Убит молнией
6 августа 1753 года российский ученый (прибалтийский немец) Георг Рихман погиб во время выполнения опыта по изучению атмосферного электричества.
В комнате его дома был установлен некий прибор, который друг Рихмана Михаил Ломоносов назвал «грозоотметчиком». К нему от металлического шеста на крыше вела проволока. Рихман экспериментировал с молниями, периодически «притягиваемыми» шестом — заставлял их отклонять подвешенную на шелковой нити стрелку, пытался заряжать примитивный аккумулятор того времени — лейденскую банку.
По словам очевидцев, все произошло очень быстро. Шла т.н. «сухая гроза» (без дождя). Георг Рихман стоял почти вплотную к своему прибору, когда из него «вышел бледно-синеватый шар, пылающий огнем». Раздался словно бы пушечный выстрел, и Рихмана отбросило в сторону. Когда его подняли, ученый был уже мертв. Некоторые находившиеся в комнате временно утратили слух. Результатом этого стало запрещение работ по изучению электрических сил на несколько лет.
Вот что сообщил находившийся при установлении смерти чиновник:
«На лбу покойного имеется вишнево-красное пятно, куда ударила громовая сила. А вышла она из его ног, которые — ноги и пальцы — сини, башмак разорван, но не прожжен.»
С точки зрения современной науки, Рихман «притянул» к своему прибору не обычную, а шаровую молнию. А о природе этого явления даже сейчас можно только догадываться. Уж очень необычно ведет себя шаровая молния! Мне довелось сталкиваться с этим явлением несколько раз.
Первый случай произошел в детстве. Была обычная гроза, не особо сильная. Поскольку дороги в те времена были грунтовыми, а мокрая глина труднопроходима, дождь мы пережидали всей семьей в деревне в салоне нашего «Запорожца». Внезапно я увидел, как на деревянный дом падает нечто вроде кометы — круглый шар белого цвета, хвостом которому служила молния. Мне показалось, или я услышал треск и шипение. Спустя полминуты дом запылал как костер.
Второй случай был в поздние школьные годы — в 9 классе. Я тогда приболел и лежал на диване, смотря телевизор; родители ушли на работу. Не то что бы я сильно болел, просто тяги учиться не было вообще, и повод прогулять уроки использовался по-полной. На улице между тем началась гроза. Неожиданно, без всяких специальных эффектов, из розетки в двадцати сантиметров от моей головы «выдулся» (как пузырь от жвачки) розово-белый шарик размером с медицинскую перчатку (если ее надуть). Вращаясь, этот шар проплыл мимо (у меня на коже встали дыбом все волоски), абсолютно не напрягаясь, прожег спинку стула (ровное круглое отверстие диаметром с советскую пятикопеечную монету) и... втянулся в другую розетку. Стул, кстати, не загорелся, а ведь, если верить официальной науке, у молний колоссальная энергетика.
Третий случай был в походе, но я его позорно проспал. Проснулся от дикого крика товарища, который, выпучив глаза, тыкал пальцем в крышу палатки. По его словам, прямо через москитную сетку на окне внутрь влетел белый огненный шар, подлетел к его лицу, потом к моему (а я спал!), потом поднялся под самый потолок палатки и... исчез.
Ну а четвертый случай самый странный. Тоже была гроза. Я сидел на работе, скучал возле компьютера. Вообще-то, во время грозы не рекомендуется оставлять сетевой кабель включенным в системный блок, но... вы представляете, выдергивать их из почти полусотни машин? Так что на это обычно «забивали». И оказались правы. Сетевой кабель был не при чем. На моих глазах из розетки на стене «выдулся» (опять!) бледный бело-зеленый пузырь... Несколько секунд он пульсировал, то увеличиваясь, то уменьшаясь, а потом раздался хлопок — и только рыжее пятно на обоях осталось на память о пришельце. Что характерно, ШМ так и не сумела до конца выбраться из розетки. То ли розетки сейчас пошли какие-то особые, то ли шаровые молнии ослабели.
18 комментариев
9 лет назад
Опыты Рихмана очень опасны. Тесла тоже проводил опыты с молниями, но не пострадал.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена