15 главных котиков в кино
1. «Колокол, книга и свеча» (1958)
Одна из первых кинозвезд среди котов, безусловно, Пайвакет, который в этой трогательной рождественской истории скрашивает одиночество скромной нью-йоркской ведьмы Джил (Ким Новак): надо же, чтоб человеку было с кем поговорить, тем более усатый собеседник с колокольчиком на шее так внимательно слушает. Как назло, появляется аккуратный издатель по имени Шеп (Джеймс Стюарт), который заставляет сердце ведьмы забиться сильнее и одновременно вынуждает ее задуматься о собственных перспективах: любовь и колдовство органически несовместимы. В результате Джил таки привораживает героя Стюарта с помощью кота (тот оказался невероятно сильным медиумом). На протяжении фильма Пайвакет не раз скажет свое веское «мяу». И сыграет немаловажную роль в финале, выступив, по сути, в качестве свадебного генерала.
2. «Завтрак у Тиффани» (1961)
Еще одна важная кошачья знаменитость середины XX века — кот Оранджи, прозванный так за свой рыжий цвет. Одна из самых козырных его ролей — кот по имени Кот в фильме «Завтрак у Тиффани». Ветреная Холли Голайтли (Одри Хепберн) считает, что не имеет права давать питомцу имя, потому что они друг другу не принадлежат. Впрочем, поправляет себя Холли, если она найдет место, где ей будет так же спокойно и комфортно, как в ювелирном магазине Tiffany, она купит мебель и, возможно, даст своему коту имя. Будучи разносторонней личностью, Оранджи не замыкался в рамках одного жанра: он снимался и в хоррорах, и в фантастике, однако именно роль в «Завтраке у Тиффани» принесла ему важную кинематографическую награду — премию Patsy (аналог «Оскара», но для животных). Причем до сих пор Оранджи остается единственным котом, которому удалось дважды завоевать эту премию (а поскольку премия закрылась в 80-е, вряд ли кому-то удастся превзойти это достижение).Говорят, впрочем, что актерский диапазон Оранджи был довольно-таки узок: он знал всего лишь пару трюков, его хозяин Фрэнк Инн нашел и выдрессировал еще дюжину похожих котов, которые выступали дублерами Оранджи, но их имена история не сохранила.
3. «Гарри и Тонто» (1974)
Мелодрама Пола Мазурски про добродушного нью-йоркского пенсионера, который в результате выселения из дома отправляется в дорожное путешествие до Лос-Анджелеса. Путешествует он, разумеется, не один, а с лучшим другом и сожителем — рыжим котом по имени Тонто, названным так в честь индейца из «Одинокого рейнджера». Фильм Мазурски всю дорогу не стесняется выжимать из зрителей слезу (хоть и с присущей американским 1970-м искренностью), так что задолго до конца понятно, кто из двух стареющих героев покинет этот мир первым. Важного голливудского актера Арта Карни (который признавался, что до съемок фильма не любил котов) за роль Гарри наградили «Оскаром». Тонто наград не дали, но любило и оплакивало его впоследствии не одно поколение зрителей.
4. «Чужой» (1979)
Коты встречаются и в открытом космосе — свидетельством тому фильм «Кот из космоса» (1978), «Звездный путь» (1987) и, разумеется, «Чужой». Рыжий кот Джонси был восьмым членом экипажа космического корабля «Ностромо», пока там не завелся девятый — Чужой. Во время охоты на кровожадного ксеноморфа астронавты перепутали его с четвероногим. После чего Джонси, пусть и невольно, послужил причиной гибели техника Бретта (Гарри Дин Стэнтон). В сцене, когда кот видит за спиной актера инопланетянина и начинает шипеть, естественность игры была обеспечена появлением на площадке немецкой овчарки, которую до того прятали за перегородкой. За весь фильм Джонси несколько раз встречался с Чужим (и каждый раз, в отличие от людей, оставался жив). Неизвестно, что стало бы с котом, если бы лейтенант Эллен Рипли (Сигурни Уивер) погибла, ведь рассматривался вариант, в ходе которого пришелец откусывал ей голову. А поскольку этого не произошло, она спасла Джонси и забрала к себе домой, хотя вместе они прожили недолго (см. «Чужие»). Ну и в лучших традициях кошачьего надувательства в фильме Ридли Скотта на самом деле снялся не один, а целых четыре одинаковых кота.
5. «Черный кот» (1981)
Вольная экранизация рассказа Эдгара Аллана По и одновременно трибьют фильму Роджера Кормана. Английскую пасторальную идиллию нарушает череда смертей, в которых оказывается замешан серийный убийца — черный кот, который принадлежит профессору-медиуму Роберту Майлcу. Позже выяснится, что усатый киллер одновременно и жив, и мертв. По идее автора картины Лучо Фульчи, классика итальянского хоррора и ближайшего соратника Дарио Ардженто, животное должно было символизировать совесть профессора, которую нельзя убить. «Черный кот» — ярчайший образец жанра джалло. Видеть, как когти кота разрывают человеческую плоть, почти физически больно, но оторваться невозможно. Простенький сюжет компенсирует операторская работа, которая фокусируется на крупных планах глаз героев, в том числе и демонического кота — кажется, что камера поселилась на кончиках его усов.
6. «Кошачий глаз» (1985)
Как и сериал «Остаться в живых», который «выпрыгнул» из зрачка пережившего авиакатастрофу доктора, «Кошачий глаз» начинается крупным планом глаза невероятно умного и обаятельного кота. Фильм Льюиса Тига поставлен по трем новеллам Стивена Кинга: «Корпорация «Бросайте курить», «Карниз» и написанная специально для этой картины история под названием «Генерал».Сквозным персонажем выступает кот, который на чем попало добирается из Нью-Йорка в Вилмингтон (Северная Каролина), чтобы спасти девочку Аманду (Дрю Бэрримор) от угрожающего ей чудовища. Изначально в фильме был пролог, объясняющий мотивацию четвероногого, но продюсеры вырезали его, посчитав слишком глупым. И хотя самая мощная часть ленты — вторая новелла, суть истории раскрывается только в третьей. В Средние века считалось, что коты воруют дыхание детей. Это суеверие Кинг обыграл следующим образом: пока мать Аманды пытается защитить ее от Генерала (так девочка назвала кота), настоящую угрозу ей несет маленький и злой тролль, который как раз и ворует дыхание героини Бэрримор. С ним и вступает в смертельную битву усатый герой, устраивая нечисти в финале жесткую разборку.
7. «Сказки темной стороны» (1990)
Полнометражный сиквел одноименного сериала (1983–1988), который, в свою очередь, является спин-оффом «Калейдоскопа ужасов». Фильм состоит из трёх новелл. Скрепляет их история мальчика, которого ведьма собирается приготовить на ужин. Он заговаривает ей зубы, читая книгу «Сказки темной стороны», в надежде потянуть время. Сценарий второй новеллы, «Кот из ада». написал Джордж А.Ромеро, взяв за основу рассказ Стивена Кинга. Престарелый фармацевтический магнат нанимает киллера, чтобы тот расправился с черным котом, который наглым образом поселился в доме богача и перебил всех членов его семьи. Наемный убийца, не раздумывая, соглашается, предполагая, что это плевое дело. Он ошибается. Схватка двуногого с хвостатым (не менее инфернальным, чем зомби-кот Черч из кинговского же «Кладбища домашних животных», 1989) в некоторых эпизодах снята субъективной камерой. Мы видим мир глазами животного, которое ведет себя как Чужой и, судя по душераздирающей финальной сцене из разряда «а теперь не смотри!», действительно родом из ада.
8. «Котенок» (1996)
Разыгранная в духе «Дороги домой» (1992) история про игривого котенка Тиграшу, выпавшего из окна своего дома на крышу грузовика, уехавшего в другую часть Москвы и потерявшегося. В фильме Ивана Попова, наивном и бесконечно добром, повсюду разбросаны приметы лихих 1990-х. Поэтому есть соблазн увидеть в фигуре котенка образ целой страны: крайне растерянной и тоже в каком-то смысле потерявшейся. Пока хвостатого ищут его хозяева (интеллигентная семья с детьми), он находит приют у кошатника Федина (Андрей Кузнецов). Для Кузнецова — дрессировщика, соратника Куклачева и постановщика трюковых сцен фильма — эта роль стала непростой попыткой попробовать себя в драматическом амплуа. А команды своим кошкам Александру приходилось отдавать прямо в кадре и как можно незаметнее.
9. «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2003)
Помимо доносчицы миссис Норрис — кошки завхоза Хогвартса, Аргуса Филча, — в поттериане также фигурируют и другие хвостатые питомцы. Например, Живоглот — кот Гермионы Грейнджер. Его девушка купила себе перед третьим курсом обучения. Вообще-то она хотела сову, но бедный котик растопил ее сердце (с котиками так бывает). Роль кота в фильме исполнил персидский кот Крекерджек. Чтобы придать ему запущенный вид при первом появлении на экране, гримеры собирали его вылинявший пух, скатывали из него клубки и крепили их к шерсти. Почти весь фильм Живоглот гонялся за крысой Рона — Коростой, раньше всех учуяв в ней предателя. Но, как это часто бывает, проницательному животному до последнего никто не верит.
10. «Внутри Льюина Дэвиса» (2014)
Коэновский рыжий кот, на первый взгляд, присутствует в фильме, что называется, для привлечения внимания. Но вскоре становится понятно, что он — одна из самых таинственных деталей «Внутри Льюина Дэвиса». Лишь в самом конце обретающий имя здешний кот — одновременно мальчик и девочка, мертвый и живой, сам Льюин и четвероногая отсылка сразу к двум великим литературным произведениям (и другому музыкальному фильму самих Коэнов). В общем и целом, он никак не двигает сюжет, а лишь служит зашифрованным комментарием на полях к каждому злоключению, встречающемуся на пути главного героя.
11. «Отель "Гранд Будапешт"» (2014)
Самый яркий представитель котов за последние пару лет появился в нашумевшем (четыре«Оскара» и «Золотой глобус» за лучшую комедию) фильме Уэса Андерсона.
Мистер Ковач (Джефф Голдблюм) является официальным представителем таинственной владельца отеля. В кадре он появляется с роскошным пушистым котом, которого постоянно носит с собой на руках. А так как мистер Ковач в дальнейшем становится объектом для шантажа и угроз, то его коту приходится стать невольной жертвой на пути злобного агента в исполнении Уиллема Дефо.
12. «Трое из Простоквашино» (1978)
Обойтись без отечественных котов в этой подборке было бы совсем грустно, но по-настоящему культовых кошачьих персонажей в советских и российских фильмах припомнить нелегко. В голову сразу же приходит образ кота Бегемота из «Мастера и Маргариты», но, увы, на экране он дважды воплощался неважно. В фильме Юрия Кары 1994 кота играл человек, актер Виктор Павлов, а в сериале Владимира Бортко за Бегемота пришлось отдуваться нелепой кукле из провинциального театра юного зрителя. Поэтому главным отечественным котом следует назвать обаятельного кота Матроскина, говорящего голосом Олега Табакова.
При этом по словам художницы-мультипликатора со студии Союзмультфильма, прототипом Матроскина был сам Олег Табаков.
Матроскин полюбился многим за свое рациональное мышление («Чтобы купить что-нибудь ненужное, сперва нужно продать что-нибудь ненужное»), а также за то, как остроумно обходится с псом Шариком и почтальоном Печкиным. Самодостаточный характер Матроскина в конце концов склоняет перед ним даже своенравную маму дяди Федора.
13. «Алиса в стране чудес»
Самый дорогостоящий и, возможно, самый слабый фильм Тима Бертона многим запомнится только благодаря одному — великолепному Чеширскому коту, чья улыбка всегда появляется в воздухе раньше, чем туловище животного. Как говорила сама Алиса в книжке: «Видала я котов без улыбки. Но вот улыбку без кота!». Улыбчивого кота озвучил британский комик Стивен Фрай.
Вероятно, именно такой уровень мультипликации позволил бы достойно изобразить и кота Бегемота, но, как говорят, на хорошую анимацию у Бортко попросту не хватило денег (хотя изначально планировалась изобразить кота при помощи компьютерной графики).
В фильме Бертона кот умеет менять обличья и принимает облик Безумного Шляпника (его можно узнать по глазам), чтобы спасти его в обмен на его шляпу.
14. «Гарфилд» (2004)
Возможно, самый известный мультипликационный кот в мире. Первоначально он появился в комиксах художника Джима Дэвиса. Ленивый и саркастичный кот-пройдоха дурит пса-простака Одди и периодически помогает своему бестолковому хозяину Джону Арбаклу (но еще чаще — обчищает его холодильник).
Гарфилд обожает ничего не делать и есть лазанью. Но иногда дни сна и абсолютной пассивности резко сменяются бешенством, когда все, Гарфилд уничтожает своими когтями все на своем пути.
С 1982 по 1995 год выходили мультсериал про Гарфилда, а в 2006-08 годах вышло три полнометражных фильма, в которых кота озвучил Билл Мюррей.
15. «Крестный отец» (1972 )
Самый главный гангстерский кот мирового кино появляется в самом начале саги Френсиса Форда Копполы об американской мафии. Дон Корлеоне принимает у себя гробовщика Бонасеру, который просит заступиться за него и отомстить мерзавцам, изнасиловавшим его дочь. Неожиданно в кадре появляется бело-серая кошка, которая прыгает прямиком к дону.
Позже сам Коппола признавался, что появление кота было почти случайным: «Я видел как эта кошка бегает по съемочной площадке, мы не обращали на нее внимания. И тут меня посещает интересная мысль — задействовать ее в кадре. Я беру ее и молча кладу Марлону Брандо на колени. Он не сопротивлялся, потому как очень любил животных и детей. Вот таким образом и появилась эта кошка. Но и она подкинула нам проблем. Дело в том, что когда Брандо ее гладил, она очень громко мурлыкала. Так громко, что монолог Дона пришлось потом полностью переозвучивать».
Источник:
33 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Кота главаря Спектра из бондианы забыли
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена