Техногенная катастрофа
Памятник погибшим при взрыве 4 июня 1988 года в Арзамасе.
31 мая 1988 года на заводе им. Свердлова в Дзержинске взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ, было загружено 10 товарных вагонов.
3 июня три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.
Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка — Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1...
В общей сложности в вагоны было загружено 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.
Принято считать, что взрыв произошел в 9 часов 32 минуты по московскому времени. Именно на такой отметке «остановлены» стрелки часов на циферблате, установленном на памятном мемориале в Арзамасе. Однако сотрудники КГБ, поминутно изучившие передвижения поезда и опросившие свидетелей считают, что рвануло в 9 часов 26 минут.
По рассказам очевидцев:
Сергей:
— Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось...
На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок...
Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.
Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.
На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него... Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно...
Из материалов проверки
На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров.
Полные разрушения — радиус 150 м — 44 дома.
Сильные разрушения — радиус 300 м — 107 домов.
Средние разрушения — радиус 650 м — 120 домов.
Слабые разрушения — радиус 900 м — 130 домов.
Официальное количество погибших — 91 человек. Ранения различной степени тяжести получили около 800 человек.
Версии:
Одновременно с началом восстановительных работ сотрудники КГБ и эксперты приступили к расследованию. Рассматривалось восемь версий случившегося.
1-я. Внутри вагона
Термическое разложение взрывных веществ (ВВ) из-за их химической нестойкости, перемещение тонкого слоя ВВ между твердыми трущимися поверхностями, сильный механический удар по тонкому слою ВВ, искра от разряда статического электричества и прострел ВВ внутри вагона пулей, ударно-волновое действие от капсуля-детонатора или электродетонатора.
2-я. Вне вагона
Воспламенение и взрыв газо-воздушной смеси (в сотне метров под землей проходил газопровод, и многие свидетели заявляли, что перед взрывом чувствовали запах газа), горение буксы от искры из-за касания контактного провода о металлическую крышу.
Мы не будем подробно разбирать каждый из этих случаев, рассуждения специалистов занимают не один лист заключения. Скажем лишь, что было смоделировано неоднократное количество испытаний. На полигонах выставили точно такие же вагоны и в них стреляли из оружия. Взрывчатку пытались поджечь, кидали на нее грузы. Опрашивали свидетелей. Анализировали метод погрузки ВВ и состояние самих вагонов — тех оставшихся семи, что в тот день ушли из Дзержинского химпредприятия.
Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.
Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.
В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.
Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз (!!!) подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.
Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.
Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.
Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля... Нагретый солнцем металлический вагон... Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери... Пожар... Взрыв... Смерть...
8 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена