Новый Год в древней Руси
Отмечать праздник в нынешнем его виде в России начали с указом Петра Великого в 1699 году, он постановил праздновать Новый Год по-европейски – 1 января.
Петр повелел «...учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых...», потешаться с огнем – разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом приказывалось и поздравлять друг друга с праздником.
Васильев вечер
Официальный Новый Год имел народный аналог – праздник Васильев вечер — отмечавшийся также в ночь на 1 января. Праздник этот был церковным - день памяти Василия Великого.
Праздник отмечался обильным пиром. Главным блюдом был жареный поросёнок – символ плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. В Васильев вечер на стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме: пышные пироги, сытные блины, колбасу, кутью. В обилии пили пиво, медовуху, водку. Также было принято одевать самую хорошую, неношеную одежду — чтобы весь грядущий год также хорошо одеваться. В этот день старались не давать никому денег, чтобы в течении года не испытывать недостатка в них, а получать деньги было хорошей приметой, это сулило прибыльный год.
Сентябрьский новый год
До этого в Христианской Руси новый год тоже был, он отмечался 1 сентября. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре. С приказом Петра в народе появилась традиция праздновать Новый Год дважды —1 сентября, как привыкли, а потом 31 декабря, по приказу реформатора. Осенний Новый Год Русь позаимствовала из Византии, когда в 988 году было принято Христианство.
Сентябрьский Новый год на Руси встречали чинно и торжественно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, в столице устраивались пышные торжества. Вечером перед новогодней ночью все члены одного семейства обязательно собирались в дом старшего в роду – главы семейства. Гостей угощали мёдом, заморскими винами пивом или медовухой. В полночь в крупных городах звучал выстрел вестовой пушки, возвещавшей начало Нового года, в церквях и храмах били колокола. Вообще, празднование Нового Года в Христианской Руси мало отличается от празднований нашего времени.
Языческий новый год древних славян
Иначе выглядит языческий Новый Год древних славян. Следы дохристианских праздников остались в новогоднем торжестве, однако, полностью восстановить языческий Новый Год проблемно. Ведь по-новогоднему в языческой Руси выглядели несколько праздников. Кроме этого различные традиции были у разных славянских племен. По-разному назывались праздники и имена ритуальных персонажей.
В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом - весной. Год начинался в марте - первом весеннем месяце – время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием.
Коляда – праздник зимнего солнцеворота
С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник – это Коляда - праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о 12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.
26 декабря нарождалось новое Солнце. Его символично представляло особое полено - Бадняк. Бадняк зажигали на Коляду и оттого зарождалось в новом цикле Светило.
Особая часть праздника - Колядки – новогодние песни. Изначально это были восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. В дальнейшем черты колядок перешли в святочные праздники.
В зимние праздники древние славяне, как и мы украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов, чтобы те не испортили праздник.
Был у древних славян и зимний дух – Морок, Трескун, Морозко – он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали – выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа.
Ночь на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами.
Авсель
Среди зимних славянских праздников упоминается Авсень - это и ритуальный персонаж и особое праздничное время - стык декабря и января, символизирующий начало годового цикла. По некоторым поверьям Авсень приезжает на огромном коне и везет с собой Новый Год. Авсень восходит к глубочайшей древности. Поэтому и он встречается и в зимних и в весенних новогодних обрядах. По некоторым преданиям, Авсень зажигал солнечное колесо и знаменовал начало года. Встречали этот персонаж кашей. Хозяйки варили кашу ночью. Приносили из амбара крупу и затапливали печь. Крупы нельзя было касаться, пока печь не истопится. В процессе приготовления каши, следовало шептать заклинания на будущий урожай. Горшок с кашей с поклоном отправляли в печь. По этой каше гадали. Если она вылезла из горшка или сам горшок лопнул – дому грозила большая беда. Если каша удалась, значит Авсень доволен хозяевами и пошлет им в новом году всяческие блага.
Даже те разрозненные сведения, которые мы можем найти в легендах и отголосках обрядов, показывают нам, что Новый Год был в Древней Руси логичным и гармоничным праздником, праздником нового солнца, новой жизни.
Источник:
8 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
По материалам WIKI: "Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века[7], пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Одним из первых его использовал М. А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями как «Червоная Русь», «Суздальская Русь» и др.[8] В таком же значении термин употребляли С. М. Соловьёв («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская») [9], Н. И. Костомаров и Д. И. Иловайский...."
Чтобы ты мозг не вывихнул, историки в 19 веке договорились называть определенный период времени на территории множества славянских племен (и не только славянских).
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена