Виктор Сухоруков. "Своими картинами Балабанов «сделал» меня, а я помог ему" В День рождения актера
Как и все советские дети, он проделал путь из октябрят в пионеры, а затем - в комсомольцы. Правда, с поступлением в Комсомол у тринадцатилетнего Виктора вначале были определенные трудности. Его спросили, сколько партий у нас в стране. Мальчик простодушно ответил: "Пятнадцать", по количеству союзных республик. "Запомни, Сухоруков, - сказали ему строго, - партия у нас одна". На что он ответил: "Странно. Тогда не много ли у одной партии ЦК - в каждой республике?" Реакция для тех лет была естественной - Виктора отправили за дверь. Потом, правда, мальчика все же приняли.
Актерской профессией Виктор "заболел" еще в детстве. Он вспоминает: "Я всегда был клоуном. Пародировал Зыкину, Доронину, Бернеса… И даже когда надо мной не смеялись, а насмехались - мне это было в награду…
А слава… Разве мог я маленьким мальчиком мечтать о славе? Для меня актер - это значило переодеться и изобразить. Мне нравилось, когда люди смеялись… Приезжал кукольный театр к нам в город, так я же видел нитки, за которые кукол дергали, но верил, что они живые. А прочитав "Снегурочку", лепил снежную бабу и сидел ждал, когда она оживет. А она растаяла".
Впервые Виктор Сухоруков попытал счастья сняться в кино в 12 лет. Он, погладив трусы, с 40 копейками в кармане отправился на "Мосфильм". Как признается, актер: "Потом рыдал до икоты - не взяли!"
В 1978 году Виктор Сухоруков окончил ГИТИС (курс В. П. Остальского, педагог Л. Князева). К тому времени он уже дебютировал в кино - на его счету были эпизодические роли в мелодраме Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя" и военной драме Семена Арановича "Летняя поездка к морю".
По окончании ГИТИСа Виктор не стал оставаться в Москве, а уехал в Ленинград и поступил в Театр комедии имени Н. П. Акимова. Свое решение Сухоруков объясняет так: "Тогда в чести были другие приоритеты, мы тянулись к прогрессивным, на наш взгляд, режиссерам. В то время Петра Фоменко только назначили главным режиссером в Театр комедии. Я знал, что он, бунтарь и диссидент, ставил лучшие в то время спектакли. До этого я ни разу не был в Питере, а Фоменко посмотрел меня и сразу предложил главную роль".
Фоменко сразу понравился этот талантливый актер, и он на протяжении нескольких лет терпел его выходки. Сам Сухоруков говорит о себе: "Я был праздным, веселым, лихим и необузданным. Моему внутреннему "я" было подчас тесно в собственной плоти, и Витя Сухоруков ее расширял: вином, куражом. Я хотел обратить на себя внимание всего мира".
В 1982 году Петр Наумович ушел из театра, и судьба Сухорукова была предрешена. Его уволили из труппы без права устройства на работу в течение полугода. Хотя на самом-то деле он был далеко не одинок в своем поведении: многие тогда вместе с ним пили, гуляли, прожигали жизнь. Но начальство невзлюбило именно его. И все же, как говорит Виктор Иванович, "совесть моя чиста: я не сорвал ни одного спектакля".
После ухода из театра Виктор Сухоруков работал грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом. Лишь в 1986 году он, наконец, был принят в Театр имени Ленинского комсомола (ныне "Балтийский Дом"). Здесь он сыграл в спектаклях: "Женитьба Белугина" (1987), "Дракон" (1988), "Да здравствует глупость!" (1991), "Дети райка" (1991).
В кино Виктор Сухоруков до конца 80-х годов был совершенно не востребован - все те же крошечные эпизоды в редких фильмах. Новая жизнь актера началась в 1989 г., когда режиссер Юрий Мамин пригласил его сняться в главной роли в комедии-фарс "Бакенбарды".
Этот необычный фильм повествовал о провинциальном городке, в котором стремительно набирает силу общество пушкинистов. Люди с бакенбардами, тросточками и крылатками решают вернуть российской глубинке первозданную духовность.
Трагифарсовая картина, нарисованная Маминым, выглядела страшно, предвосхищая многие из грядущих потрясений. Ровным строем шагают молодые люди в цилиндрах и с бакенбардами, в руках трости со стальным набалдашником. Жутковатая декламация "Явас-любил-чегожеболе! Чтоя-еще-могусказать!" под мерный строевой шаг... Вперед, только вперед! Культура победит мракобесие! Под знаменем великого Пушкина мы приведем страну к процветанию! Антипушкинская накипь должна быть вычищена из нашей жизни! И вот уже патрули пушкинистов наводят свой "культурный" порядок в городе…
Как оказалось, от борьбы за культуру до борьбы за власть, всего один шаг. И во главе этих фашистов - персонаж Сухорукова, сыгранный актером жестко, страшно. Сам актер, говоря об этой роли, называет ее своей первой работой в кино. "Она была довольно импульсивная, гротескная, варварская роль".
После успеха "Бакенбард" Алексей Балабанов утвердил Сухорукова в свою дебютную ленту "Счастливые дни" - экзистенциальную драму по мотивам произведений С. Беккета.
Виктор Сухоруков вспоминает о том, как он попал на эту картину: "…я шел по "Ленфильму" - называйте это случайностью, совпадением, чудом, как угодно, - я шел, и именно в этом вестибюле в это время, в эту минутку, сидела ассистент по актерам Бельская, в девичестве Сухорукова, а рядом сидел какой-то стриженый пацан, похожий на ежика. И вдруг эта Бельская мне говорит: "А ну-ка, иди сюда", подзывает меня к этому молодому человеку и говорит: "Это Алексей Балабанов". Он тогда находился на курсах какого-то фильма под патронажем Германа. И она предложила попробоваться мне на главную роль в фильм "Счастливые дни". Она дала мне сценарий. Я его прочитал, встретился и сказал: "Ой, Леш, ни фига не понял, но что-то мне показалось это любопытным, завораживающим". Ему, видимо, понравился этот ответ, он позвал меня на кинопробы, и все состоялось".
Встреча с Алексеем Балабановым оказалась судьбоносной. Как признается сам актер "Своими картинами он "сделал" меня, а я помог ему", но об этом позже.
Тем временем Сухоруков возвратился к теме "маленького человека", возомнившего о себе. В фильме Владимира Студенникова "Комедия строгого режима" он сыграл заключенного изображающего Ленина в тюремной самодеятельности. Его герой - мелкая "шестерка", который, вживаясь в роль Ленина, начинает и думать и действовать подобно вождю.
В 1993 году Сухоруков перешел в Театр драмы и комедии на Литейном, но в 1995 вновь вернулся в Театр комедии имени Акимова в Петербурге, куда его пригласила Татьяна Казакова, художественный руководитель театра.
В кино же особенно заметных работ в те годы не было. Первая всероссийская известность пришла к Виктору Сухорукову лишь в 1997 году, когда на экраны вышел культовый фильм Алексея Балабанова "Брат". Но настоящую любовь актеру принесла картина "Брат-2". Персонаж Сухорукова Виктор Багров, старший брат Данилы, как ни странно, многим зрителям оказался ближе, даже чем супермен Данила Багров. Сухорукову тогда было уже 49 лет!
Зрители действительно полюбили актера. О его популярности говорит такой случай - однажды, когда он был на севере, один якут попросил дать автограф фломастером на рогах оленя. Что же притягивает зрителей в в общем-то отрицательном персонаже?
Сухоруков считает: "Нас с Витей Багровым объединяет бесшабашная веселость, за это зрители и полюбили моего героя. Мы с ним расп…дяи, а это качество близко нашим людям. Мне вообще всегда хотелось сыграть придурка в цветном пиджаке".
Вспоминая о своей работе с Сергеем Бодровым, Сухоруков говорит: "Я очень люблю Сережу Бодрова, меня очень многое с ним объединяет. Удивительно: он младше меня на 20 лет, а я многому у него учился. Он был щедрым в моей жизни человеком, он был очень внимательным ко мне и относился, как к старшему брату".
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что в биографии актера до последнего времени практически не было не одного положительного героя. Очередного мерзавца - порноторговца Виктора Ивановича - Сухоруков сыграл в картине Алексея Балабанова "Про уродов и людей".
Как признается сам актер, он страшно ненавидел своего персонажа: "Во время съемок у Балабанова в фильме "Про уродов и людей" было так тяжело, что я сорвался, меня даже положили в психиатрическую больницу - в знаменитую Бехтеревку. И я оттуда ездил на съемки". Тем не менее, с задачей Сухоруков справился превосходно, сыграв в картине действительно гениально.
А каким ярким получился другой персонаж актера - Амбал в боевике Егора Кончаловского "Антикиллер", глядя на которого просто пробирает дрожь! Не случайно эта работа Виктора Сухорукова была отмечена премией "Созвездие".
Бандиты, фашисты, мерзавцы, отморозки… Какую же силу надо иметь, что бы проносить все это через себя! Как же отражаются на самом актере эти роли? На это Виктор Сухоруков отвечает: "Не быть, а играть. Это очень важно. Я хочу успокоить многих зрителей, которые думают, что если человек-актер играет злую, отрицательную роль, то она как бы внедряется в него самого и может оставить опасную рану. Не думаю. Потому что клиника неврозов - суть срыва, перенапряжения сил. Я играю роль, и поэтому держу под контролем себя. Другое дело, что силы свои можно не распределить, как положено, и тогда - надрыв. Ну, что делать! Иногда помогает спиртное. Иногда - гуляние по ночному городу, иногда - просто тишина-покой, запертые двери, форточки, выключенные телевизор и радио. По-разному".
2003 год принес Виктору Сухорукову две замечательные роли в исторических картинах - графа Палена в фильме Ильи Хотитненко "Золотой век" и Павла I в фильме Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел".
Идею создания фильма о Павле I Виталий Вячеславович Мельников вынашивал очень давно. Роль Павла должен был сыграть выдающийся актер Олег Борисов, но не успел… Тогда выбор и пал на Виктора Сухорукова, на которого Мельников обратил внимание еще после картины "Счастливые дни".
О своей работе в картине "Бедный, бедный Павел" Сухоруков говорит: "Со стороны Виталия Мельникова был большой риск приглашать меня, потому что он тоже соотносил меня с ролями бритоголовых, порочных, отрицательных людей. И за доверие буду благодарен Мельникову всегда…
Я был очень счастлив, буквально ошарашен этим предложением - я ведь никогда таких ролей не играл! Наконец-то появился шанс доказать, что я не только бритоголовый, не только отморозок, не только урод! Я мог уничтожить этот стереотип, показать свои актерские способности, умение перевоплощаться! Это очень яркая роль. Страдания, драма, любовь, горечь, совестливость, ярость, темперамент, воинственность, самодурство - все в одном человеке! Его не любили и пятнали как самодержавие, так и советская власть, конечно, я, как все советские граждане, знал о нем только негативное: Павел - солдафон, самодур, истеричка, но, изучая биографию и материалы Павла Петровича я понял, что это не так. В конце концов, я превратился в его сторонника и защитника. Может быть я где-то субъективен. Но как актер, я должен защищать того человека, в шкуру которого влезаю. Это моя позиция, мой стиль и метод работы".
Удивительно, но в фильм Ильи Хотиненко "Золотой век", Сухорукова также предлагали на роль Павла. Но режиссер решил попробовать актера на роль Палена - главного заговорщика и организатора убийства императора, и Сухоруков с удовольствием согласился. Эта роль так же стала очередным шагом к ломке прежнего образа артиста.
Сыграв в этих фильмах, Сухоруков действительно изучил эпоху Павла I и имеет на нее свой взгляд: "Он был царевичем очень много лет. Над ним даже издевались и смеялись любовники его матери. Как ему было относиться к самой матери? Я, конечно, очень много изучал, но, как актер, я должен был найти оправдание его решениям, поступкам, его указам, которые считались безумными, сумасшедшими и так далее. Я искал правду.Нашел. Пусть это моя субъективная точка зрения, но она такова, что, когда я рассказывал о своих версиях сотрудникам музеев Павловска, Гатчины, они восхищались, они умилялись, и они начинали спорить. Я уходил, а девочки-сотрудницы, которые трепетнейшим образом работают в этих своих музеях за копейки, они продолжали спорить, они покрывались красными пятнами, у них горели уши, спорили, говорили. И мне это было очень приятно, потому что Павел Петрович был революционером, он был демократом-революционером".
О своей личной жизни он говорит: "…я бобыль. (Тяжко вздыхает). Но я к этому привык. Я уже бывал и в одиночестве, и в толпе, и любим, и презираем. Я судьбою размят, я пластичен, а это значит, я мудр, опытен. А что касается неустроенности в личной жизни - я так скажу: пустоты в жизни не бывает. Жизнь всегда чем-то заполняется, и люди, которые не могут заполнить ниши в собственной судьбе начинают уничтожать, сжигать себя. Нельзя быть избалованным - это противопоказано для жизни. Избалованные люди слабы. У меня было достаточно боли и одиночества, поэтому я сильный. Мало того я бегу, мчусь, и часто приходя домой, сажусь пить чай и говорю себе: "Вить, не торопись, спокойно живи, потому что большую часть жизни ты уже прожил". Дальше надо пришпорить коней. Почувствовать и насладиться духом, телом. Сегодня мое поколение мужиков живет под угрозой разрыва сердца - у нас лопаются сосуды, рвутся нервы, наваливаются параличи и прочие простатиты. У меня сейчас критический возраст. Поэтому хочу жить не быстро, а лихо. Не спешно, но успеть как можно больше. Я хочу быть интересным, а самое главное нужным. Я прекрасно понимаю, что если вдруг выйду и упаду замертво - общественной памяти хватит только на мой некролог (горько усмехается). Люди замрут на секунду, и побегут дальше".
Источник:
6 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена