Юрий Степанов
Юрий Степанов родился в деревне Рысьево Черемховского района, в ста пятидесяти километрах от Иркутска. Отец работал агрономом, мама преподавала в школе естественные науки…
Когда Юра был еще маленьким, его отца перевели в местечко под названием Тайтурка, что в Усольском районе, директором большого совхоза. Отец, хоть и был директором, и в мыслях не допускал что-то сделать за общественный счет. Поэтому Юра рос как все ребята – копал картошку, ловил рыбу, охотился, уже позже занимался пчеловодством, животноводством и плотничал, и строил… Отец воспитывал его – не дай Бог. И физически наказывал. В общем, воспитывал не белоручку.
Первая учительница Юрия Степанова Елена Лазарева помнит, что будущий актер не отличался особенным прилежанием в учебе. Его было трудно заставить делать что-то неинтересное. Любимым же уроком Юры было чтение. Его пересказы прочитанного весь класс слушал с открытыми ртами.
В Тайтурке Юре встретился Анатолий Владимирович Абсандульев – тренер по боксу. Он набрал группу мальчишек и обучал охоте, рыбалке. Выживать. Степанов сам из семьи охотников и рыбаков, но его отец пропадал на работе. А в Доме культуры ребята еще занимались в кружке самодеятельности – танцевали, ездили с агитбригадой… Первым учителем в этом деле была директор Дома культуры Ольга Васильевна Фирсова. Юре нравилось там заниматься, но он не помнит, что мечтал стать актером.
По воспоминаниям земляков, первая роль Степанова была в комедийной миниатюре. Он был мастером на все руки. Видели бы все, как он кадриль отплясывал, а пел — не наслушаешься!
А родители хотели, чтобы стал сын охотоведом. Отец был директором большого совхоза и надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут.
Но Степанов поспорил с товарищем и, закончив школу в Тайтурке, поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. И поступил. Во время учебы работал плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком. Когда Юрий стал студентом театрального училища, отец сказал: "Хорошо, учись. Деньгами помогу". Но вот Степанов окончил его с красным дипломом, и отец спросил: "Ну все? Успокоился? Теперь займись серьезным делом"… Однако отец не знал, что в Иркутск приезжала приемная комиссия из ГИТИСа. После первого же отборочного тура Юрия приняли на актерское отделение. Ольга Васильевна Фирсова посоветовала, что если Степанов хочет продолжать заниматься актерской профессией, то надо ехать в Москву и учиться у Петра Наумовича Фоменко. Только у него.
Так Юрий Степанов и сделал. Поехал в Москву. Сам он Петра Наумовича совсем не знал, просто о нем очень много рассказывали. В ГИТИСе Степанов учился на актерско-режиссерском факультете, в актерской группе. Конечно, одновременно какие-то навыки режиссерской профессии приобретались. Это происходило просто потому, что студенты учились вместе, жили бок о бок, работали. Что-то откладывалось. А свою профессию Юрий осваивает каждый день. Его так научили. Надо читать, надо думать, надо что-то предлагать режиссеру, а что-то надо и отвергать. Это азы профессии, которые Степанов по-солдатски выполняет, и это помогает.
Актер думал, что не попади он в ГИТИСе к той команде учителей, в которой он оказался, театр его просто бы убил. Конечно же, актер бы выжил физически, но душу его театр бы умертвил. Молодой актер – это такое пористое существо, которое впитывает все. В какую атмосферу попадешь, тем и наполнишься.
Тяга к импровизации, розыгрышам, умение существовать чуть-чуть над текстом — в этом отличительная особенность его актерской природы. Редкий дар прирожденного лицедея, плюс полная фигура и открытое, излучающее обаяние лицо поначалу помешали разглядеть за внешностью доброго клоуна то, что стало понятно со временем: Степанов мог быть и лиричен, и беспощадно-ироничен, и даже жесток; он умел смешить, оставаясь серьезным, а иногда от беспомощной улыбки его героя хочется плакать.
Здесь будет кстати отметить, что природа наградила Степанова послушным и «артистичным» телом, которое, несмотря на полноту, удивительно пластично и выразительно. Что позволяло ему быть убедительным в любой роли. Но кого бы он ни играл, он всегда узнаваем. Его солидную фигуру, широкое лицо, основательную походку, увидев однажды невозможно было забыть.
«Кино – заразная вещь, – говорл Юрий Степанов. – Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. «Это же антитеатральное искусство», – думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться. Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком – это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить. И ты летаешь, как птица.»
Вообще проб в жизни Степанова было мало. На "Гражданин начальник" проб не было. Досталь как увидел Юрия Степанова, рассказал что он хочет и все. Сейчас актер с Николаем Николаевичем дружит семьями, и, надеется, будет общаться, даже если он не пригласит в свои новые проекты... Кроме «Гражданина начальника» Досталь снял Степанова еще в «Стилете» и «Штрафбате». Вот что актер рассказывает о своей работе с Досталем: «Когда мы снимали сериал "Гражданин начальник", мы с Николаем Досталем работали ночами, потому что на съемочной площадке не было времени обсудить роль. Вечером мы садились, выводили свои версии, потом сводили к одной общей концепции, а утром, подготовленные, уже приходили на съемочную площадку. Это происходит сегодня редко… Это прекрасный человек, прекрасный учитель, который научил меня за время съемок просто еще одной профессии – профессии режиссера. Не было никаких скидок на то, что это сериал, и здесь можно сделать тяп-ляп.»
Причем и в кино для Степанова нет главных или второстепенных ролей, к каждому своему персонажу он подходит основательно, выкладываясь до конца: «Вот в "Московских окнах". Мне говорят, мол, чего ты там, пришел-ушел... Нет, ребята, мне нужно сделать эту мразь МРАЗЬЮ. Чтобы все поняли, что он есть. Что они есть…»
Юрий Степанов погиб в 0:45 3 марта 2010 года в Москве на перекрёстке Люблинской улицы и улицы Шкулёва (район Текстильщики), в результате ДТП от множественных травм: возвращаясь домой после спектакля «Три сестры», он поймал попутный автомобиль ВАЗ-2104. Когда машина остановилась на перекрёстке, в неё сзади на полном ходу врезался автомобиль «Mazda». Водитель «Mazda» значительно превысил скорость и, поздно заметив остановившийся на перекрёстке ВАЗ-2104, совершил с ним столкновение. Вследствие того, что водитель ВАЗ-2104 вывернул колёса до начала манёвра, автомобиль от удара сзади «вынесло» перед встречным автомобилем ВАЗ-2112 и удар пришёлся именно в то место, где сидел Юрий Степанов.
Юрия Степанова похоронили 6 марта 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве рядом с могилой Владислава Галкина, скончавшегося на 39-м году жизни всего за неделю до гибели Юрия
Источник:
66 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена