Почему Болгария стала кладбищем православного братства
В Болгарии уже 20 лет модно винить во всех грехах СССР.
Я ненавижу похороны, но каждый раз, приезжая в Болгарию, попадаю на очередные «поминки».
Четырнадцать лет назад Болгария прощалась с атомной станцией «Козлодуй», построенной советскими атомщиками. По настоянию Евросоюза четыре рабочих и вполне безопасных реактора закрыли (оставшиеся два закроют до 2020 года), чтобы окончательно порвать с «позорным» советским прошлым. Профессионалы мрачно предрекали Болгарии потерю энергетической независимости и не ошиблись. Но новая элита, вернувшаяся из грантовых американских и европейских университетов, ликовала: это демократия! В мире сколько угодно атомщиков. Взять хоть Японию с ее прекрасной станцией «Фукусима». Да кто угодно может построить реакторы практически бесплатно из любви к демократии. Лишь бы не русские. Главное, что теперь Болгария на равных правах войдет в дружную семью европейских народов и немедленно разбогатеет. О России тогда говорили, как о больном, когда-то богатом, но разорившемся дедушке, которому семья обязана всем. Но лучше списать этот нравственный долг и войти в новое будущее налегке, с ясными глазами.
Дарья Асламова у памятника русскому царю Александру II в Софии, войска которого освободили Болгарию от турецкого ига. Увы, теперь многие братушки об этом забыли. Фото: Личный архив
Вторые «поминки» тоже прошли без проблем. Был закрыт русский проект нефтепровода «Бургас- Александрополис». Несколько демонстраций экологов, и все закончилось.
Третьего «покойника» - новую атомную станцию «Белене» - хоронили с большим скандалом. Много речей, слез, ракии, сожалений и добрых слов о «безвременно ушедшем». «Похороны» оказались крайне дорогостоящими. Болгария заплатила полтора миллиарда левов (750 миллионов евро) за подготовку площадки для строительства станции. Плюс Россия подала в международный арбитражный суд на Болгарию за отказ от строительства. Причина отказа? Сердитый звонок из Вашингтона. В Болгарии не чужеземных послов вызывают «на ковер», а, обычно, премьер-министры бегают советоваться в американское посольство, куда их вызывают «по звонку».
Четвертые «похороны» (заморозка «Южного потока») вызвали у меня не чувство ярости (я знакома с историческим болгарским предательством), а усталость и презрение, - не только к продажной элите, но к безвольному народу, позволившему этой элите собою управлять, даже в ущерб себе. Болгария — это кладбище православного братства.
Атомную станцию «Белене» хоронили с большим скандалом.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БОЛГАРИЯ: КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ.
Болгария — самая нищая и убогая страна Евросоюза. Из десяти миллионов населения после вступления в ЕС осталось семь (миллион умерло и два миллиона молодых, активных и образованных сбежали из страны). Демографический спад компенсируют цыгане, размножающиеся с феерической быстротой (именно им перепадает большинство социальных дотаций. Любая цыганка, нарожавшая пять-шесть детей, получает неплохое пособие как мать-одиночка. За этим строго следят из Брюсселя. При этом голодные болгарские матери никого не волнуют. Либеральная демократия интересуется только проблемами меньшинств, с помощью которых можно держать в узде большинство.)
Именно Болгария предоставила воздушный коридор НАТО для бомбардировок Сербии, своей православной соседки.
Православная София — это две-три блестящих улицы с ресторанами и церквями. Завернешь за угол — Капотня девяностых годов (не в обиду нынешней Капотне). Серые, мрачные здания с разрушенными фасадами и выбитыми стеклами, слепые фонари, подозрительные смуглые люди в спортивных штанах и в ободранных куртках, седые женщины с пустыми глазами, идущие без ясно поставленной цели, инвалиды с палочками, нищие с кружками для милостыни, цыганские дети-попрошайки. Словом, страна третьего мира.
Есть и модные места. «Рестораны для колонизаторов». Так я называю национальные развеселые заведения по всей Восточной Европе, недоступные по ценам для местного населения. Там разгуливают свежие румяные девушки в платочках и вышиванках, бравые молодцы вытаскивают горячие караваи из печи и поют туземные песни для иностранных делегаций из «настоящей Европы», приехавших на очередной симпозиум по продвижению демократии или прав человека.
В Болгарии растет число людей, категорически несогласных с внешней политикой своего государства.
Местная элита в восточноевропейских странах составляет не более десяти процентов. Это модные, уверенные в себе люди, разъезжающие на «мерседесах» и «бентли». Кормятся за счет американских и европейских фондов НПО (неправительственных организаций). Четко выполняют свою задачу — объяснить местному населению, почему в страну вместе с демократией пришло катастрофическое обнищание. Ярые ненавистники России.
Позиция многих болгар по Донбассу кардинально отличается от официальной.
БОЛГАРСКАЯ ЭЛИТА: ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
«С чего это началось? С момента освобождения Болгарии от турецкого ига российскими войсками, когда у болгарского правящего класса возник комплекс: мы не сами освободились, а нас ОСВОБОДИЛИ, - размышляет журналист и издатель Светлана Шаренкова. - Русские выполнили великую православную миссию. Как говорил академик Лихачев: Болгария дала нам письменность и православие, а русские вернули ей свободу. Россия-освободительница считала совершенно естественным, что новая свободная Болгария войдет в сферу ее влияния, но наша комплексующая элита решила соблюдать баланс: поддерживать отношения и с Германией, и с Россией. Мы знаем, во что это вылилось: в обеих мировых войнах Болгария воевала против России. И сейчас в этой новой мировой холодной войне Болгария снова оказалась во вражеском лагере — лагере НАТО против России. Сейчас, войдя в Евросоюз, Болгария не более суверенная страна, чем во времена Варшавского договора. Но тогда метрополия заботилась о нас, и жизненный уровень был очень высоким. Нас настолько уважали, что здесь даже не было советской военной базы. Как можно не доверять братьям?! Наши руководители отстаивали свои идеи перед Москвой. А сейчас наши еще не знают, что решат в Брюсселе, но, на всякий случай, уже исполняют. Они предполагают, ЧТО может понравиться Брюсселю, и стараются угодить. Это ужасно обидно!»
В новой мировой холодной войне Болгария снова оказалась во вражеском лагере — лагере НАТО против России. Но с этим согласны отнюдь не все болгары.
Современная болгарская политическая элита — сборище подлецов. Именно Болгария предоставила воздушный коридор НАТО для бомбардировок Сербии, своей православной соседки. Болгария также настояла на том, чтобы военная база НАТО, нацеленная против России, удобно расположилась на ее территории. Ее нынешний президент Росен Плевнелиев назвал Россию «националистическим и агрессивным государством». Я не дипломат и не обязана соблюдать правила этикета. Этот человек, любящий делать селфи с генсеком НАТО, заслуживает пощечины от имени всех двухсот тысяч погибших русских солдат, благодаря которым Болгария живет, дышит, существует. Болгарам достаточно посмотреть на курдов, чтобы понять, какой была бы их судьба, если б не благородное вмешательство России. Технический министр обороны Болгарии Велизар Шаламанов недавно разработал оборонительную стратегию Болгарии, в которой главной опасностью была объявлена Россия! Все русские, погибшие под Плевной в 1877-1878 годах, должны перевернуться в гробах!
В стране растет социальная и политическая напряженность.
В Болгарии уже 20 лет модно винить во всех грехах СССР. Легенда болгарской журналистики Валерий Найденов, шесть лет проработавший корреспондентом в Москве, обожает разговоры о том, как русские предали Болгарию. (Забавно, что все наши споры проходят в одном стиле: я задаю вопросы на русском, Найденов принципиально отвечает на английском. Русский он якобы подзабыл.) Болгары смотрят на СССР как на великую богатую страну, внезапно кинувшую маленькую Болгарию. Когда я напоминаю о том, что Советский Союз проиграл в Первой Холодной войне (сейчас в разгаре Вторая Холодная) благодаря внутреннему предательству: страна лежала в руинах, четыре миллиона человек умерли от голода и болезней и еще несколько миллионов не родились, - болгарские интеллигенты только отмахиваются. «Мы сами варили мыло и ракию в котлах!» - кричат они мне. «У вас было, из чего варить! А мне бабушка посылала из Казахстана в Москву сливочное растаявшее масло, потому что РЕАЛЬНО нечего было жрать! - кричу я в ответ. - У вас хотя бы было подсобное хозяйство!»
Четвертые «похороны» - заморозка «Южного потока».
Это не важно. Вы, русские, большие, а мы, болгары, маленькие. И точка. Как говорит один местный историк: «Все болгары — русофилы, когда сидят за богатым русским столом с икрой и водкой. Но стоит России ослабнуть, первой, кто воткнет ей нож в спину, будет Болгария».
Последний, самый болезненный нож, болгары воткнули в спину сами себе. Надо же так промахнуться с «Южным потоком»
И ВОТКНУЛИ НОЖ.
Ножей, в сущности, было много. (Все началось еще с «Голубого потока».) Но последний, самый болезненный нож, болгары воткнули в спину сами себе. Россия только устало поморщилась от неловкости «братушек». Надо же так промахнуться с «Южным потоком». Однако, все по порядку.
«Русские еще при СССР в 1986 году запустили трубу из Болгарии в Турцию по суше, - рассказывает экс-министр энергетики Румен Овчаров. - Но в 1996 стало ясно, что транзит надо увеличивать. Переговоры шли и с непредсказуемой Болгарией, и с Турцией, в которой резко увеличилась потребность в газе. Когда переговоры с Болгарией зашли в тупик, у русских лопнуло терпение: будем строить через море. В 1998 году все болгарские эксперты в один голос твердили, что русские никогда не построят «Голубой поток» в Турцию по дну Черного моря. Мол, это невозможно: глубина две тысячи метров, коррозийная среда. И Газпрому некуда деваться. Придут и сами нам в ножки поклонятся. Однако, через три года «Голубой поток» был построен. Теоретически он был построен на те самые деньги, которые Болгария могла бы получить за транзит».
«Голубой поток» уже тогда мог пройти через нас, - говорит журналист Светлана Шаренкова. - Если бы труба пошла через Болгарию в Турцию и Сербию, может и войны бы не было на Балканах в 1999. Кто рискнет бомбить трубу?! Все большие инфраструктурные проекты — гарантия безопасности. Я была свидетелем события, когда в Болгарию в 1995 году приехал глава Газпрома Вяхирев для подписания договора о «Голубом потоке». А на следующий день должен был прибыть Черномырдин с 15 министрами для подписания множества важных соглашений. И вот представьте: отель «Шератон», послы в мундирах, золотые ручки, все подготовлено. Приходит болгарский министр энергетики, весь белый и трясется. Премьер-министр Болгарии Жан Виденов (а это воспитанник МГИМО, прекрасно говорит по-русски) отменил в последний момент договор. Вяхирев весь налился кровью и заявил: «Соедините меня с Черномырдиным!» А потом закричал прямо в трубку: «Виктор Степанович! Ты завтра в Болгарию не приезжай! Здесь с нами обращаются унизительно!» Всю ночь бегали курьеры между «Шератоном» и правительством. Утром Вяхирев встретился с Виденовым и так жестко ему сказал: «Я тебя обойду в любом случае! У меня есть четыре пути, чтоб тебя обойти!» И Россия нас обошла. А премьер-министр Виденов так и остался советским воспитанником с глубокими комплексами.
Все большие инфраструктурные проекты — гарантия безопасности.
Когда ты в юности учишься в большой стране, либо ты начинаешь ее любить, как я, либо комплексовать. Я своими глазами видела, как Болгария потеряла исторический шанс».
Но история великодушна. Она всегда предоставляет несколько шансов. Но и следующий шанс Болгария упустила.
89 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена