Корейская война. ВВС СССР vs. US AF
В начале войны ВВС КНДР имели около 200 самолетов, основными были советские ЯК-9 и Ил-10. С другой стороны, только американские ВВС на базах в Японии и авианосцах имели более 1500 машин, большинство из которых составляли реактивные F-80.С течением боевых действий, в небе войны появились китайские добровольцы и 64 ИАК ВВС СССР, на вооружении которых были МиГ-15 и, позднее, МиГ-15бис. Часть северо-корейских летчиков также была переучена на МиГи. В небе встречались МиГи, с одной стороны, и F80, F84, B29 и F86 "Сейбр", с другой. Поскольку, последний был наиболее совершенным американским истребителем на то время, с ним и будем сравнивать МиГ15.
Краткие ТТХ МиГ15
- размах крыла - 10,08 м
- площадь крыла - 20,6 м2
- максимальная масса - 5274 кг
- максимальная скорость (на высоте):
- 973 км/ч (10670 м)
- крейсерская 850 км/ч (5000 м)
- у земли 1050 км/ч
- практический потолок - 15200 м
- вооружение:
- одна пушка 37-мм (боезапас 40 снарядов)
- две пушки 23-мм ( боезапас по 80 снарядов на ствол)
Краткие ТТХ F86 "Сейбр"
- размах крыла - 11,31 м
- площадь крыла - 26,75 м2
- максимальная масса - 8300-8640 кг
- максимальная скорость (на высоте):
- 967-1118 км/ч (10670м)
- 587 км/ч крейсерская
- практический потолок - 14630 м
- вооружение :
- шесть 12,7 мм пулеметов ( боезапас 300 патронов на ствол)
В целом, характеристики самолетов были близки. МиГ имел небольшие преимущества в вертикальной скорости, высоте и потолке, по мнению многих ветеранов. У F86 вертикальная скорость до высоты 7000м равна миговской, но чем выше - тем меньше скорость. Зато на виражах "Сейбр" был маневреннее - за счет лучшей механизации крыла его время виража было меньше. Критическая скорость "сабли" и дальность полета были выше. По вооружению МиГ был бесспорным лидером - пушки против пулеметов.
Однако, не всегда дело решают технические характеристики. По воспоминаниям ветеранов, МиГ имел плохое скольжение , которое бывает необходимо летчику в бою. Аэродинамические "ножи" на плоскостях крыла были установлены для лучшей поперечной устойчивости на малых скоростях, очень мешали при скольжении. "Сейбр" же, имея предкрылки, имел хорошую устойчивость и скольжение, которое остро необходимо для выхода из-под обстрела противником. пилотажное, навигационное и электронное оборудование МиГа уступало американскому.
По словам ветеранов, плохим было и прицельное оборудование МиГа - полуавтоматический прицел. Его использование в маневренном бою было невозможно, летчик "на глаз" брал упреждение перед целью, сетка прицела не выдерживала многократных и резких маневров, "уходила за край прицела". Увеличивающая способность была также низкой. Один из летчиков 196 ИАП прикреплял рядом с прицелом половину бинокля для лучшей дальности обзора. Больший вес и, соответственно, большая скорость на снижении позволяли "Сейбрам" проще и быстрее выходить из боя.Очень эффективным был на американцах воздушный тормоз, на МиГах он своих функций не выполнял.
Американские летчики во время полетов использовали высотно-компенсирующие костюмы. ВКК облегчали работу летчика при перегрузках (в костюм автоматически, под давлением, подается воздух, обжимая живот, ноги, руки, что нормализует кровообращение и облегчает физическое влияние перегрузки). Советские летчики таких костюмов во время Корейской войны не имели, летали в чем придется - кожанные куртки, майки, форменные брюки китайских добровольцев или северо-корейских ВВС...Командир 196 ИАП полковник Пепеляев утверждал, что после нескольких случаев, когда после катапультирования с ног летчика срывало сапоги, многие пилоты его полка стали в бой обувать китайские солдатские ботинки на шнуровке и с мехом - и ногам тепло, на ногах крепко держатся!
В воспоминаниях ветеранов уделяется внимание и обеспечению продуктами питания. Кормили, утверждают ветераны, по высшему разряду. Отличные повара ,разнообразное меню, мясо, морепродукты, фрукты и сладости. В конце дня - узаконенные 100 граммов водки или коньяка. Нормы питания ИТС и срочников были гораздо выше ,чем на Родине. В какой-то степени, как утверждает Е.Пепеляев, это повлияло на то ,что техсостав полка остался в Корее на второй срок.
Потери ВВС СССР:
- пилотов погибло 120
- потеряно самолетов 335
Потери US AF:
- пилотов погибло 1176
-самолетов потеряно 1144
Несмотря на то, что среди наших летчиков было немало тех, кто имел боевой опыт и награды за участие в ВОВ, некоторые в бой не стремились (вспоминает полковник Пепеляев). Борис Абакумов, в ВОВ прослуживший инструктором, и сам Пепеляев ,провоевавший всего 10 дней во время войсковой стажировки, водили в бой подчиненных и сами воевали смело и самоотверженно. По утверждению ветеранов, американцы очень болезненно реагировали на потери - после уничтожения их самолета срочно выходили из боя, а бывало, что после потерь они по несколько дней не появлялись в районе боев.Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что командование ВВС США тщательно планировало использование авиации и неуклонно претворяло в жизнь свои замыслы воздушных сражений. Американские летчики, как истребители, так и бомбардировщики, были отлично подготовлены и отважны в боях. Хотя некоторые ветераны утверждают, что в составе американских ВВС летали пилоты, немцы по происхождению и с опытом Второй Мировой. Борис Абакумов их иначе как наемниками и не называет. Хотя, это утверждение лично мне кажется сомнительным.
За 10 месяцев боев летчиками 196 ИАП было сбито 108 американских самолетов, за этот же период потеряли 4 своих товарищей погибшими и 10 самолетов МиГ (6 советских летчиков катапультировались, некоторые продолжили службу в ВВС). Таким образом, соотношение потерь летчиков только одного 196 ИАП в корейской войне 10:1 в нашу пользу. Высокую результативность летчиков своего полка полковник Пепеляев объясняет хорошей слетанностью ,высокой работоспособностью, организацией поиска противника и ведения боя, мастерством и отвагой летчиков, правильным выбором маневра и взаимодействия в групповых боях.
Достоверность побед как советских ,так и американских, до сих пор находится под пристальным взором специалистов. Бои происходили чаще всего на высотах 8-9 тысяч метров, с участием не менее 20 машин с каждой стороны. На такой высоте, да еще во время маневренного боя, как утверждают ветераны, трудно было рассмотреть, упал подбитый или нет. Кроме того, одно из средств достоверности, фотопулемет ФКП на МиГ15 был неэффективен. Вот как описывает его работу Пепеляев :
" Дальность стрельбы 300 м
скорость снаряда 600м/с
Скорострельность пушки 400 в/мин
Получается:
снаряд пролетает 300м - 0,5 сек
время очереди - 0,5 сек
снарядов - 5 штук
начало работы ФКП - 0,0 сек
1 снаряд попадает в цель - 0,5 сек
5 снаряд попадает в цель - 1 сек
конец очереди - 0,5 сек
конец работы ФКП - 0,5 сек.
Таким образом, ФКП фотографирует цель до того, как долетят до нее все снаряды очереди.Для повышения эффективности ФКП необходимо увеличить частоту кадров и работу на 1-1,5 сек после очереди"
Таким образом, смело могу утверждать, что наши летчики в Корейской войне показали личную отвагу и летное мастерство, наши и были асами. Лучший летчик ВВС СССР в этой войне, Николай Сутягин сбил 22 американца, лучший ас Америки Макконел 16 самолетов. Итог лучшей десятки летчиков: СССР - 147, США -122
Мои источники:
- книга воспоминаний Героя Советского Союза полковника Е. Пепеляева "МиГи" против "Сейбров"
- книга воспоминаний кавалера Ордена Ленина капитана Б.Абакумова "Неизвестная война. В небе Северной Кореи"
- информация и фото сети интернет
568 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
---------------------------------------------
Где то читал(сейчас уже не помню где) что на стороне амеров...воевали японские летчики КОРЕЙСКОГО происхождения которые ДЕСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ АСАМИ, ( топить Пил-Харбор кого угодно не посылали...)
Но на F-86 они не летали, и это обсолютно точно.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Ну коли интирисуетесь то в интернете можно найти по этой теме много интересного...
Кстати, в Сеуле (корея) первый аэро-клуб был открыт в 1910 году под потронажем японцев...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Николай Анисимов - Авиаветерану.неизвестной.войны текст песни
Поверь, рассказ мой не из тех историй,
Что с армии привозят пацаны.
В моей судьбе была война, которой
Не значится в истории страны.
Мне кажется, порой, что я там не был
Но сон как явь, хоть столько лет прошло
Мой самолет в тропическое небо
Вонзается серебрянной стрелой.
Нам было двадцать - сыновьям России,
Готовым грудью встать за всю страну.
Виновных нет, мы сами попросились
На неофициальную войну.
Мальчишки, не судите Бога ради,
Мы думали нам страшно повезло,
С приятелем летать в одном отряде,
Бок о бок, так сказать, к крылу крылом.
Синие небеса над Россиею,
Облака в белом инее и закаты в росе...
Горько нам
В царстве неба жестокого.
Тридцать пять было соколов,
Уцелело лишь семь.
На стол все документы и награды
И с этого мгновенья ты - никто.
Разведка, что слепой полет над адом.
Сначала мы, вьетконговцы потом.
И лезвие огня сияет ярко,
Предутреннюю вспарывая мглу,
Когда на форсаже уходит спарка,
Похожая на тонкую иглу.
Тот профиль самолета в белых звездах,
Наверное, не позабыть уже,
И тень ракеты класса воздух-воздух,
И перегрузки в диком вираже.
Моей машины бренные останки
Неслись к земле чадящей головней,
А в вышине два белозубых янки
Беззлобно хохотали надо мной...
Синие небеса над Россиею,
Облака в белом инее и закаты в росе...
Горько нам
В царстве неба жестокого.
Тридцать пять было соколов,
Уцелело лишь семь.
Мне повезло, меня на третьи сутки,
Почти что как в кино, отбил десант.
Потом хирург, большой любитель шутки,
Спросил: "Ну как там, на небесах?".
Я лишь мычал, наркозом оглушенный,
Но до сих пор, в бреду кошмарных снов,
Мне снится запах операционной,
В сопровождении непечатных слов.
Да я то ладно, мне Господь отмерил
За тех парней, что к звездам вознеслись.
Обидно вот, что те, кому я верил,
От нас так суетливо отреклись.
Но навсегда со мной, как запах хлеба,
Тот сон, в котором всем смертям назло
Мой самолет в тропическое небо
Вонзается серебрянной стрелой.
Синие небеса над Россиею,
Облака в белом инее и закаты в росе...
Горько нам
В царстве неба жестокого.
Тридцать пять было соколов,
Уцелело лишь семь.
Синие небеса над Россиею,
Облака в белом инее и закаты в росе...
Горько нам
В царстве неба жестокого.
Тридцать пять было соколов,
Уцелело лишь семь.
Исполнитель: Николай Анисимов
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Я бегу по выжженной земле,
Гермошлем захлопнув на ходу,
Мой «Фантом» стрелою белой,
На распластанном крыле,
С ревом набирает высоту.
Мой «Фантом» стрелою белой,
На распластанном крыле,
С ревом набирает высоту.
Вижу голубуещую даль,
Нарушать такую просто жаль,
Жаль что ты ее не видишь,
Путь наш труден и далек,
Мой «Фантом» несется на восток.
Делаю я левый поворот,
Я теперь палач, а не пилот,
Нагибаюсь над прицелом,
И ракеты мчатся к цели,
Впереди еще один заход.
Вижу в небе белую черту
Мой «Фантом» теряет высоту
Катапульта — вот спасенье,
И на стропах натяженье
Сердце — в пятки: в штопор я иду.
Только приземлился, в тот же миг
Из кустов раздался дикий крик:
Желтолицые вьетнамцы
Верещат в кустах, как зайцы.
Я упал на землю и затих.
Вновь иду по проклятой земле.
Гермошлема нет на голове.
Сзади дулом автомата в спину тычут мне солдаты,
Жизнь моя висит на волоске.
«Кто же тот пилот, что меня сбил?» —
Одного вьетнамца я спросил.
Отвечал мне тот раскосый,
Что командовал допросом:
«Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын».
Это вы, вьетнамцы, врете зря!
В шлемофоне четко слышал я:
«Коля, жми, а я накрою!» —
«Ваня, бей, а я прикрою!»
Русский ас Иван подбил меня.
Где-то там вдали родной Техас,
Дома ждут меня отец и мать.
Мой «Фантом» взорвался быстро
В небе голубом и чистом —
Мне теперь вас больше не видать…
Мой «Фантом» взорвался быстро
В небе голубом и чистом —
Мне теперь вас больше не видать…
Удалить комментарий?
Удалить Отмена