Новая подсказка к расшифровке "Криптоса"
Красным прямоугольником отмечено местоположение Криптоса
В 1980 году Центральное Разведывательное Управление США запланировало расширение территории штаб-квартиры и объявило конкурс на создание скульптуры для украшения внутреннего дворика нового строения. Победителем оказался скульптор Джеймс Санборн (James Sanborn), создавший оригинальную композицию из меди, гранита и окаменелого дерева. Вероятно, Санборн выиграл конкурс потому, что суть его композиции согласовывалась с таинственной атмосферой самого ЦРУ.
На фото: Джеймс Санборн.
3 ноября 1990 года перед центральным офисом ЦРУ в Лэнгли, штат Виргиния, была открыта новая скульптура – Криптос. Криптос в переводе с греческого означает «тайный».
Скульптура состоит из большой, вертикальной, S-образной медной плиты напоминающей свиток, на которой находится зашифрованный текст. Внизу разбросаны большие куски гранита, формирующие небольшой фонтан. Сам шифротекст состоит из букв латинского алфавита и нескольких вопросительных знаков. Надпись на свитке состоит из четырёх секций. Общее количество символов — 865. Толщина медного листа1,3 см. Стоимость этого необычного объекта культуры — 250 тысяч долларов.
Инсталляция Kryptos обосновалась при дворе ЦРУ в то время, когда за основным зданием началась постройка нового и более современного офиса. Агентству нужна была уличная скульптура между двумя постройками, поэтому выбор пал на образец искусства «для всех», который на самом деле никто и никогда не сможет «увидеть». Эта работа — ярчайшая иллюстрация скрытности, тайности, и иллюзорности человеческой жизни.
Работы по установке скульптуры начались в 1989 году и продолжались до ноября 1990 года. По причине того, что Санборн не имел достаточных знаний о криптографии, он обратился за помощью к Эдварду Шейдту (Edward Scheidt), который недавно закончил свою деятельность как директор криптографического центра Лэнгли.
Шейдт обучил Санборна элементарным техникам криптографии, начиная от позднего 19-го века и заканчивая методиками Второй Мировой. После экспериментов с различными способами шифрования, в том числе поли-буквенными замещениями, смещения матриц и транспонирования оба мастера пришли к выводу, что идеальным будет прибегнуть к способам «старой школы» — ремесленной криптографии. Они оба считали, что это заставит попотеть специалистов и создаст некоторое давление на работников ЦРУ, которые считали себя одними из лучших мастеров шифра. Все эти решения Санборн принял один и не делился ими с Шейдтом. «Я думал, что первые три секции будут расшифрованы за недели, возможно месяцы» — говорит автор. Шейдт же считал, что вся головоломка будет решена менее, чем за 7 лет. Время показало, что ошибались они оба.
Скульптура была закончена вовремя — к открытию нового здания в ноябре 1990. Медная табличка была установлена, и все произошло так как и предполагали автор и его советник.
Скульптура сразу привлекла к себе внимание и многие умы пытались разгадать зашифрованную тайну, но за всё это время смогли расшифровать только первые три секции. До сих пор не расшифрованными остаются 97 символов последней части (известной как К4). Оставшаяся четвёртая часть является одной из самых известных в мире неразгаданных проблем.
За первые 7 лет не были «вскрыты» секции К1, К2 и К3. Впервые Криптос удалось расшифровать работнику ЦРУ по имени Дэвид Стейн, который провел 400 часов личного времени над секциями и отнесся к раскрытию кода как к религиозному откровению. В феврале 1998 он представил свое открытие сотрудникам ЦРУ в большой аудитории, однако новость не была допущена в прессу. Через шестнадцать месяцев известный кроптоаналитик из Лос-Анджелеса Джеймс Гиллогли, используя свой Pentium II и свою собственную программу, также расшифровал три секции. СМИ узнали об этом успехе и затем ЦРУ рассекретила данные об исследовании Стейна. 2 человека, независимо друг от друга, разгадали код первых трех секций.
Секция К1. Используется модифицированный шифр Виженера. Это шифровка путем замещения — каждая буква соответствует другой букве и может быть «решена» только с наличием правильных букв алфавита по правой стороне. Ключевыми словами, которые помогли определить замещение, являются KRYPTOS и PALIMPSEST. А ошибочное слово в данном случае — IQLUSION может являться ключом к раскрытию К4.
Текст автора:
Between subtle shading and the absence of light lies the nuance of iqlusion.
В данном случае слово iqlusion — намеренная ошибка, а вся секция переводится на русский язык как поэтическая метафора скульптора:
«Меж смутною тенью и отсутствием света таится иллюзии нюанс».
Секция К2. Здесь, как и в первой секции, для шифрования используются буквы справа. Единственной уловкой, которой воспользовался Санборн, является втискивание символа Х между некоторыми предложениями, что делает процесс вскрытия более сложным из-за необходимости осознавать «лишний символ». Ключевыми словами здесь являются KRYPTOS и ABSCISSA, а ошибочное слово — UNDERGRUUND.
К2 — это текст телеграфной передачи, в котором есть и координаты, и данные о магнитном поле. Точки координат ведут к месту в нескольких сотнях шагов от скульптуры, однако там ничего связанного с шифром обнаружено не было.
Дешифрованный текст:
It was totally invisible. How’s that possible? They used the Earth’s magnetic field. X The information was gathered and transmitted undergruund to an unknown location. X does langley know about this? They should. It’s buried out there somewhere. X who knows the exact location? Only W.W this was his last message. The X thirty-eight degrees fifty-seven minutes six point five seconds north seventy-seven degrees eight minutes forty-four seconds West id by rows.
Джеймс Санборн, пораженный столь продолжительным интересом к его произведению, решил написать мемуары об истории создания Kryptos и неожиданно обнаружил, что допустил в тайнописи принципиальную ошибку. Готовя рукопись, Санборн стал побуквенно сверять свой замысел с результатами дешифрования 1999 года и понял, что собственноручно удалил из криптограммы важный ключ. При изготовлении скульптуры он убрал во второй части одну из букв «X» — «из эстетических соображений и для сбалансированности картины», по неведению предположив, что особой роли для расшифровки она не играет. И лишь теперь, внимательно прочтя вскрытый текст, Санборн узнал, что при дешифровании был неправильно восстановлен небольшой фрагмент, несший ключ к разгадке последней части. Прозрев, скульптор публично покаялся в том, что сам невольно всех запутал.
После этой более поздней расшифровки возникла версия, что К-2 оканчивается не «id by rows», а «id layer two».
В секции К2 содержатся координаты штаб квартиры ЦРУ и следующие слова в переводе на русский язык:
«Оно было совершенно невидимым. Как это возможно? Они использовали магнитные поля Земли. Информация была собрана и передана под землей неизвестно куда. Знает ли об этом Лэнгли? Они должны. Это захоронено где-то рядом. Кто знает точное место? Только WW».
(WW – это бывший директор ЦРУ Уильям Уэбстер (William Webster), которому Санборн передал конверт с полной расшифровкой секретного послания). Далее следуют географические координаты другой точки в пределах ведомства ЦРУ.
Секция К3. Другая криптографическая методика была применена в К3, третьей секции — это транспозиция. Все символы связаны и могут быть расшифрованы только открытием комплексных матриц и математических методов, описывающих их позицию. Там есть все то же ошибочное ключевое слово — DESPARATLY, а последнее предложение Сan you see anything? закрыто в смысловые скобки символами Х и Q.
К3 перефразирует запись из дневника антрополога Говарда Картера, который в 1922 году открыл гробницу фараона Тутанхамона, заканчивающуюся словами
«Can you see anything?»
«Медленно, отчаянно медленно, остатки обломков, которыми была завалена нижняя часть прохода, были удалены. Дрожащими руками я проделал крохотную щель в левом верхнем углу. А затем, расширив немного отверстие, я просунул туда свечу и заглянул внутрь. Из-за горячего воздуха, исходящего изнутри, пламя свечи задрожало, но тут же детали помещения выплыли из тумана. Вы что-нибудь видите?».
Секция К4. Санборн изначально сделал четвертую секцию, К4, куда более устойчивой ко взлому. Целое предложение К3 намекает на то, что текст К4 — это не стандартный английский (если вообще английский) и потребует второго уровня криптоанализа. Ошибочные слова могут быть ключом к раскрытию секции, но скорее всего для раскрытия четвертой секции придется принять во внимание и другие «якоря» инсталляции — азбуку Морзе на одном из камней, компас и, возможно, даже маленький фонтанчик.
Считать, что решение первых трех секций привело бы к стремительному раскрытию четвертой в корне неверно, и в этом быстро убедились все те, кто пытал счастья у медной таблички. Частичные решения лишь запутывали общую тайну и интригу.
97 символов последней части до сих пор хранят свой шифр.
И Шейдт и Санборн подтверждают тот факт, что они приложили максимум усилий для того чтобы последняя часть стала самым серьезным препятствием. Уже сейчас существует множество теорий о том, как можно сломать ее код. Нужен ли доступ к скульптуре или достаточно букв? Какую роль играет код морзе на одном из камней? Каждая деталь, каждый маленький аспект инсталляции за эти два десятилетия был облажен, осмотрен, облизан порой с микроскопами и лупами. Многие доходят до грани с безумием в тщетных попытках расшифровать последнюю часть — бизнесмен из Мичигана продал свой бизнес по созданию ПО только для того, чтобы уделить время шифру. 1300 человек из фанатичной группы на Yahoo! пытались коллективным разумом продвинуть работу над шифром хоть на шаг вперед, перебирая всевозможные варианты, от комплексной математики до астрологии. Рэнди Томпсон, еще один из фанатов Kryptos, который создал и поддерживает один из самых информативных сайтов по этой тематике, потратил три года на то чтобы дешифровать К4. Как он сам считает, он очень близко подобрался к решению проблемы: «Это может случится завтра, а может и занять остаток моей жизни».
В 2005 году Джеймс Санборн опроверг «теорию» Дэна Брауна, утверждающую, что буквы WW из секции К3 могут быть перевернуты в ММ, означающие «Мария Магдалена». Санборн подтвердил что эти буквы относятся к Вебстеру, не Марии Магдалене.
А в 1999, сам Вебстер сказал газете New York Times, что решение «в равной мере и очевидное и философичное». Однако сам Санборн говорит что «обманул их всех и ни у кого нет полного ответа». В таком случае даже Вебстер не знает истину?
«Нет» — говорит автор. Он принял все необходимые меры к тому, чтобы убедится в одном простом факте — даже после его смерти не будет существовать ни одного человека, знающего ту самую истину. Ко всему этому Джеймс добавляет, что уже даже он не знает полного решения.
В связи с тем, что в ноябре 2010 Криптосу исполнилось 20 лет, Джим Санборн решил дать некоторую подсказку к решению K4. Автор раскрыл шесть из 97 букв во все еще не дешифрованной финальной части послания — с 64-й по 69-ю, которые должны быть дешифрованы как BERLIN. При этом он назвал её «существенным ключом» и намекнул, что это «глобализует» скульптуру.
Также заявления Санборна говорят о том, что и в окончательно дешифрованном тексте останется сокрытой некая тайна. В прежних комментариях автор сообщал, что для ее отгадывания потребуется побывать непосредственно на территории штаб-квартиры ЦРУ. В интервью одному из интернет-изданий Санборн сказал, что: «В той части криптограммы, которую уже удалось дешифровать, я упоминаю некое событие, происходившее в то время, когда я был в ЦРУ, и некое место, которое находится на территории агентства. Так что для того, чтобы отыскать это место, вы должны полностью расшифровать криптограмму, затем отправиться в агентство и отыскать это место».
Несколько дней назад Санборн раскрыл, что буквы с 70-й по 74-ю означают «CLOCK» (часы). Таким образом он раскрыл нам два последующих слова «BERLIN CLOCK».
"Берлинские часы" (Mengenlehreuhr) существуют на самом деле. Их второе название - «теоретико-множественные» часы. Они были созданы немецким дизайнером Биннингером (нем. Dieter Binninger) в 1975 году.
Это было первое устройство, использующее пятеричный принцип для отображения времени посредством цветных светящихся индикаторов (первый и второй ряд индикаторов сверху показывает часы, третий и четвёртый — минуты, первый и третий ряды отражают второй разряд в пятеричной системе счисления). Часы установлены в берлинском торгово-офисном комплексе Europa-Center.
9 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена