Со смертью не играют в подкидного дурака. Альпинисты без страховки
Тренировался он на скалах нависающих над морем. Тоже без какой либо страховки.
Но когда показали, как он без страховки залезал на скалу метров 300 высотой. То противоречивые чувства владели мной.
С одной стороны восхищение, а с другой непонимание. И тревога.
Любой неверный шаг, любое неверное движение и это явная неминуемая смерть.
Зачем? Зачем так рисковать своей жизнью? Непонятно.
В скалолазании и альпинизме много непонятного для людей, которые ходят по равнинам и смотрят на горы только снизу вверх или издалека. И не стоит развивать тему, зачем они ходят в горы, зачем лазают по скалам, выводить всевозможные теории.
Это бесполезное занятие.
Дух альпинизма, скалолазания и вообще экстрима невозможно ПОНЯТЬ. Его можно почувствовать, Или не почувствовать. Но полному осмыслению этот феномен не поддается.
И вот я смотрел, как он взбирается без страховки по совершенно отвесной скале, а местами и с отрицательным уклоном.
Конечно, в этом есть что-то чудесное. В этом есть и что-то первобытное. На заре человечества, какие там приспособления? А лазить по горам все равно приходилось некоторым народам, которые живут рядом с горами, а то и на самих горах.
Каждая мускула этого человека была натренирована на лазание. Иногда он повисал на одной руке и другую протирал белым порошком. Он не спешил, но и не медлил. Принятие решение было почти мгновенным. Только изредка он видимо задумывался, пробовал, потому решал идти по другому пути.
Жаль я не помню его имени. Но это был скалолаз высочайшего уровня.
Потом уже познакомился с альпинистами в Эстонии. Они тренировались в лесу. На башне обсерватории. В лесу стоял "замок Глена". Довольно причудливая личность этот Глен, он построил замок в лесу. и вот он поставил и башню для обсерватории.
Она была не очень высокой (затрудняюсь сказать точно высоту) Сложена из камней гранита, которые были сцементированы. Тренировались. Я присел для отдыха рядом. Разговорились. Так я с ними и познакомился.
Ребята лазили со страховкой, но несколько раз им пришлось лезть и без страховки. Ключей от башни не было в наличии, и потому надо было забраться наверх, что бы укрепить страховку.
Это совершенно другой подход. Со страховкой и без страховки. Степень риска несоизмеримо увеличивается. Одно неверное движение и смерть!
Нет, это нельзя назвать безумием, игрой со смертью. Кто играется с таким - погибают быстро - если не с первого раза, то со второго, не со второго так с третьего.
Специфика такого восхождения - предельная концентрация внимания, мастерство высочайшее.
Есть и альпинисты, которые делают восхождения на вершины без страховки. Правда со снаряжениям (ледорубами, кошками), но без веревок и карабинов. Без закрепления крючьев.
В это нельзя поверить, если не увидеть.Это вам не цирк, не Шапито, где внизу сетка и акробаты и канатоходцы напрягают зрителей, пришедших поглазеть, полакомившись бутербродами и конфетами в буфете. нет! Это грань между жизнью и смертью. Острая как бритва.
Да, многих скалолазов привело увлечение таким стилем восхождения к гибели. Трагические концы этого занятия не останавливают желания других. Причем ясно что погибают не только неопытные (это само собой), но погибают и очень опытные.
Бог не любит когда с ним шутят, когда с ним спорят,когда дерзко делают вызов судьбе. Он терпит это до поры до времени. Но кто знает, может и не Бог причина гибели? НУ не станет он так наказывать человека дерзнувшего. Здесь играет роль порой просто случай, или маленькая ошибка, просчет.
Этот стиль - без права на ошибку. И ошибаешься только один раз. При тренировках, на небольшой высоте, с матами внизу, или когда внизу плещется море, - ну это другое дело. Это уже некая страховка, Но когда высота большая, тут уже ничего не может помочь, если будет срыв.
Не берусь судить этих людей. Они вправе решать свою судьбу сами, без чьих-либо запретов. Бог им судья. И есть некое понимание этих людей. Они такие. И нет резкого отторжения.
Но каждый раз когда я смотрю на подобное восхождение у меня тревога и печаль. Все нутро мое настораживается и я боюсь мыслить, что бы своей мыслю не помешать. При этом находишься как бы в другом измерении, где нет мысли, есть только чувства, непонятные, в сложном переплетении, которые захлестывают. Освобождение наступает, только когда заканчивается этот смертельно опасный путь.
Конечно соло восхождения, без страховки , это не ноу-хау в альпинизме нашего и даже прошлого века.
История восхождений без страховки насчитывает столетия.
Многие альпинисты прошлого, с мировым именем прокладывали этот нелегкий смертельно опасный путь.
И вообще ранее приспособления для лазания были предельно ограниченны и настолько примитивны, что были альпинисты которые пренебрегали подобной страховкой. Некоторые же вообще считали что "чистый" альпинизм не должен применять страховку, да еще в таком количестве и разнообразии.
В статье Миддендорфа, которую мы напечатали с переводом http://www.climbing.ru/forum/all/topic_70/ упоминается "великое противостояние" противников и сторонников страховки.
И споры до сих пор не утихают, хотя некое "примирение" между несогласными все же произошло.
Просто каждый выбирает свой стиль лазания.
Вспоминая историю стоит упомянуть прежде всего одно имя.
Еще в 1911 Пауль Пройс предпринял первопрохождение без страховки на Кампанилле Бассо в Брентинских Доломитах.
Он призывал и других отказаться от излишней страховки.
Пауль Пройс стал легендой соло восхождений без страховки и может быть именно его стремление подвигло многих последователей продолжить этот способ восхождения. Но если бы и не было его, все равно подобное направление обязательно бы завоевало бы свою нишу в альпинизме. На этот путь пришли бы другие, которые бы сами себе задали вопрос: "а могу ли я взобраться вот на эту скалу без приспособлений?"
Ну а чем дальше тем больше соло-восходители поражали своим умением, своим бесстрашием, своей дерзостью.
Джон Башар, Питер Крофт,Вольфганг Гюллих, и многие, многие другие были отнюдь не сумасшедшими
И их соло-восхождения - это был глубокий расчет и своих сил и тех трудностей которые предвиделись. Изучение маршрута, так же как и изнурительные тренировки - это ли способ сумасшедшего совершать самоубийство?
Конечно это особое состояние психики. Но назвать его сумасшествием было бы глубоко неверным.
Просто когда мы имеем дело с феноменом нам достаточно далеким, нам кажется все это довольно странным и выходящим за рамки разума,Особенно если этот феномен связан с риском для жизни. Но и не обязательно и феномен может быть связан с риском для жизни. Всякое незнакомое, чуждое в чем- то поведение человека вызывает в нас любопытство и непринятие, вплоть до полного отторжения.
Простая логика здесь буксует и не дает простое решение вопроса: если человеку нравится, то почему бы и нет, тем более если это не запрещено законом.
Накладывает ли отпечаток на соло-восходителей такая манера восхождения? Скорее всего да, но по разному. Любая профессиональная деятельность , если ею занимаются не один год, конечно ведет к определенным особенностям.
Но альпинисты в основном имеют профессии и альпинизм как некое "увлечение". А это уже сплав двух разных направлений.
Со смертью не играют в подкидного дурака.
И это знает каждый, кто рискует жизнью.
Мы просчитали все свои шаги,
Но кто предвидит шаг последний.
Источник:
4 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Много дней под ногами пропасть.
На руках застывшие раны
И от хрипа не слышен голос.
Ветер с мелким, колючим снегом,
Разрывает лёгкие в клочья,
Здесь со всех сторон небо,
Но глаза видят только ночью..
Отмороженной чёрной рукой
Отстегнуть карабин пытаюсь,
Я сроднился, гора, с тобой,
Можно больше я не останусь?
Отпусти меня в бездну, отдай,
Путь назад и вперёд короткий,
Я не первый, чьей жизни край
Оборвётся страховкой тонкой.
Мне бы только второй рукой
Подтянуться... гора, ты слышишь?
В голове без воздуха вой,
Два движения правой стропой
И за нас, за двоих ты подышишь..
Я был так силён у подножья,
Я смотрел свысока на гору.
Страх казался пустой ложью,
Восхожденье - смешным спором..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена