Прогулка по Москве 1992 года
22 января Ельцин подписал указ о "Свободе торговле", легализовав торговцев-частных предпринимателей. Улицы заполонили горожане, желавшие немного подзаработать. Из комментариев: "Отвратительное время было. Чем и кто только не торговал в то время. То, что до 90-х годов надо было "достать", после стало прям-таки втюхиваться на каждом углу, а под шумок - и остальное, безумно гадкого качества."
На фотографии - весна 1992 года, Столешников переулок. "Я очень поздно каждый день возвращался с работы на машине. Путь мой пролегал как раз через Петровку. Зрелище на углу Петровки и Столешникова и в Столешниковом переулке было сюрреалистическое... Горящие костры (в них сжигали мусор, накопившийся за день торговли), тени каких-то смутных личностей и последние торговцы, предлагавшие батоны хлеба, жареных кур и куски сыра... Мне всё время казалось, что я попал в 1917 год... Костры, революционные матросы, разруха..."
"Банки с сухим молоком своей младшей я частенько на этом стихийном базаре и приобретал... А ведь сейчас бы и в голову не пришло покупать детское питание в подобном месте... Когда об этом вспоминаю - не верится…"
Торговля у Большого театра. Из комментариев: "Приезжал туда много раз в те дни. То, что показано на фото - лишь малая толика того, что там реально творилось - все пространство перед Большим, Малым театрами, включая проезжую часть, было заполнено сотнями, даже тысячами людей, большей частью это были женщины. Они стояли очень плотно - длинными рядами, практически плечом к плечу (сплотившись). И все эти люди держали в руках какие то вещи (одежду, белье, мелкую бытовую технику и т.д.) - что-то продавали... - зрелище было поистине феерически-сюрреалистическое."
Много торговцев было у Детского мира. Из комментариев: "В 1992 году, после двухлетнего отсутствия в Москве, я вновь оказался в столице. Я прилетел ночью и попросил водителя провести меня через центр. Мы выехали на площадь Дзержинского и у меня заныло в груди! Перед глазами встала картина достойная Босха. Апокалипсис! По площади, разносимые ветром, кружились обрывки бумаги, страницы газет, обёртки от мороженого и пустые пачки от сигарет! Ветер был такой силы, что созавал мини смерчи и в их потоках кружились в диком танце картонные коробки! Мы поехали через площадь и вмиг оказались участниками этого движения. К лобовому стеклу потокоми ветра были прижаты обрывки бумаги, а по крыше застучал падающий картон. Посреди всего этого хаоса стоял каменный Дзержинский и он единственный не принимал участие в этой вакханалии. Мне стало очень обидно за мой город... "Что это, спросил я у водителя и он ответил, - торгуем поманеньку..."
Как думаете, хорошо одетый молодой человек в меховой шапке — муж, покупатель, браток?
Кузнецкий мост, на улице продают кожаные куртки. На углу этого дома, на цокольном этаже, в советское время был туалет. В 1990-е его переделали под ресторан "Сирано", сейчас там хинкальная.
Указ разрешал людям торговлю "в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления"
Бывало, что люди набирали дома вещи, приходили на "точки", менялись на еду между собой, торговля была способом хоть немного подзаработать, так как предприятия могли задерживать зарплату месяцами
Пересечение Петровки и Кузнецкого моста. Сейчас тут пешеходная зона и место силы для столичных модников, а в 1992 году требовались ходули, чтобы преодолевать огромные лужи, а из общепита было только кафе "Дружба"
Художественная акция Тер-Оганьяна на Кузнецком, но нас больше интересует задний план с вывесками. Джинсы Rifle, кто не мечтал о них?
Вырезка из газеты "Аргументы и факты". На фото — вывески в Леонтьевском переулке. Солидным господам — ночной бизнес-клуб "Ватан", культурным барышням — музей, хозяйственным матерям семейств — мясо. Главное — не перепутать.
Вид сверху. Манежную площадь еще не застроили, гостиницу Россия не снесли, гостиницу Москва — не перестроили.
Климентовский переулок, очередь в немецкую булочную. Обратите внимание, как напряженно люди реагируют на фотографа. Стояли не столько за хлебом, сколько за впечатлениями: заграничный хлеб, причем пекут тут же и продают горячим — все это было в новинку. Из комментариев: "В те далёкие уже времена, любое чужое, незнакомое, воспринималось как какое-то открытие мира... И даже, если оно было =никакое=. Все равно это был огромный шаг, всё равно это был шаг вперёд. Сегодня мы все такие опытные и мудрые. А ведь 20 лет - это целое поколение..."
Пицца Хат на Кутузовском. Сейчас фастфудной пиццей никого не удивишь, а тогда за ней стояли в очередях.
Отношения москвичей с алкоголем вообще заслуживают отдельного упоминания. Нынешней молодежи такое и не снилось. Вот на фото Тишинский рынок. Из комментариев: "летом 1992 года, на этом углу стояла квасная бочка с закрашенным словом «Квас». Продавали из бочки портвейн «Агдам» в разлив. Нас с приятелем привлекла крайне низкая цена, но немного пугала перспектива погибнуть в расцвете лет. Мы осторожно поинтересовались у продавца, стоявшего в стороне от бочки в тени у павильона, не расстанемся ли с жизнью после употребления этого напитка. Продавец лениво подошел к лежащему в той же тени человеку, аккуратно пошевелил его и обнадеживающе сообщил – «Этот, пока живой»."
Вам кажется невероятным история про портвейн на разлив? Пожалуйста, вот разливают у метро Баррикадная. Люди приходят со своей тарой: бутылкой, банкой, а то и ведром для засолки капусты объемом 20 литров. Много — не мало.
"В начале 90 эти бочки почти в каждом дворе стояли со своей тарой приходили. Разбавляли, конечно, это пойло страшно, как и в советские времена пиво. Зато дешево и лучше чем в те годы спирт рояль жрать"
"Да было всё, было... В 1992 году на выходе из метро Кузьминки стояла квасная бочка, а в ней портвейн. Хочешь стаканчик купи, а хочешь банку трехлитровую. Но покупали в основном банками."
Шутки: "Там, на цистерне было мелом написано что-то непонятное, а в скобках написано ОН. Мы попробовали - и правда - ОН."
(Из анекдота про то как чапаевские бойца захватили у белых цистерну с надписью C2H5(OH)"
У метро "Комсомольская" продают ботинки, покупают свободно конвертируемую валюту. "Были и еще круче вывески,"КУПЛЮ ВСЕ" . Но до коренных москвичей в последнюю очередь дошло, что это легальные передвижные пункты по скупке краденого"
"Были времена, когда в городе работали по нескольку таких экипажей, где в роли скупщиков были опера. Слабые умственные способности некоторых негодяев давали хорошие результаты в раскрытии краж и грабежей. Умные жулики к таким местам, конечно, и близко не подходили"
В 1992 году в Москву приехал американский религиозный деятель Билли Грэм и выступил с проповедью в "Олимпийском"
В 90-х секты и колдуны росли, как на дрожжах. Вот в одном из московских домов культуры 28 октября встречают конец света. Судя по всему, это члены одной из сект южнокорейской церкви Объединения.
Рассказывают, что нередко такие "концы света" и молебны прерывал администратор дома культуры, так как на следующий час зал был забронирован другой сектой
Отправимся в спальные районы и посмотрим, что там было интересного. Заправка у Нагатинского моста.
"Да была проблема в этих годах с бензином.. мотылялись по колонкам , стояли в очередях, кто-то с ночи держал очередь, а то и отстоишь и перед тобой блин бензин кончится))выручал меня частенько дружок из органов, по МУРке заправляли на спец колонках."
"В 1990-е годы бензин беспощадно бодяжили. В низкооктановый добавляли присадки и продавали за 92-ой, а то и как 95-ый. Если отечественные карбюраторные машины практически без последствий пожирали разбодяженый бензин, то для инжекторных иномарок такое пойло оказывалось смертельным. Центральный электрод свечи зажигания с ярко-оранжевым кирпичным оттенком - яркое доказательство того, что мотор "жрёт" низкосортное топливо."
..а дети катаются с горки у Бабаевского пруда.
"Крутые берега этой части Бабаевского пруда всегда были любимы детворой за острые ощущения при спуске на санках и самокатах. На заднем плане - стройка складских помещений."
"Вид в сторону МКАД и села Тайнинское. В 1992-м еще все голо и пусто, нет Мытищинской ярмарки, просвечивает пустая МКАД – тогда ее вполне можно было перейти без всяких переходов и мостов, просто дождавшись отсутствия машин с обеих сторон. Круг на земле – потому что тут собирались устроить картинг, но жильцы выступили против (из-за шума). Когда появилась Мытищинская ярмарка, прогулки вдоль речки прекратились – стало страшно: под МКАДовским мостом через Яузу поселились бомжи, а дальше купались гастарбайтеры с ярмарки. Да и сейчас вдоль реки мало кто ходит: самый безопасный (и самый противный) путь в Тайнинское – через ярмарку."
У метро Университет. Студенты переходят дорогу, где хотят, благо что машин мало. Латанный-перелатанный асфальт. Нет ни рекламы, ни торгового центр у вестибюля, зато на проспекте Вернадского еще растут деревья.
Источник:

49 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена