Семен Фарада: «Плакать обо мне не надо, только улыбаться»
Семен Львович Фарада - блестящий мастер эпизода, король тонкого юмора: не сыграв ни одной главной роли, он достиг такой славы, которая многим «премьерам» и не снилась
При этом остался добряком, а не звездой. На реплику, мол, вы - звезда, шутя, отвечал: «Нет, я - Млечный Путь».
Валентин Гафт, славящийся своими едкими эпиграммами на коллег-артистов, однажды пригрозил Фараде, мол, пока едем в поезде, я за ночь на тебя ТАКОЕ сочиню. Семен Львович признавался, что в тот момент очень испугался, а наутро попросил Гафта прочитать, что у него получилось. «Знаешь, ничего не смог написать, ты такой человек - зацепиться не за что». Фарада в «актерском террариуме» и впрямь считался человеком с безупречной репутацией. Он умудрялся со всеми дружить и вообще не нажил врагов. Очень многим помогал, был щедр и дружелюбен.
С корабля - на сцену
Семен Львович признавался, что верит в судьбу. Она и привела его на сцену. Еще в школе учитель по литературе советовала ему идти в артисты, заметив у ученика Фердмана (это настоящая фамилия Фарады) актерские способности. Но он поступил в «Бауманку». Потом служил на флоте, и командующий, которого сразили пародии моряка, дал два рекомендательных письма: одно - Райкину, второе - Юрию Завадскому: «Морской Балтийский флот рекомендует обратить внимание на Фердмана С. Л. И принять его в труппу». Из скромности застенчивый Сеня никому эти письма не показывал, а после демобилизации устроился мебельщиком в Театр Моссовета.
Много позже, работая вместе с Аркадием Райкиным на одной площадке, он показал ему письма, тот смеялся до слез:
- Это судьба! Флот тебя рекомендует в мой театр!
В 1972 году Юрий Любимов пригласил Семена Фараду в Московский театр драмы и комедии на Таганке. На сцене этого театра за три десятилетия актеру довелось сыграть во многих спектаклях, среди которых: «Мастер и Маргарита», «Обмен», «Добрый человек из Сезуана», «А зори здесь тихие…»… Одной из лучших актерских работ Фарады считается спектакль «Пять рассказов Бабеля».
В Театре на Таганке актер встретил и свою любовь.
К моменту поступления в Театр на Таганке Семен Фарада был уже дважды женат. Но оба те брака актер считал случайностью. Семейное счастье он нашел в лице потомственной актрисы Марии Полицеймако (ее отец – народный артист СССР Виталий Полицеймако, мама — известная ленинградская актриса Евгения Фиш). Кстати, до знакомства с Фарадой она тоже побывала замужем и воспитывала сына от первого брака.
Как признавался Семен Фарада, он настоял на том, чтобы Маша родила ему сына (до этого детей у него не было). После рождения Миши Семен Фарада и Мария Полицеймако поженились. Этот брак оказался долгим и счастливым.
Миша вырос, взял фамилию мамы, окончил ГИТИС и стал актером РАМТа. Сегодня Михаил Полицеймако — популярный актер театра и кино.
В кино Семен Фарада начал сниматься с конца 60-х. В 1967 году он дебютировал в практически неизвестной сегодня картине «Каникулы в каменном веке». Последующие десять лет Семен Фарада (тогда еще Фердман) снимался от случая к случаю в различных по уровню картинах, но, как правило, в эпизодических ролях.
После этих фильмов предложения Семену Фараде посыпались как из рога изобилия. Главным образом режиссеры использовали комедийный талант актера. Он снялся в таких знаменитых картинах, как «Дом, который построил Свифт» и «Убить дракона» Марка Захарова, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Предчувствие любви» Тофика Шахвердиева, «Чародеи» Константина Бромберга, «Миллион в брачной корзине» Всеволода Шиловского и других. Одной из самых удачных комедийных работ Семена Фарады является роль в иронической мелодраме Марка Захарова «Формула любви» (История создания фильма) А псевдоитальянская песня «Уно моменто», которую Фарада исполнял в этом фильме с Александром Абдуловым, стала на долгие годы настоящим киношлягером.
Сам актер самой лучшей своей ролью в кино считал доброго пожилого портного из трагикомедии Ифраима Севела «Попугай, говорящий на идиш», снятой в 1990 году.
В начале 90-х ситуация в стране серьезно изменилась. В новых условиях стало сниматься много низкопробных фильмов. В некоторых таких картинах довелось участвовать и Семену Фараде. Среди них – «Русское чудо» и «Русский бизнес» Михаила Кокшенова. Позже Семен Львович признавался, что считает эти фильмы самым большим своим провалом.
В последние годы Семен Фарада отошел от работы. Причиной тому стала серьезная болезнь — порок сердца. Еще в 1988 году актеру сделали операцию на сердце, поставив искусственный клапан. Операция прошла успешно, и долгие годы Семен Львович чувствовал себя отлично и даже играл в футбол.
Беда пришла в 2000 году. В июне умен близкий друг Семена Львовича Григорий Горин. На следующий день у Фарады произошел обширный инсульт, нарушилась речь. Актер прошел курс лечения в санатории, после чего начал передвигаться по квартире с тростью и разговаривать. Но испытания не закончились.
Спустя полтора года Семен Львович сломал шейку бедра. Невольной причиной увечья стал любимый пес Фарады — овчарка по имени Рик, которая случайно выбила из рук артиста палочку, с которой тот передвигался по квартире. Последовали три операции и… новый удар – второй инсульт.
За последние годы Семен Львович сменил 13 больниц. В это тяжелое для него время актера поддерживали его жена и многочисленные друзья — Владимир Ресин, Ефим Шифрин, Геннадий Хазанов, Дмитрий Харатьян, Юлий Ким, Юлий Гусман. Помогало Семену Львовичу и руководство театра, и бизнесмены (Геннадий Лазаревский и Богдан Масловец), и простые люди, которые помнили и любили его.
В середине июля 2009 года здоровье Семена Фарады опять ухудшилось. Актера госпитализировали в одну из клиник Москвы с диагнозом воспаление легких. Вечером 20 августа ослабленное сердце Семена Львовича не выдержало…
Любимые байки актера
Какого отца потеряли!
И сам Фарада, и его близкие любили вспоминать смешные эпизоды из жизни. Вот несколько зарисовок.
На первом же выступлении в составе артистов студии «Наш дом» Семен сорвал аплодисменты, схитрив. Зал принимал плохо. Семен вышел на сцену под продолжительный свист с галерки. Постоял, обвел всех взглядом и сказал:
- После первого не выступаю.
Кто-то снова свистнул. Фарада «вычислил» свистуна и, обращаясь к нему, говорит:
- И после второго не выступаю.
Свистун растерялся, по рядам прокатился смех... Весь монолог Фарады прошел на ура.
* * *
В середине 1960-х Фарада поспорил с худруком «Нашего дома» Марком Розовским, что сможет на полном серьезе прочесть со сцены пафосное стихотворение Маяковского «О советском паспорте». «Сеня, ты что, это же такой хохот будет в зале!» - возразил Розовский. Фарада стоял на своем. Поспорили на ящик коньяка. В концерте Фарада с серьезным видом начал читать стих. Зал затих. Потом началось какое-то волнение. И наконец люди начали стонать от хохота. Фарада тут же ушел со сцены - ящик коньяка он проспорил.
* * *
После оглушительного успеха фильма «Чародеи» на сочинском пляже Фараду замучила приставаниями незнакомая женщина. Она причитала:
- Слюший, Реваз, пачему ти сбежаль? Пачему из камыссионка ушёль? Вот я в мылыция пожалуус!
Женщину еле оттеснили от актера. Оказалось, что Фарада, блестяще исполнив в «Чародеях» гостя с юга, напомнил даме ее усатого жениха, который исчез перед самой свадьбой. После этого случая Фарада хотел даже в сердцах сбрить свои фирменные усы.
* * *
Однажды Абдулов и Фарада ехали в лифте, в который вошли 2 японца и переводчик. Тут один японец, посмотрев на актеров, что-то говорит другому. Услышав фразу, переводчик начинает смеяться. На вопрос артистов: «В чем дело?» - переводчик ответил: «Они между собой обсуждают то, как русские похожи друг на друга, а вы двое вообще на одно лицо!!!»
* * *
«Однажды меня срочно вызвали в Ташкент на озвучивание фильма «В Багдаде все спокойно». Как известно, узбекского гостеприимства ни одно здоровье не выдержит. Я прилетел в Ташкент, отработал подряд полторы смены и осип. Возвращаюсь в гостиницу с мечтой об ужине. Дежурный внизу ласково мне говорит:
- А у вас, знаете ли, дверь там открытая!
Я вошел в номер, за столом сидела необыкновенной красоты не то обрусевшая узбечка, не то русская узбекского разлива. - Извините, - говорю я, - может, я не в тот номер попал?
- В тот, в тот, - кивает женщина, - раздевайтесь. Все оплачено, я ваша.
Я растерялся и просипел: «Извините, но у меня голоса нет!» От возмущения женщина выбежала в коридор. Я слышал, как она кричала горничной: «Ты слышала, что он сказал? У него голоса нет!»
* * *
«Однажды мы с семьей ехали в поезде на юг. Я вышел в Харькове купить мороженое. Поезд тронулся, я успел прыгнуть в соседний вагон. Когда подошел к нашему купе, из-за двери слышал Мишины рыдания:
- Какого отца потеряли!»
2 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена