Настоящая классика кино с погонями
Человека, который вырос на фильмах 70-х годов, когда все трюки проделывались вживую, не могут впечатлить все эти долбанные спецэффекты. Я хотел вернуть драйв и возбуждение, что сопутствовали классическим сhase movies. Сделать это можно было, только перестав обманывать публику. "
(с) Квентин Тарантино
Качественная автомобильная погоня может спасти любой боевик, даже в условиях отсутствия у главного героя щетины, блестящего магнума неадекватного калибра и умения говорить короткими пафосными фразами. Однако в современном кинематографе этот инструмент, позволяющий сделать из унылого полного метра что-то по-настоящему зрелищное и захватывающее, как будто целенаправленно игнорируется.
Либо мы имеем нечто невыразительно-куцее как в Casino Royal, в котором Джеймс Бонд за 30 секунд раскладывает в пыль свой Aston Martin, оставив недоумевать привыкшего к канонам экшена зрителя с ведром поп-корна перед экраном… Либо это сотня слоев монтажа и компьютерной графики как в любом Fast and Furious (также известном как "Форсаж"). Либо, как это принято в современном Голливуде, саму идею chase scene безбожно хоронят под грудой красиво разбитых на фоне пылающего бутафорского пламени автомобилей.
Зрелищно? Бесспорно. Красиво? Сложно отрицать. Дорого и высокотехнологично? Ты же сам знаешь примерное количество нулей в бюджете современного блокбастера. Но я прихожу в кино смотреть не на нули в бюджете, а на реальные тачки, реальные дорожные ситуации и трюки, в которых законы физики продолжают исправно работать, а наличие яиц у каскадера гораздо важнее креативного гения у человека, ответственного за спецэффекты.
Так вот, если тебе интересно, как все начиналось, и почему в 70-х не только пиво было вкуснее, а кокаин не бодяжили зубным порошком, но и погони снимали так, как положено, — читай дальше.
Bullitt ("Буллит"), 1968
Можно сказать, что именно с этого фильма все и началось. А точнее, все началось с идеи, что крутой американский коп, рассекающий на ревущем Мустанге, пренебрегающий должностными инструкциями в пользу собственных представлений о справедливости, выглядит намного более выигрышно, нежели современные версии скучной классики расследования преступлений с налетом интеллектуальности и полным отсутствием какого-либо экшена.
Во многом благодаря этой киноленте мы имеем тот самый вовсю эксплуатируемый Голливудом образ американского полицейского, который гораздо лучше валит со всех стволов супостатов пачками, нежели нюхает через лупу волоски с места преступления. В общем, ты понял, откуда растут корни всеми любимых персонажей, начиная Старски и Хатчем и заканчивая Джоном МакЛейном. И да… Там была восхитительная сцена погони, на которую многие деятели кино равняются до сих пор, ведь эти 9 минут 42 секунды были сняты с небывалой тщательностью и поразительным размахом для кинематографа тех времен.
Vanishing Point ("Исчезающая точка"), 1971
Классическое road-movie, в котором главный герой весь фильм топит на все деньги газ в пол из пункта А в пункт В, раз за разом заставляя копов дышать дорожной пылью, растворяясь в окружающих пейзажах. Ковальски — радикально не вписывающийся в окружающую действительность бунтарь-одиночка с тяжелым прошлым, только от него зависящим настоящим и полным отсутствием радужных перспектив на будущее.
С минимумом эмоций, лишенный каких-либо иллюзий и привязанностей, разгоняя кровь амфетамином, на протяжении всего фильма он несется на белом Dodge Challenger мимо загибающейся эры беззубого бунта "детей цветов" навстречу пустой безысходности и тотального отсутствия даже тусклого света в конце тоннеля.
Фильм, лишенный какой-либо ярко выраженной сюжетной линии, смотрится как нарезка отдельных сюжетов, как клип и именно этим держит в напряжении до самой финальной сцены. Идеальное рафинированное chase movie без лишних сантиментов и с морем незамыленного спецэффектами драйва, с поражающими своей реалистичностью сценами погонь и невероятно харизматичным Бэрри Ньюманом в главной роли, разбавленное лишь короткими диалоговыми сценами, отлично передающими дух Америки тех лет.
Gone in 60 seconds ("Угнать за 60 секунд"), 1974
Фильм, безусловно, примечателен тем, что идея его создания практически полностью была воплощена в жизнь одним человеком — заядлым фанатом автомобилей, коллекционером, умелым механиком и талантливым водителем H.B.‘Toby’ Halicki, который впоследствии стал сценаристом, режиссером, продюсером, а также исполнителем главной роли и большинства снятых в ленте трюков.
Изначально идея фильма рвала все каноны существующего на тот момент кинематографа: Тоби решил снять фильм, в котором главными героями стали не люди, а автомобили, каждый из которых имел свою историю и свое собственное имя. Для пущей подлинности происходящего в фильме задействовано минимум профессиональных актеров: полицейские, пожарные и даже мэр города Карсон Сак Ямамото сыграли самих себя.
Кроме того, для съемок Тоби выделил порядка сотни машин из собственного автопарка и сам лично рихтовал свой Ford Mustang в паузах между дублями, прерывая съемочный процесс лишь для того, чтобы заняться своим основным делом — ремонтом подержанных автомобилей, дабы заработать денег на продолжение съемок киноленты.
Все погони, все трюки, все прыжки и аварии были выполнены живьем, без всяких средств киномонтажа, и только лишь в финальной 40-минутной сцене было разбито вдребезги и пополам 93 автомобиля. Причем кульминационный прыжок Тоби выполнял также сам, пролетев за рулем "Элеоноры" несколько десятков метров в воздухе, заработав себе тем самым смещение позвоночника.
Классический Gone in 60 seconds (1974)
— ярчайший пример удачного независимого кинопроизводства, полностью построенного на энтузиазме, честности и беспредельной самоотдаче ради любимого дела. Единственный минус этого фильма в сравнении с ремейком 2000 года — отсутствие Анжелины Джоли в одной из главных ролей.
Dirty Mary Crazy Larry ("Грязная Мэри, сумасшедший Ларри"), 1974
Нужны деньги на покупку нового мотора для успешного участия в гонках. Где их взять? There's nothing they won't try. Три абсолютно разных характера, два неуловимых культовых американских автомобиля, километры асфальта, мешок свежеукраденых денег и на хвосте полиция всея штата под предводительством честолюбивого и дуболомно-упрямого шерифа, всеми силами пытающаяся подгадить нашей троице всю малину.
И, как ты догадываешься, весьма безуспешно. "Сюжет банален, как склад непарных носков под холостяцким диваном", — скажешь ты... Да кому нужны все эти неожиданные сюжетные повороты и тонко проработанный сценарий, когда на экране копы, не справившись с управлением, проламывают насквозь огромный биллборд с надписью "There's a name for people who doesn't use belts — STUPID"?
Очень хорошее chase movie, в котором нет ничего лишнего и наличествует все, что должно быть: страсти кипят, полицейские кусают локти и грозятся скорейшей расправой, наши парни с солидным кушем жгут резину по направлению к заветной цели, груды металлолома, которые в предыдущих кадрах были полицейскими дредноутами, озарявшими мигалками проносящиеся мимо окрестности. И даже есть момент с полуголой женщиной в душе! Ну и... (спойлер). Там есть сцена с самым настоящим вертолетом. Без монтажа. И... (второй спойлер) есть она не только в этом из всех означенных здесь фильмов.
Smokey and The Bandit ("Смоки и Бандит"), 1977
Топливный кризис конца семидесятых годов ознаменовал закат эры американских маслкаров, эры, создавшей огромный пласт автомобильной культуры. Именно в этот момент Голливуд разразился, пожалуй, последним классическим chase movie о противостоянии беспредельно обаятельных главных героев и задыхающихся в собственной злобе от череды неудач полицейских.
Сюжет, как водится, предельно незамысловат: есть цель — доставить фуру контрабандного пива, награда — круглая сумма зелеными купюрами, парочка авантюристов, не всегда следующих букве закона, плюс извечные копы на хвосте. Это потрясающее road movie о романтике бесконечных хайвеев, дорожном братстве, настоящей мужской дружбе и преданности своим идеалам,
Здесь соблюдены все каноны жанра: атмосферные диалоги, приправленные качественным юмором, очень вкусные погони на захватывающих дух скоростях, гротескные полицейские, упорно не желающие оставаться вторым номером, умопомрачительные в контексте кинематографа тех времен трюки, запоминающиеся неповторимой индивидуальностью персонажи и десятки, десятки и еще раз десятки разбитых в крошку полицейских "интерцепторов".
Smokey and The Bandit — это очень стильная комедия, местами капельку сентиментальная, местами сверх меры переполненная пафосного героизма, но неизменно заставляющая в конце каждого эпизода поднять вверх большой палец. В 1980 году был снят весьма неплохой сиквел, в котором, правда, рев мотора, дым из-под колес и непрекращающийся стеб над стражами правопорядка были урезаны в пользу не шибко выразительных романтических перипетий между главным героем и миловидной попутчицей из первой части.
***
P.S. Из современного могу посоветовать разве что наивно-придурковатый Dukes of Hazzard (2005), ну и, безусловно, Death Proof (2007) от культового режиссера, который в нулевых показал всему миру, каким должно быть настоящее chase movie.
P.P.S. Если владеете английским, то настоятельно рекомендую смотреть все в оригинале, потому что перевод и озвучка во всех попадавшихся мне версиях были как на подбор одна ужаснее другой.
Источник:
11 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
"Братья Блюз" 1980 - Лэндис
"Побег" 1972 - Пекинпа
"Конвой" 1978 - Пекинпа
Удалить комментарий?
Удалить Отмена