Идеальное оружие - Катана
Существует лишь одно оружие, которое доминировало на полях сражения в Японии в течении тысячи лет. Оружие настолько свирепое, что может распороть человека от глотки до паха и тем неменее оно перешло в новейшую форму искусства и духовной жизни. Меч настолько идеальный по своей структуре, так великолепно выполнен, что дал начало новому аристокраческому поколению бойцов. Нет второго орудия в мире, которому приписывают наличие собственного духа. Японский меч лучший в мире, он обладает всеми качествами необходимыми идеальному оружию. Мы отправимся в литейную мастерскую и бойцовские школы, познакомимся с кузнецами, в надежде узнать как рождается идеальный меч. В самом сердце науки Древнего таинства, придающего этому клинку внушающий ужас, остроту и огромную силу. Пристальный взгляд на самый символичный предмет выкованный когда либо. Мы представляем взгляд изнутри на многовековую легенду Самурайского меча.
Составные части катаны
Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех тсубах присутствуют кодзука хитсу-ана и когай хитсу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, ёкотэ и хоримоно и так далее.
Букэ-дзукури косираэ — вообще букэ-дзукури — это оправа для катаны. На иллюстрации букэ-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок.
Кабуто-ганэ — яблоко. Наличие кабуто-ганэ — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации. Аси — крепления для подвешивания ножен.
Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.
Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.
Фукурин — кольцеобразное ребро тсубы, внешняя граница.
Когай хитсу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.
Секиганэ — подгонка тсубы, небольшие кусочки мягкого металла.
Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и еще меньше, расположенные в этой части тсубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, с помощью которого меч привязывается к руке.
Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.
Кодзука хитсу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа.
Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то тсубу можно назвать сукаси-тсуба.
Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.
Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.
Сито-домэ — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.
Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.
Тсука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Тсукамаки — название процесса оплетки.
Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.
Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата.
Тсуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.
Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.
Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.
Омотэ — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной.
Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.
Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.
Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.
Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.
Ёкотэ — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.
Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.
Фукура — изгиб клинка в киссаки, между ёкотэ и острием.
Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.
Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.
Мунэ-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропиле удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.
Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.
Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.
Нагаса — длина клинка от мунэ-мати до кончика киссаки.
42 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена