"Район № 9" - история создания фильма
Своим появлением на свет «Район № 9» обязан несостоявшейся экранизации видеоигры Halo. Продюсеру Питеру Джексону так понравилось работать с VFX-художником и режиссером Нилом Бломкампом, что, после того как проект Halo канул в Лету, Джексон решил доверить ему съемку полнометражной картины по собственной идее Нила.
Бломкамп родился и вырос в Йоханнесбурге, после чего переехал в Канаду, но родину не забыл. И именно ЮАР с болезненной историей расовой сегрегации вдохновила его на сюжет о гетто пришельцев, которых власти хотят переселить куда подальше. Именно об этом повествовала короткометражка Бломкампа «Выжить в Йобурге» — своеобразный предшественник «Района № 9». Нил снял ее как мокьюментари, спрашивая реальных людей на улицах о том, что они думают о приезжих в поисках лучшей жизни мигрантов из соседних стран, и потом их ответы выдавал за реакцию на пришельцев.
«Район № 9» рассказывает об альтернативной реальности, согласно которой 20 лет назад на Землю прилетели инопланетяне. Космический корабль завис не над Нью-Йорком или Лондоном, а над Южной Африкой, и именно этой стране пришлось справляться с нежданными гостями, которые, кажется, и хотели бы улететь, но почему-то не могут. Когда столкновения между неприятными моллюсками (так люди называют гостей из космоса за их схожесть с креветками) и местными жителями достигают апогея, власти нанимают военную корпорацию MNU для принудительного переселения пришельцев из района № 9 на специально отведенную территорию вдали от города. Но все осложняется тем, что непутевый сотрудник MNU Викус заражается вирусом, который постепенно превращает его в такого же моллюска.
Не мокьюментари и не классический фантастический триллер, «Район № 9» начинается как причудливая смесь псевдодокументальных интервью, видео с камер наблюдения, новостных сюжетов и корпоративной видеосъемки организации MNU. Ручная камера, грязная картинка, импровизация в кадре — все это действительно было в новинку для любителей жанра. Камера даже не задерживалась на инопланетянах, а порой и вовсе отводила от них взгляд, смешивая с пейзажем. Бломкамп делал это намеренно, не выстраивая кадр и не заботясь о красоте изображения.
Кстати, пейзажи «Района № 9» неспроста смотрятся аутентично. Спасибо реальным трущобам на окраине района Соуэто в Йоханнесбурге. Съемочной группе достались самые настоящие дома, свалки и прочий мусор, оставленный жителями, которых власти накануне переселили в муниципальные дома в 20 километрах от Соуэто. Для декораций художники взяли обломки уже разрушенных зданий и выстроили необходимые объекты заново из тех же материалов. Не нужно было ничего искать или искусственно старить и фактурить декорации, что сэкономило массу времени и нервов. В наследство кинематографистам достались в том числе трупы и кости животных, которые активно использовали в качестве реквизита. Кстати, во время съемок сцены приземления вертолета в трущобах поднятый винтами ветер был настолько силен, что в воздух поднялся весь мусор, засыпав площадку пылью и грязью. Так что была у этой аутентичности и обратная и не самая приятная сторона.
И все же судьба благоволила режиссеру-дебютанту. Например, кадр с толпой, машущей улетающему космическому кораблю, получился совершенно случайно. Снимая с воздуха, съемочная группа обнаружила профсоюзную демонстрацию, и люди на самом деле махали вертолету. Бломкамп решил использовать этот план в конце картины.
На главную роль в «Районе № 9» Бломкамп позвал друга детства Шарлто Копли, который снимался и в короткометражке «Выжить в Йобурге». Отсутствие звездных имен и экономия на декорациях позволили 90 % бюджета потратить на визуальные эффекты. Пришельцев рисовали поверх одетого в серый костюм для motion capture (технология захвата движения) актера Джейсона Коупа, который сыграл всех говорящих инопланетян и обычных статистов. Так что над каждым пришельцем работал целый штат специалистов: визуализаторы, моделлеры, текстурщики и аниматоры.
Для реалистичного изображения моллюсков понадобилось объединить компьютерную графику и силиконовые модели. Самые первые варианты дизайна создавали специалисты компании Питера Джексона WETA, однако потом они переключились на ленту «Аватар», и вся дальнейшая работа перешла к студииImage Engine, которая раньше не работала с полнометражными фильмами. Интересный факт: в целях экономии средств отказались от одежды для пришельцев, так как симулировать ткань очень дорого.
Самой большой проблемой для специалистов по визуальным эффектам была насекомоподобная фигура инопланетян — тонкая талия и кривые ножки, а также их движения. Актеры не могли в полной мере передать пластику моллюсков, поэтому в дело вступали аниматоры, добавляя резкости их движениям. Для пущей аутентичности поверхности панцирей и других частей тела пришельцев дизайнеры обратились к книге о настоящих насекомых, взяв фотографии самых удивительных жучков и паучков в максимальном разрешении и использовав их в качестве вдохновения для текстур.
Любому, кто хоть чуть-чуть знаком с историей XX века, очевидна аллюзия на апартеид. В фильме Бломкампа загнанными в резервации оказываются пришельцы, в реальности в такой же ситуации находилось небелое население ЮАР. Район № 9 — прямая отсылка к району № 6, из которого национал-партия принудительно переселила 60 000 человек в 1966 году, объявив эту территорию зоной для белых. Да и сейчас ксенофобские настроения по отношению к проживающим в трущобах типа Соуэто мигрантам из Зимбабве постоянно провоцируют стычки и массовые беспорядки.
Исторические параллели можно увидеть и в деталях. Хотя кому-то эксперименты над инопланетянами показались отсылкой к гитлеровской Германии и Второй мировой войне, существует мнение, что правительство режима апартеида тоже проводило научные исследования с экспериментами над черным населением, пытаясь синтезировать вирусы, воздействующие только на его представителей. Даже бронетранспортеры, которые использует MNU для работы в гетто, — это реальные машины типа Casspir, разработанные в ЮАР в 1970-е годы для военных операций на границе с Анголой во время южноафриканской пограничной войны, а затем использовавшиеся и для операций в резервациях для небелого населения.
Сочетание убедительной графики, необычного взгляда на пришельцев и близкой едва ли не каждому крупному городу Земли темы нелегальных мигрантов и ксенофобии — «Район № 9» полюбился зрителям и критикам. А за что вы любите фильм Нила Бломкампа?
Источник:
74 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Район №9 - "Он улетел, но обещал вернуться".
Господа, да вы меня просто поразили!
"Лучший фильм года", глубины мысли...
Сядьте и перескажите кому-нибудь сюжет. И заплачьте горючими слезами.
Итак...
Над Йоханесбургом зависает гигантский космический корабль. Через пару недель неторопливые южноафриканцы в нем делают дырку и обнаруживают миллион голодных и тупых гастарбайтеров инопланетян. Поскольку меньше всего они похожи на моллюсков, их называют моллюсками.
Разумеется, такое будничное явление как визит на Землю межзвездного корабля мало интересно народам, ученым и правительствам. Поэтому никакой морской пехоты США вокруг почему-то не наблюдается. (!!!) Ученые поковырялись чуток и решили - "все равно не разберемся".
Поэтому тарелка так и висит (ну, ясное дело - бензин кончился). А инопланетян сгрузили и поселили в гетто. Далее начинаются глубины мысли - инопланетян никто не любит, местные негры и белые дружно проявляют к ним расизм. Впрочем, инопланетяне и впрямь дико тупые. Они ничего не делают, только плодятся, жрут покрышки и кошачий корм и по мелочам собачатся с людьми.
Ах, да. Они еще торгуют оружием. Которое сами почему-то не используют. Но люди его тоже использовать не могут, потому что не инопланетяне. Но все его скупают. Каким образом инопланетяне протащили с собой (!!!) тысячи единиц оружия, когда их эвакуировали - непонятно. Если честно, то даже в заднице они его протащить не могли, уж больно пушки здоровые... не говоря уж о роботах.
Кстати, висящий над городом корабль никому не интересен - его не охраняют, не разбирают, не изучают, не грабят... (!!!)
Главный герой - суетливый клерк Очень Злой Корпорации, которому тесть - глава корпорации поручил выселить инопланетян. С этой целью клерк в сопровождении десятка охранников обходит миллион инопланетян (!!!) и просит расписаться в бумажке. По пути иногда кое-кого убивают. С искренней радостью клерк сжигает детенышей инопланетян и вообще показан как полный идиот, тычущий пальцами куда попало и бодро возящийся с незнакомыми железками.
В результате он заражется некой гадостью и начинает мутировать в инопланетянина (несколько сеансов рвоты прилагается, что бесспорно является доказательством творческой смелости режиссера).
Обнаруживаший мутацию родственничка тесть немедленно решает, что того надо разрезать на кусочки в целях изучения - ну ясен перец, чем изучать процесс мутации надо извести уникальный объект на ливер. (!!!) Видимо, очень ему не нравился дочкин выбор...
Герой, ошарашенный таким поведением, не дает разрезать себя заживо и убегает из сверхсекретной научной лаборатории. Его долго и нудно пытаются поймать, но ясное дело, что человек с инопланетной рукой легко затеряется в любом городе. Легко проникнув в гетто пришельцев герой так же случайно (!!!) попадает к тому же инопланетянину, у которого он похитил капсулу с топливом, из-за которого и мутирует в пришельца (!!!) Оказывается, что это по сути и есть единственный разумный инопланетянин - с ним и его сыном у героя легко завязывается контакт. Остальные инопланетяне не больше, чем рабочие пчелы с зачатками разума... Разумный инопланетянин тайно жил среди тупых сородичей двадцать лет, спрятав летающую корабельную рубку под своей хижиной - факт посадки рубки был замечен, но найти ее не смогли. (!!!) Все это время разумный инопланетянин выделял из всякого окрестного мусора топливо для своего корабля. (!!!) Почему он сразу после прилета не вступил в контакт, не воспользовался чудовищной мощью корабля для того чтобы просто потребовать (или выменять) топливо - непонятно. Видимо, из мазохизма. В излишней доброте упрекать пришельцев, у которых такое количество разнообразного оружия как-то не приходится... Наш мутировавший герой решает вернуть топливо, забрав его из лабораторий Злой Корпорации, поскольку Разумный Инопланетянин обещает мутировать его взад. Однако после дерзкого и удачного налета Инопланетянин отказывается помогать - ему, мол, надо спешно лететь домой, чтобы спасти своих соплеменников, над которыми, оказывается, ставят опыты - о чем он, конечно, не подозревал. (!!!) Какого фига при декларируемом строении общества Разумного Инопланетянина волнует судьба тупых рабочих особей - совершенно непонятно. Герой обижается и угоняет корабельную рубку (!!!) - но его легко сбивают. После этого он проникается полным сочувствием к Разумному Инопланетянину и помогает тому и его сыну благополучно улететь. Перестрелки наличествуют, также есть робот - одна штука.
Сам же герой, обратившись в инопланетянина окончательно, сидит на помойке и ждет, пока через три года Разумный Инопланетянин вернется. Возможно, он надеется, что тот и впрямь прилетит чтобы его вылечить.
Итак, имеется:
1. Много крови и соплей.
2. Дергающаяся камера псевдодокументального кино.
3. Мудрая мысль номер раз - как бы мы ни выглядели, но среди нас есть умные, а есть тупые, надо быть толерантными.
4. Мудрая мысль номер два - чтобы понять, как себя чувствуют изгои, надо стать изгоем.
5. Мудрая мысль номер три - если хомячка загнать в угол, снабдить когтями тигра и долго бить по морде - он начнет царапаться.
Первые два пункта - на любителя.
Сюжет фильма - собран из нескольких классических старых фильмов ("Чужая нация", "Муха" и т.д.)
Мудрые мысли... простите, но это может быть откровением только для старшеклассника, который и впрямь до этого смотрел только "Трансформеров".
Если кому-то все ляпы и рояли в кустах не мешают смотреть кино и считать его откровением - могу лишь развести руками.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена