Как программисты пишут программы?
Попытаюсь объяснить как это происходит, что называется, на пальцах.
Для написания программ используются языки программирования, которые разделяют на низкоуровневые, высокоуровневые и сверхвысокоуровневые, а какой из них какой и чем отличается станет ясно чуть позже. Но забегая вперед добавлю, что каждый язык создан для определенных задач и не всегда одну и ту же задачу можно реализовать на разных языках.
Для понятности, буду приводить примеры на бытовых приборах и задачах, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Итак, задача - нарезать хлеб к обеду. Для человека простейшая задача - чего его там резать-то, взял и нарезал, правда?
Самый главный навык программиста, без которого ничего не получится - умение разделять задачу на последовательность действий. Чем ниже уровень языка программирования, тем более детально нужно описывать эту последовательность.
Приведу пример, как выглядела бы программа по нарезке хлеба для нашего тела
Задача "нарезать хлеба" на языке программирования высокого уровня
__1.Открыть правой рукой хлебницу;
__2.Взять булку хлеба правой рукой;
__3.Положить хлеб на разделочную доску; (предположим, что доска уже лежала на столе)
__4.Открыть правой рукой верхний ящик стола;
__5.Найти блестящий нож, длиной 20 см, с черной ручкой;
__6.Взять нож в правую руку;
__7.Поднести нож к хлебу;
__8.Зафиксировать хлеб левой рукой, взявшись за левый край булки;
__9.Расположить нож строго над правым ребром булки хлеба;
__10.Повторять следующие действия 5 раз:
____10.1.Отступить влево на сантиметр;
____10.2.Повторять следующие действия, пока лезвие ножа не не коснется доски:
________10.2.1.Прижать нож к хлебу;
________10.2.2.Совершить ножом возвратно поступательное движение вперед-назад;
____10.3.Поднять нож вверх;
__11.Положить нож в ящик;
__12.Отпустить левой рукой хлеб.
//
Все, программа по нарезке хлеба в количестве пяти кусков готова, можно ее продолжить, описав стирание крошек со стола, укладывания нарезанных кусочков на тарелочку и т.д.
Отладка программы
Запускаем программу и смотрим, как она работает:
Ой... вместе с пятым куском и палец отрезал...
чёрт! остановить программу!
Я же не написал как именно нужно зафиксировать хлеб левой рукой, схватился как попало и большой палец торчал в сторону...
Возвращаемся к строчке "Зафиксировать хлеб левой рукой, взявшись за левый край булки;"
После нее пишем:
"Поджать большой палец левой руки влево, к ладони;"
Запускаем программу
Ой... на строчке "Положить нож в ящик;" нож упал на пол...
Проклятье! оказывается, стол стоит немного под наклоном и ящик сам закрылся...
Возвращаемся к коду и перед строчкой "Положить нож в ящик;" пишем "Открыть правой рукой верхний ящик стола;"
Заметили ошибку? Нет?!
Как мы можем открыть ящик правой рукой, если в этой руке нож? Значит, сначала нужно положить нож на стол, потом открыть ящик, снова взять нож и т.д.
И делаем мы это до тех пор, пока хлеб не будет нарезан как следует, без повреждения мебели и пальцев.
Вот, примерно так происходит отладка
С опытом начинаешь писать программы, которые работают с первого раза, допуская минимум ошибок, а проверка "открыт ли ящик", перед складыванием в него чего-то, входит в привычку.
Когда какие-то операции совершаются постоянно, такие как нарезка хлеба, мойка посуды и т.д., то программисты их описывают в виде процедур.
Процедура - набор определенных действий, спрятанный под одной командой.
Таким образом, текст программы, который я приводил выше, можно поместить в процедуру под названием НарезатьХлеба(параметр), где в качестве параметра будем указывать количество кусков
в результате, программа с использованием процедур будет выглядеть так:
__ЗайтиНаКухню();
__НарезатьХлеба(5);
__ПоставитьХлебНаСтол();
__ПомытьПосуду();
и нет предела совершенству
Теперь о языке низкого уровня
на нем пришлось бы описывать эту задачу еще более детально, вплоть до того, какими пальцами и с каким усилием нужно держать нож, что "открыть ящик" - это совершить последовательность действий все той же рукой с использованием кисти, пальцев, мышц предплечья, усилий в килограммах на сантиметр и т.д. Пришлось бы даже описать что такое правая рука, где она находится и не забыть проверить есть ли она вообще в наличии...
Но когда-то, не было и низкоуровневых языков программирования и его писали на машинных кодах, т.е. программа выглядела в виде последовательностей единиц и нулей, это были темные времена.
Стоит немного рассказать что такое высокоуровневый язык и зачем нужен низкоуровневый, если проще писать на высокоуровневом?
Высокоуровневый язык был написан на низкоуровневом, в него были заложены команды, в виде процедур, подразумевающие последовательность действий, таких как "открыть ящик", "взять нож в руку" и т.д. но если по какой-то причине потребуется взять нож только двумя пальцами, потому что ручка сломана или отсутствует, например, то сделать этого не удастся, ибо команда "взять нож в руку" подразумевает использование всех пяти пальцев. Для таких ситуаций в высокоуровневых языках есть возможность делать вставки кода на низкоуровневом языке и вместо стандартной команды "взять нож в руку" пишется код на низком уровне под нож со сломанной ручкой.
Человек все эти операции делает не задумываясь, но машина так не умеет, ей нужно подробно объяснить что, как и в какой последовательности.
Сверхвысокоуровневые языки являются узкоориентированными на определенные задачи, например, для работы на кухне, они включают набор специальных команд и код на них выглядел бы примерно, как программа с использованием процедур, что описана выше.
Вы наверняка сталкивались с тем, что какие-то программы работают только под Windows, например, и их нет под Android или наоборот, хотя функции, казалось бы, обычные, и почему на телефон с Windows Phone нельзя установить Android?
Объясню на примере все той же программы для кухни: в тексте программы сказано "Найти блестящий нож, длиной 20 см, с черной ручкой в верхнем ящике стола", например, это для Windows. Однако, в андройде нет верхнего ящика стола, ножи там хранятся в настенном шкафу, т.е. процедура открытия ящика должна быть заменена на процедуру открытия шкафа, согласитесь - они разные! Но и нож там лежит длиной не 20 см, а в 25, он вовсе не блестящий и ручка у него не черная, а синяя. Поэтому, чтобы нарезать хлеба, нужно существенно переписать программу, хотя результат будет такой же. Для этого существуют кросплатформенные программы, которые могут работать под разными системами, т.е. на разных кухнях, ибо программисты предусмотрели оба варианта. Это, конечно, замечательно, но у них есть и минусы: если у вас всегда используется только кухня с ящиками в столах, то зачем вам код, который умеет работать со шкафами? А место он занимает. Это все равно что купить микроволновку, у которой в комплекте идут две дверки, одна предназначена для открывания влево, а другая вправо и еще у этой печки есть ниша, в которую можно положить ненужную дверку, но из-за этой ниши микроволновка выше на 10 мс. Вы поставите нужную дверку, а ниша будет занимать место.
Почему андройд нельзя заменить на виндовс или наоборот?
Ну, на самом деле можно, но на примере той же кухни это будет выглядеть так: выносите одни шкафы, которые по размеру идеально вписывались в помещение и заносите другие, они шире и не вмещаются, придется отпиливать, раковина не слева, а справа - не хватает труб, надо как-то наращивать, розетки слишком низко, столы их перекрывают, придется долбить стены, чтобы перенести и т.д.
Почему у программистов обычно неопрятный вид и они будто не от мира сего?
Ну, во-первых, далеко не все такие, а во-вторых, они часто обдумывают код, даже двигаясь в плотном потоке машин или прогуливаясь с девушкой под ручку. Она рассказывает ему какую-то историю, а у него мелькают мысли, он раскладывает операцию на последовательность действий, подбирая наилучший вариант. Поверьте, это бывает увлекательнее, чем читать самую интересную книгу. И именно поэтому они могут не спать сутками, пока пребывают в этом состоянии. И именно в этом состоянии они могут выглядеть ненадлежащим образом :) Это состояние называют "прет". Но бывает и непруха, когда делаешь-делаешь, а каменный цветок так и не выходит, в этом случае нужно все бросить и отвлечься.
но говорят, что бывает и такое :)
Заключение
А теперь представьте, насколько сложен наш мир глазами программиста.
Искусственный интеллект - это программа, способная к самосовершенствованию, которая, отрезав палец, должна понять, что что-то пошло не так, пойти в код и исправить ошибку! Возможно ли это?
Надеюсь, у вас хватило терпения дочитать это до конца и кое-что стало более понятным.
//конец
//
519 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
ТЕОРИЯ ОШИБОК
От автора
Теория ошибок является до смешного кратким введением в программирование. Все основные и второстепенные положения Теории проверены автором на практике и на коллегах, за что отдельное спасибо их вдовам и сиротам.
Эпиграф:
"Ошибки так же неисчерпаемы, как и атом"
Приписывается Карлу Марксу и его подельникам
Аксиома. В любой программе есть ошибки.
Следствие 1. В программе, состоящей из одного оператора, есть ошибки.
Следствие 2. В программе, состоящей из N операторов, есть по крайней мере N ошибок.
Следствие 3. В программе, состоящей из одного оператора, есть по крайней мере N ошибок.
Следствие 4. В любой программе содержится бесконечное число ошибок.
Следствие 5. Чтобы познать бесконечность, нужно быть не философом, а программистом.
Закон взаимосвязи программ и ошибок.
Для того, чтобы получить ошибки, надо написать программу.
Для того, чтобы получить программу, надо стараться избегать ошибок.
Следствие. Что бы вы ни делали - у вас будут получаться только ошибки.
Теорема обратимости программ и ошибок.
Всегда можно придумать программу, в которой будет не менее N ошибок.
И наоборот, всегда можно придумать ошибку, которая есть не менее, чем в N программах.
Закон пропорциональности.
Чем более программа необходима, тем больше в ней ошибок и наоборот.
Следствие 1. Совершенно ненужная программа ошибок не содержит.
Следствие 2. Ненужную программу невозможно создать ни за какие деньги.
Правило неоднозначности программ.
Даже две совершенно одинаковые программы содержат разные ошибки.
Народная примета. Сколько программистов - столько и программ.
Наблюдения системного администратора. Сколько программ - столько и неправильных результатов.
Фундаментальный закон Теории ошибок. На ошибках учатся.
Следствие 1. Программист, написавший программу, становится ученым.
Следствие 2. Чем больше программист делает ошибок, тем быстрее он становится ученым.
Следствие 3. По-настоящему ученый программист никогда не пишет правильных программ.
Замечание. На то он и ученый.
Указание начинающему программисту.
Если вы с первого раза сумели написать программу, в которой компилятор не обнаружил ни одной ошибки, сообщите об этом системному программисту. Он исправит ошибки в компиляторе.
Наблюдение системного программиста.
Если начинающий программист написал программу, которая сразу заработала, значит она состоит только из комментариев.
Закон находимости ошибок.
Программист может обнаружить ошибку только в чужой программе или не обнаружить нигде.
Следствие 1. Администратор не может обнаружить ошибку.
Следствие 2. Ошибке не все равно кто ее обнаружит.
Следствие 3. Индивидуальная программистская деятельность невозможна.
Закон неприкосновенности ошибок.
Ошибку можно наблюдать, но нельзя исправить.
Теорема.
Исправление очевидной ошибки превращает ее в неочевидную (недоступную для наблюдения), причем этот процесс необратим.
Следствие 1. Любое активное действие, призванное улучшить программу, ухудшает программу.
Следствие 2. Пассивное наблюдение улучшает программу.
Следствие 3. Чем больше в программе очевидных ошибок, тем точнее можно предсказать результат ее работы.
Замечание. Программа без очевидных ошибок - неработоспособна.
Следствие 4. Программу проще написать заново, чем исправить.
Закон общественной полезности программиста.
Каждый человек на Земле должен быть программистом.
Совет начинающему программисту.
Никогда не исправляйте найденных ошибок, ибо это повлечет за собой появление неизвестного числа ненайденных. Лучше опишите их в сопроводительной документации как особенность программы.
Памятка программисту.
1) Не следует делить очевидные ошибки на постоянные и исчезающие, а следует делить их на обнаруженные ранее, обнаруженные ранее и забытые, и на новые, которые обычно являются хорошо забытыми старыми.
2) Объектное программирование - надежное средство для написания необнаруживаемых ошибок.
Закон невозможности совершения ошибки.
Получить нужную ошибку искусственным путем невозможно.
Доказательство: Программируя нужную ошибку, вы допустите другую ошибку, в корне меняющую превоначальный замысел.
Следствие. Программирование с необходимыми ошибками - искусство.
Теорема о невозможности доказательства правильности программ.
Нельзя доказать, что программа не имеет ошибок.
Док-во: Не нужно доказывать, что в программе есть ошибки.
Определение.
Компьютерный вирус - маленькая живучая ошибка, у которой в результате мутации появились ноги и рот.
Закон Гиппократа.
Настоящий программист, давший клятву Гиппократа, не станет мучать компьютерный вирус. Он либо сделает вид, что не узнал его, либо незаметно для окружающих быстро пересадит его в свой компьютер.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Определение. Будем называть языком ошибок правила, в обход которых пишутся программы.
Более точное определение. Будем называть языком ошибок высокого уровня правила, по которым пишутся программы на языках высокого уровня.
Следствие. Чем ниже уровень базового языка программирования, тем ошибки более машинно-ориентированы.
Синтаксис языка ошибок определяется синтаксисом базовой системы программирования.
Ошибки могут следовать друг за другом. От перестановки двух эквивалентных ошибок результат не меняется (коммутативность эквивалентных ошибок).
Две последовательные ошибки можно объединить в одну, более сильную.
Не любую сильную ошибку можно разбить на две более слабых.
Неделимая ошибка называется устранимой. Установить, что ошибка неделима невозможно.
Одинаковые ошибки необязательно делать каждый раз, достаточно сделать одну, а затем лишь обращаться к ней по мере необходимости из любого места программы.
Передача управления от одной ошибки к другой может осуществляться как по определенному условию, так и безусловно (в последнем случае ошибка называется безусловной).
Ошибки могут образовывать циклы. Наиболее устойчивый из них бесконечный.
Ошибки могут вызывать друг друга и сами себя (рекурсивность ошибок).
Ошибки могут размножаться.
Невероятно, но некоторые ошибки могут исчезать. К счастью - ненадолго.
Ошибки допускают многократное вложение друг в друга.
Две одинаковые вложенные ошибки называются четной ошибкой и ошибкой не являются.
Свойство четности ошибок. Если написанная программа сработала правильно, то это значит, что во время ее работы выполнилось четное число ошибок или программист не понял задания.
Следствие. Чтобы получать правильные результаты, следует в каждой ветви программы предусмотреть четное число ошибок.
Наблюдение программиста, полезное для юмориста.
Ошибка, повторенная дважды, перестает быть ошибкой.
Некоторые ошибки сами могут содержать ошибки (не путать с четными ошибками). В такие минуты у неопытного программиста может сложиться впечатление, что его программа работает правильно. Опытные программисты активно используют такие моменты во время приемо-сдаточных испытаний.
Определение глобальности ошибок.
Ошибка называется глобальной, если поглощает все локальные по отношению к ней ошибки.
Закон экономии ошибок.
Чем более глобальную ошибку вы допустите, тем меньше будет общее число действующих ошибок.
Пример. Предположим в некоторой подпрограмме Sub1 вы допустили 257 ошибок. В головной программе Main вы допустили всего 13 ошибок, но лишь одна из них является глобальной по отношению к ошибкам процедуры Sub1, т.к. в результате ее срабатывания процедура Sub1 стирается из памяти и удаляется с диска.
Далее, пусть в операционной системе вашего компьютера есть две ошибки. Одна из них является глобальной по отношению к написанной вами программе Main, т.к. загружает вашу программу в виртуальное пространство, привязанное к несуществующей плате памяти.
И, наконец, в самом компьютере находится единственная, но наиболее глобальная по отношению к остальным ошибка в распайке фазового и земляного проводов, сводящая первоначальное число ошибок 257 к одной - глобальной и притом легко обнаруживаемой во время первого включения.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Во время исполнения ошибки имеют наивысший приоритет.
Прервать исполнение ошибки может только другая, более активная ошибка.
Запросы операционной системы к ошибкам ошибками могут игнорироваться.
Запросы ошибок к операционной системе игнорироваться не могут.
При работе с файлами ошибки могут пользоваться файловой системой ОС и ее ошибками.
На компьютере с параллельной архитектурой может выполняться несколько ошибок одновременно.
На компьютере с потоковой архитектурой очередная ошибка запускается по готовности на ее входах данных, переданных другими ошибками.
Машина искуственного интеллекта способна сама удовлетворять свою потребность в ошибках.
СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММЫ
Системные программы облегчают процесс написания прикладных программ и их ошибок.
Определение. Тестирование - это процесс нахождения ошибок в тесте.
Хороший тест должен содержать ошибки, компенсирующие их нехватку в тестируемой программе.
Программа - отладчик, предназначенная для нахождения ошибок в любых программах (и в самой себе в том числе), содержит ошибки.
Закон полноты языка.
Если в языке программирования есть только одно тонкое место, делающее язык уязвимым для ошибок, то именно оно будет использоваться программистами наиболее часто.
Закон вызываемости подпрограмм.
Если в какой-либо подпрограмме есть ошибки, то эта подпрограмма будет вызываться наиболее часто. Если же какая-либо подпрограмма никогда не вызывается, значит она не содержит ошибок.
Объектно-ориентированный редактор, призванный уберечь программиста от синтаксических ошибок, позволяет вносить в программу весьма хитроумные ошибки, которые не удается обнаружить ни транслятором, ни отладчиком. Обычный текстовый редактор таких возможностей не предоставляет.
Программа - транслятор, предназначенная для перевода программ с языка высокого уровня на машинный язык, при переводе сама порождает ошибки. Ошибки, которые содержались в исходном описании, переводятся безошибочно.
Аккуратные и опытные программисты делают глубокие и хорошо продуманные ошибки. Современные языки программирования предоставляют аккуратным и опытным программистам для этого широкие возможности.
Заключительный совет всем, кто до него добрался.
До начала работы над проектом следует тщательно продумать все необходимые ошибки и связи между ними. Это значительно упростит работу над ошибками в самом проекте.
Следствие. Хорошо продуманные ошибки залог надежной работы проектируемой программы.
Совет руководителю среднего звена.
В любой программе должны быть устранимые ошибки (т.е. хорошо отлаженные неправильные участки программы, изъятие которых не влечет за собой появления большого числа неустранимых ошибок), которые будут в определенной последовательности устраняться во время приемо-сдаточных испытаний для создания видимости отладки. Такие ошибки следует программировать наиболее тщательно.
Закон неизменности хороших привычек.
У каждого программиста есть любимые ошибки, которые он всегда делал, делает, и не собирается отказываться от них в будущем.
Укор программистам-мужчинам.
В программах, написанных программистами-женщинами, логических ошибок значительно меньше.
Закон массовых чисел.
Среди большого числа различных чисел всегда можно выбрать необходимое.
Следствие из закона массовых чисел.
Чтобы получить правильный результат необходимо распечатать как можно больше различных результатов и среди них выбрать необходимый.
Пример вероятного события.
Если в комнате, где установлено много терминалов, находится достаточное количество обезъян, то есть вероятность, что через достаточно большое, но конечное время компьютер будет оснащен операционной системой Unix.
ВЫВОД ИЗ ТЕОРИИ ОШИБОК
Положив, что энтропия программы, не содержащей ошибок, равна бесконечности (что справедливо, т.к. понятие "Правильная программа" абстрактное), можно создать необычайно устойчивую и стремящуюся к самоорганизации систему, если в ее основе будет лежать Теория ошибок. Понятно, что это единственный путь для создания программ, дающих предсказуемые результаты (и вообще, результаты).
Автор считает, что Теория ошибок послужит надежным фундаментом для бурно развивающейся кибернетики.
Валерий Тихонов-НеТОТ
www.provod.comwww.provod.com
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена