Как ловят жуткого клыкача
Промысел антарктического и патагонского клыкачей, крупных рыб из семейства нототениевых, осуществляется под строгим контролем Антарктической Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
Род Клыкачи - Dissostichus - включает два вида — Антарктический клыкач (Dissostichus mawsoni) и Патагонский клыкач (Dissostichus eleginoides). Представители рода — обитатели Южного океана, патагонский клыкач также встречается севернее, в Атлантике, до берегов Уругвая. Антарктический клыкач редко встречается севернее 60° южной широты.
Обычный же ареал — антарктические и субантарктические воды. Клыкачи способны опускаться до глубин в 2000 м (обычно — до 800 м) и быстро всплывать. Это хищные рыбы 130—200 см длиной и массой до 70 кг, питаются мелкими кальмарами, но чаще рыбами, а также сами являются предметом охоты тюленей Уэддела и кашалотов. Одна из особенностей клыкача — его способность стремительно всплывать вверх и потом снова погружаться под воду в поисках добычи. Просто удивительно, как эта рыба переносит колоссальные перепады давления, возникающие при подобных перемещениях.
Клыкач был обнаружен учеными сравнительно недавно — в конце XIX века в ходе одной из южных экспедиций. Оба вида являются объектом рыболовства. Из-за договора об Антарктике чаще объектом промысла служит патагонский клыкач, обитающий севернее. Жирность мяса рыб доходит до 30% в связи с постоянным обитанием в холодной воде (за что клыкач и получил прозвище «масляная рыба»), его часто применяют для изготовления балычных изделий. Как и любая морская рыба, клыкач содержит довольно большое количество йода, а также жирорастворимых витаминов, поэтому его мясо очень ценится.
На этом промысле любое судно, вне зависимости от флага страны, может работать только при обязательном условии — нахождении на борту международных научных наблюдателей. Более десяти лет в этой роли выступают и российские специалисты, среди которых сотрудники калининградского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО).
Оба вида клыкачей, различить которых под силу только опытному ихтиологу, достигают внушительных размеров. Их вес превышает 100 килограммов, а длина достигает двух метров и более. Питаются они рыбой, кальмарами, осьминогами, а сами служат пищей для гигантских антарктических кальмаров и кашалотов.
Ну и для людей, конечно. Основные потребители клыкача среди азиатских стран — Корея и Япония, в Европе — Германия, в Северной Америке — США. Изредка клыкач бывает и в наших магазинах. Но мало кто задумывается о том, какой долгий путь он прошел из студеных вод океана до дорогой витрины супермаркета.
Добывают клыкача в различных районах Южного океана многокилометровыми донными ярусами на глубине до 2000 метров и даже глубже. В качестве наживки используется рыба и кальмар.
Один из лучших районов для промысла антарктического клыкача — полынья удаленного моря Росса, которая образуется в его внутренней части во время короткого антарктического лета. Даже в это время года рыбалка здесь идет среди плавучих подвижных льдов и айсбергов, что требует от рыбаков большого напряжения и профессионализма.
Нередко бывает, что поставленные на чистой воде яруса после смены направления ветра оказываются закрытыми льдом, и выбирать их крайне тяжело. Для подъема клыкачей на палубу используются багры. А разделывают клыкачей вручную — зрелище не для слабонервных.
А самое сложное и рискованное — преодоление так называемого ледового пояса, который отделяет полынью моря Росса от открытой воды. Это сплоченные ледяные поля, торосы, среди которых застыли айсберги самых причудливых форм и расцветок. Скорость ветра в море Росса может достигать ураганной силы, обледенение судов — обычное явление.
Обычно небольшие рыболовные суда-ярусоловы, часто даже не имеющие ледового класса, преодолевают ледовый пояс караваном. Случалось, что на это преодоление уходили недели. Бывало, что суда так и не смогли его одолеть. Случались трагедии…
Пробившиеся первыми через лед ярусоловы занимают лучшие промысловые участки и имеют больше шансов на успех. После выбора квоты, вне зависимости от того, сколько в трюме рыбы, все суда покидают район до следующего промыслового сезона.
Мясо клыкачей изобилует полинасыщенными жирными кислотами (Омега 3), витаминами B1, B2, кальцием. Стоимость продукции из клыкачей может превышать 1000 долларов за тонну, блюдо из клыкача в престижном азиатском ресторане стоит около 200 долларов.
Первыми европейцами, увидевшими антарктического клыкача, которого отобрали у тюленя на льдине, были участники антарктической экспедиции Роберта Скотта, пытавшиеся достичь Южного полюса в 1910-1912 годах.
Первого патагонского клыкача обнаружили в 1888 году. Американцы с исследовательского судна «Альбатрос» у южных берегов Чили поймали неизвестную полутораметровую рыбу, но не сумели сохранить. Бочку, в которой она хранилась, смыло штормовой волной. Осталась фотография, по которой впоследствии специалисты установили, что это был патагонский клыкач.
В желудках клыкачей нередко находили камни весом до килограмма, что вызывало недоумение у исследователей. Действительно — зачем рыбе проглатывать камни? Наиболее простое объяснение — клыкачи проглатывают их случайно вместе с донными животными, которыми они также питаются, или в агонии, пытаясь освободиться от проглоченного рыболовного крючка.
Необычайно богатые морские живые ресурсы Антарктики давно привлекали человека и к настоящему времени прошли несколько этапов освоения. Вначале это были китобойные и зверобойные экспансии 19-го и первой половины 20-го столетий (Зенкович, 1969; Бородин, 1996). Затем, после комплексных Советских рыбохозяйственных экспедиций 60-х годов прошлого века, были выявлены и интенсивно использовались ресурсы антарктического криля, придонных шельфовых и мезопелагических рыб (Марти, 1969; Богданов, Любимова, 1978; Шуст, 1998).
Промысел рыбы в водах Антарктики был начат и развивался в основном в районах островных шельфов Атлантического и Индоокеанского секторов. Это Южная Георгия, Южные Оркнейские и Южные Шетландские острова, острова архипелагов Крозе и Кергелен. Здесь были освоены ресурсы мраморной и серой нототений на шельфе Южной Георгии в 1969-1971 гг. и в районе Кергелена в 1970-1971 гг. Однако эти виды не выдержали интенсивного промыслового воздействия. Их популяции быстро сократились до не промысловых размеров и с середины 1970-ых до начала 1990-х годов основным промысловым видом тралового промысла, в указанных выше районах, была ледяная рыба Гуннара {СкатрБосеркаЫз ^-иппап). Однако в середине 1980-х, с началом ярусного лова патагонского клыкача, а затем в конце 1990-х антарктического клыкача, результаты успешного промысла донным ярусом, стали привлекать в Антарктику все больше стран и даже тех, которые ранее не проводили здесь никакого промысла.
Антарктический клыкач £). тстзот — это наиболее крупная рыба семейства нототениевых (КсЛеЛеппс^е), обитающая в антарктических и умеренных (нотальных) водах Южного полушария. Несмотря на очень широкое циркумантарктическое распространение, его реальное распределение стало известно совсем недавно, а черты биологии и численность изучаются до настоящего времени, одновременно с развитием промысла.
Крупный антарктический клыкач впервые был добыт в 1901 г. в экспедиции Роберта Скотта, недалеко от американской антарктической станции Мак-Мердо, в море Росса. Рыба длиной около 1,5 м была загарпунена вместе с тюленем Уэдделла, который успел отгрызть ей голову, лишив исследователей возможности детально изучить уникальную рыбу. Только более чем через шестьдесят лет американским полярникам также в проливе Мак-Мердо удалось получить крупного антарктического клыкача длиной 135 см и массой 27 кг. Живой клыкач был отнят у тюленя Уэдделла. Наблюдения подо льдом на шельфе моря Росса показывали, что в море Росса существует популяция антарктического клыкача очень высокой численности и, вероятно, на шельфе и континентальном склоне других приматериковых морей и на подводных поднятиях также имеются его скопления и отдельные популяции. Подтверждение было получено, когда в 1990-х годах начался реальный ярусный промысел антарктического клыкача на всей свободной ото льдов акватории моря Росса, на близлежащих подводных возвышенностях и у островов Баллени. По предварительным данным американских специалистов только в море Росса биомасса этого клыкача была оценена в 400 тыс. тонн.
Необычайно богатые морские живые ресурсы Антарктики давно привлекали человека и к настоящему времени прошли несколько этапов освоения. Вначале это были китобойные и зверобойные экспансии 19-го и первой половины 20-го столетий (Зенкович, 1969; Бородин, 1996). Затем, после комплексных Советских рыбохозяйственных экспедиций 60-х годов прошлого века, были выявлены и интенсивно использовались ресурсы антарктического криля, придонных шельфовых и мезопелагических рыб (Марти, 1969; Богданов, Любимова, 1978; Шуст, 1998).
11 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена