у стенки» последние 15 лет, после модернизации, которая началась в этом году, сможет нести на себе до 80 единиц ракетного оружия. «Это будет мощный корабль, который превзойдет по боевым возможностям находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и будет нести службу еще 30-40 лет» - передавало ТАСС мнение на этот счет генерального директора Северного ПКБ Владимира Спиридопуло.
Однако, России нужны новые большие современные надводные корабли. «Строительство и создание перспективного корабельного вооружения и техники позволит гарантированно отражать существующие и внезапно возникающие угрозы, повысить боевую эффективность по решению всего спектра возлагаемых на Военно-морской флот задач в любых районах Мирового океана» - подчеркнул весной этого года журналистам зам министра обороны Юрий Борисов. И над проектами таких кораблей Северное ПКБ при научном сопровождении ЦНИИ Крылова не переставало работать еще с конце 80-х годов прошлого века. Одним из них и является проект нового эсминца океанской зоны типа «Лидер».
Этот корабль станет многоцелевым. Его основными задачами станут подавление береговой обороны противника перед высадкой десанта, борьба с надводными и подводными кораблями противника, противовоздушная и противокосмическая оборона.
Для выполнения этих задач корабль будет оснащен УКСК 3К14 «Калибр» с крылатыми ракетами дальностью действия более 300 км, зенитно-ракетной системой дальнего действия С-500 «Прометей», двумя пусковыми установками ЗРК ближней зоны, «Редут-Полимент», 130-мм универсальной артиллерийской установкой, ЗРАК «Панцирь-М», торпедными аппаратами (комплекс «Пакет-НК»), двумя вертолетами типа Ка-27. Судя по предварительному составу вооружения, эсминцы типа «Лидер» будут предназначены более для обороны, нежели нападения. А наличие на них системы противокосмической обороны С-500 позволяет предположить, что «Лидеры» могут стать активной морской частью российской системы противоракетной обороны. Система С-500, по данным разработчика, будет способна эффективно обнаруживать и сбивать баллистические ракеты средней дальности, межконтинентальные баллистические ракеты на отдельных участках территории , оперативно-тактические ракеты, низкоорбитальные спутники и космические средства поражения. И это тоже понятно. Если США намерены с помощью эсминцев класса Arleigh Burk придвинуть «противоракетный зонтик» вплотную к российским берегам, то почему России не сделать то же самое на просторах Мирового океана с помощью эсминцев «Лидер»?
Тем более, что новый российский эсминец, в отличие от американских кораблей такого же типа, очевидно, все же будет с ядерной силовой установкой. Это, конечно, увеличит его водоизмещение до 12 тыс тонн (вариант с газотурбинной силовой установкой «весит» 7-9 тыс тонн). Однако, позволит резко увеличить автономность плавания этих кораблей, поскольку, в отличие от тех же США, у России нет такого количества морских баз, где российские эсминцы могли бы без проблем пополнить запасы топлива. Кроме того, советская школа корабельного газотурбинного двигателестроения осталась на Украине8 – в Николаеве. И российское НПО «Сатурн» сейчас, конечно, пытается создать отечественное производство морских газотурбинных двигателей большой мощности. Но это – дело времени. И вряд ли военные захотят рисковать «Лидером», уже имея ядерные силовые установки, десятилетиями апробированные на надводные и подводных кораблях ВМФ.
21 комментарий
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена