Десант Ольшанского
Десанту была поставлена следующая задача. Для содействия частям Красной Армии в овладении городом Николаев нанести удар по немецкой обороне с тыла, нарушить боевое управление, вызвать панику и отвлечь часть сил с фронта. Отряд из 55 добровольцев возглавил старший лейтенант К.Ф. Ольшанский, его заместителем по политчасти был капитан А.Ф. Головлёв.
Здесь и далее цитаты из книги Н. Я. Медведева,героя Советского Союза."НАС БЫЛО 68"
"Несмотря на поздний час, около домика, где жил старший лейтенант Константин Ольшанский, мы встретили Ивана Удода. Иван Удод прибыл в батальон из армейской части, и товарищи шутливо называли его «пехотой».
- Кого высматриваешь, пехота? – поинтересовался Хакимов.
- А вы, ребята, тоже к Ольшанскому? - ответил он вопросом на вопрос.
- Да вот решили с Паташонком проситься в десант...
- Пошли тогда вместе, - Удод взял нас под руки. - А то топчусь под окном, а в хату войти не решаюсь. Поздновато, но компанией можно. Да и дело важное. - Он заглянул в окно, отошел и тихо сказал: - Плохи наши дела, ребята! У Ольшанского - Котанов и Головлев.
- Ситуация усложняется, - произнес упавшим голосом Хакимов."
Константин Фёдорович Ольшанский родился в 1915 году в семье служащего. После окончания десятилетки работал автослесарем.
В ряды Красной Армии был призван в 1936 году, службу проходил в Черноморском флоте. После окончания школы учебного отряда остался там преподавателем, а в 1941 году прошёл курсы младших лейтенантов.
На фронтах Великой Отечественной войны участвовал с 1941 года.
Участвовал в обороне Севастополя, потом был направлен для подготовки специалистов для ВМФ в электромеханическую школу, а в 1943 году был назначен командиром роты автоматчиков 384-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота, в составе которой участвовал в обороне Ейска, освобождении Таганрога, Мариуполя и близлежащих посёлков Ялта и Мелекино.
"-А сам командир десанта старший лейтенант Ольшанский? В батальоне все знали о его тяжелом горе. Во время эвакуации из Севастополя поезд, в котором ехали жена и сын Ольшанского, разбомбили фашистские летчики. Двухлетнего Валерика подобрали неизвестные люди и куда-то увезли. Жена Ольшанского вот уже два года ездит по военным дорогам, пытается разыскать сына и пока безуспешно..."
Поразительно, что для выполнения столь сложной боевой задачи был выделен такой небольшой отряд. Правда, перед штурмом города были попытки высадить еще два десанта, но они успеха не имели. Наступление наших войск началось только через двое суток после высадки, к этому времени в составе десанта осталось всего 11 раненых бойцов. Свою задачу десант выполнил, но оказать непосредственную помощь штурмующим частям он не смог.
В 4 часа 15 минут 26 марта 1944 года морские пехотинцы скрытно высадились в торговом порту, сняли часовых, и, заняв несколько зданий, организовали круговую оборону в районе элеватора. Связисты передали радиограмму об успешном начале выполнения боевой задачи. При осмотре территории элеватора отряд понёс первую потерю — подорвался на мине старшина 1-й статьи В. И. Бачурин
"После того как десантники «освоили» свои «крепости», командир собрал нас в подвальном помещении элеватора.
- Товарищи! - негромко начал старший лейтенант Ольшанский. - у нас нет времени для длинных речей. Да они и не нужны. Мы находимся в тылу врага, и вы хорошо знаете, для чего сюда пришли. - Командир помолчал. - Поклянемся нашей партии и народу, что с честью выполним поставленную задачу. Для чтения текста клятвы слово имеет капитан Головлев.
Алексей Федорович Головлев едва заметно тряхнул головой, словно отбрасывая все посторонние думы, достал текст и, освещая его карманным фонариком, стал читать, четко выговаривая каждое слово:
"Перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом народа клянемся мстить беспощадно за наши разрушенные города и села, за страдания, муки и кровь советских людей... Если для этого потребуется наша жизнь, мы отдадим и её... Клянемся, товарищи!"
- Клянемся!"
Враг обнаружил их только утром. Предполагая, что в порту находятся партизаны, немцы предприняли попытку уничтожить их небольшими силами, но, встретив сильное сопротивление, отошли.
Десантники были хорошо вооружены: у каждого винтовка или автомат, гранаты, финские ножи, сапёрные лопаты, у командиров — автоматы, гранаты, пистолеты ТТ, ножи; имелись также пулемёты и противотанковые ружья.На каждого десантника приходилось не менее двух тысяч патронов и десяти гранат.
1. Здание конторы, К. Ф. Ольшанский и 39 моряков.
2. Каменный сарай, К.В. Бочкович и 9 матросов с противотанковым ружьём и пулемётом.
3. Деревянный домик, Лисицин Ю. Е. и 8 десантноиков.
4. Сарайчик, краснофлотец Г. Д. Дермановский.
5. На железнодорожной насыпи вели бой четыре краснофлотца, вооружённые противотанковым ружьём и пулемётом.
А дальше всё слилось в один непрекращающийся бой. Враг вводил свежие части, артиллерию, применял огнемёты и дымовые шашки. Десантники несли тяжёлые потери, но каждая новая атака гитлеровцев встречала яростное сопротивление. Бронебойщик М. Хакимов метким выстрелом из противотанкового ружья попал в штабель снарядов. Их взрыв сразу уничтожил несколько орудий вместе с прислугой.
Фашисты били из минометов по сараю, где расположилось отделение старшины К. Бочковича и по домику, где оборонялись отделения Ю. Лисицына и И. Макиенко. Оттуда навстречу врагу устремился огненный факел: это Мамедов в горящей одежде бросился в толпу гитлеровцев, подняв над головой связку гранат… Вечером 26 марта в штаб батальона ушла радиограмма: «Противник атакует. Положение тяжёлое. Прошу дать огонь на меня. Дайте быстро. Ольшанский».
Бой продолжался ночью и днем 27 марта. Очнувшийся от контузии Ю. Лисицын дополз до конторы, где находились основные силы десанта. Здания уже не было - под артиллерийским огнем оно превратилось в руины.
Десантники вели огонь из полуподвальных помещений. Ольшанский был несколько раз ранен, но ни на минуту не покидал боя. Десант уже выполнил свою задачу. В городе среди фашистов началась паника. Не зная сил десанта, боясь его прорыва в город, вражеское командование вынуждено было снимать свои подразделения с передовой. Немцы до конца были уверены, что ведут бой с крупным десантом.
В середине дня появились танки. И опять «ожил» молчавший до сих пор цементный сарай, где притаились бойцы. М. Хакимов подбил первый танк. Другой танк пошел напролом. Над десантниками нависла смертельная угроза. И тогда совершил свой подвиг В.В. Ходырев, которому перед этим взрывом оторвало руку. Взяв в здоровую руку противотанковые гранаты, матрос бросился под надвигающийся танк…
Разрывом снаряда были убиты оба радиста и уничтожена рация. Ольшанский приказал получившему контузию старшине первой статьи Юрию Лисицыну, опытному разведчику, несколько раз ходившему в тыл врага, доставить в штаб батальона донесение и на словах доложить, что «нас осталось всего 15 человек. Желательно, чтобы нас поддержали самолёты. Будем биться до последнего». Лисицын успешно перешел линию фронта, но невдалеке от расположения советских войск подорвался на мине. Теряющего силы, истекающего кровью разведчика нашли наши бойцы и доставили в штаб ближайшей части. Секретное донесение было доставлено.
А десант в это время продолжал бой. Израненные, изнуренные атаками, постоянной канонадой, обстрелами, дымом и газами, оставшиеся в живых моряки упорно держались на своих позициях. Они задыхались от едкого дыма и пламени огнеметов, гибли от осколков мин и снарядов. На исходе второго дня бойцы, засевшие в здании сарая, пробрались в контору и обнаружили, что гитлеровцы обстреляли наших десантников термитными снарядами.
Десантники вели себя геройски. Тяжело раненый в живот Чумаченко, подбадривая подчинённых, до последнего вёл огонь из автомата. Когда в обороняемый Г. Д. Дермановским сарай заскочили гитлеровцы, он, собрав последние силы, набросился на немецкого офицера и зубами вцепился ему в горло; немцы навалились на десантника, но оттащить его от офицера не смогли. Очередная атака противника началась при поддержке танков, в то время как у оборонявшихся не осталось исправных противотанковых ружей; матрос В. В. Ходырев, которому осколком снаряда оторвало руку, вызвался «встретить их по-севастопольски». Ценой собственной жизни он уничтожил подошедший почти вплотную к зданию вражеский танк двумя связками гранат, тем самым сорвав атаку.
После гибели Ольшанского и всех офицеров командование отрядом принял старшина 2-й статьи К. В. Бочкович. Утром 28 марта оставшиеся в живых морские пехотинцы при поддержке штурмовиков Ил-2 отразили восемнадцатую по счёту атаку врага, оказавшуюся последней.
В ночь на 28 марта 1944 года 61-я гвардейская и 243-я стрелковая дивизии из состава 6-й армии форсировали реку Ингул и с севера ворвались в город Николаев. Одновременно с востока в город вошли части 5-й ударной армии. С юга в город вступили войска 28-й армии и 2-й гвардейский механизированный корпус. К этому моменту в живых осталось 11 человек из состава десанта; все были ранены и обожжены, пятеро — в тяжёлом состоянии.
В официальном донесении командира батальона майора Котанова Ф. Е. говорилось: «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».
Немцы до конца были уверены, что ведут бой с крупным десантом. Пленный обер-лейтенант Рудольф Шварц показал:
"-Командование Николаевского гарнизона было весьма обеспокоено тем, что за столь короткий срок был разгромлен почти целый батальон. Нам казалось непонятным, каким образом такие большие силы русских прошли на территорию порта."
Николаевский десант выполнил поставленную задачу. Его героические действия вошли в историю Великой Отечественной войны как образец воинской доблести подразделения.
Итоги.
В официальном донесении командира батальона майора Ф.Е. Котанова говорилось: «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».
Все участвовавшие в десанте 55 морских пехотинцев сразу были удостоены звания героя Советского Союза. Имена 12 красноармейцев до сих пор остаются неизвестными, поскольку они отсутствовали в списке десанта. Местные краеведы продолжают поиски, но пока удалось установить имена только четырех героев. В 1965 году высокое звание Героя Советского Союза было присвоено проводнику отряда А.Н. Андрееву.
Нет, не забыты герои!
За освобождение Николаева батальон Ф.Е. Котанова получил благодарность Верховного Главнокомандующего и наименование Николаевского. На одной из центральных площадей Николаева был воздвигнут величественный памятник морякам-героям, павшим в боях за освобождение города.
Мемориал десантникам в г. Николаев
Вот имена Героев Советского Союза участников Николаевского десанта Ольшанского:
Офицеры:
1. старший лейтенант Ольшанский Константин Фёдорович – командир отряда десантников, погиб
2. капитан Головлёв Алексей Фёдорович – замполит отряда, погиб
3. лейтенант Волошко Григорий Семёнович – начальник штаба отряда, погиб
4. младший лейтенант Корда Василий Егорович, погиб
5. младший лейтенант Чумаченко Владимир Ильич, погиб
Матросы, старшие матросы, старшины:
6. Абдулмеджидов Ахмед Дибирович, погиб
7. Авраменко Михаил Иванович, погиб
8. Артемов Павел Петрович, погиб
9. Бачурин Василий Иванович, погиб
10. Вансецкий Павел Федорович, погиб
11. Вишневский Борис Степанович, погиб
12. Говорухин Иван Ильич, погиб
13. Голенев Степан Трофимович, погиб
14. Демьяненко Илья Сергеевич, погиб
15. Дермановский Георгий Дмитриевич, погиб
16. Евтеев Иван Алексеевич, погиб
17. Индык Иван Степанович, погиб
18. Казаченко Николай Иванович, погиб
19. Кипенко Владимир Иванович, погиб
20. Ковтун Григорий Иванович, погиб
21. Коновалов Михаил Васильевич, погиб
22. Котов Иван Ильич, погиб
23. Лютый Александр Сергеевич, погиб
24. Макиенок Иван Андреевич, погиб
25. Мамедов Али Ага-оглы, погиб
26. Мевш Михаил Павлович, погиб
27. Маненков Василий Семенович, погиб
28. Недогибченко Леонид Васильевич, погиб
29. Окатенко Федор Алексеевич, погиб
30. Очаленко Владимир Николаевич, погиб
31. Осипов Павел Дмитриевич, погиб
32. Петрухин Николай Дмитриевич, погиб
33. Пархомчук Ефим Онуфриевич, погиб
34. Прокофьев Тимофей Ильич, погиб
35. Скворцов Николай Александрович, погиб
36. Судейский Сергей Николаевич, погиб
37. Тищенко Гавриил Елизарович, погиб
38. Фадеев Николай Александрович, погиб
39. Хайрутдинов Акрен Мингазович, погиб
40. Хлебов Николай Павлович, погиб
41. Ходаков Дмитрий Дмитриевич, погиб
42. Ходырев Валентин Васильевич, погиб
43. Чуц Абубигир Бартибиевич, погиб
44. Шип Пантелей Семенович, погиб
45. Андреев Андрей Иванович – рыбак, проводник, погиб
Вынесенные живыми с поля боя 28 марта 1944 года:
46. Бочкович Кирилл, погиб в последние дни войны
47. Гребенюк Никита
48. Дементьев Иван, погиб в последние дни войны
49. Куприянов Алексей
50. Лисицын Юрий
51. старший матрос Медведев Николай Яковлевич, умер в Москве 17 октября 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.
52. Павлов Ефим
53. Хакимов Михаил
54. старшина Шпак Кузьма – парторг отряда, скончался в госпитале 10 апреля 1944 года от полученных ран
55. Щербаков Николай
56. Удод Иван
Погибли также двенадцать армейцев - саперов и связистов. Они были приданы десанту в самый момент посадки на шлюпки.
На представлении к присвоению звания Героя Советского Союза участникам Николаевского десанта в апреле 1944 года начальник штаба 384-го Отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы инженер-капитан А. Самарин сделал следующее примечание: "В список не включены 12 красноармейцев 1-го Гвард. Укреп. района 3-го Украинского фронта, которые действовали в составе десантного отряда".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено лоцману-проводнику Андрееву Андрею Ивановичу.
В честь героев названы, в частности, посёлок городского типа Ольшанское и улица Ольшанцев в Корабельном районе Николаева; городская школа № 43 носит имя К. Ф. Ольшанского.В центре города установлен памятник и мемориал героям-ольшанцам, зажжён Вечный огонь. До 1991 года на мемориале действовал Почётный караул «Пост № 1», в который ежедневно заступали лучшие школьники города. 28 марта 2001 года «Пост № 1» был частично восстановлен силами Николаевского спортивно-патриотического Клуба «Рысь» (почётный караул выставлялся по праздничным дням). С 5 мая 2010 года «Пост № 1» в Николаеве восстановлен на ежедневной основе, на базе Клуба юных моряков.
Имена приданных десанту связистов и сапёров долгое время оставались неизвестными по причине их отсутствия в списке десантного отряда. Часть имён была в дальнейшем установлена:
-сержант Русин Павел Григорьевич;
-ефрейтор Чекунов Дмитрий Макарович;
-капитан Монастырских Борис Александрович;
-старший сержант Самойлов Виктор Степанович
Поиски остальных продолжаются.
БДК “ Константин Ольшанский “
Источник:
2 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена