Пост обожания Юрия Никулина
Впервые он попал в цирк, когда ему было всего 5 и остался там навсегда. Настолько его поразило волшебство происходящего на арене. Впрочем, и в советский кинематограф он внес свою лепту - снялся в более чем сорока фильмах.
"Воспоминаний много, а самое, может быть, теплое - то, что мы могли молчать вместе и нам не было скучно", - рассказывает вдова Юрия Никулина Татьяна Никулина. " Юрия Никулина любили все. Как это ни удивительно, лучшими его друзьями были евреи. Он их не выбирал, они сами как-то появлялись."
Юрий Никулин воевал семь долгих лет. Прошел финскую и Великую Отечественную войну. Тетка его Калерия, будучи медсестрой, лечила его фронтового друга Марата Вайнтрауба. После войны Юрий ухаживал за сестрой Марата. Водил в театры, кино, ЦДРИ, но у них не сложилось, и он женился на другой девушке — Татьяне Покровской. На свадьбу пригласили много народу. Товарищи съезжались из разных городов Советского Союза. Старый фронтовой друг Марат Вайнтрауб тоже приехал на торжество. Там он увидел сестру невесты, через несколько месяцев они поженились.
Так бывшие однополчане стали родственниками.
1995 год. В канун Дня смеха первого апреля телеканал «2×2» пустил утку о том, что Юрий Никулин уехал на постоянное место жительства в Израиль, для пополнения коллекции анекдотов о евреях. Утка возымела действие. Начался переполох среди друзей и поклонников таланта Юрия Владимировича. Домашний телефон звонил круглосуточно. Родные и близкие обвиняли бедолагу во всех смертных грехах и даже в измене Родине. Разрешил споры сам «обвиняемый», через шесть дней вернувшийся с Земли обетованной. «Горин, Карцев и я ездили в Израиль снимать очередную серию клуба “Белый попугай”», — сказал «паломник». Все облегченно вздохнули.
Весельчак и балагур на широком экране, лицедей и паяц на манеже, он неожиданно получит приглашение сняться в глубокой философской драме "Андрей Рублев" режиссера Тарковского.
"Он угадал в нем, пожалуй, самое главное. Не только скоморошество русское, которое, конечно, было в нем, но он угадал в нем и глубокую, трагическую душу", - считает народный артист России Николай Бурляев.
День он проводил на съемочной площадке, потом, прямо в монашеском клобуке прыгал за руль и несся в цирк. Чтобы через час, надев кургузый пиджачок и канотье, заставить публику давиться от хохота.
Друг Никулина поэт Леонид Куксо выпустил пластинку с шутливым названием «Первая ласточка» и, естественно, первый экземпляр послал ему. В скором времени в квартире Куксо раздается телефонный звонок. Тот берет трубку в предвкушении хвалебных отзывов и комплиментов, однако слышит возмущенный голос Никулина: «Леня, ты что мне подсунул? Ставлю пластинку. А там хор Пятницкого, а на оборотной стороне ансамбль песни и пляски имени Александрова. Наверное, на Апрелевском заводе перепутали этикетки». Поэт обомлел. Он купил тридцать пластинок и уже начал дарить их своим друзьям. Тут берет трубку жена и говорит: «Ну что ты, не знаешь Юру? Он просто пошутил».
Когда из известного в 1970-е годы дуэта «Радионяни» Лифшиц — Левенбук Лифшиц уехал в Америку, то на оставшегося в СССР Левенбука наложили табу. Друзья боялись с ним здороваться и задавать лишние вопросы, начальство его и вовсе не признавало. И вот на одном из вечеров Никулин, увидев Левенбука, во всеуслышание прокричал: «Алик, будешь звонить Лифшицу в Америку, передай от меня привет. Так прямо и скажи: “Привет от Никулина”». Окружающие не знали, как реагировать. То ли смеяться, то ли заткнуть уши.
В Иерусалиме экскурсанты из бывшего СССР обступили Никулина в надежде взять у него автограф. «Пойдемте, пойдемте! Нас ждут святые мощи», — не унимался гид. «Святые мощи лежат уже две тысячи лет и никуда не денутся, а Никулин завтра уедет», — заметил один из туристов.
Во время вступительных экзаменов во ВГИК в 1946 году Юрия Никулина сняли со второго тура, причем председатель приемной комиссии кинорежиссер Сергей Юткевич категорически заявил: — Молодой человек, попробуйте поступить в какой-нибудь театральный институт. Для кино вы абсолютно непригодны, так что забудьте об этом навсегда.
Первый в своей жизни костюм Никулин шил в Риге у портного Блинбаума. Его жена Татьяна Никулина сказала мастеру: «Вы знаете, задача у вас трудновыполнимая. Муж сутулый и долговязый, одно плечо выше другого — с лошади упал, ключица неправильно срослась». Портной слушал и кивал: «Ничего, ничего. У него просто фигура оригинальная». И сшил костюм мирового класса. Его владелец выглядел в нем стройным и подтянутым.
Первые полтора года редакция клуба «Белый попугай» была завалена письмами, адресованными Никулину: «Зачем ты, Юра, евреям продался?!» По этим письмам все участники клуба оказывались евреями. Учтя пожелания трудящихся, «евреи» стали рассказывать анекдоты про своих. Например, Александр Филипенко, Лариса Удовиченко и Любовь Полищук — про украинцев и т.д.
Вспоминает ветеран таможенной службы Вячеслав Мальцев
Когда Юрию Владимировичу исполнилось 60 лет, он оставил клоунаду и перешел на режиссерскую работу в Московский государственный цирк на Цветном бульваре, а впоследствии стал его директором и художественным руководителем. Это его неимоверными усилиями и работоспособностью старый цирк на Цветном бульваре был реставрирован и превращен в одно из самых любимых мест московской детворы.
Мои встречи с Юрием Никулиным происходили, когда он был уже директором цирка на Цветном бульваре, и цирк выезжал на гастроли за границу. Я проводил оформление циркового реквизита, вывозимого за границу, а также выпуск личных вещей артистов цирка, приобретенных за границей. При оформлении всегда присутствовал сам директор и решал все возникающие вопросы. В минуты отдыха Юрий Владимирович общался с нами. Незабываема его манера общения с собеседниками. Простота, уважительность, культура и доброжелательность проявлялось в каждом жесте. Он умудрялся рассказывать байки с «клубничкой» без малейшего сквернословия интеллигентно, с добродушной улыбкой. По такого человека люди говорят – душа компании, добрая натура. Юрий Никулин был настоящий человек, без всякого высокомерия и чванства, любимый народом настоящий народный артист.
Сейчас не встретишь артиста с таким обаянием и простотой в отношениях к людям. Да и кинофильмов достойных нет. Я горжусь знакомством и дружбой с талантами советского времени.
В Кремле секретарь Президиума Верховного Совета СССР Георгадзе вручал Никулину орден. После церемонии задал вопрос:
– Мы в семье спорили, кто Этуш по национальности. Я говорю — азербайджанец, а жена говорит — грузин. Рассудите нас.
– Честно сказать?
– Ну конечно!
– Еврей.
– Да вы что?! — был потрясен Георгадзе, а потом заявил: — Великий артист!
Юрий Никулин всю жизнь придерживался своего мнения и никогда не шел на компромисс. К примеру, книга «Почти серьезно» была напечатана в журнале «Молодая гвардия», за что он был очень благодарен редакции. Но когда во время перестройки журнал занял иную позицию, то гневно обличал антисемитскую направленность его статей.
Когда начинающий клоун Никулин учился в студии клоунады, к нему подошел незнакомый парень и спросил совета, поступать или нет. На это Юрий ответил анекдотом: «К раввину пришел молодой человек и спрашивает, жениться ему или нет. А раввин отвечает: “Как хочешь, все равно потом будешь жалеть”». Парень посмеялся и поступил. Им оказался Михаил Шуйдин.
В Иерусалиме стояла длиннющая очередь к православной святыне. Никулин отказался стоять — ноги слабы. И тут экскурсовод Лева, из бывших наших, что-то стал говорить впереди. Сначала на английском, потом на иврите. Их мгновенно пропустили.
– Что ты им такого сказал? — поинтересовался у него Никулин.
– Я им сказал, что сюда приехал самый главный человек в России. На что один англичанин заметил, что самый главный человек в России — это Ельцин, а я ответил: «Ельцин главный всего на четыре года, а этот навсегда».
Ну и напоследок, личная моя встреча с Мастером. Однажды, находясь в здании Киевского вокзала, я наблюдал замечательную сцену. В жуткой вокзальной толчее шел человек. По мере продвижения человека в толпе вокруг него эта толчея прекращалась и возобновлялась лишь спустя какие-то мгновения. Но даже со спины можно была понять, что сквозь бурную толчею шел как по бульвару, не испытывая ни малейших затруднений Юрий Владимирович Никулин. Подойти и взять автограф, я как то постеснялся, да и неудобно было останавливать , этого великого человека. Но ту случайную встречу, запомнил на всю жизнь...
11 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена