Генерал Карбышев. Герой Отечества. Великий духом!
Который предпочёл дикую и мученическую смерть сотрудничеству с врагами нашей с вами Родины.
Дмитрий Михайлович Карбышев, знаменитый генерал-фортификатор, разработавший планы укрепления многих стратегически важных городов, основатель отечественной военно- инженерной науки, отважный участник русско-японской, Первой мировой, гражданской, советско-финляндской и Великой отечественной войн, завершил свою земную жизнь в концлагере Маутхаузен.
Захваченный в бессознательном состоянии в Брест-Литовске, плененный, но не сдавшийся, непокоренный «машиной смерти» он продолжал войну, участвуя в подпольной деятельности Сопротивления, словом и делом укрепляя дух солдат-военнопленных, являя собой пример непоколебимой стойкости, верности и преданности Родине.
18 февраля 1945 года, после трех с половиной лет унижений и каторжных работ в лагерях : Острув-Мазовецка, Нюрнберг, Бреслау, Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Освенцим (Аушвиц), Заксенхаузен, генерал Карбышев принял мученическую смерть, разделив участь заключенных, подвергшихся в тот день массовой расправе в концлагере Маутхаузен.
Гестапо было заинтересовано в том, чтобы склонить Карбышева к измене и ему неоднократно предлагали перейти на службу Вермахту, пытаясь заполучить одаренного и опытного специалиста. Генералу Карбышеву гарантировали освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полную материальную обеспеченность, ему также был бы открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с любыми материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. Дмитрий Михайлович, на предложение о сотрудничестве отвечал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».
КОДЕКС ЧЕСТИ В ПЛЕНУ
Карбышев сформулировал «Правила поведения советских бойцов и командиров в фашистском плену». Вот они, изложенные независимо друг от друга бывшими узниками Т. Б. Кублицким, А. П. Есиным, П. П. Кошкаровым и Ю. П. Демьяненко:
1. Организованность и сплоченность в любых условиях плена.
2. Взаимопомощь. В первую очередь помогать больным и раненым товарищам.
3. Ни в чем не унижать своего достоинства перед лицом врага.
4. Высоко держать честь советского воина.
5. Заставить фашистов уважать единство и сплоченность военнопленных.
6. Вести борьбу с фашистами, предателями и изменниками Родины.
7. Создавать патриотические группы военнопленных для саботажа и диверсий в тылу врага.
8. При первой возможности совершать побеги из плена.
9. Оставаться верными воинской присяге и своей Родине.
10. Разбивать миф о непобедимости гитлеровских войск и вселять военнопленным уверенность в нашей победе.
Впервые о подвиге героя антифашистской борьбы стало известно в 1946 году из свидетельства майора канадской армии Седдона де Сент-Клера: «Мне осталось жить недолго, поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым находился в плену в лагерях Ораниенбург и Маутхаузен. Военнопленные всех национальностей, которые были заключены в этих лагерях, с величайшим уважением говорили о генерале Карбышеве и прислушивались к каждому его слову. Всем было известно, что он крупный военный ученый, сотрудничества с которым немцы, после того как он попал к ним в плен, усиленно добивались. Однако генерал Карбышев остался верен своей Родине, не пошел ни на какие компромиссы и вел среди пленных работу, которая приводила немецких тюремщиков в ярость, а всех честных людей - в восхищение. Генерал Карбышев остался в моем представлении изможденным стариком лет семидесяти, с удивительно живыми глазами и поражающим запасом оптимизма. Все, кто находился в лагере, годились ему, по меньшей мере, в сыновья. Но не мы его, а он нас поддерживал своей верой в победу над фашизмом, своей преданностью Родине и верностью воинскому долгу.
О Красной Армии, о советском народе он говорил с такой любовью, с такой глубокой убежденностью в том, что советские люди освободят Европу от фашистских сил, что ему нельзя было не верить. Патриотизм генерала Карбышева не был пассивным. Он сумел не только умереть мужественно, но и жить мужественно, что было много труднее в положении, в котором мы находились. Старый человек, он вел среди пленных такую большую агитационную работу, с которой, не знаю, справились ли бы десять молодых. Не фашистские, а карбышевские сводки положения на фронтах ходили у нас по рукам. На все военные события мы смотрели глазами нашего генерала, а это были очень хорошие, очень верные глаза. Они помогали нам заглядывать в будущее, правильно разбираться в событиях и, что очень важно для меня и для многих людей, похожих на меня, помогали понять вашу великую страну и великолепный народ. «Вот это - человек!» - говорили мы между собой о Карбышеве. Советский Союз может гордиться такими гражданами, тем более что, судя по всему, в этой удивительной стране Карбышевых много». Показания Сент-Клера подтвердили французские военнопленные Валле и Дедион.
Французский историк Мишель де Буар в своей книге «Маутхаузен» исследовал и описал обстоятельства смерти группы военнопленных, среди которых был и Карбышев. Исследование историка совпадает с показанием Седдона де Сент-Клера: «Прибывшие накануне с большим этапом из Заксенхаузена в ночь с 17 на 18 февраля 1945 года были оставлены голыми на апельплаце при температуре 12 градусов мороза, а затем облиты водой; ритм умирания был недостаточно быстрым, тогда эсэсовцы, вооруженные дубинками, учинили бойню, от которой спаслось только 30 человек. Трупы были немедленно отнесены в крематорий». Бесстрашного генерала не зря называют иногда «человеком-крепостью». Будучи видным специалистом в военно-инженерном деле, Карбышев, утверждал в своих трудах, что если рассматривать фортификацию только как теоретическую науку в отрыве от реальных (и разнообразных) условий боя, то она, по его словам, будет только «телом без души»: "Проволока и бетон сами по себе не стреляют. Не они, а живая сила войск достигает победы, но достижению победы помогают и проволока, и бетон". И вот, когда противник лишил его защиты не только крепостных стен и оружия товарищей, но и одежды и элементарного уважения к личности пленного, которое прежде считалось непременным условием честной войны, словом – лишил всего того, что обычно составляет физическую и социальную оболочку нормальной человеческой жизни, тогда, среди пыток и унижений Дмитрий Карбышев доказал, что подлинное одеяние и «броня» его души – его честь и достоинство, а «душа души» его - неизменная любовь, и они неотъемлемы и останутся с ним навсегда.
Последними из дошедших до нас его слов, которыми герой Сопротивления поддерживал узников перед неминуемыми пытками в лагере смерти были: «Думайте о Родине и мужество вас не покинет».
16 августа 1946 года, на основании данных ведомства о репатриации и многочисленных свидетельств бывших узников концлагерей, Дмитрию Михайловичу Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ:
1. Дмитрий Михайлович родился в сибирском городе Омск и был потомком полковника казачьих войск Ивана Карбышева, с конным отрядом из двух сотен заставившего бежать скопища приверженцев хана Касимова у озера Кургальджин и возглавившего казачий поход вглубь казахской степи. Там, где ими был заложен город Верный, теперь – столица Казахстана Алма-Ата.
2. Старшая дочь генерала Карбышева и сестры милосердия Лидии Васильевны Карбышевой (Опацкой) КАРБЫШЕВА Елена Дмитриевна стала военным инженером, она была первой в истории морского отделения Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева девушкой-курсантом, в период обороны Ленинграда Елена Дмитриевна принимала активное участие в строительстве оборонительных рубежей. Все работы выполняла наравне с мужчинами, оставаясь при этом всегда бодрой и жизнерадостной. Участвовала в Великой Отечественной войне, награждена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Дружбы народов, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другими.
3. Мало кто знает, что экспертное заключение генерала о Троице-Сергиевой Лавре как крепости подвигло Совнарком в 1930-х годах выделить 6 млн. рублей на реставрационные работы в Лавре, что позволило сохранить ее от разрушения.
29 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена