Гринько Николай Григорьевич
Николай Гринько родился 22 мая 1920 года в Херсоне в актерской семье. Его родители играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с детства решил, что он тоже обязательно станет актёром.
Когда началась война, Николай служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.
После окончания войны Николай Гринько осуществил свою мечту. Начиная с 1946 года он работал сначала помощником режиссёра, а затем актёром в драматических театрах Запорожья и Ужгорода. С 1955 года Николай Гринько стал актёром и художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днiпро». Постепенно режиссеры начинали предлагать Николаю ведущие роли.
В кино Николай Гринько дебютировал в 1951 году в небольшой роли Бунтаря в историко-биографическом фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Однако в последующие десять лет он практически не снимался. Первой по-настоящему серьезной работой актера стала роль солдата-союзника в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» в 1961 году. В этом фильме Гринько сыграл роль американского шофера, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. В СССР эту картину сначала резали и сокращали, и даже хотели задвинуть на полку. Но усилиями Сергея Герасимова фильм прорвался на фестиваль в Венеции. Американцы проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофера играет настоящий американец. Картина получила кроме «Золотого льва» и еще один приз. Неожиданный. Американская автофирма решила: «За рекламу автомобиля «Студебекер» актеру, проведшему ее по дорогам войны в киноленте, вручить автомобиль»! Но машину получил кто-то другой. До Гринько она не доехала.
С 1963 года Николай Гринько стал актёром киностудии имени Довженко, и начиная с 1964 года полностью переключился только на работу в кино. Однако его снимали очень мало. Он снялся в кинопоэме «Тени забытых предков», героической драме «Гибель эскадры» и комедии «Стежки-дорожки». Однако в этих фильмах ему не предложили ни одной главной роли.
Основные работы актера были сыграны на «Мосфильме». Его героями были партизаны и крестьяне, начальники и подчинённые, русские и иностранцы, ученые, монахи, учителя, отцы и деды. «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актёр мгновенно преображается», - говорил о нём режиссёр Геннадий Полока.
Гринько стали приглашать сниматься в Болгарию, Чехословакию, Германию, Норвегию. Случалось, он за сутки успевал отсняться в трех-четырех картинах.
Самой неожиданной работой Николая Гринько стала роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». В основе фильма была история создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского театра.
1960-е и 1970-е годы стали временем творческого расцвета Николая Гринько. Сама атмосфера в кинематографе способствовала этому. Позже начался застой, и остались редкие, но значительные роли у мастеров и множество эпизодических ролей в малоизвестных картинах. На помощь пришла еще одна грань актерского дарования Гринько: огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Все это как нельзя более подходило к ролям в детском кино. Его друг Ролан Быков, с которым Гринько играл еще в «Андрее Рублеве», пригласил друга в 1975 году на постановку «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Быков говорил о Гринько: «Работать и играть с ним - огромная радость».
То же самое мог сказать и режиссер Леонид Нечаев, который в том же 1975 году выпустил знаменитый фильм «Приключения Буратино». Гринько превосходно умел перевоплощаться. Он также сыграл в 1979 году профессора Громова в «Приключениях Электроника» - фильме, который очень любят смотреть дети и сегодня. Его герои - мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить - воспитывают в зрителе терпение, взаимопонимание и справедливость.
Среди других фильмов тех лет: комедия «Афоня» (Егор Лещёв), приключенческий фильм «Пропавшая экспедиция» (Смелков), военная драма «Двадцать дней без войны» (Вячеслав), новелла «Сто грамм» для храбрости» (Никитин).
У Андрея Тарковского Гринько сыграл во всех снятых режиссером в СССР фильмах. В 1966 году был снят легендарный фильм «Андрей Рублев», собравший большое число призов на различных международных фестивалях и включенный в список 100 лучших фильмов в истории кино. В этой картине Гринько исполнил одну из главных ролей – Даниила Черного.
Затем были сняты фантастический фильм по одноименному роману Станислава Лема «Солярис» (отец Криса) и автобиографическая картина «Зеркало».
Все герои Гринько - люди бесконечно добрые и мягкие, они потрясали зрителя глубиной и достоверностью, являя собой олицетворение терпеливости и благородства. Не случайно Анатолий Солоницын, игравший Рублева, в шутку прозвал старшего коллегу «батька Гринько», а сам Тарковский признавался, что Гринько – его любимый актер.
Одной из самых сильных работ Николая Гринько у Андрея Тарковского стала роль Профессора в фантастической притче «Сталкер». Его герой, олицетворяющий в фильме науку, и Писатель в исполнении Анатолия Солоницына, олицетворяющий культуру, бегут из дичающего мира. Писатель - от опустошенности, творческого бессилия, бессмысленности существования, Профессор - в незнакомое пространство, таящее для него научный интерес. В зоне начинается долгий диалог, проясняющего причины безверия, истоки процесса, приведшего к концу света.
Гринько безмерно уважал Тарковского. Только актера иногда задевало, что режиссер редко делал так, как предлагал Николай Григорьевич. Если Тарковский за что-то хвалил, то Гринько очень этим дорожил. Это уважение было взаимным. Для Тарковского Гринько был своего рода оберегом.
Почти за сорок лет в кино выдающийся актер снялся более чем в ста фильмах, играя у великих режиссеров – Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Александра Алова и Владимира Наумова, Сергея Бондарчука, Александра Зархи, Ролана Быкова, Владимира Бортко, Алексея Германа, Динары Асановой… Роли, сыгранные им в этих картинах, вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино.
Когда студия «Грузия-фильм» пригласила его пройти пробы на роль Дон Кихота, он обрадовался. Казалось, давнишняя мечта сыграть Рыцаря печального образа вот-вот станет явью. Павильон на «Грузия-фильме» напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах - ждали «того, самого знаменитого»... Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты. Радовался: «По-моему, получилось!» Ему сказали: ждать решения. Ждал. Упрямо и с надеждой. Но вестей из Грузии не было. Когда он попросил отдать ему снятую пробу – ее не отдали. Николай Григорьевич слег. Это была настоящая драма для него, пережить которую он так и не смог. Фильм в Грузии сняли с другим Дон Кихотом.
Умер от лейкемии 10 апреля 1989 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище участок № 47а.
Фильмография
1951 — Тарас Шевченко — крестьянин
1956 — Есть такой парень — Сарафанов
1956 — Павел Корчагин — чекист
1961 — Мир входящему — американский солдат
1962 — Весёлые истории — дядя Боря
1962 — Иваново детство — Грязнов
1962 — Большая дорога — комбриг
1962 — Серый волк
1963 — Стёжки-дорожки — милиционер
1963 — Молчат только статуи — Иваненко
1964 — Тени забытых предков — Ватаг
1964 — Сон — Богородский
1965 — Верность — поляк
1965 — Мы, русский народ — Чортомлык
1965 — Гибель эскадры — Артём
1966 — Скверный анекдот — военный
1966 — Формула радуги — отдыхающий на спортбазе
1966 — Авдотья Павловна — директор
1966 — Андрей Рублёв — Даниил Чёрный
1967 — Война и мир — де Саль
1967 — Бурьян — Миронов
1967 — Тихая Одесса — Золотаренко
1968 — Один шанс из тысячи — Прохоренко
1969 — Только три ночи — Серафим‘‘
1969 — Золотые ворота — архимандрит
1969 — Сюжет для небольшого рассказа — А. П. Чехов
1969 — Опасные гастроли — Андрей Максимович (Виконт де Кордель)
1970 — Один из нас — Келлер
1971 — Чёрное солнце — Джон Барт
1971 — Море в огне — генерал Петров
1971 — Комиссары
1971 — Рудобельская республика — Врангель
1971 — Лада из страны Берендеев — Министр
1972 — Ночной мотоциклист — Комаровский, капитан милиции
1972 — Солярис — отец Криса Кельвина
1972 — Последнее дело комиссара Берлаха — «Гулливер»‘‘
1973 — Ринг — Хромченко
1973 — Эффект Ромашкина
1973 — Города и годы — Липендин
1974—1978 — Дума о Ковпаке — Д. С. Коротченко
1974 — Весенние перевёртыши — Василий Васильевич
1974 — Зеркало — Иван, директор типографии
1974 — Каждый вечер после работы — завуч
1974 — Новоселье
1974 — Ни пуха, ни пера! — радикулитник
1974 — Под каменным небом — Старостин
1974 — Приключения в городе, которого нет — Дон Кихот
1974 — Романс о влюблённых — вице-адмирал
1974 — Не болит голова у дятла — папа Мухи
1974 — Скворец и Лира — Михаил Михайлович («дядя Ваня»)
1975 — Приключения Буратино — папа Карло
1975 — Полковник в отставке — Корней Корнеевич Полунин
1975 — Стальное колечко — солдат
1975 — Пропавшая экспедиция — профессор Смелков
1975 — Афоня — дядя Егор
1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Контрабас/папа Олега
1975 — Без права на провал — Иван
1975 — У самого Чёрного моря — москвич в отпуске
1976 — 100 грамм для храбрости — Александр Петрович Никитин‘‘
1976 — Аты-баты, шли солдаты… — полковник‘‘
1976 — Эквилибрист — конюх
1976 — Тимур и его команда — полковник Александров, отец Жени и Ольги
1976 — Двадцать дней без войны — Вячеслав Викторович
1976 — Такая она, игра — Лавров Валерий Никитич (директор футбольного клуба высшей лиги)
1976 — Освобождение Праги — генерал Бредли
1977 — Юлия Вревская — Савашевич
1977 — Кто поедет в Трускавец — отец
1977 — Солнце, снова солнце
1977 — Фантазии Веснухина — Степан Степанович, милиционер
1978 — Море — Рагулин
1978 — Случайные пассажиры
1978 — Пока безумствует мечта — Корчагин
1978 — Подпольный обком действует — Д. С. Коротченко
1978 — У меня всё нормально — Григорьев
1978 — Праздник печёной картошки — немец
1978 — Огонь в глубине дерева — знакомый Женьки
1979 — Случайные пассажиры — Елизарыч
1979 — Мой генерал — Савченко
1979 — Последняя охота — Шатохин
1979 — Приключения Электроника — профессор Громов
1979 — Сталкер — Профессор
1979 — Телохранитель — красный командир
1979 — Поездка через город — Борисов, инспектор ГАИ
1980 — Два долгих гудка в тумане — Калашников
1980 — Соло — музыкант
1980 — Гражданин Лёшка — Галайда
1980 — Тегеран-43 — Ермолин
1980 — В начале славных дел — старец Нектарий
1980 — От Буга до Вислы — Д. С. Коротченко
1981 — Ярослав Мудрый — Никон
1981 — Приказ: огонь не открывать — Разин
1981 — Ожидание полковника Шалыгина — Шалыгин
1981 — Будьте моим мужем — отдыхающий
1981 — Депутатский час — Петрунин
1981 — Остаюсь с вами — Горелов
1981 — Последний гейм — Викентий Ильич
1981 — Оленья охота — Дашкевич
1981 — О тебе — отец
1981 — Ты должен жить — Семён Григорьевич
1982 — Пространство для манёвра — Демидов
1982 — Оттепель — дед
1982 — Тайна, известная всем — пират «Толстяк»‘‘
1982 — Улыбки Нечипоровки — старый Нечипор
1983 — Счастье Никифора Бубнова — начальник шахты
1983 — Ускорение — профессор
1983 — Как я был вундеркиндом — академик
1983 — Здесь твой фронт — парторг
1983 — Голос памяти — робот Рейн
1983 — Миргород и его обитатели — Иван Иванович
1984 — Идущий следом — учитель
1984 — Без права на провал — командир
1984 — Неизвестный солдат — дедушка
1984 — Обвинение — Слесаренко
1985 — Сестра моя Люся
1985 — Прыжок — Дорожников
1985 — Тяжёлая посадка — главный конструктор
1985 — Пароль знали двое — Кабардин
1986 — Жалоба
1986 — Певучая Россия — Образцов
1986 — Миллион в брачной корзине — дед Симоне
1986 — Счастлив, кто любил… — Матвей Евсеевич
1986 — Обвиняется свадьба — Иван Тимофеевич, учитель, гость
1987 — К расследованию приступить. Клевета — Федин Алексей Алексеевич
1987 — В Крыму не всегда лето — Гордей Филиппович Нащекин
1987 — Выйти из леса на поляну
1987 — Единожды солгав… — Станислав Сергеевич Шешко, академик
1987 — На переломе — Лесь Волощак
1988 — Предлагаю руку и сердце — Николай Михайлович
1988 — Генеральная репетиция — директор
6 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена