Delta Force: спецназ, не знающий побед. Часть 2
Сразу предупреждаю: букв будет много, но, я надеюсь, интересно.
Охота на Эскобара
Очередной задачей, поставленной в конце 80-х перед оперативниками "Дельты", была поимка известного колумбийского наркобарона Пабло Эскобара.
Эскобар - личность весьма яркая и одиозная. И хотя история участия "Дельты" в операции по его поимке весьма короткая и даже не интересная, сама по себе жизнь этого человека, ИМХО, достойна некоторого упоминания.
Пабло Эмилио Эскобар Гавирия вошёл в историю как один из самых жестоких преступников. У него была самая мощная финансово-кокаиновая империя, о какой не могла мечтать ни одна наркомафия мира. Для доставки кокаина у картеля была и сеть распространения, и самолёты, и даже подводные лодки. Пабло Эскобар стал самым непререкаемым авторитетом кокаинового мира и абсолютным лидером Медельинского картеля. Он покупал полицейских, судей, политиков. Если подкуп не действовал, то в ход пускался шантаж, но в основном картель действовал по принципу: “Плати или умри”. К 1979 году, Медельинский картель уже владел более чем 80% кокаиновой индустрии США. 30-летний Пабло Эскобар стал одним из самых богатых людей мира, личное состояние которого исчислялось миллиардами долларов. Он практически полностью контролировал все сферы жизни Колумбии, планируя даже стать президентом страны.
Однако этим планам не суждено было сбыться - за Эскобара решила взяться администрация Рейгана. Между Штатами и Колумбией было достигнуто соглашение, согласно которому колумбийское правительство обязалось выдавать американскому правосудию кокаиновых баронов, занимавшихся переправкой наркотиков в Соединённые Штаты, т.к. обычная колумбийская тюрьма не являлась хоть в какой-то мере препятствием для деятельности наркобаронов. При поддержке Америки колумбийское правительство объявило картелю тотальную войну, на которую тот незамедлительно ответил террором. Созданная Эскобаром террористическая группа "Лос Экстрадитаблес" уничтожала всех, кто выступал за борьбу с наркотраффиком. Нанятые им левые партизаны захватили и практически уничтожили Дворец Правосудия в Боготе, в котором на тот момент находилось несколько сотен человек. Постоянно преследуемый Эскобар, потерявший почти всё своё имущество, вынужден был постоянно перемещаться между тайными убежищами, огрызаясь всё новыми взрывами и убийствами. Колумбию сотрясали террористические акты.
Естественно, что всё это не могло не раздражать американцев, и в 89-м на Эскобара натравили "Дельту". Вопреки всеобщей уверенности, "прославленные" спецназовцы не смогли достигнуть сколь-нибудь существенных результатов - Эскобар оставался на свободе, террор продолжался. Чем конкретно всё это время занимались спецы, доподлинно неизвестно, но поймать наркобарона удалось лишь в 92-м году, правда, "Дельта" к этому уже никакого отношения не имела. Эскобара загнали в угол местные оперативники "Особой поисковой группы" во главе с полковником Мартинесом, в которую вошли лучшие полицейские и бойцы колумбийского спецназа и армии: он сдался полиции на "особых условиях". А в копилку "Дельта Форс" капнуло очередное фиаско.
Дальнейшая судьба Эскобара, если кому интересно, была короткой, но не менее яркой. Заполучив Эскобара, правительство Колумбии добилось отмены экстрадиции. Отсиживаясь в собственноручно выстроенной (!) тюрьме "Ла Катедраль", больше напоминавшей высококлассный отель, Эскобар умудрялся управлять делами картеля. В какой-то момент ему стало известно, что два его партнёра в его отсутствие присвоили часть денег, и наркобарон велел доставить их к нему в тюрьму, где лично принимал участие в пытках и убийстве экс-партнёров. Это переполнило чашу терпения правительства Колумбии, и Эскобар подался в бега. Преследуемый полицией и организацией "Лос Пепес", состоявшей из членов семей, пострадавших от рук Эскобара, он скрывался полтора года, пока не был обнаружен отделом прослушки американской службы АНБ и убит полицейским снайпером в медельинском квартале Лос Олибос.
Арест Мануэля Норьеги
Следующим в списке "подвигов" подразделения "Дельта" значится панамский диктатор Мануэль Антонио Норьега Морено.
У Мануэля Норьеги действительно интересная биография. Одно время он получал деньги сразу из четырех секретных источников. Ему платили ЦРУ, советская разведка, кубинские коммунисты и торговцы наркотиками. Он сам пристрастился к наркотикам, и у него, что называется, крыша поехала. Несколько раз Норьега путал, кому какую секретную информацию отправлять. То, что он должен был послать в Москву, он отправлял в Вашингтон и наоборот. Тогда ЦРУ отказалось от его услуг, и Норьега стал притеснять американских граждан в Панаме. В то же время он продолжал контрабанду наркотиков и оружия. В 1988 году Администрация по борьбе с наркотиками США обвинила его в торговле наркотиками, а 15 декабря 1989 года Норьега даже умудрился объявить войну США, очевидно обиженный совершённым на него покушением. 16 декабря панамскими войсками был застрелен американский солдат, а 20 декабря 1989 года вооруженные силы США вторглись в Панаму, прежде всего с целью ареста Мануэля Норьеги по обвинению в политическом рэкете, терроре и торговле наркотиками (надо сказать, небезосновательно).
В операции «Справедливое дело» США задействовали 24 000 своих военнослужащих. Из них 26 человек погибли и 300 получили ранения. Среди панамских граждан жертвы исчислялись тысячами. Когда американские части вошли в Панама-сити, Норьега успел укрыться в резиденции папского нунция. Весь район папской миссии был тотчас же блокирован бойцами... кого бы вы думали? Правильно! Спецподразделения "Дельта Форс".
Договаривавшиеся стороны рассматривали три варианта решения проблемы: вывоз Норьеги в США, выдача его панамским властям и выезд генерала в третью страну. Последний вариант на практике оказался нереализуем, так как среди третьих стран дураков принять Норьегу не было. Выдача властям Панамы не устраивала власти Панамы: президент Эндара заявлял, что Панама не может гарантировать должного суда над генералом. Обстановка вокруг папской миссии накалялась. В течение всех 10 дней блокады спецы обрабатывали Норьегу орущими на полную мощность треками Guns N’ Roses и The Clash.
3 января Норьега, не выдержавший нечеловеческой пытки американской культурой, решил сдаться. Вечером он надел парадный мундир со всеми регалиями, взял в руки Библию и вышел к воротам миссии, где был немедленно арестован и доставлен в Штаты.
Наверное, это можно считать победой? Нууу...
Кстати, в ходе судебного процесса всплыло немало прелюбопытных фактов. Так, например, в 1983 году Норьега прибыл в США с официальным визитом для встречи с тогдашним вице-президентом Джорджем Бушем на самолете, который был загружен кокаином, предназначенным для продажи в США.
Операция "Возрождение надежды"
Про самую громкую операцию с участием оперативников "Дельты" в Могадишо (больше известную у нас как "Падение Чёрного Ястреба") не слышал, наверное, только тот, кому это по возрасту не положено. Но начать рассказ об этом удивительном событии, в котором наши "герои" хоть и не играли ведущую роль, но тем не менее свою копилку пополнить умудрились... справедливости ради скажем, что в некоторой степени этот рассказ будет даже не о них, а об американских военных в целом... Так вот, начать, как мне кажется, следует с самого начала, чтобы в более полной мере раскрыть суть, причины и последствия провала операции, - с миссии UNOCOM в Сомали под эгидой ООН.
Изначально программа UNOCOM I была учреждена для оказания гуманитарной помощи сомалийцам, оказавшимся в тисках голода и гражданской войны. Основу этой миссии составлял десяток стран, выполняющих исключительно гуманитарную миссию. В гражданской войне стороны представляли в основном Али Махди Мухаммед, временный президент Сомали, и генерал Мухаммед Фарах Айдид.
В середине 92-го года американские, а вслед за ними и международные СМИ начали активно освещать события на Африканском Роге. На западного обывателя обрушилась волна образов скелетиков с огромными глазами. Опечаленная общественность потребовала от ООН ввести в Сомали вооружённый контингент для спасения голодных негров, вытеснив UNOCOM I миссией UNITAF.
Операция получила название "Возрождение надежды". По задумке планировалось кормить, поить, лечить и одевать страдающее население, восстанавливать инфраструктуру, строить дома и дороги, а бравые солдаты международного контингента под командованием отставного адмирала ВМС США Джонатана Хоува должны были обеспечивать сохранность участников миссии от посягательств наиболее ретивых представителей враждующих сторон, ни во что особо не вмешиваясь. Миссия ни в коем случае не позиционировалась как военная.
Первоначально всё шло хорошо, местные с воодушевлением восприняли бесплатные печеньки и довольно неплохо относились к представителям миссии. Однако постепенно начали вырисовываться проблемы. Одна из них - неконтролируемое вооружение местного населения. Морские пехотинцы натыкались на целые склады оружия, порой даже в непосредственной близости от посольства США, но, имея прямой приказ от Хоува, опасавшегося дипломатических конфликтов, вынуждены были ничего не конфисковывать. Само собой, полевые командиры Айдида и Махди сделали из этого строго противоположные выводы, и с некоторых пор враждующие стороны обратили своё внимание на миссию. Прозвучали открытые обвинения в пособничестве одной из сторон, затем - нападения на представителей миссий. Начавшиеся беспорядки с трудом удалось подавить, пригрозив Айдиду личной ответственностью. Сыграло здесь свою роль и непреодолимое желание ООН сунуть свой нос во внутренние дела Сомали.
Одновременно с нарастанием напряжённости (не очень понятно, правда, зачем) миссию UNITAF заменили менее многочисленной, но более амбициозной UNOCOM II, в круг ответственности которой входило гораздо большее число более сложных задач, обеспечить выполнение которых имеющимися силами оказалось невозможно. Главное её отличие от предыдущей миссии заключалось в том, что относительно применения силы теперь у американцев полностью развязывались руки.
Далее события стали разворачиваться по нарастающей. Сначала завязка: 5 июня инспекция ООН, находившаяся с проверкой на одном из складов Айдида, расположенного в непосредственной близи от "Радио Могадишо", была блокирована толпой, среди которой были распространены слухи, что данная группа ООН на самом деле собирается нейтрализовать радио. Кто-то из толпы ухватился за оружие одного из бойцов-пакистанцев из охранения, тот ответил огнём и ранил нападавшего. В ответ полетели камни, среди толпы внезапно появились боевики, которые открыли огонь по группе. Несколько часов американцы пробивались на помощь блокированным ООНовцам. Одновременно началась атака на пост, раздававший продукты питания в нескольких кварталах от радиостанции. Храбрые воины Айдида, активно используя женщин и детей в качестве живого щита (как оказалось, весьма распространённая тактика в Сомали), практически смели пакистанцев, оборонявших пункт. Общие потери среди пакистанских военных в тот день составили порядка 26 человек.
В ответ Совбез ООН потребовал "в срочном порядке провести расследование этого инцидента, с уделением особого внимания роли имеющих к нему отношение лидеров группировок". И снова адмирал Хоув проявил свои потрясающие организаторские навыки: он распорядился, чтобы расследование не покидало стен здания миссии ввиду опасной обстановки снаружи, а т.к. свидетели отказывались давать показания внутри этих стен, то фактически виновного назначили без особых разбирательств. Это означало начало военных действий в отношении Айдида. Миссия UNOCOM официально получила статус военной операции! На Сомали посыпалась бронетехника, ударные и разведывательные вертолёты, самолёты поддержки АС-130. 6-го июня боевые вертолёты нанесли удар по Могадишо, завязались уличные бои, начались ночные обстрелы города с воздуха, произошло несколько расстрелов демонстраций. В общем, пошла веселуха...
12 июля снова отличился Хоув. Старейшины клана хавийя собрались в доме Абди Хасана "Кебдида"Аваля, чтобы обсудить длящуюся вражду между Айдидом и иностранными военными. Специально посланный представитель клана объяснил цель этой конференции адмиралу и заверил, что вооружённых людей в здании не будет. Хоув пообещал безопасность участникам, и успокоенный представитель покинул штаб ООН. В 10:15 на дом Аваля внезапно обрушился шквал ракет и авиаснарядов - шесть "Кобр" за несколько минут методично разнесли весь второй этаж, в котором собрались участники конференции, затем последовал десант и зачистка здания. Айдида в доме не оказалось.
Вряд ли после этого со стороны сомалийцев можно было ожидать тёплого отношения к миссии. От UNOCOM отвернулись даже те, кто ещё верил в благие намерения миссионеров. Началась форменная резня... Именно в этот момент в Сомали и появляются силы специального назначения. Основу соединения составляла рота B 3-го батальона 75-го полка рейнджеров, также в него входили подразделения "Дельта Форс", "тюленей" и "красных беретов" (спецназ ВВС США), авиационный компонент обеспечивали "Ночные сталкеры" - 160-й авиаполк специальных операций. Это были лучшие из лучших, элита вооруженных сил США.. Их главной целью стала поимка Айдида.
Партизанская война достигла своего пика, для борьбы с ней у миротворцев не было ни сил, ни опыта, ни решимости. Поэтому на соединение Рейнджер возлагались большие надежды. А спецы тем временем "жгли": одна за другой проводились бессмысленные, шаблонные операции в тщетной попытке поймать то одно, то другое "лицо, особо приближённое к императору", чтобы получить хоть какую-то информацию об Айдиде. Действия их не отличались какой-либо фантазией, ограничиваясь тем, чему их учили на курсах. Например, 30 августа они, действуя по неверной наводке сомалийского агента, арестовали 8-х членов миссии ООН, приняв их за помощников Айдида. В другой раз рейнджерам почудился сам Айдид - и это на территории Махди! В результате чего было арестовано 39 человек и сам "Айдид" - Ахмед Джилао, бывший начальник сомалийской полиции. Правда, получив прикладом по голове, он довольно охотно признал себя Айдидом... Всё это не приближало командование миссии к цели и лишь усугубляло противоречия в отношениях с местным населением, да и страны-участницы UNOCOM всё больше теряли терпение.
Апогей всей операции по нейтрализации Айдида пришёлся на 3 октября 93-го года - "День рейнджеров", как его называют в Сомали, или более известный как "Падение Чёрного Ястреба". В результате очередной попытки захватить сторонников Айдида американцы потеряли 18 человек убитыми, 1 пленными и около 80 ранеными, два вертолёта и несколько автомобилей. Используя предвзятое представление о противнике как о сборище обезьян с автоматами (и это после стольких боестолкновений!), не принимая во внимание образование самого Айдида (а он всё-таки был генералом - и совершенно заслуженно), пользуясь абсолютно недостоверными данными разведки (данные не проверялись, все информаторы контролировались Айдидом), совершенно не учитывая специфические условия и отношение местного населения (например, операция проводилась днём, когда большая часть населения находилась под действием местного наркотика, ката, и, фактически, была на пике своей активности), используя плохо подготовленные кадры, американцы выработали удивительно оптимистичный и несуразный план операции. Который в итоге и привёл если и не к полному поражению, то к существенным накладкам, и вынудил командование операцией постоянно корректировать планы и затыкать дыры.
Операция UNOCOM позорно провалилась, вылившись в банальную войну, причём впервые ООН выступила не как гуманитарная организация, а в качестве военной силы.
Но, возвращаясь, к теме поста... Итак, вы таки осилили всю эту писанину. Насколько справедлив заголовок, вы можете решить самостоятельно. Надеюсь, был вам полезен и интересен. :)
з.ы. Если пост понравится, буду продолжать заводить посты по похожей тематике.
103 комментария
10 лет назад
Автор, тематика интересная, продолжай в том же духе:)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена