Санта-Клаус. Йоулупукки
И это всё о нём...
Мало кто знает, но добрый рождественский дед Санта-Клаус, который живет в Лапландии, на самом деле является одним из самых страшных существ в древней мифологии.
"Йоулупукки в переводе с финского означает "Йольский козёл".
Это имя пришло из Средневековья, когда отмечался Йоль - праздник зимнего солнцеворота и во время празднования Йольский козёл ходил по домам и проверял, всё ли готово к празднованию: чисто ли в доме, приготовлены ли необходимые кушанья, есть ли у хозяев дома новая одежда. Чтобы задобрить Йольского козла, хозяйки оставляли ему специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. В 19-м веке роль Йольского козла меняется - теперь он разносит подарки на Рождество.К концу 19-го века функции Йольского козла переходят святому Николаю, однако старое имя "Йоулупукки" остаётся. Козлиное прошлое сохраняется и в том, что Йоулупукки теперь развозит подарки на козлах.
Тесно связан с этими верованиями скандинавский обычай изображения ряжеными Йольского козла (англ. Yule-buck) – козлиной головы на па палке, которую носит из дома в дом молодой парень в меховой накидке и при этом всячески дурачится. Его приход мог означать добрую или дурную удачу, но во многих общинах его встречали с пением и танцами. Тем не менее, Йольский козёл был фигурой скорее устрашающей, чем забавной, одна быличка в Дании рассказывает о девушке, которая осмелилась танцевать с ним в амбаре в полночь, когда он ожил и стал бить её палкой, пока она не умерла. (Симпсон, “Скандинавские народные истории”, стр.80-81 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 80-81)). В Норвегии и Швеции, где также были ряженые, Йольский козёл тоже кажется полностью сверхъестественным существом, лишенный костей и крови, с волосами, достаточно длинными, что бы спрятать его ноги. В прежние дни он прятался в кухонном подполе и должен был получать на Йоль пиво, шнапс (водку) и кашу, чем его удерживали от разрушений в доме. В Сондморе (Søndmøre, Норвегия) его называют могильным (или курганным) козлом (англ. Howe-buck) и, как считается, он обитает в могильных курганах. В Швеции во внезапных недомоганиях во время Йоля обвиняют именно этого козла (Фейльберг, Йоль (Fejlberg, Jul)). Также иногда говорят, что “Новогодний козёл” заберёт того, у кого не будет новой одежды в это время.
Йольский козел может быть связан с козлами Тора (и как мы помним, в Германии “Санта-Клаус” иногда правит повозкой, запряженной двумя козлами), либо же он может входить в круг понятий той же дикой мощи смерти и плодородия, которую мы наблюдаем в Дикой Охоте. В святочном представлении в Оланде (Øland, Швеция) участвуют двое людей, “отец” и “сын” вместе с “козлом”, которые попеременно поют, заключая сделку на жизнь “козла” и рог. В конце третьей строфы в “козла” “стреляют”, он падает и лежит как мертвый. Затем его покрывают красным и белым плащом, последний стих сообщает, что “козёл” встаёт. трясёт бородой и скачет, одновременно ряженый, его изображающий, поступает как описано. В другой версии красным плащом накрывают козла перед убийством, затем – синим плащом (поскольку козёл был серым), затем белым (поскольку он был мертвым), затем золотым, потому что Йоль близко, и прежде чем его утащат прочь солить, он встаёт и трясёт бородой (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)). Это подозрительно близко к легендарному описанию козлов Тора, которых можно было зарезать и съесть, а затем вернуть к жизни взмахом божественного Молота.
Хотя Последний Сноп был обычаем праздника Урожая (или, как вариант – Зимней Ночи (прим.ред)), специальные связки так же выставлялись во время Йоля “для птиц” – иногда на вершинах фруктовых деревьев.
Этот обычай бытовал в Норвегии, Швабии, и на крайнем юге Германии (Фейльберг, Йоль, I, 143 (Fejlberg, Jul, I, 143)).Так как Последний Сноп особо связан с духами мёртвых, как и практика вывешивания даров на деревьях, возможно, что эти вязанки – “Снопы Йоля” сперва служили дарами богам/богиням и духам, которые могли являться принять их в форме птиц (особенно ворон и воронов?)."
Образ добряка-весельчака в красном одеянии появился сравнительно недавно. В XIX веке Санта представляли в виде злобного существа с козлиной шкурой и рогами. Его главной целью было - пробраться в дом хозяев, напиться и напугать детишек. Детишек, которые плохо вели себя в течении года, он живем варил в котле, о новогодних оленей съедал, когда кушать было нечего.
Но данная легенда показалась жителям слишком уж жестокой, и старый "демон-козел" превратился в главного рекламного героя "кока-колы" Санта-Клауса, которого мы все привыкли видеть.
Мало кто знает, но добрый рождественский дед Санта-Клаус, который живет в Лапландии, на самом деле является одним из самых страшных существ в древней мифологии.
"Йоулупукки в переводе с финского означает "Йольский козёл".
Это имя пришло из Средневековья, когда отмечался Йоль - праздник зимнего солнцеворота и во время празднования Йольский козёл ходил по домам и проверял, всё ли готово к празднованию: чисто ли в доме, приготовлены ли необходимые кушанья, есть ли у хозяев дома новая одежда. Чтобы задобрить Йольского козла, хозяйки оставляли ему специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. В 19-м веке роль Йольского козла меняется - теперь он разносит подарки на Рождество.К концу 19-го века функции Йольского козла переходят святому Николаю, однако старое имя "Йоулупукки" остаётся. Козлиное прошлое сохраняется и в том, что Йоулупукки теперь развозит подарки на козлах.
Тесно связан с этими верованиями скандинавский обычай изображения ряжеными Йольского козла (англ. Yule-buck) – козлиной головы на па палке, которую носит из дома в дом молодой парень в меховой накидке и при этом всячески дурачится. Его приход мог означать добрую или дурную удачу, но во многих общинах его встречали с пением и танцами. Тем не менее, Йольский козёл был фигурой скорее устрашающей, чем забавной, одна быличка в Дании рассказывает о девушке, которая осмелилась танцевать с ним в амбаре в полночь, когда он ожил и стал бить её палкой, пока она не умерла. (Симпсон, “Скандинавские народные истории”, стр.80-81 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 80-81)). В Норвегии и Швеции, где также были ряженые, Йольский козёл тоже кажется полностью сверхъестественным существом, лишенный костей и крови, с волосами, достаточно длинными, что бы спрятать его ноги. В прежние дни он прятался в кухонном подполе и должен был получать на Йоль пиво, шнапс (водку) и кашу, чем его удерживали от разрушений в доме. В Сондморе (Søndmøre, Норвегия) его называют могильным (или курганным) козлом (англ. Howe-buck) и, как считается, он обитает в могильных курганах. В Швеции во внезапных недомоганиях во время Йоля обвиняют именно этого козла (Фейльберг, Йоль (Fejlberg, Jul)). Также иногда говорят, что “Новогодний козёл” заберёт того, у кого не будет новой одежды в это время.
Йольский козел может быть связан с козлами Тора (и как мы помним, в Германии “Санта-Клаус” иногда правит повозкой, запряженной двумя козлами), либо же он может входить в круг понятий той же дикой мощи смерти и плодородия, которую мы наблюдаем в Дикой Охоте. В святочном представлении в Оланде (Øland, Швеция) участвуют двое людей, “отец” и “сын” вместе с “козлом”, которые попеременно поют, заключая сделку на жизнь “козла” и рог. В конце третьей строфы в “козла” “стреляют”, он падает и лежит как мертвый. Затем его покрывают красным и белым плащом, последний стих сообщает, что “козёл” встаёт. трясёт бородой и скачет, одновременно ряженый, его изображающий, поступает как описано. В другой версии красным плащом накрывают козла перед убийством, затем – синим плащом (поскольку козёл был серым), затем белым (поскольку он был мертвым), затем золотым, потому что Йоль близко, и прежде чем его утащат прочь солить, он встаёт и трясёт бородой (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)). Это подозрительно близко к легендарному описанию козлов Тора, которых можно было зарезать и съесть, а затем вернуть к жизни взмахом божественного Молота.
Хотя Последний Сноп был обычаем праздника Урожая (или, как вариант – Зимней Ночи (прим.ред)), специальные связки так же выставлялись во время Йоля “для птиц” – иногда на вершинах фруктовых деревьев.
Этот обычай бытовал в Норвегии, Швабии, и на крайнем юге Германии (Фейльберг, Йоль, I, 143 (Fejlberg, Jul, I, 143)).Так как Последний Сноп особо связан с духами мёртвых, как и практика вывешивания даров на деревьях, возможно, что эти вязанки – “Снопы Йоля” сперва служили дарами богам/богиням и духам, которые могли являться принять их в форме птиц (особенно ворон и воронов?)."
Образ добряка-весельчака в красном одеянии появился сравнительно недавно. В XIX веке Санта представляли в виде злобного существа с козлиной шкурой и рогами. Его главной целью было - пробраться в дом хозяев, напиться и напугать детишек. Детишек, которые плохо вели себя в течении года, он живем варил в котле, о новогодних оленей съедал, когда кушать было нечего.
Но данная легенда показалась жителям слишком уж жестокой, и старый "демон-козел" превратился в главного рекламного героя "кока-колы" Санта-Клауса, которого мы все привыкли видеть.
✖
Авторский пост
Посты на ту же тему
94 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Германия - большая, и в разных районах Рождество празднуется по-разному. Следует различать католиков и лютеран. Ёлку узаконили лютеране (а именно - сам Лютер. Он же и предложил украшать ёлку свечами, так как для него свечи олицетворяли звёзды небосвода. Вспоминаем фразу Канта - лютеранина: "две удивительные вещи - небо над головой и нравственный закон внутри нас". По заветам Лютера, его последователи отказались от поклонения другим святым, кроме Христа, убрали вертепы, но им понадобились другие символы - "звёзды над головой и нравственный закон внутри нас" - ну а Лютеру хотелось, чтобы праздник вышел из храма в дома, в семьи. А католики в Германии продолжали праздновать Рождество без ёлки до 19 века. И праздновали в декабре, так же как и мы, Николу-зимнего и у них подарки ДО Рождества приносил Святой Николай.
Лютеранам тоже хотелось, чтобы кто-то приносил детям подарки и Лютер придумал Рождественского деда.
Св. Николай почитался в Германии как покровитель мореходов, купцов, пекарей и школьников. В XIV веке в школах при католических монастырях каждый год стали отмечать 6 декабря День святого Николая Мирликийского. Праздник сопровождался пышными процессиями, в которых участвовали монахи, дети и взрослые прихожане. Уже тогда в этот день раздавали подарки.
Но в деревнях средневековой Германии простой люд предпочитал, чтобы подарки детям приносил не католический епископ, а легендарный батрак Рупрехт, внешне очень сильно смахивающий на российского Деда Мороза. Этот обычай переняла и переиначила на свой лад появившаяся в результате церковной реформации протестантская церковь. Поэтому в католических регионах ФРГ Санкт-Николаус до сих пор часто предстает перед детворой в сутане епископа, а в протестантских - в крестьянском тулупе.
Но на этом путаница с Санкт-Николаусом в Германии не заканчивается. До начала XX века в Германии у него был еще один сильный конкурент - Weihnachtsmann (Рождественский дед), точная копия русского Деда Мороза. (или наоборот - наш Дед Мороз - копия Рождественского деда, придуманного Лютером, для "замещения" Святого Николая). Он тоже приносил детям подарки, но предпочитал делать это не в первой половине декабря, а под самое Рождество. С годами фигуры этих волшебников слились в одну. Теперь Weihnachtsmann - своеобразный "псевдоним" Санкт-Николауса. Или наоборот? В общем, это один и тот же седобородый дед, который сопровождает праздники весь декабрь. Впрочем, католические священники не устают говорить о том, что Святой Николай - епископ, а Рождественский дед - непонятно кто.
Рождественскую ёлку с подарками под ней в Россию привезла дочка королевы Луизы Шарлота, ставшая Александрой, и вышедшая замуж за НиколаяI, до этого бывшая лютеранкой. С её лёгкой руки на благотворительных рождественских праздниках для детей стал появляться русский аналог Рождественского Деда - Дед Мороз. У Лютеран спутником Рождественского Деда часто является Ангел, который изображается девушкой. В России в качестве спутницы стала появляться Снегурочка. Окончательно этот тандем узаконился уже в советское время (ну не Ангела же, действительно, выпускать к советским детям)
Устранить раздвоение личности Рождественского Деда на Западе во многом помогли американцы, которые придумали собственного Деда Мороза с именем Санта-Клаус.. Говорят, что впервые его описал в 1822 году американский профессор греческой литературы Клемент Кларк Мур. В стихотворении, которое он сочинил к Рождеству для своих дочерей, ученый утверждал, что Санта-Клаус - это тучный, веселый, седобородый старик, приезжающий на санях, которые тянет за собой восьмерка шустрых северных оленей.
Вернёмся к нашим баранам, т.е. козлам - Святой Николаус, Мирликийских чудотворец, приходит не один, а с помощниками – Ангелом и Крампусом - который покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта.. У Святого Николауса есть книга, в которой записаны все добрые и нехорошие дела детишек. Ангел несет подарки, а Крампус розги и грязный мешок для провинившихся. Особенно этот персонаж характерен для южных районов Германии - в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. На Севере - Дании, Швеции, Финляндии - свои козлы - йоулупукки и т.д. ;) Вообщем, повторюсь, по-видимому козёл оставил свой след у всех потомков древних индоевропейцев. Сейчас уже мало кто отрицает генетическое единство индоевропейских языков, и наличие ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.
Главное, чтобы сказки сохранялись в семьях, радовали и детей и взрослых, а в семьях были и традиции объединяющие со всеми, и свои собственные, делающие праздник таким и всеобщим и индивидуальным.
С Рождеством и Новым Годом!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Йоулупукки! Йоулупукки!
ПЕРЕСТАВЬ МНЕ С ЖОПЫ РУКИ.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена