Кто придумал названия семи нот?
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо), живший в 990-1160 года нашей эры. Как и все прекрасное в те времена, нотная грамота зародилась близь Флоренции, небольшом городке в Тоскане - Ареццо. Во Флоренции установлен памятник монаху:
Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн")
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.
Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
118 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Наш первый урок начинаем мы
С самых трех важных нот.
Начинаются буквы с А, Б, В.
Начинаются звуки с ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ.
Споем все вместе: ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Хорошо, я объясню вам все проще.
ДО - нам дорог первый звук.
РЕ - решительней вперед!
МИ - не "мяу", МИ - не "му".
ФА - фантазия зовет.
СОЛЬ - соль песенки моей.
ЛЯ - "ля-ля" поет весь дом.
СИ - сильней и веселей!
Мы вернулись снова к ДО.
ДО - нам дорог первый звук.
РЕ - решительней вперед!
МИ - не "мяу", МИ - не "му".
ФА - фантазия зовет.
СОЛЬ - соль песенки моей.
ЛЯ - "ля-ля" поет весь дом.
СИ - сильней и веселей!
Мы вернулись снова к ДО.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
СОЛЬ - ДО!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Я тоже так считаю!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена