Банда из Эдема
В те времена, когда китов еще не полностью истребили, китобойный промысел считался достойным мужским занятием, позволявшим кормить семью, — им занимались и европейские колонисты, и аборигены. Особенно успешно дело шло у семьи Дэвидсон. Немудрено: на протяжении жизни трех поколений в охоте им помогал целый отряд косаток — больших, как киты, и умных, как дельфины.
Взаимодействие было налажено: если в залив заплывал кит, косатка подходила на мелководье и била хвостом по воде. «Это был звук, похожий на выстрел, — вспоминала Элси Сиверс, дочь Джорджа Дэвидсона. — Отец слышал и просыпался. Они подплывали к самому дому, делая крюк в 10 км, и подавали знак: "Мы готовы!"». Часто это было ночью. Никто в мире не охотился на китов ночью. Но таково было взаимное доверие между людьми и хищниками, что китобои садились в лодки и в темноте плыли за бандой Старины Тома. А если вдруг теряли провожатых из виду, то ударяли веслами по воде и те возвращались.
Измотанных косатками китов люди добивали гарпунами, а потом оставляли тушу в воде, чтоб те забрали свою долю — любимый ими китовый язык (весом до 4 т!). Эту негласную договоренность о справедливом дележе назвали «законом языка».
Особенно крепкая дружба связывала глав кланов — Джорджа Дэвидсона и Старину Томаса, но и других косаток, по словам Элси Сиверс, они считали членами семьи, братьями.
Взаимопомощь не ограничивалась охотой. Китобойное дело — рискованное, киты часто ударом хвоста разбивали лодку в щепки (шутили: «Это карающая десница!»). Люди падали за борт, а косатки кружили, отгоняя примчавшихся на добычу акул. В такой компании можно было добыть кита на одной лодке, а не на шести-семи, как обычно. Но и Дэвидсоны не оставались в долгу: помогали «членам банды» выпутаться из сетей или якорных веревок. И никогда не использовали моторные лодки и огнестрельное оружие, чтобы не пугать своих помощников.
В 1900 году, когда численность стаи составляла 15 особей, случилась печальная история, ознаменовавшая начало конца столетней саги. Косатка преследовала кита, но, увлекшись, сама выбросилась на берег. Пока Джордж плыл на помощь, на берегу появился бродяга Гарри Силкс, который искромсал ножом беспомощное животное. После этого большая часть «банды» перестала доверять людям и покинула залив.
Обо всей этой истории в 2004 году сняли документальный фильм «Косатки-убийцы» (Killers of Eden), где о событиях рассказывают еще живые тогда очевидцы.
Произошел и еще один неприятный инцидент, о котором поведала спустя много лет Маргарет Брукс, дочь соседа Дэвидсонов — Логана. Соседи возвращались с очередным пойманным с помощью Томаса китом, когда Логан предложил не оставлять в море тушу (нарушив тем самым «закон языка»). Джордж почему-то пошел у него на поводу. «Старый Том не на шутку рассердился, подплыл к лодке, схватил веревку и потянул назад, пытаясь забрать китовую тушу. Джордж тянул вперед, а отец ударил Тома веслом по носу и выбил зуб», — рассказала она.
Тем не менее, 17 сентября 1930 года Том приплыл в залив последний раз — чтобы умереть.
Логан финансировал строительство музея, в котором хранится скелет верного морского разбойника.
Скелет Томаса
3 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена